Сделай Сам Свою Работу на 5

Соотношение понятий «Трудовые ресурсы» и «человеческий капитал».





Трудовые ресурсы: формирование и использование.

6. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

Персонал фирмы и его изменения имеют определенные количественные и качественные характеристики:

Количественная характеристика персонала фирмы, в первую очередь, измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников фирмы – это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность – расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество целодневных простоев (отпуска, болезни, командировки и т.д.).

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Он применяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность работников за квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы предприятия в квартале (году) и деления полученной суммы на три.



Качественная характеристика трудовых ресурсов предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности работников для достижения целей, поставленных предприятием. К качественным характеристикам трудовых ресурсов можно отнести здоровье, интеллектуальные способности, профессиональный опыт и навыки, возраст, социализация индивидуумов, и так далее.

Основными показателями, характеризующими качество трудовых ресурсов относятся:

1. Возрастная структура населения.

2. Половая структура населения.



3. Образовательная структура населения (уровень образования по видам образования).

4. Семейная структура населения.

5. Этническая структура населения.

6. Профессионально квалификационная структура населения.

7. Индекс средней ожидаемой продолжительности жизни.

8. Индекс развития человеческого потенциала

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую. Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.


Соотношение понятий «Трудовые ресурсы» и «человеческий капитал».

Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека. Понятие «человеческие ресурсы» более емкое, чем «трудовые ресурсы» и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика человеческих ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.), состоит в следующем:

 люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально осмысленная, а не механическая; процессы взаимодействия между субъектом управления и людьми являются двусторонними;

 вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации;



 люди выбирают определенный вид деятельности (производственной или непроизводственной, умственной или физической) осознанно, ставя перед собой определенные цели.

Важным понятием, тесно связанным с трудовыми ресурсами, считается человеческий капитал. Под ним понимается совокупность знаний и навыков работников. В расширенной трактовке к человеческому капиталу относят состояние здоровья работников, их личностные характеристики, культурный уровень, состояние трудовой морали, систему мотивации. Для оценки человеческого капитала в него включается накопленная стоимость всех расходов на образование, подготовку и переподготовку рабочей силы (расходы на здравоохранение и культуру, если речь идет о широком значении человеческого капитала).

Впервые термин человеческий капитал был предложен американским экономистом Джейкобом Минсером (1922– 2006) в 1958 г. в статье "Инвестиции в человеческий капитал и распределение личных доходов". Однако наибольший вклад в разработку теории человеческого капитала сделали американские экономисты – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц (1902–1998) и Гэри Беккер(р. 1930). Свою лепту внесли и другие известные экономисты – Саймон Кузнец, Эдвард Денисон, Джон Кендрик, Роберт Солоу, Роберт Лукас и др.

К трудовым ресурсам относят население, способное работать. Это прежде всего люди в трудоспособном возрасте, а также работающие пенсионеры, подростки, иммигранты.

Однако статистические органы предпочитают термин экономически активное население, который охватывает занятых и безработных (как синоним часто употребляется понятие рабочая сила). В свою очередь, занятые подразделяются на работающих полную и неполную рабочую неделю. По международной статистике, к первой категории относятся лица, проработавшие 35 ч и более в течение недели, а ко второй – от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в пересчете на полный рабочий день.

В экономически активном населении выделяют также наемных и самозанятых (работающих на себя) работников. В развитых странах первая категория составляет в среднем 85–90% экономически активного населения, в менее развитых она намного меньше, прежде всего из-за большого числа мелких хозяйств в первичном секторе, работающих больше на себя, чем на рынок. Самозанятые составляют основу неформальной экономики.

Человеческий капитал— совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в оценке экономической отдачи от образования.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.