Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные стадии избирательного процесса





Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содержащимся в кон­ституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные долж­ности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспо­собные и эффективные органы власти.

Существует дваосновных типа избирательных систем: мажори­тарная (альтернативная) ипропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких манда­тов не получают. В зависимости от того, какое большинство тре­буется, мажоритарные избирательные системы делятся на систе­мыабсолютного большинства, которые чаще используются на пре­зидентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системыотносительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кан­дидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, полу­чивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допуска­ются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше ус­тановленного минимума).



Каждая из основных избирательных систем имеет свои силь­ные и слабые стороны. К числудостоинств мажоритарной систе­мы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди круп­ных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обыч­но не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов; 2) формирование устойчи­вых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депута­ты непосредственно избираются гражданами определенного окру­га и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, луч­ше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.



Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная изби­рательная система имеет и ряд существенныхнедостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избира­телей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в изби­рательных округах сторонников различных партий. Так, напри­мер, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее боль­шинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.

Непосредственная зависимость результатов выборов от распре­деления избирателей по округам создает опасность манипулиро­вания посредством тенденциозного нарезания избирательных ок­ругов. Такая практика искажения воли избирателей получила на­звание «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя — американского губернатора штата Мас­сачусетс Джерри).

Создавая возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей мень­шинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан не­доверие к политическому строю, абсентеизм или даже склон­ность к радикальным, недемократическим методам политичес­кой борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от насе­ления определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных инте­ресов.



В условиях остроконфликтного общества мажоритарная систе­ма достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разде­ляя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать со­перников, особенно при близости их программ, не на поиск пози­тивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократи­ческого строя.

На преодоление этих и некоторых дру­гих недостатков мажоритарной систе­мы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, по­лученным партиями или избирательными коалициями. Главноедо­стоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избира­телей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общест­ва, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенныене­достатки. Важнейший из них — относительно меньшая ста­бильность правительства. Характерное для этой системы широ­кое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь ус­тойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объ­единение же во многом разнородных по своим целям партий час­то приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпар­тийной коалиции, отличается большей эклектичностью и мень­шей последовательностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремист­ских сил многие страны используют т.н. заградительные барье­ры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получе­ния депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он состав­ляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых го­лосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

К. недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от по­зиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руко­водствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в пар­тийные списки и непопулярных людей. Однако возможность та­кого рода действий зависит от характера внутрипартийных отно­шений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных видасписков дляголосования: жест­кие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты полу­чают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обяза­тельно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный спи­сок, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

В современном мире применяются различные модификации как мажори­тарной, так и особенно пропорцио­нальной систем. Многие страны, стремясь максимально исполь­зовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, при­меняютсмешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна по­ловина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорцио­нальной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, пар­тии «зеленых» и др.) используютконсенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в по­рядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост пре­зидента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 баллов, за 2-е — 4, за 3-е — 3, за 4-е —2, за 5-е—1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосред­ственно влияют на характер партийных систем и всю избиратель­ную кампанию.

В зависимости от временной последо­вательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс делится на несколько этапов, стадий: 1) подго­товительный этап, характеризующий ту общественно-политичес­кую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организаци­онные мероприятия, делающие возможным проведение выборов; 2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией; 3) агитационно-пропагандистская кампания; 4) голосование и под­ведение итогов выборов. Строго говоря, лишь последние три эта­па характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.

Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяется их подлин­но демократический или манипулятивный характер. Эта среда (исторический контекст) включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс, К ним относятся:

— наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий подавляющего большин­ства граждан уважать результаты выборов. В частности поэтому свободные выборы либо вообще невозможны, либо становятся инструментом манипулирования в странах, политические элиты и основные общественные группы которых видят в выборах не сред­ство примирения и нахождения баланса политического влияния, а орудие укрепления своего господства и принуждения противни­ков к повиновению;

— уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободны­ми, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе су­ществовала атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства;

— электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. Она предполагает знание назначения и процедур выборов, основ­ных политических партий, их программ и кандидатов, информи­рованность и т.д. Гражданская просвещенность обеспечивает со­знательность и компетентность решений, без которых выборы яв­ляются не волеизъявлением народа, а инструментом массового манипулирования, используемым элитами;

