Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Оценка эффективности принятия решений в системе государственного и муниципального управления





Основными показателями результатов реализации муниципальных решений и одного из его видов - муниципальной программы - являются изменения социально-экономических показателей уровня удовлетворения потребностей населения в целом. При этом показатели результатов деятельности муниципальных служащих и показатели реализации муниципальных программ должны быть взаимоувязаны. Те и другие показатели могут иметь как абсолютные, так и относительные величины.

Эффективность процесса принятия решений зависит от следующих факторов:

а) какой информацией пользуются разработчики решения или лицо, индивидуально принимающее решение;

б) какие политические интересы и социальные ценности являются для них наиболее важными;

в) каково их отношение к изменениям и понимание своей ответственности за принятие данного решения.

Кроме того, не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Все чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Так называемый тип интуитивного решения, сделанного лишь на основе ощущения того, что оно правильно. В данном случае не происходит сознательного взвешивания "за" и "против" по каждой альтернативе, более того, руководитель даже не нуждается в понимании ситуации, а просто делает выбор. Это своего рода "шестое чувство", природу чего мы до сих пор не понимаем, однако, вероятнее всего, здесь имеется связь с опытом руководителя, хотя решение и принимается на подсознательном уровне. Существует ряд руководителей, которые соглашаются с таким заявлением: "Почти все мои решения интуитивны, а те крупные решения, о принятии которых мне пришлось сожалеть, не были основаны на интуиции"[17]. Также еще одним условием эффективного решения является наличие развитой обеспечивающей системы, основанной на информационно-аналитических сетях.



Учитывая это обстоятельство, рассматривая информационные требования к управленческим решениям, нельзя не выделить требование представления содержания решения в четкой логической форме, в модели действительного разрешения поставленного вопроса. Плохо, когда в управленческих решениях много отсылочной информации к прошлому, к другим актам. Из-за этого в подобном решении содержится не способ перевода того или иного социального явления, а лишь определенный промежуточный момент в подготовительном этапе, а то и просто видимость какой-то управленческой активности. Возникает иллюзия, что вроде бы что-то сделано, намечено, но на самом деле ничего не доведено до конца. Это так называемое отложенное управление. Тем не менее благодаря информатизации местные органы оперативно обобщают информацию и повышают эффективность использования управленческих технологий. Кроме того, важнейшим средством в принятии управленческих решений в регионах сегодня становятся ГИС-технологии. Благодаря разработанным пакетам комплексных программ ArcView и MapInfo местные органы власти составляют базу данных о состоянии инфраструктуры, социально-экономической структуре населения и пр.[18] Отображение этих данных на электронных картах позволит наглядно обозначить пространственно локализованные проблемы территориального образования, организовать мониторинг за состоянием жилых домов и коммуникаций, предоставив органам власти объективно разрабатывать приоритеты в осуществлении бюджетного процесса и оптимально распределять средства на исполнение целевых программ.



Как было выше отмечено, инициатором управленческих решений обычно выступает должностное лицо. В связи с этим хотелось бы отметить, что в настоящее время в России острым считается вопрос о низком качестве принимаемых муниципальных решений на уровне руководителей органов местного самоуправления. А ведь от руководителей во многом зависит продуктивность работы сотрудников, что, в свою очередь, влияет на качество принимаемых муниципальных решений[19]. Управляемость персонала - это исполнительность, помноженная на его самостоятельность и творчество. От руководителей органов управления требуется умение получать достоверную информацию, применяя научные методы анализа.




Заключение

Наличие управленческого решения как выражения воли руководителя, подлежащей практическому выполнению, обязывает лиц, принимающих решение, к серьезному продумыванию, обоснованию управляющих воздействий. Ведь именно лица, принимающие решения, должны отвечать за их эффективность. В государственном и местном управлении, как научном знании, историческом опыте и повседневной практике, нет и не может быть простых явлений, легких решений и способов их реализации. Управлять множеством людей всегда было сложно, и лишь немногим удалось на этом поприще достичь серьезных успехов. Талант, интуиция рождают предпосылки, но предпосылки еще не объективный результат.

Основное требование к муниципальному управлению – его эффективность в достижении целей, реализации функций и задач. Выполнение данного требования зависит от целесообразности, своевременности, содержательности управленческих решений, которые являются важнейшим связующим звеном процесса управления.

По своей содержательности управленческие решения достаточно разнообразны. Одно и то же решение может классифицироваться по разным признакам. Тем не менее каждое из них должно всесторонне охватывать соответствующую ему ситуацию для ее своевременного, полного и точного анализа и разрешения.

