Сделай Сам Свою Работу на 5

Ученые спорят из-за черепа





ПЛАН

1.Предпосылки антропосоциогенеза.

2. Теории происхождения человека:

- креационизм;

- эволюционизм;

- теория А. Уоллеса;

- трудовая теория Ф. Энгельса;

- синтетическая теория эволюции;

- космизм;

- теории моноцентризма и полицентризма.

3. основные вехи антропосоциогенеза:

- шкала антропосоциогенеза;

- австралопитеки;

- человек умелый;

- неандертальцы;

- кроманьонский человек.

4. Итоги семинара.

 

Основные понятия:

антропосоциогенез, антропогенез, социогенез, австралопитек, питекантроп, неандерталец, гоминизация, неокортекс, Homo sapiens.

 

 

Литература

1. Хршанфова Е.Н. Древ­нейшие этапы гоминизации//Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т. 2. М., 1987. С. 5—92

2. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М, 1977;

3. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.,1974

4. Мотовилов К.А. Происхождение и систематика отряда приматов. Происхождение человека. М., 1985.

5. Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985.

6. Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек. 1997. № 1.

7. Веб-сайты:

- http://rusk.ru; ВВС News: www.nature.ru;

- xTerra.ru;

- www.espada.nm.ru;

- www.examen.ru;

- www.compulenta.ru;



- NewScientist.com;

- www.virsky.euro.ru;

- MIGnews;

- http://schools.techno.ru;

- http://narmer.narod.ru; www.rg.ru.

 

АНТРОПОГЕНЕЗ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

Исторически длительный процесс превращения человека из биологичес­кого существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называют антропосоциогенезом (от греч. anthropos — человек, пат. societas -общество и греч. genesis — происхождение). Они видят в нем неразрыв­ное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). Первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, — собственно процесс социоге­неза.

1 При подготовке данных материалов использована информация из изданий: Хршанфова Е.Н. Древ­нейшие этапы гоминизации//Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т. 2. М., 1987. С. 5—92 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М, 1977; Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.,1974 Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985. Andrews P. The descent of man // New Scientist. 1984. Vol. 102, № 1408; Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек. 1997. № 1. С веб-сайтов: http://rusk.ru; ВВС News: www.nature.ru; xTerra.ru; www.espada.nm.ru; www.examen.ru; www.compulenta.ru; NewScientist.com; www.virsky.euro.ru; MIGnews; http://schools.techno.ru; Мотовияов К.А. Происхождение и систематика отряда приматов. Происхождение человека. — http://narmer.narod.ru; www.rg.ru.



Антропосоциогенез — как его понимать? В научной литературе нет еди­ной трактовки данного термина. Попробуем разобраться.

В отечественной литературе принято делить весь человеческий род на три большие группы: архантропы, т.е. формирующиеся люди (к ним относятся питекантропы, синантропы и другие ранние виды); палеоантропы (неандер­тальцы), они жили в формирующемся обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной); неоантропы {Homo sapiens), т.е. «готовые» люди: в этот время праобщество превратилось в «готовое» общество. По археологической периодизации это — ранний палеолит. Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн лет, назывался эпохой становления человека и общества, т.е. антропосоциогенезом2. В зарубежной литературе нет архантропов, палеоантропов и неоантропов. Да и отечествен­ные ученые все больше отходят сегодня от устаревших советских схем, при­выкая к международной терминологии. Между тем схема была довольно ло­гичной, но, к сожалению, она ничего нового к объяснению антропологичес­кого материала не добавляла.



Как следует из самого понятия, антропогенез — это происхождение че­ловеческого рода, включая всю его дописьменную историю. В таком случае этот процесс включает все историко-эволюционные типы человека, начиная с древнейших видов гоминид (первого обезьяночеловека — питекантропа) и заканчивая высшим их видом — Homo sapiens sapiens. Такова расширитель­ная трактовка антропогенеза. Она имеет право на существование потому, что исключение из этого глобального процесса самых ранних, по существу еще обезьяньих, предшественников человека, чистых гоминид, в частности ав­стралопитеков, не позволит проследить все этапы и выявить все механизмы превращения «недочеловека» в современного человека. Другие специалис­ты придерживаются узкой трактовки антропогенеза, полагая, что его начало следует относить к переходу от хабилисов к питекантропам, который про­изошел примерно 1,5—1 млн лет назад. Временная шкала антропогенеза со­кращается, зато на укороченном отрезке более отчетливо видны произошед­шие изменения, в частности морфологические изменения черепа и тела.