— демократический характер регистрации избирателей. Это означает прежде всего отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку. В большинстве демократических стран мира составлением списков избирателей занимаются местные органы власти, которые автоматически вносят в них изменения в связи с переездом гражданина на другое место жительства, достижением им избирательного возраста и т.п. В США участие в выборах рас­сматривается как сугубо личное дело и заботиться о регистрации должен сам голосующий. Точность и полнота списков избирате­лей, а также наличие документов, позволяющих идентифициро­вать каждого человека, предотвращают возможность фальсификаций с помощью лишения одних людей права голоса и многократ­ного голосования других;

— демократический порядок регистрации и взаимоотноше­ний партий. Партии — главный субъект электоральной активнос­ти, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они — основной претендент на формирование парламента и пра­вительства. Во всех стабильных демократических государствах ха­рактер отношений между партиями определяет общую канву и атмосферу выборов. Для свободных выборов крайне важно, что­бы все признающие демократическую конституцию партии име­ли возможность регистрации, выдвижения депутатов и электо­ральной борьбы. Удержать партии от нарушений закона и эти­ческих норм и тем самым укрепить общую атмосферу доверия помогают межпартийные соглашения о кодексе поведения пар­тий, для контроля над соблюдением которых обычно создаются специальные комиссии, представляющие всех участников изби­рательного процесса;

— формирование независимых, беспристрастных и компетент­ных органов управления избирательным процессом. К ним отно­сится прежде всего избирательная комиссия. Ее функции разно­образны, хотя и не одинаковы в различных странах. Обычно это: толкование избирательного закона, определение правил и проце­дур проведения выборов, организация избирательных участков, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подпи­сей, регистрация избирателей и кандидатов, подготовка предвыбор­ных материалов и подбор аппарата, необходимого для проведения выборов, урегулирование возникающих споров, проведение меро­приятий по электоральному просвещению граждан, подсчет и све­дение результатов выборов и их объявление, общий контроль за про­цессом выборов. Беспристрастность и независимость членов изби­рательных комиссий призвано гарантировать наделение их особыми правами (привилегиями) и иммунитетом, как это имеет место у су­дей. Избирательные комиссии могут оказывать большое влияние на протекание и характер выборов, в том числе служить инструмен­том их фальсификации. Помимо избирательных комиссий важ­ные функции по организации выборов выполняют местные орга­ны власти, оказывающие им разностороннюю практическую по­мощь;

— наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмот­рения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и неза­висимых органов контроля за соблюдением избирательного зако­на всеми участниками электорального процесса, в том числе чле­нами избирательных комиссий. К этим органам относятся специальные (избирательные трибуналы) или общие суды, а в неко­торых странах — избирательная прокуратура. Такая прокуратура была создана, например, во время избирательной реформы в Мексике в 1994 г. для расследования электоральных преступле­ний: в частности использования государственными служащими служебного имущества и средств, в том числе транспортных, для поддержки определенной партии или кандидатов, для давления на подчиненных с целью побуждения их к определенному элек­торальному решению и т.п. Эффективность судебного контроля за выборами предполагает суровые санкции за противоправные действия: тюремное заключение, штрафы, отмену регистрации кандидатов или партий и т.п.

После проведения подготовительных мероприятий и официального назна­чения сроков выборов начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется по отношению как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случаеизби­рательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором— систему мероприятий, направ­ленных на успех конкретного кандидата или партии.

Первый шаг избирательной кампании — выдвижение канди­датов и (или) партий (движений). Существуют различные спосо­бы их выдвижения и регистрации: 1) сбор подписей в поддержку кандидата или партии; 2) предоставление регистрационного взно­са или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например спис­ка партийных активистов или членов группы поддержки; 3) авто­матическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспари­ваемых на предстоящих выборах постов.

Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, груп­пами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламент­ские, региональные и т.п.), а также от особенностей избиратель­ного закона страны. В одних государствах требуется миллион и более подписей; в других же, например в Великобритании, для формальной регистрации в качестве кандидата достаточно по­дать личное заявление, подписанное несколькими избирателями. Большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным препятствием для претендентов, представляю­щих малообеспеченные слои населения, которые обычно не обла­дают большими финансовыми (деньги), информационными (СМИ) и организационными (поддержка партии и (или) других организа­ций) ресурсами. Поэтому для обеспечения демократизма выбо­ров процедура выдвижения кандидатов не должна быть чрез­мерно сложной и дорогой и в то же время должна ограждать избирательную комиссию от претендентов, не пользующихся значительной общественной поддержкой. Слишком большое ко­личество претендентов и депутатов может затруднять проведе­ние выборов, дезориентировать избирателей и требует больших финансовых затрат со стороны государства. Международно при­знанные нормы свободных выборов предполагают ограничения для баллотировки кандидатов лишь по признакам гражданства, возраста, срока проживания в стране, судимости по уголовным делам, психической и физической полноценности.

Стадия выдвижения депутатов непосредственно определяет воз­можности и диапазон электорального выбора. История, в том числе новых государств, образовавшихся на территории СССР, знает не­мало примеров, когда власть имущие отсеивали неугодных кандида­тов еще на этапе их выдвижения, оставляя в списках для голосова­ния лишь «своих людей». В таких случаях создается иллюзия выбо­ра, а само народное волеизъявление превращается в фарс.

Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начина­ется агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие воз­можности убеждать избирателей в своих преимуществах с помо­щью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного лич­ного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному ок­ругу. Агитационная кампания оказывает большое влияние на ре­шения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание.

Для ведения избирательной кампании и главным образом для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обыч­но входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-сек­ретарь, политический организатор, координатор графика кампа­нии, технический секретарь и помощники. К этому штабу при­мыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профес­сиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имидж­мейкеров (специалистов по политической рекламе), а также акти­висты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некото­рые другие ее активные участники.

Современные агитационные кампании обычно ведутся в соот­ветствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет[25].

Любые выборы требуют наличия немалыхматериальных (день­ги, помещения и т.п.),временных (время, необходимое для подго­товки и проведения выборов, обучения аппарата, печатания бюлле­теней и предвыборных материалов, выработки программы и избира­тельной стратегии, сбора средств и т.п.) ичеловеческих (люди, уча­ствующие в избирательной кампании) ресурсов. Без таких ресурсов выборы либо вообще не состоятся, либо дадут явные преимущества обладателям электоральных ресурсов: представителям правящей груп­пировки, крупного капитала, владельцам СМИ и т.п.

Главное условие демократического характера агитационной кам­пании — примерное равенство или хотя бы справедливое распреде­ление ее ресурсов среди всех основных конкурентов. Это предпола­гаетвыравнивание избирательных фондов с помощью государствен­ного финансирования, ограничения частных взносов, запрета по­ступлений со стороны корпораций и иностранных граждан, а также с помощью других средств;обеспечение приблизительно равного до­ступа к СМИ, особенно электронным — без этого выборы превра­щаются в инструмент манипулирования;строгий запрет использо­вать государственные средства дляполучения преимуществ на выбо­рах. Последнее, в частности, предполагает недопущение использо­вания для ведения собственной кампании (в том числе для привле­чения внимания прессы) руководителями государства и высшими чиновниками своего служебного положения, государственных слу­жащих, а также помещений, транспорта, техники, телефонов и т.п.; запрет принятия в период избирательной кампании незапланиро­ванных социальных мер и программ, призванных повысить попу­лярность правительства на выборах и др. Нарушениями подобного рода явно изобиловали президентские выборы в России в 1996 г.

Агитационная кампания, завершаясь за одни или несколько суток до голосо­вания, оставляет избирателям возмож­ность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непо­средственно в день выборов. Голосование и подведение его итогов — кульминационный этап избирательного процесса. В этот пери­од непосредственно выражается воля граждан, определяющая со­став органов власти.

В наши дни голосование осуществляется с помощью либо спе­циальных избирательных машин (их первые образцы уже в конце XIX в. начали использовать в США), либо избирательных бюлле­теней. Последний способ голосования распространен гораздо шире. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосо­вать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предус­матриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование — дело добровольное.

Сразу же после завершения голосования избирательная комис­сия или другой специальный избирательный орган начинают под­счет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международ­ной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избира­тельных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депута­тов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.