Главный недостаток в управленческой деятельности - это не плохое решение, а отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10 %); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.

Субъекты, принимающие управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.

На эффективность управленческих решений значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений.

Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.

Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального и качественного управления.


 

Библиографический список

1. Андрианов, В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность/ В. Д. Андрианов . – М: Волтерс Клувер, 2009. – 236 с.

2. Балдин, К. В. Управленческие решения: теория и технология принятия: учебник для вузов / Воробьев, С.Н. – М.: Проект, 2004. – 304 с.

3. Бирман, Л. А. Управленческие решения / Л. А. Бирман. – М: Дело, 2008. – 206 с.

4. Василенко, И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учеб. пособие для вузов по напр. и спец. "Политология", "Государственное и муниципальное управление", "Юриспруденция" / И. А. Василенко. - М. : Логос, 2005. – 167 с.

5. Вертакова, Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Вертакова, И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев. – М.: Кнорус, 2005. – 352 с.

6. Гельман, В. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики / В. Гельман // Полис: Полит. исслед. – 2005. – № 1. – С. 87 – 105.

7. Голубков, Е. П. Технология принятия управленческих решений / Е. П. Голубков. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 544 с.

8. Козбаненко, В. А. Государственное управление [Электронный ресурс] / В. А. Козбаненко. – Электронные данные. - http://lib.4i5.ru/cu264.htm. - Загл. с экрана. – Яз. русск.

9. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации : Учебник по спец. "Юриспруденция" / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев – М.: Юрист, 2002. – 428 с.

10. Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений : Учеб. для вузов / О. И. Ларичев. – М.: Логос, 2002. – 392 с.

11. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения : Учебник для вузов по спец. "Менеджмент" / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2000. – 392 с.

12. Ременников, В. Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов / В. Б. Ременников. – М.: Юнити, 2000. – 140 с.

13. Саак, А. Э. Разработка управленческого решения : учебник по спец. "Гос. и муниципальное управление" /А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков. – СПб.: Питер, 2007. – 266 с.

14. Смирнов, Э. А. Разработка управленческих решений : Учебник для вузов по спец. "Менеджмент" / Э. А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 271 с.

15. Черняк, Э. В. Разработка управленческого решения : учеб. пособие / Э. В. Черняк. – Казань: Казанский гос. технолог. ун-т, 2006. – 118 с.

16. Четвериков, В. С. Муниципальное право: Учеб. пособие / В. С. Четвериков. – М.: Инфра-М, 2001. – 183 с.

17. Шугрина, Е. С. Муниципальное право [Текст]: Учеб. пособие / Е. С. Шугрина. – М.: Академия, 1995. – 267 с.

18. Юкаева, В. С. Управленческие решения : учеб. пособие. / В. С. Юкаева. – М.: Дашков и К, 2006. – 322 с.

 


[1] Голубков, Е. П. Технология принятия управленческих решений/ Е. П. Голубков. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 544 с

[2] Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений . Учеб. для вузов / О. И. Ларичев. – М.: Логос, 2009. – 392 с.

 

[3] Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения : Учебник для вузов по спец. "Менеджмент" / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2000. – 392 с.

 

[4] Ременников, В. Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов / В. Б. Ременников. – М.: Юнити, 2010. – 140 с

[5] Саак, А. Э. Разработка управленческого решения. СПб., 2007.С. 47.

[6] Голубков, Е. П. Технология принятия управленческих решений. М., 2005. С. 95.

[7] Балдин, К. В. Управленческие решения: теория и технология принятия. М., 2004. С. 124 - 128.

 

[8] Там же. С. 130 – 132.

[9] Голубков, Е. П. Технология принятия управленческих решений. М., 2005. С. 144 – 148.

[10] Там же. С. 150 – 152.

[11] Шамарова, Г. М. Эффективность принятия управленческих решений в системе муниципального управления // Управление персоналом. 2008. № 1. http://www.hr-portal.ru/article/effektivnost-prinyatiya-upravlencheskikh-reshenii-v-sisteme-munitsipalnogo-upravleniya.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Шугрина, Е. С. Муниципальное право. М., 2005. – С. 67.

[15] Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения. М., 2000. С. 192 с.

[16] Ременников, В. Б. Разработка управленческого решения. М., 2000. С. 86 - 89.

 

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Андрианов, В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность.М., 2009. С. 230.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.