Сделай Сам Свою Работу на 5

Этиология. Патогенез. Нозология





Учебное пособие

 

 

Для студентов фармацевтических институтов

 

С.А.Реккандт

 

 

П а т о л о г и я

 

 

Пятигорск - 2013г.

УДК

ББК

Р36

Автор: С.А.Реккандт

Рецензенты:

 

 

Р36 Патология: Учебное пособие/С.А.Реккандт – Пятигорск. 2013. - 237 с.: ил.

ISBN ???????????

 

 

Учебное пособие написано доцентом кафедры фармакологии и патологии (зав. каф. А.В.Воронков) Пятигорского филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ С.А. Реккандтом. Материал пособия изложен в двух частях: «Общая патология» и «Частная патология», отражает современные представления об этиологии, патогенезе и принципах терапии типовых патологических процессов и наиболее распространенных болезней человека. Автор, имея многолетний опыт преподавания фармакологии и патологии в фармацевтическом вузе, стремился адаптировать и подготовить материал к последующему его использованию при изучении предметов «Фармакология» и «Клиническая фармакология». Учебное пособие написано в соответствии с действущей программой по патологии, утвержденной Минздравом РФ и рекомендуется студентам фармацевтических институтов и фармацевтических факультетов медицинских институтов.



 

УДК

ББК

 

 

Ó Реккандт С.А.

Ó Дизайн и вёрстка

Часть первая

 

 

 

Общая патология

 

 

Введение

Предмет «Патология» в системе формирования специальности – провизор

Среди профессиональных работников, реализующих конечную задачу медицины - сохранение и восстановление здоровья человека, важная роль возложена на провизора - специалиста в области лекарствоведения. Сегодня провизор все меньше занимается изготовлением лекарственных средств и лекарственных форм по индивидуальным рецептам, а всё больше - реализацией готовых препаратов. Реальность состоит в том, что фармацевтический рынок предлагает большой выбор не только новых лекарственных средств, но и хорошо зарекомендовавших себя ранее, а также комбинированных лекарственных препаратов. Они поступают в аптеку от разных фирм - изготовителей и под разными названиями. В этой связи провизору необходимо прекрасно разбираться в аналогах и синонимах препаратов, уметь всесторонне и глубоко анализировать информацию о новинках и своевременно сообщать врачу об их преимуществах, особенностях применения, физико-химических, фармакокинетических и фармакологических совместимостях и несовместимостях. Только такая работа провизора в тесном содружестве с врачем, может обеспечить эффективное и безопасное лекарственное лечение больного. В этой связи формирование провизора, как специалиста, так и личности существенное значение имеет медико-биологическая подготовленность.



Предмет «Патология» призван создать у провизора необходимый для этого уровень медицинских знаний и умений. Главные цели этой дисциплины в фармвузе состоят в следующем:

* формирование у провизора знаний этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений патологических процессов, состояний и болезней и принципов их лечения.

* создание основы для выработки умений и навыков по оказанию неотложной доврачебной медицинской помощи.

* обеспечение необходимой базы знаний для усвоения фармакологии и клинической фармакологии - дисциплин, завершающих медико-биологическое формирование провизора.

Краткое содержание предмета и его задач изображено на рис.1.

Рис.1

Предмет и задачи патологии в фармвузе

  Патология – наука, изучающая болезнь, ее биологическую сущность и закономерности развития    
     
     
Общая патология– учение о закономерностях возникновения и развития патологических процессов и состояний   Частная патология– учение о закономерностях возникновения и развития конкретных болезней и их форм
         
Создает систему знаний об общих механизмахморфофункциональных изменений, лежащих в основе разных болезней   Создает систему знаний об особенностях сочетания уникальных механизмов, составляющих основу конкретной болезни и принципов их номализации или устранения
     
   
                     
Обеспечивает умение ориентироваться в сущности болезни, ее профилактики и лечении   Формирует базисные знания для усвоения фармакологии и клинической фармакологии   Формирует необходимые знания для консультативной деятельности врачам и больным   Готовит к участию в создании новых лекарственных средств
                     

 



Патология – учение о болезни (от греч. Pathos – болезнь и logos – учение). Как в учебной дисциплине в ней можно выделить четыре основных раздела:

1 - общую нозологию, формирующую основные понятия и категории патологии, номенклатуру и классификации болезней;

2 – механизмы повреждения и саногенеза структур организма;

3 – типовые патологические процессы – стандартные структурно-функциональные нарушения, возникающие в ответ на повреждение и состоявляющие основу болезней;

4 –частную патологию, изучающую конкретные формы болезней органов и систем организма.

 

Глава 1. Общее учение о болезни (общая нозология)

Здоровье. Болезнь

Под здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности человеческого организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенную адаптацию и самореализацию в среде обитания. Здоровье – оптимум функционирования организма как целостной системы. Эксперты ВОЗ определяют здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Болезнь – победа повреждающих факторов над механизмами защиты, проявляющаяся на организменном уровне. Болезнь существенно снижает адаптационные возможности и качество жизни больного. Основу болезни составляет патологический процесс, представляющий собой структурно-функциональные нарушения в очаге повреждения. Если он не локализуется местными и организменными защитно-приспособительными механизмами, то его прогрессирование квалифицируется уже как заболевание. Уникальность одной и той же болезни у разных больных зависит от особенностей исходного состояния защитно-прспособительных механизмов индивида и, соответственно, их реагирования на повреждение. Вместе с тем организм обладает и рядом стереотипных (неспецифических) ответов на самые разнообразные повреждения, проявляющихся в виде типовых патологических процессов. К ним относятся воспаление, отек, опухолевый рост, лихорадка, дистрофия и др.

