Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование инвестиционной деятельности





Одной из основных особенностей инвестиционной деятельности страховых компаний, является ее достаточно жесткое регулирование со стороны государства. При этом, государство регулирует не всю инвестиционную деятельность страховщиков, а только процесс инвестирования страховых фондов посредством установления правил размещения страховых резервов (ПРСР). Необходимость такого регулирования обусловлена следующими двумя факторами. Во-первых, характером движения финансовых ресурсов специфика которого состоит в том, что в распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные (но все же связанные с обязательствами по договорам страхования!) средства и эти средства могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Во-вторых, невозможностью контроля за инвестированием этих средств со стороны тех, перед кем страховщик несет страховые обязательства, то есть со стороны страхователей и застрахованных.

Основными целями государственного регулирования инвестирования страховых фондов являются:

• приведение в соответствие размещения средств принятым страховщиком обязательствам по срокам и объемам;



• защита национальных интересов например, путем наложения ограничений на отечественных страховщиков по инвестициям за рубеж;

• обеспечение соблюдения страховщиками принципов возвратности, диверсификации, прибыльности и ликвидности.

Проведенный развернутый анализ эволюции системы государственного регулирования инвестиционной деятельности страховщиков в нашей стране с дореволюционной эпохи до современности и сравнение существующей системы с западными аналогами позволяют сделать вывод о том, что в целом действующие в Российской Федерации нормы формально соответствует мировым тенденциям в этой области, но их практическое применение нуждается в значительном совершенствовании.

Основой современной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций в России является Закон РФ “Об организации страхового дела в РФ”. Однако реальное регулирование государством страховых инвестиций осуществляется через государственные Правила размещения страховщиками страховых резервов, которые являются обязательными для выполнения всеми страховыми организациями РФ. Проведенное исследование показало, что выполнение страховщиками установленных правил фактически лишает их возможности самостоятельно принимать решения о размещении значительной части страховых фондов и реализовывать на практике основные принципы инвестирования.



Основу инвестиционных вложений страховых организаций по принятым правилам составляют государственные ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения “дешевых” денег.

Размещение страховых резервов в банковские ценные бумаги позволяет в достаточной степени реализовать принципы гарантированности и ликвидности только для краткосрочных страховых рисков, так как банки практически не занимаются долгосрочным привлечением средств с гарантированной доходностью. Кроме того, данное направление инвестиций не позволяет страховщикам в полной мере реализовать принцип прибыльности вложений. Для экономики страны такие инвестиции также являются неэффективными, так как осуществляются через самых дорогих посредников – банки. Именно по причине дороговизны кредитных ресурсов большинство банков занимаются краткосрочным кредитованием торговых и коммерческих операций, а также бюджетов разных уровней, и не могут удовлетворить потребности производственных предприятий в долгосрочных дешевых инвестициях.



Вложение страховщиками средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе – государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.

В государственных правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости.

Допустимые размеры инвестирования по различным направлениям устанавливаются на федеральном уровне без учета региональных особенностей развития отдельных отраслей экономики. Это не дает возможности страховым компаниям использовать собираемые на определенной территории страховые средства для экономического развития региона и его хозяйствующих субъектов, которые и выступают основными источниками поступления страховых взносов.

В современных условиях государственное регулирование инвестирования страховых фондов требует, введения и соблюдения дополнительного принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций.

Принцип подконтрольности собственных инвестиций особенно актуален в условиях развивающейся экономики и отсутствия стабильного “прозрачного” фондового рынка. Видя главную цель государственного регулирования страховой деятельности в поддержании платежеспособности страховщиков перед своими клиентами, законодатели и органы надзора совершенно не обращают внимание на соблюдение прав самих страховых компаний как инвесторов.

Перечисленные недостатки текущего регулирования инвестиционной деятельности страховщиков вынуждают страховые компании использовать два пути выполнения устанавливаемых государством правил размещения страховых резервов. Это, либо формальное соблюдение правил размещения только на определенную отчетную дату, что вносит дополнительные осложнения в работу страховщиков. Либо фактическое соблюдение правил размещения, при котором ущемляются интересы страхователей, так как не используется потенциал инвестиционного прироста страховых фондов, что обеспечило бы страхователям снижение цен на страховые услуги и увеличение страхового покрытия.

Для повышения эффективности использования инвестиционных средств страховых компаний, обеспечения практической реализации принципов размещения страховых резервов и введения принципа подконтрольности, по нашему мнению, целесообразно внести в правила размещения страховых резервов следующие изменения:

• Во-первых, установить норматив прямых инвестиций, т.е. вложений в ценные бумаги (акции, векселя, облигации т.п.), не включенные в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, на уровне 35-40% страховых резервов. Это позволит страховым компаниям, с одной стороны, инвестировать деньги в средний и малый бизнес, чем, к сожалению, практически не занимаются такие инвесторы как государство и банки. С другой стороны, возвратность и ликвидность данных вложений будут в значительной степени контролироваться непосредственно страховщиками. Такой контроль совершенно невозможен при размещении страховых резервов в государственные, муниципальные или банковские ценные бумаги. Кроме того, предлагаемый подход к инвестированию приведет к росту среднего и малого производства, и, следовательно, к увеличению страхового портфеля, росту объемов страховых премий и страховых резервов.

• Во-вторых, предоставить право правительствам субъектов федерации самостоятельно дифференцировать указанный норматив по отраслями производства, исходя из приоритетов структурного развития региональной экономики.

Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых компаний в условиях роста значимости страхования в экономике страны и увеличения объема совокупных страховых резервов может оказать существенное влияние на развитие производства и обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.