Сделай Сам Свою Работу на 5

Иные правовые средства защиты граждан от вредного воздействия рекламы





Помимо средств, специально предназначенных для защиты граждан именно от рекламы, законодательство располагает широким кругом механизмов, которые способны защитить гражданина разнообразных угроз, одним из которых является реклама.

Полный перечень данных правовых средств представить затруднительно ввиду их большого количества, так что мы отметим лишь некоторые, наиболее важные.

В соответствии со статьёй 15 Гражданского Кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.



Статья 151 Гражданского Кодекса РФ определяет, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В то же время 152 статья Гражданского Кодекса РФ предоставляет гражданину право требовать в судебном порядке опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Добиться исполнения своих требований гражданин может с помощью обращения в суд по правилам Гражданского Процессуального Кодекса РФ в порядке искового производства.



Также закон предоставляет гражданам право на подачу жалоб в органы прокуратуры.

Прокурор обязан провести проверку по поступившей жалобе, при этом он вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, иметь доступ к их документам и материалам;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

- разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В качестве меры прокурорского реагирования прокурор может внести представление об устранении нарушений закона, прав и свобод человека и гражданина. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Данное постановление направляется в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу для рассмотрения.

Стоит отметить, что в настоящее время прокуроры редко самостоятельно осуществляют надзорные мероприятия в сфере рекламы, так как деятельность ФАС России и её территориальных органов по своему назначению призвана заменить государственный надзор в данной области.



В заключении следует рассмотреть саморегулирование в рекламной деятельности. Саморегулирование определяется Журиной И.Г. как регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль над соблюдением установленных ими же правил[1]. Институт саморегулирования рекламной деятельности в отечественной науке рассматривался Кирилловых А.А. Кособродовым В.М., Барановой М.В., Романовская О.В., которые видят в этом институте большую перспективу для развития рекламных правоотношений именно в аспекте защиты прав потребителей рекламы.

Предметом саморегулирования в сфере рекламы выступает, как правило, предупреждение негативного воздействия рекламы на ее потребителей. В частности, тематика саморегулирования сводится в основном к запрету неэтичной, заведомо ложной, недостоверной, недобросовестной, скрытой рекламы[2].

Саморегулируемые организации в сфере рекламы, по мнению О.В. Романовской, представляют собой элемент процесса институционализации гражданского общества в современной России. Безусловно, этот элемент не является ключевым, фундаментальным, но саморегулирование в рекламной деятельности затрагивает интересы широкого круга лиц (рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей)[3].

Предлагается также наряду с системой саморегулирования создать систему сорегулирования, добровольно объединив различных субъектов рекламных правовотношений.

Подводя итог своего исследования, Кособродов О.В. пишет: «Взаимодействие СРО рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей и (или) потребителей с организациями сорегулирования в сфере рекламы обеспечит более быстрый способ исправления допущенных нарушений, чем обращение к закону. Данные организации могут выступать посредниками между СРО, потребителями и ФАС РФ, и в случае нежелания профессиональных участников рекламной индустрии добровольно устранить допущенные ими нарушения организации сорегулирования в сфере рекламы будут вынуждены обращаться в ФАС России в целях принятия компетентным органом мер, предусмотренных действующим законодательством»[4].

Среди саморегулируемых организаций активной и довольно результативной деятельностью отличаются Национальная рекламная ассоциация, Комитет по рекламе ТПП России, Национальная ассоциация наружной рекламы и информации, Индустриальная комиссия по этике и добросовестности в рекламе Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ) и др[5].

Положительные результаты деятельности саморегулируемых организаций заключаются в том, что они способны более быстро и динамично реагировать на явления и процессы, происходящие в обществе. Они могут устанавливать этические нормы для всех участников и в то же время защищать рекламодателей от перегибов со стороны государственных органов[6].

К сожалению, учёные признают, что в настоящее время в России институты саморегулирования рекламной деятельности развиты недостаточно. Это обстоятельство, прежде всего, не позволяет говорить о саморегулировании как о полноценной части механизма защиты граждан от вредного воздействия рекламы. Однако есть не менее важная деталь, а именно добровольная природа саморегулирования и его правовое обеспечение: санкции за неисполнение требований организации носят лишь моральный характер. Это не позволяет относить институт саморегулирования рекламной деятельности к механизму правовой защиты граждан от вредного воздействия рекламы, но оставляет за этим институтом роль социального регулятора.

Таким образом, правовая система Российской Федерации содержит в себе множество правовых средств, которые созданы для защиты граждан от разнообразных угроз и которые могут быть использованы для их защиты в том числе от вредного воздействия рекламы. Они обладают различной структурой, принципами действия и занимают различное положение в правовой системе Российской Федерации, однако возможность с их помощью защититься от вредного воздействия рекламы позволяет рассматривать их как часть комплекса правовых средств защиты граждан от вредного воздействия рекламы.

 

 


[1] См.: Журина И.Г. К вопросу о правовой природе саморегулирования // Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.05.2015). СПС.

 

[2] См.: Кирилловых А.А. Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности // Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.05.2015). СПС.

[3] См.: Романовская О.В. Саморегулирование в сфере рекламы // Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.05.2015). СПС.

[4] См.: Кособродов В.М. Саморегулирование рекламной деятельности в Российской Федерации // Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.05.2015). СПС.

[5] См.: Кирилловых А.А. Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности // Доступ из «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.05.2015). СПС.

[6] См.: Григорьева А. Реклама и право // ЭЖ-Юрист. 2010. N 35. С. 13.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.