Сделай Сам Свою Работу на 5

История войлока. Легенды и традиции





СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

1 Фелтинг как вид декоративно-прикладного искусства……...…..………. 5

1.1 История войлока. Легенды и традиции…………………………………. 5

1.2 Войлок в жизни славянских народов …………………………………….

1.3 Войлоковаляние в России ……………………………………………….

1.4 Войлок и современность …………………………………………………

1.5 Виды валяния шерсти. Технология, инструменты и материалы………

2 Использование традиций фелтинга для развития творческих способностей школьников……………………………………………........................ 1

2.1Характеристика творческих способностей.

2.1 Особенности развития творческих способностей личности в школьном возрасте (11-12 лет) ………………………..………………………………….12

2.3 Методика развития творческих способностей школьников на занятиях по фелтингу………………...…………………………………….……….…..……..18

3 Процесс выполнения творческого проекта ………………………………..18

3.1 Поисковая деятельность по определению источника творческого проекта…………………………………………………………………….…………..

3.2 Этапы выполнения творческого проекта ………………………………



3.3 Практическая значимость творческого проекта. Правила ухода за готовым изделием ……..…………………………………………………………..……. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..…………………………………………………………..… 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…… 24

ПРИЛОЖЕНИЯ……………….……………………………………………..…

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культовый материал кочевых народов – войлок, сегодня стал одним из

самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую

обстановку, экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из

него делаются вручную. Они несут тепло рук и радуют глаз, кроме того войлок обладает целебными свойствами.

В нашем городе работает сапоговаляльная фабрика, на которой выпускают традиционную русскую обувь – валенки. Валенки – обувь, которая как никогда востребована в наших климатических условиях. Их носили в старину, да и сейчас валенки пользуются большим спросом у ельчан и гостей города. Кроме того войлочная обувь обладает лечебными свойствами.



В настоящее время войлоковаляние или фильцевание возрождается в новых креативных формах. Кроме обуви из овечей шерсти валяют модную одежду, красивую бижутерию, сумки, клатчи и многое другое.

Цель дипломеой работы - углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков по работе с войлоком, развитие творческих способностей школьников на занятиях по фелтингу.

Объектом исследования работы являются непосредственно само валяние шерсти (фелтинг).

Предмет дипплоной работы – разработка и изготовление войлочных сумок, их орнаментация и декорирование в стиле промысловых росписей.

Актуальность темы: данная работа актуальна в связи с возрождением традиций войлоковаляния в новых формах, т.е. создание из войлока не только утилитарных вещей, но и предметов декоративно-прикладного творчества, т.е. сувенирной продукции.

Сейчас фелтинг, как вид прикладного искусства обладает обширной базой приёмов и техник исполнения с многообещающей перспективой развития.

Кроме того возрождают и поддерживают старинные традиции изготовления войлочных изделий не только мастера, но и педагоги дополнительного образования детей. Шерсть для валяния приятна на ощупь, и дети с большим интересом работают с этим материалом. К тому же войлочные изделия напоминают школьникам о художественной культуре и истории нашего края, прививают трудолюбие и развивают фантазию.

Освоив технику валяния шерсти, можно создавать различные композиции и вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям.

Поставленная цель курсовой определила следующие задачи дипломной работы:



- изучить и проанализировать материалы по истории применения и изготовления войлока;

- изучить и проанализировать особенности технологии фелтинга;

- выполнить практическую часть работы по изготовлению валяных сумок;

- развить творческие способности школьников через приобщение к художественному войлоку.

 

Фелтинг как вид декоративно-прикладного искусства

История войлока. Легенды и традиции

 

История войлоковаляния или фелтинга (от англ. felt — войлок) уходит корнями вглубь веков.

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но все-таки великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние. Древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.) (Приложение 1 Рис. 1). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

Валяние возникло и развивалось независимо, во всех странах и регионах, где были одомашнены овцы, лошади, козы: Тибет, Памир, Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя Азия (Иран, Афганистан), а также в Финляндии, Норвегии и Перу.

 

Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.

Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. не она не имеет чешуйчайтого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца. Но количество шерсти, которое можно получить с одной овцы сравнительно невелико - 3-5 кг, а на покрытие для на юрты, например, требуется 100-120 кг шерсти. Поэтому начало истории войлока относится к тому времени, когда была одомашнена лошадь (5-6 тыс. до н.э). Примерно в это же время была одомашнена и собака - помощница человека в пастьбе овец. Использование верховых лошадей и собак сделало возможным организацию овец в большие отары, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющим для многих народов.

Существует легенда о возникновении мокрого валяния, отсылающая нас в библейские времена. Она гласит, что на Ноевом ковчеге среди прочих животных были овцы, которыми приходилось жить в очень тесных помещениях. Шерсть овец падала на пол, пропитывалась влагой, а они еще и топтались по ней копытами. Когда Потоп окончился, и овцы покинули ковчег, на полу остался первый валяный ковер.

Войлок обычно делали в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.

Народ, владеющий мастерством валяния войлока, оказывался в более сильной позиции, чем соседи. В частности, войлочные полотна использовались для обеспечения комфорта воинов в походах и сражениях. Гунны смогли осуществить свои захватнические походы, выдержать морозы и пронизывающие горные ветры благодаря одежде и жилищам из войлока. А древние римские воины во многом обязаны своей непобедимостью войлочным прослойкам между доспехами и нательной одеждой. Они позволяли солдатам, несмотря на тяжелые железные доспехи, чувствовать себя комфортно и свободно двигаться в сражении.