Ответ организма на действие патогенных агентов может реализоваться в виде патологической реакции - качественно и/или количественно измененной реакции, неадекватной и биологически нецелесообразной. Ее примерами могут служить аллергия, фобии (немотивированные страхи), патологические рефлексы. Патологические реакции нередко представляют угрозу для жизни больного. Повреждение может также реализоваться и в виде патологического состояния. Его отличительными чертами являются длительное, иногда на всю жизнь течение при отсутствии, как правило, склонности к интенсивному прогрессированию. Примерами патологических состояний могут служить различные уродства и аномалии развития («заячья губа», «волчья пасть», косолапость, плоскостопие и др.), отсутствие хирургически удаленного органа: почки, легкого и др. Патологические состояния являются предрасполагающими и, нередко, причинными факторами возникновения болезней. Например, отсутствие зубов способствует развитию гастрита, а деформация клапанов сердца является причиной формирования сердечной недостаточности.

Специфические, характеризующие функциональную недостаточность органа или системы и неспецифические: лихорадка, слабость, плохой аппетит и т.д. проявления болезни называются симптомами. В свою очередь, ряд специфических для данного заболевания симптомов формирует синдром, являющийся диагностическим базисом болезни.

Этиология. Патогенез. Нозология

Этиология(от греч. Aitia – причина, logos – слово, разум) - учение о причинах и условиях возникновения болезней. Повреждающие факторы, вызывающие болезни называются этиологическими. Совместно с особенностями своих механизмов и особенностями организменного реагирования они придают возникающей болезни индивидуально-специфические черты. Этиологические факторы могут быть внешними - экзогенными и внутренними – эндогенными. По способности вызывать повреждение их подразделяют следующим образом:

- экстремальные, или чрезвычайные факторы, всегда вызывающие повреждение. Например, электрический ток высокого напряжения, механические травмы, вирулентные микроорганизмы, радиация, агрессивные химические вещества, лекарственные препараты в токсических дозах и др.;

- обычные факторы, способные вызывать повреждение при длительном воздействии или измененной концентрации. Например, высокие или низкие температуры, пониженное или повышенное содержание кислорода в воздухе и др.;

- индифферентны факторы, способные вызвать патологию лишь при наличии к ним необычно высокой предрасположенности. Например, пыльца растений вызывает аллергию только у лиц, имеющих аллергическую предрасположенность.

Возникновению и прогрессированию болезни способствуют многочисленные предрасполагающие факторы, называемые факторами риска. Сами по себе они патологию не вызывают, но существенно повышают ее вероятность. Различают устранимые, плохоустранимые и неустранимые факторы риска. К устранимым факторам риска относятся бытовые и производственные вредности (плохое питание, гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, загрязнение среды обитания, переутомление, психоэмоциональное перенапряжение и др.).

К плохоустранимым факторам риска, как правило, относятся сопутствующие заболевания, хронические вялотекущие патологические процессы или патологические состояния.

К неустранимым на сегдняшний день факторам риска относятся генетические дефекты.

Знание факторов риска и избегание их профилактирует болезнь, а их устранение в ходе лечения повышает его эффективность.

Патогенез болезни (от греч. Pathos - страдание, genesis – рождение) представляет собой совокупность местных и организменных структурно-функциональных нарушений, вовлеченных в формирование заболевания. Ведущие, главные механизмы этих нарушений вызывают каскад вторичных нарушений, поддерживающих и усиливающих первичный патологический процесс. Так возникает порочный круг болезни. Выявление главных механизмов патогенеза и их последующая коррекция является основой эффективности лечения. Например, если главным звеном патогенеза артериальной гипертензии является гиперактивность прессорной ренин - ангиотензиновой системы, то применение ее блокаторов нормализует АД и прервет дальнейшее развитие патологии. Применение же гипотензивных препаратов с другим механизмом действия окажется неэффективным: АД будет продолжать повышаться, а патология прогрессировать. Патогенез – саморазвивающийся процесс, включающий в себя как механизмы повреждения, так и механизмы саногенеза – защиты и компенсации нарушенных функций, а также восстановления поврежденных структур.

Саногенетические механизмы осуществляются с помощью быстрых компенсаторно-приспособительных реакций (КПР) и более длительных компенсаторно-приспособительных процессов (КПП). Срочные или «аварийные»КПР возникают в первые секунды и минуты после воздействия повреждающих факторов. Они представляют собой главным образом защитные рефлексы (например, активация симпатоадреналовой системы при стрессе, чихание, кашель, рвота и др.). Относительно устойчивые КПП действуют в течение всей болезни и заключаются в мобилизации резервов организма (например, увеличения дыхательной поверхности легких на 75 – 80%, мощности сердечной мышцы на 80%, почечного очищения на 75 – 80%, функций печени на 85 – 88% и т.д.). Одновременно активируются процессы метаболизма, детоксикации, иммунной защиты, теплорегуляции, гемопоэза и др. Продолжительно устойчивые КПП характеризуются интенсификацией клеточного обновления и синтетических процессов (регенерация, гиперплазия, гипертрофия, и др.) и могут сохраняться многие месяцы и годы после перенесенной болезни.

Сочетание этиологических и патогенетических особенностей болезни формируют ее нозологическую форму (от греч. Nosos – болезнь) или номенклатурную единицу: например, норморенинная форма гипертонической болезни, 1 стадия, лабильная фаза.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.