Сделай Сам Свою Работу на 5

Соотношение методики и технологии психосоциальной работы.





Проблема в теории социальной работы – это выявление соотношения методики и технологии различных направлений: медико-социальной, соц.-прав., псих-соц..

Существует 3 точки зрения по данному вопросу.

1. «Методика» заменяется термином «технология». Недостаточное понимание сущности и задач методической работы, особенно в отношении технологических подходов к соц. Практике.

2. Методика и технология связаны между собой, где методика – это совокупность способов организации процесса, а технология – средство реализации процесса. А на самом деле методика более конкретна, а технология чаще всего носит надредметный характер и технологические походы могут быть реализованы в любых направлениях.

3. Методику и технологию следует дифференцировать по субъекту деятельности. Методика отражает процедуру использования комплекса методов и приемов реализации. А технология предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех ее многообразных проявлениях, профессиональных ролей и функций.

В тоже время технологии психосоц. Работы в отличие от методики психосоц. Работы предполагают разработку содержания и поиск ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.



Технология и методика психосоц. Работы действительно представляют собой самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (объекты, субъекты и сфера психосоциальной работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации.

Методика психосоц. Работы – это частная дидактика, теория обучения психсоц. Практике; технология психсоц. Работы – это совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию личностных ресурсов клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией. А психосоц. Технология – это конкретно-технологическая операция, действие: совокупность методов и приемов, направленных на достижение оптимального результата.

Итак, отличие технологии от методики психосоц. Работы в том, что в методике сделан акцент на индивидуальном характере психосоц. Работы, а в технологии на процессе жизнедеятельности клиента.



1. Психологическое консультирование: понятие, цели, задачи, функции.



Психологическое консультирование это профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.Профессиональное консультирование проводят психологи, социальные работники, педагоги или врачи, которые прошли специальную подготовку. Пациентом могут быть здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы в межличностных отношениях, семейном затруднении или проблемы в профессиональном выборе. Психологическое консультирование это метод общения с клиентом, нацеленный на выявление проблем, волнений, переживаний клиента и на поиск путей их решения, т.е. психологическое консультирование это процесс оказания помощи психически здоровым, нормальным людям для достижения их целей (социальных, культурных, экономических, эмоциональных), поэтому человек может обратиться к психологу с любой своей проблемой: личного характера, семейного или с проблемой бизнеса, отношений с коллегами по работе.

Главными задачами психологического консультирования являются:

Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту деятельность, наметив задачи, последовательное осуществление которых приведет к желаемой цели. Это верно и для психологического консультирования.
Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к пси хологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.
Ю.Е. Алешина основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в



решении его проблем и налаживании взаимоотношений с ок ружающими. Применительно к этой цели выдвигаются сле дующие задачи:
1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.
2. Облегчение эмоционального состояния клиента, т. е. благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.
3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее.

4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в ситуации.

Консультационная функция – консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс.


Требования к условиям организации психологического консультирования.

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия касаются того, как психолог-консультант ведет себя по отношению к клиенту в разных ситуациях психологического консультирования, как он выходит из затруднительных случаев, которые нередко возникают в процессе проведения психологического консультирования. Представленная ниже таблица 1 включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.