Для того чтобы предотвратить подобные фальсификации и обес­печить доверие граждан к результатам выборов, необходим надеж­ный контроль за голосованием и подведением его итогов. Это обес­печивается формированием пользующейся доверием конкуриру­ющих партий избирательной комиссии; использованием незави­симых, в том числе международных, наблюдателей; независимое параллельное подведение итогов голосования, которое могут осу­ществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблю­датели. Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые про­тесты и обострить политическую ситуацию. Поэтому прозрачность выборов, предполагающая открытость всего избирательного про­цесса для наблюдения и контроля со стороны общественности, са­мих политических конкурентов и независимых наблюдателей, — важнейшее условие их демократичности.

 

Политические технологии.

Политические технологи – это сумма (система) последовательных, целенаправленных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение необходимого политического результата.

Пространство темы:

1. Проблема изучения политических технологий лежит в сфере прикладной политологии.

2. Политический менеджмент (политическое управление) охватывает область изучения: политическое руководство, социальное управление.

Политический маркетинг – это грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

В совокупности политические технологии и политический менеджмент находятся на пересечении знаний: политического маркетинга, политической конфликтологии, политического консалтинга, теории избирательного процесса.

Структура политических технологий (политический цикл).

Элементы:

- Аналитический элемент: этап составления карты участка с учетом тех особенностей, которые присущи данному электорату «политическая атмосфера».

- Процедурный элемент: выбор стратегии (глобальная цель) и тактики (локальные результаты) данной политической технологии. В отдельных видах политических технологий, включает в себя подбор команды, необходимой для осуществления данного и последующего этапов.

- Функциональный элемент: непосредственное осуществление выборной технологии, а также включает в себяпостанализ, который в обязательном случае осуществляется после завершения технологического цскла и подразумевает анализ всего проведенного цикла, с учетом ошибок и недоработок, которые пойдут в банк данных, с тем, чтобы в дальнейшем избежать их.

Все политические технологии можно разделить на:

1. Избирательные – имеют отношение к изберательным компаниям.

2. Политический маркетинг – относится к области политической рекламы и тесно переплетается с избирательными.

3. Урегулирование политического конфликта.

4. Политический консалтинг – относится к сфере переговорных процессов и консультаций.

5. Лоббирование – имеет отношения непосредственно в сфере «проталкивания» интересов (парламентаризм).

6. Паблик рилейшанс технологии (PR).

 

Технологии выборов.

Технологии напрвленны на то, чтобы обеспечить конкретному субъекту – отдельному лицу, группе, например политической партии или объединению, победу в процессе выборов.

Этапы проведения избирательной компании:

1. Общеорганизующий – на нем происходит подбор команды и предвыборного штаба.

2. Оценочно-личностный – на нем происходит оценка ресурсов и возможностей команды.

3. Оценочно-электоральный – на нем происходит оценка электората.

4. Командный – происходит разработка стратегии и тактики ведения избирательной кампании, а также разработка предвыборной платформы и программы кандидата.

5. Внедренческий – непосредственное проведение избирательной кампании.

6. Заключительный – анализируются результаты избирательной кампании, выявляются ошибки и недостатки.

Для выбора максимально эффективных избирательных технологий следует типологизировать аудиторию, на которую они будут направлены.

Типы объектов воздействия.

1.Неорганизованная аудитория – представлены на встречах политиков со своими избирателями - это люди, которые знают о выступлении кандидата, о месте и времени, но мало представляют цели и задачи.

2. Организованная аудитория – группа имеющая определенную политическую позицию (инициативная группа, группа поддержки, агитбригада).

3. Электоральный суррогат – масса достаточно большой части избирателей (эта аудитория обладает спецификой электоральных предпочтений и реакций, исследование которых позволяет предсказать результаты выборов).

Исследования которые необходимо повести.

1. Анализ (мониторинг) общественного мнения.

2. Анализ предыдущих выборов.

3. Демографический и геодемографический анализ.

4. Интервьюирование репрезентативных групп.

5. Поверхностное и пространственное моделирование.

6. Анализ основных проблем.

7. Анализ компании оппонента.

 

Цели избирательной компании.

1. Характеристика кандидата.

2. Характеристика оппонента.

3. Предметная почва, на которой строится диалог между кандидатом и избирателями.

4. Спор между кандидатом и оппонентом.

5. Характеристика электората, на поддержку которого рассчитывает данный кандидат.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.