Сделай Сам Свою Работу на 5

В политологии выделяются различные типы государств. Наиболее устоявшимися критериями типологии государств являются: форма правления, форма государственного устройства.





Под формой государственного управления принято понимать организацию верховной государственной власти, её структуру, правовой статус и субординацию высших органов, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

Самым распространенным и наиболее длительно существовавшим типом государства в прошлом была монархия. Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Среди монархии различают две разновидности: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия это такая форма правления, при которой власть правителя не имеет ограничений и носит в основном единоличный , самодержавный характер. Историческими формами неограниченной монархии являлись – деспотия, теократия, сословная монархия, абсолютизм, просвещенный абсолютизм.

В современном мире ближе всех к такой форме правления относятся Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман.

По мере демократизации обществ на смену неограниченной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная. Конституционная монархия представляет такую форму правления, в которой власть монарха ограничена на основе конституции. Чаще всего конституционный монарх просто «царствует, но не управляет», так как руководство страной осуществляется парламентом и правительством. Парламент выполняет законотворческие функции, а правительство осуществляет исполнительную власть, в государстве формируется независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Следует отметить, что правительства в конституционных монархиях формируются парламентским большинством и подчинено парламенту, а не монарху. Конституционные монархии в современном мире существуют в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и других странах.



В современной политической практике наиболее распространенной формой правления является республика. Республика – форма правления, в которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Формирование органов государственной власти происходит на основе всеобщих выборов, т.е. источником власти в республике является народ. В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента различают следующие виды республик: парламентская, президентская, смешанная.



В парламентской республике выборный парламент формирует правительство из числа лидеров партий, одержавших победу на выборах. Основным средством влияния парламента на правительство является вотум недоверия, означающий отставку правительства.

Руководитель правительства (премьер – министр, канцлер) первое лицо в парламентской монархии, а президент часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим представительские, церемониальные функции (визиты за рубеж, вручение наград и т.п.). Парламентская республика существует в Австрии, Индии, Германии, Италии, , Испании и некоторых других странах.

Главной отличительной чертой президентской республики является то, что всенародно избранный президент является и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой. Правительство назначается лично президентом и не ответственно перед парламентом. Парламент располагает всей полнотой законодательной власти и независим от президента, который не имеет права роспуска парламента. Президент не несет ответственности перед парламентом, однако в предусмотренных конституцией страны случаях(государственная измена, тяжкое преступление), он может быть привлечен к уголовной ответственности при соблюдении особой процедуры отречения от должности (импичмента). Президентская республика действует в США, Финляндии, Боливии, Венесуэле, Мексике и других странах.



У каждой из этих форм есть свои плюсы и минусы. В частности, парламентскую республику могут часто изматывать правительственные отставки и кризисы, если парламент раздроблен на многочисленные конфликтующие группы. Для президентской республики характерна большая стабильность власти в обществе, поскольку ради самосохранения законодательная и исполнительная ветви власти вынуждены сотрудничать, а президент может помогать им искать согласие.

Существуют также республики, в которых элементы парламентской республики сочетаются с элементами президентской. Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

К первому типу относятся такие формы правления(к примеру Французская республика), при которых президент получает значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент в таких системах выбирается на прямых выборах, он существенно влияет на создание правительства и назначения на ключевые посты. Но правительство не только зависит от президента, но ответственно и перед парламентом , может быть сменено последним. Наряду с конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и фактическое отношение парламентского большинства. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте.

Второй тип смешанной республиканской формы правления существует в Швейцарии. Здесь действует конституция, соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь, правительство не может влиять на парламент. Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

Несмотря на отличие всех рассмотренных выше республиканских форм правления, которые, в сущности, сводятся к отношениям между парламентом и правительством, парламенты везде имеют сходные функции, а именно: законодательство, контроль над правительством, представительство и учет общественных интересов. Основные различия между типами республик состоят в порядке формирования правительства, процедуре его отставки.

Форма государственного устройства – это территориально организационная структура государства. В рамках территориального устройства государства формируется система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. В политологии принято выделять две основные формы государственного устройства – унитарную и федеративную.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство(т.е. одно, единое) называют простым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на административно – территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.). Оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной власти, одним высшим органом исполнительной власти, единой системой судебных органов, единым гражданством. Унитарными государствами является большинство государств мира. В число современных унитарных государств входят Дания, Швеция, Великобритания, Франция, и другие страны.

Федерация – это объединение двух или нескольких государственных образований – земли (как, например, в ФРГ), штаты (Бразилия, США), провинции(Канада). Эти региональные единицы (субъекты федерации) могут иметь собственную конституцию и внутреннее административно-территориальное деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную систему, свое гражданство. Между высшей государственной властью и субъектами федерации, как правило, существуют разграничения полномочий. В федеративных государствах существуют единые социально – экономические пространства, денежная система, конституция, территория, границы, высшая власть. Субъекты федерации, как правило, не имеют права выхода из государственного союза. К современным федеративным государствам относятся: Россия, Канада, Аргентина, США и другие.

Помимо двух основных форм государственного устройства – унитарной и федеративной, в мире существуют и другие. К ним относится конфедерация – союз независимых, суверенных государств, созданный для достижения каких – либо общих целей – внешнеполитический, оборонительный, экономический. Конфедеративный союз – это добровольное объединение государств, в котором каждое из них делегирует общей центральной власти союза строго ограниченный круг полномочий. Подобные объединения отличаются не устойчивостью. В итоге они либо распадаются (как, например, Норвегия и Швеция в 1905 году) либо перерастают в федерацию ( как в свое время Швейцарская конфедерация(в XVIII и XIX вв)). В настоящее время часть государств, появившихся на территории бывшего СССР, предпринимают попытки создать нечто подобное конфедерации – Содружество Независимых Государств (СНГ). Созданные межнациональным координирующим органом эти государства делегируют некоторые вопросы обороны, торговли, экономики, культуры.

Глобализация социальной жизни рождает все новые формы объединений государств. Наиболее значительный прогресс в межгосударственной интеграции демонстрирует Европейский союз (ЕС). Европейский союз создал общие рынки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, единую валюту – евро, общий Европарламет, общий суд и совместные финансовые учреждения, осуществляют согласованную политику, культурное, экологическое сотрудничество.

Типология государств проводится и по другим признакам. По степени устойчивости политической жизни государства можно разделить на стабильные и нестабильные. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций и политических курсов страны, большим числом путей и переворотов. Общество с таким неустойчивым государством, как правило находится в состоянии социальной неустроенности, нищеты, беззакония и преступности. С этой точки зрения особой нестабильностью отличаются некоторые африканские и латиноамериканские государства. За 150 лет независимого существования латиноамериканских республик было совершено 535 государственных переворотов.

В отличие от нестабильных государств стабильные государства имеют устойчивое законодательство, устойчивую высшую власть, конституцию. При этом государство работает на интересы всего общества, развивает демократию и самоуправление, гарантирует защиту прав и свобод граждан, развивает сотрудничество с другими государствами. Стабильные государства возглавляют общества с эффективной экономикой, с неконфликтной социальной структурой, с демократическими традициями. К таким государствам относятся – Бельгия, Дания, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие страны.

Государства могут быть топологизированы и по выполняемым ими функциям, точнее, по функциям, имеющим преимущественное, приоритетное значение в их деятельности. Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия – армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности. К таким государствам можно отнести современную Северную Корею.

Социальное государство сосредотачивается на приоритетном развитии социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.д.) и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения. Примеры подобных государств: Канада, США, Финляндия, ФРГ и др.

Основное назначение правового государства – развитие структур, обеспечивающих защиту прав всех членов его общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.