Социогенез, вторая составляющая термина «антропосоционегез», вклю­чает всю дописьменную историю человеческого общества, начиная со стада предлюдей до появления ранних государств (Шумер, Аккад, Древний Еги-

Врезка

Ученые спорят из-за черепа

Дебаты вокруг черепа Тумая, обнаруженного в июле 2002 г. в песках Сахары и предположитель­но принадлежащего самому древнему предку человека, разгорелись с новой силой. Череп был обнаружен группой французского палеон­толога Мишеля Брюне, который считает, что находке 6-7 млн лет. Главным оппонентом Брю­не на сегодняшний день является Милфорд Волпофф из университета Мичигана. Он утвер-

ждает, что череп принадлежал самке гориллы, впрочем, не предъявляя никаких доказательств своей точки зрения. Эта дискуссия весьма зна­чима для научного сообщества, поскольку под сомнение ставятся теория происхождения и эво­люция человека. Ученый мир пока наблюдает за дебатами со стороны, вяло комментируя проис­ходящее. Брюне призывает коллег произвести дополнительные исследования находки.

Источник: www.membrana.ru.

2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

пет и др.)- С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации. Термин «доисторический человек», давно вошед­ший в научный обиход, заставляет ду­мать, что кроме него существует исто­рический человек, тот, руками и разу­мом которого создана цивилизация и письменная летопись человечества. Стало быть, должны существовать две парные категории — доисторический и исторический человек, доисторичес­кое и историческое общество.

В обыденном словоупотреблении «социальное происхождение» человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосред­ственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни? Собственная история человека, хроника его жизни — это уже биогра­фия. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления самого обще­ства начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу.

Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез — две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения человеческого рода и общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновремен­но как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антропосоциогенеза.

По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, кото­рое насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сивапитека), не менее 14 млн лет, впол­не применим термин «филогенез», используемый специалистами. Тогда пе­риод с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2,2 млн лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действи­тельно начинаются с австралопитеков. Они представляли собой высокораз­витых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали созна­тельно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости живот­ных и т.д.).

Филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхожде­ние) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал измене­ния, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изме-

нения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобра­зования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтоге­нез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филоге­нез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, по­скольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза — родословное (или филогенетическое) древо. Дре­во жизни — отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие «филогения» обозначает историческое развитие мира живых орга­низмов как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов.

Если использовать термины «доисторический» и «исторический» приме­нительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему, или древнему, доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторичес­кому человеку — неандертальца.

В широком значении антропогенез обозначает совокупность всех исто-рико-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез — совокуп­ность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).

В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропо­логии используется еще один термин — «гоминизация». Гоминизация (от лат. Homo — человек) — процесс очеловечения обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Homosapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эво-люционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефализация), адап­тацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, созна­ния, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминиза-ции явилась трудовая деятельность.

Согласно Н.Н. Моисееву, развитие человечества начиная с верхнего па­леолита происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социо-генезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее разви­тие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессиро­вать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Веду­щим фактором социогенеза, с точки зрения Моисеева, выступали особенно­сти организации и социальной структуры племени, а не интеллект и лично­стные качества, такие, как доброта или сочувствие к ближнему3.

3 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Оба термина, «антропогенез» и «социогенез», конкретизируют более ши­рокий и одновременно более размытый термин «социальное происхожде­ние». Социальное происхождение человека — общественная позиция и ста­тус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня зем­ляне, «родителями» выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком очень широком значении наша родословная имеет не менее 14 млн лет, а в узком — более 2 млн у человеческого общества, как и у че­ловеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили.

Примерно так же рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении нации и народностей. В частности, термин «этногенез» Ю.В. Бромлей пред­лагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала «этничес­кая история»4.

Не будет ничего удивительного в том, если новые открытия археологов и антропологов изменят существующие представления о человеческой и обще­ственной родословной. Возможно, одна из них удлинится или укоротится, пополнится новыми ветвями родословного древа, какие-то из них, ранее казавшиеся незыблемыми, отпадут или укоротятся. Вслед за новыми откры­тиями придется, возможно, пересматривать и теоретические модели. Ска­жем, в соответствии с новейшими данными, самые ранние виды людей (за это их называют еще предлюдьми, пралюдьми) появились 6—7 млн лет на­зад. В таком случае хронологическую карту антропогенеза придется видоиз­менить, но как именно — еще не ясно. Но важно договориться о понятиях.

Вряд ли следует пересматривать положение о том, что общество в соб­ственном смысле слова возникло 30—40 тыс. лет назад. Длительную стадию кристаллизации человеческой коллективности, которую именуют стадом

Врезка

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.