Тема 4. Система специального образования в России
Узловые вопросы темы
1. Государственная политика в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии.
2. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии.
3. Современная система специального образования в России.
4. Профессиональное образование молодежи и взрослых с ограниченной трудоспособностью.
5. Реформирование и развитие системы специального образования: основные идеи, задачи, направления и опыт реализации.
6. Проблема интеграции в сфере образования на современном этапе.
Вопросы для дополнительных сообщений и реферативных работ
1. Международные правовые документы в сфере специального образования.
2. Российские законы и типовые положения, регламентирующие деятельность в сфере специального образования.
3. Органы управления системой специального образования.
4. Кадровое обеспечение системы специального образования.
5. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
6. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
7. Система школьного специального образования.
8. Система профессионального образования и профессиональной адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью.
9. Оказание социально-педагогической помощи в социокультурной адаптации лицам с ограниченными возможностями здоровья.
10. Социально-трудовая адаптация лиц с отклонениями в развитии.
11. Реформирование системы специального образования: направления поиска, пути осуществления, актуальные проблемы.
12. Проблема создания государственной системы ранней помощи лицам с отклонениями в развитии.
13. Выявление детей с отклонениями в развитии и проблема дифференциальной диагностики.
14. Система социальных институтов для детей с отклонениями в развитии (школа-центр, диагностический центр, реабилитационный центр, эстетический центр и др.).
15. Организация и содержание работы ПМПК. Отбор детей в специальные учреждения.
16. Многообразие форм обучения детей с отклонениями в развитии.
17. Проблема внедрения идеи интегрированного обучения детей разных категорий.
18. Реализация идеи инклюзивного образования.
19. Развитие системы специального образования в Республике Мордовия.
Литературные источники
1. Аксенова, Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л. И. Аксенова // Дефектология. - 1997. - № 1. - С. 3 - 10.
2. Дмитриев, А. А. О формировании единого специального образовательного пространства в Красноярском крае / А. А. Дмитриев // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 13 - 18.
3. Карпунина, О. И. Состояние системы специального образования в Республике Мордовия / О. И. Карпунина // Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз сб. научн.-метод. тр. Выпуск 2 / Под ред. Н. Н.Морозовой, И. В.Чумаковой, Е. А.Шиловой. - Саранск, 1999. - С. 3 - 6.
4. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - Изд-во НПЦ ЭНАС, 2002. - С. 27 - 31.
5. Кондрашин, В. И. Региональная модель диагностико-коррекционной службы / В. И. Кондрашин, И. Ф. Марковская, Н. А. Цыпина // Дефектология. - 1996. - № 5. - С. 34 - 38.
6. Коррекционная педагогика : Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Изд. центр “Академия”, 2005. - С. 105 - 138.
7. Линьков, В. В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений государства и специального образования / В. В. Линьков // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 5 -11.
8. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. - М. : Изд. центр “Академия”, 2001. - С. 31 - 47, 48 - 58, 113 - 148.
9. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детеям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 3 - 8.
10. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр “Академия”, 2008. - С. 122 - 204, 352 - 370.
11. Жданов, В. В. Школа-центр для детей-инвалидов как один из путей развития специального образования / В. В. Жданов // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 3 - 6.
Нормативные материалы
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999 (Проект).
2. Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. № 12 - ФЗ // Официальные документы в образовании. – 2000. – № 14. – С. 2 – 59.
3. Инструктивное письмо Минобразования России № 48, 1997 г. «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов» // Вестник образования. – 1998. – № 4. – С. 68 – 80.
4. О едином государственном экзамене для учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2007. № 4. – С. 86 – 87.
5. О процедуре проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников и поступающих с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 84 – 85.
6. Постановление Правительства РФ № 288 от 12 марта 1997 г. «Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» // Образование в документах. – 1997. – № 10. – С. 70 – 78.
7. Постановление Правительства РФ № 861 от 18 июля 1996 г. «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
8. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2000. – № 6. – С. 3 – 8.
9. Проект федерального закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) // Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – С. 248 – 259.
Дополнительная литература
1. Алексеев, П. И. Школа для детей с нарушениями слуха / П. И. Алексеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 3. – С. 53 – 54.
2. Антонова, З. П. Оценка эффективности работы служб ранней помощи семье с проблемным ребенком в Самарской области / З. П. Антонова, Ю. А. Разенкова // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 50 – 60.
3. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. - № 3. – С. 51 – 54.
4. Беленкова, Л. Ю. Система специального образования Мордовии: история и современность / Л. Ю. Беленкова // Дефектология. – 2005. – № 3. – С. 56 – 61.
5. Дианова, Ю. Б. Опыт создания системы служб ранней помощи в Красноярском крае / Ю. Б. Дианова // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 68 – 71.
6. Дмитриева, Л. М. Деятельность центра психолого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому / Л. М. Дмитриева // Дефектология. – 2008. – № 2. – С. 64 – 67.
7. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – С. 29 – 34.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 105 – 138.
9. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60 – 68.
10. Евстешина, О. И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта / О. И. Евстешина, М. С. Белякова // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 66 – 71.
11. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М. : Изд. центр «Академия». – 2006. – С. 26 – 33.
12. Олигофренопедагогика / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. – М. : Дрофа, 2009. – С. 62 – 80.
13. Основы управления специальным образованием / под ред. Д. С. Шилова. – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – С. 31 – 47, 48 – 58, 113 – 148.
14. Рылова, Н. Г. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида / Н. Г. Рылова, Е. А. Нежданова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 5. – С. 44 – 48.
15. Самарина, Л. В. Служба раннего вмешательства: новая форма оказания помощи и поддержки детям раннего возраста и их семьям / Л. В. Самарина // Дефектология. – 2005. – № 1. – С. 21 – 24.
16. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М. : Изд. центр «Академия», 2008. – С.157 – 204.
17. Шматко, Н. Д. Подходы к модернизации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 19 – 23.
Задания для самостоятельной работы
1. Проработать теоретический материал по учебным пособиям.
2. Познакомиться с материалами нормативных документов.
3. Записать в педагогический словарь основные термины по теме /например, система образования, специальное образование, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, интеграция, интегрированное обучение аномальных детей, дифференцированное обучение аномальных детей и др./.
4. Составить опорные схемы по вопросам “Система специального образования в России”, “Основные направления реформирования системы специального образования в России”, “Система специального образования в Республике Мордовия”, «Тенденции развития системы специального образования».
5. Рассмотреть и проанализировать различные формы образования и оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.
6. Подготовить ответы по узловым вопросам темы, а также сообщение по одной из предложенных или самостоятельно выбранных тем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|