Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности развития творческих способностей личности в школьном возрасте (11-12 лет)





Остановимся на психологических особенностях школьника 10-12 лет.

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становиться второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел («нам рыба не важна, важен сам процесс»). Если мы контролируем только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находим места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.



Содержание учебных курсов основной школы выстраивается системно, что предполагает хорошо развитое теоретическое мышление подростков. Однако такое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому новые научные термины и понятия нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе их разнообразной практической деятельности.

Сообщество взрослых ожидает от детей способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией. У младших школьников она только начинает формироваться. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Это качество развивается и в учебных ситуациях, и в домашних стенах, когда ребенок учится понимать и принимать чужую точку зрения.

Кроме того для детей этого возраста вполне естественной и нормальной является частая смена интересов, «метания» из стороны в сторону.



Вместе с тем у младших подростков еще достаточно долгое время сохраняются привычные способы взаимодействия и виды общения с близкими им взрослыми. Так, 10-12- летний ребенок может конфликтовать с родителями совершенно так же, как 4-х летний дошкольник или семилетний первоклассник. Он может быть столь же несамостоятелен в быту, что сразу задает тон и содержание общения в семье.

Каким образом можно сразу перестать контролировать все мелочи, если и взрослый и дети так к этому привыкли? Это – проблема многих семей, где подросшего ребенка все никак не могут «отпустить» на хотя бы относительную волю. Реальнее и проще подключить новых, незнакомых взрослых – субъектов нового вида общения, который им в этом возрасте очень необходим.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

К 11–12 годам практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи и законы появления различных событий.



Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Благодаря самостоятельности ребёнок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций, выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более осмысленным, логичным, правдоподобным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, так как на этапе выдвижения гипотезы могут показаться глупыми, нереальными и будут отброшены. Подобные самоограничения сужают возможности появления новых, оригинальных идей.

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие природные и социальные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным.

Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам, то есть в младшем подростковом возрасте.

Итак, процесс мышления и процесс представления воображаемого образа идут параллельно, а этапы мыслительных действий выглядят как перебор вариантов предложений и их проверок. В связи с этим, осуществляя комплексное воздействие, складывающееся из обучения ребенка классификационным и системным умениям, из работы по выводу на более высокий уровень воображения и развития диалектического способа мышления, система работы по развитию творческого воображения реализует потенциальные возможности младших школьников в плане развития диалектического мышления, формирует творческие способности ребенка. Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и нестандартной ситуации.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1 Бейтмен, Д. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти [Текст]/ Д. Бейтмен, Ш. Эшер. - М.: Контэнт, 2007 – 34 с.

2 Березина В.А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. — М.: Диалог культур, 2007. — 512 с.

3 Будур, Н.В. Полная энциклопедия женских рукоделий. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

4 Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М: Сфера, 2003.

5 ​ Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]/ Н.А Горяева, О.В Островская - М.: Просвещение, 2000.

6 Горяинова, Г. /использованы материалы фильма "История войлока". Режим доступа: HYPERLINK "http://www.remeslo.okis.ru"

7 Зайцева, А. Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия [Текст]/ А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2011. – 208 с.

8 Зеевальд, М. Домашний уют своими руками. [Текст] / М. Зеевальд – М.: Внешсигма, 1996.

9 Дружинин, В.Н. Психология: Учебник для технических вузов/ Под ред. В.Н.Дружинина - СПб: Питер, 2007.

10 Кнаке, Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство/ Ж. Кнаке; Пер. с нем. под ред. Климовой О.М. - М.: Ниола-Пресс, 2008.

11 Кокарева, И. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия [Текст]/ И. Кокарева. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.- 78 с.

12 Красникова, Г. Всё о войлоке и фильцевании. Практическое руководство / Под ред. Г. Красниковой , В. Бублик, М. Мамоновой – М: Астрея, 2007 – 44 с.

13 Люцкевич, Я. Игрушки в технике фильц [Текст]/ Я. Люцкевич– М: Эксмо, 2008. – 64 с.

14 Масалимов, Т.Х. Художественный войлок: Учебное пособие/ Т.Х. Масалимов, В.Ф. Ахадуллин – Уфа, 2007. – 264 с.: ил.

15 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : Учебное пособие / Е. И. Рогов 527,[1] с. 21 см М. Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС" 2000. - 480 с.

16 Ручная работа //сб. ст. - № 18, 2007, № 21, 2008, № 3, 13, 2009.

17 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С.Л. Под ред. А.В.Брушлинского - СПб: Питер, 2004.

18 Смирнова, Е. Игрушки своими руками. Сухое объемное валяние [Текст]/ Е. Смирнова – СПб.: Питер, 2014.- 128 с.

19 Семпелс, Е Б. Энциклопедия войлока [Текст ]/ Е.Б. Семпелс. - М.: Мода и рукоделие, 2008.

20 Панкеев,И.А. Обычаи и традиции русского народа. 2-е изд [Текст]/И.А. Панкеев. - М.:Олма-Пресс, 1999 - 541 с.

21 Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2005.

22 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Кн.2. - М., 2001

23 Шинковская, К. Вещицы из войлока [Текст] / К. Шинковская - М.: АСТ-Пресс Книга, 2008 .

24 Шитова, С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (этнографические очерки) / С.Н.Шитова//: сб. науч. тр. – Уфа, 2006. – С.27-28.

25 Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин - М., 2000 - 512 с.

26 Художественная школа. Журнал. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.art-publish.ru

27 Мастерская "Шерстяная лампочка". Живой журнал. [Электронный ресурс] http://community. livejournal. com/voilok_ru

28 Мастер-класс по мокрому валянию от yaroshok [Электронный ресурс] -Режим доступа:http://www. wool-bulb. com/kak. html 29 http://www. feutrinage. com/csasp_editorial. asp? ID=87

29 Международная ассоциация по фелтингу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.feltmakers.com/connections.html

30 Feltstory.ru - наслаждаясь творчеством... [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feltstory.ru/stati

31 Ясавнина, С. Ажур Бонжур. Сайт о вашем хобби [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://arubon.ru/index.php/home-2/istoriya-rukodeliya/41-istoriya-valyaniya-iz-shersti

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 1

Рис. 1 Пазырыкский ковёр Рис. 2 Войлочная шапка XIII в.

(около V в. до н.э.)

 

Рис.3 Валенки Рис.4 Сумка, свалянная в , технике нунофелтинг

 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.