Особенно развито производство войлока было на северо-востоке. В суровых условиях переменчивого климата Горного Алтая и Монголии теплая непродуваемая шерстяная ткань спасала людей от пронизывающих ветров и холода. К тому же, используя разнообразные техники декорирования, мастера - валяльщики создавали поистине монументальные и прекрасные шедевры. Важной вехой в истории войлока стало выведение в Испании овец мериносовой породы. Тонкие нежные волокна шерсти этих животных позволили полотну стать более мягким и эстетичным. С этого момента войлок стали использовать и в производстве одежды.

Самой ранней формой материи является нетканый текстиль, к которому можно отнести войлоки. Технология их производства была достаточно проста: шерсть укладывали слоями, при этом один из них включал орнаментальные композиции ковра, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали мыльной горячей водой (мыло домашнего изготовления мелко крошили и растворяли в воде) и похлопывали ладонью, стараясь не сдвигать пласты. Такой процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. Затем шерстяную массу завертывали в виде рулона и фиксировали веревкой. Очень важно, чтобы горячий водный раствор пропитывал все пласты равномерно, поэтому следовало не затягивать веревку слишком туго. При валянии сначала обливали шерстяную массу горячей мыльной водой, а под конец холодной.

Первые войлоки выполняли из натуральной шерсти естественного цвета. Традиционно для их изготовления использовали шерсть, окрашенную естественными красителями. Полученные цвета должны были гармонировать между собой и быть устойчивыми к атмосферным влияниям и стирке, поэтому процессу окрашивания шерсти уделяли серьёзное внимание. Естественными красителями служили растения, которые, чтобы получить краситель нужного качества и цвета, собирали в конкретном месте в определенное время.

Носителями иранской техники изготовления войлока с использованием вкатанного узора были народы Средней Азии, которые и сегодня выполняют кошмы точно так же, как это делалось в древности. Излюбленными цветами туркменских войлоков были белый, красный и черный, а основным рисунком - стилизованный бараний рог. При этом узор выкладывали шерстью на циновке, которую скручивали, а затем приступали непосредственно к валянию кошмы.

Пазырыкскую технику, получившую свое название от знаменитого войлока-занавеса, найденного в одном из Пазырыкских курганов, характеризует тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов. Аппликация войлоком по войлоку и сегодня широко используется для декорирования изделий у многих народов. Вместе с тем, продолжает бытовать, например, в Бурятии традиция изготовления одноцветных войлоков, сплошь украшенных мелкой стежкой сухожильными нитями.

Благодаря особенностям климата и конструкции курганов многолетняя мерзлота позволила сохранить до наших дней уникальные изделия из войлока, кожи, дерева и разнообразных тканей, в том числе самый древний из сохранившихся шерстяной ворсовый ковер, а так же войлочный ковер, украшеный многокрасочной аппликацией (оба ковра можно увидеть в Государственном Эрмитаже). По версии исследователей один из них мог являться занавесом или частью шатра.

Размер полотна впечатляет - 450 х 650 см (почти 30 квадратных метров)! По расчетам ученых на изготовление Пазырыкского ковра ушла шерсть, состриженная не менее чем со 100 овец.

Основа ковра выполнена из белого войлока, который со временем приобрёл серовато-бежевый тон. К основе кручёной сухожильной нитью пришиты фигуры из разноцветного войлока удивительно ярких цветов.

Тончайшая ювелирная войлочная аппликация состоит из чередования орнаментальных фигур и несколько раз повторяющейся композиции.

Композиция изображает всадника, приближающегося к креслу-трону, на котором восседает женщина-богиня с цветущей ветвью в руке. Богиня символизирует плодородие природы.

Поражает воображение тщательная детализация образов и костюмов.

Голова богини, по-видимому, обрита (как и у погребенных в Пазырыкских курганах женщин). Коронообразный головной убор с назатыльником и платье-халат покрыты причудливыми орнаментами.

У обращенного к богине всадника густые волосы и пышные усы. Куртка украшена шитьем, развевающийся плащ декорирован крупными кругами.

Пазырыкский ковер стал поистине культовым для любителей войлока во всем.

Если валянием небольших изделий обычно занимались женщины, то изготовление крупных предметов считалось, в основном, мужской работой. Так, например, готовое к валянию полотнище для юрты навивали на палку и зашивали в кожу. Затем палку привязывали к стременам оседланного коня, который возил ее по полю до тех пор, пока войлок не сваляется.

На Кавказе и сегодня сохраняются практически все способы изготовления и декорирования войлоков и войлочных изделий. Мозаичный, когда из двух разных по цвету полотнищ войлока, положенных один на другой, по одному лекалу вырезается узор, разноцветные элементы которого меняются местами и сшиваются в готовое изделие.

Аппликационный способ состоит в нашивании на однотонную основу фрагментов орнамента, вырезанных из войлоков других цветов. Техника вкатывания предполагает выкладывание шерсти уже в процессе валяния войлока. Известно, что на Северном Кавказе и в Дагестане также были распространены войлочные сапоги. Наибольший интерес представляют свадебные сапожки лакских женщин, украшенные узорной прострочкой и аппликацией с золотным шитьем.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.