Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет и задачи истории и философии науки





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

 

 

 

В. М. Котельникова, И. А. Монастырская

 

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методическое пособие

для аспирантов и соискателей

 

 

 

Белгород

 

УДК 001(091); 1:001; 001.8

ББК72,3; 87

К-73

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор И.А.Ильяева, кандидат социологических наук, доцент И.А.Гричаникова

 

 

Котельникова В.М.

К-73 История и философия науки: учебно-методическое пособие/ В.М.Котельникова, И.А.Монастырская. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. –107 с.

 

Учебно-методическое пособие выполнено в соответствии с федеральной программой кандидатского минимума по истории и философии науки и предназначено для аспирантов и соискателей,

готовящихся к сдаче экзамена по данной дисциплине. Его целью является обеспечение основательного освоения курса «История и философия науки», а также успешной сдачи экзамена по указанному курсу. В пособии содержатся программы курса, ориентированные на технические и социально-гуманитарные специальности, указан список необходимой и дополнительной литературы по каждой из тем курса, представлена тематика рефератов по истории и философии науки и даны рекомендации по их написанию. Кроме того, в пособие включены темы практических занятий, экзаменационные вопросы и словарь основных терминов по данной философской дисциплине.



Издание предназначено для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Публикуется в авторской редакции.

 

 

УДК 001(091); 1:001;001.8

ББК 72,3; 87

 

Белгородский государственный

технологический университет

(БГТУ) им. В.Г.Шухова, 2011

Введение

Учебно-методическое пособие выполнено в соответствии с федеральной программой кандидатского минимума по истории и философии науки и предназначено для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче экзамена по данной дисциплине. Его целью является обеспечение основательного освоения курса «История и философия науки», а также успешной сдачи экзамена по указанному курсу. В курсе «История и философия науки» совмещены два подхода к изучению феномена науки: исторический и логический. Первый представлен историей науки, который предполагает исследование реальных событий науки, возникновение, развитие и смена исторических (социокультурных) типов науки, парадигм и научных картин мира. Второй связан с философией науки, задача которой состоит в презентации науки как: 1)существенного элемента духовной культуры общества, 2) определенного специфического способа когнитивного освоения действительности, 3) социального института, выполняющего необходимые для развития социума и культуры функции, связанные с материальным производством, развитием техники и технологий, 4) способа решения принципиальных мировоззренческих, социальных и гуманитарных проблем. Оба подхода обусловливают рассмотрение процесса формирования науки через призму ее онтологических, мировоззренческих и методологических оснований, позволяют проследить ее исторический путь как процесс зарождения и обоснования идей и законов, становления дисциплинарно организованного знания: естествознания, технических и социально-гуманитарных наук.



В учебно-методическом пособии содержатся программы курса, ориентированные на технические и социально-гуманитарные специальности; указан список необходимой и дополнительной литературы по каждой из тем курса; представлены темы семинарских занятий, коллоквиумов, конференции; разработана тематика рефератов по истории и философии науки и даны рекомендации по их написанию. Кроме того, в пособие включены экзаменационные вопросы и словарь основных терминов по данной философской дисциплине.



Авторы выражают признательность доктору философских наук, заслуженному профессору Московского госуниверситета Сергею Александровичу Лебедеву за серию научных и учебно-методических публикаций по истории и философии науки, фрагменты которых использованы в данном пособии.

 

Программа курса «История и философия науки»

Требование к минимуму содержания и уровню подготовки по

дисциплине «История и философия науки»:

Предметом истории и философии науки является анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного знания. Онтологический статус современной науки определяется тем, что она выступает одновременно и как познание законов объективного мира (природного, социального, духовного), и как вид деятельности, и как особый социальный институт.

Философский анализ научного знания имеет большую историю, и философия науки сложилась в настоящее время как особый самостоятельный раздел в структуре философского знания. История научного знания (история науки) также занимает значительное место в структуре современной философии и науки.

В Программе в качестве специального раздела выделяются исходные философские установки в формировании образа современной науки. Программа нацелена на то, чтобы показать современное состояние науки в неразрывном единстве с ее историей, традициями и новациями.

В Программе выделены основные направления в истории и философии науки:

часть I - «Общие проблемы науки», часть II - «Философские проблемы технических и социально-гуманитарных наук». Основная цель Программы состоит в том, чтобы после ее освоения соискатель стал полноценным ученым, который может вести самостоятельную научно-исследовательскую и практическую работу в вузе или на производстве.

 

Аспирант (соискатель) должен

иметь представление:

- о специфике современной науки, ее соотношении с философией науки,

- об основных направлениях в истории и философии науки;

- об основных проблемах истории и философии науки в контексте философии познания;

- о методологическом и методическом обосновании проблем философии науки;

- об основных концепциях истории и философии науки;

 

уметь:

- использовать полученные знания в научно-исследовательской

деятельности;

- самостоятельно анализировать практическую ситуацию в виде конкретных

отношений в образовательном или в производственном процессах;

- логично формулировать, излагать и аргументировать собственное видение

рассматриваемых проблем;

 

обладать навыками:

- ведения дискуссии, полемики, диалога.

 

 

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИ

НАУКИ

Предмет и задачи истории и философии науки

Наука в истории цивилизации. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития. Единство теоретического и практического отношения человека к действительности. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Эволюция понятия “наука”. Онтологический статус современной науки: наука как способ существования знания, наука как особый вид духовной деятельности и наука как социальный институт. Функции науки в жизни общества. Социокультурные оценки роли науки в обществе. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Уровни взаимодействия философии и науки. Наука как объект философской рефлексии. Философский анализ науки, его цели и задачи. Безграничность познания и границы науки. Анализ теоретико-познавательных и методологических основ современного научного познания. Специфика понятийного аппарата философии и науки.

Основные этапы развития истории и философии науки как самостоятельной дисциплины. Взаимосвязь науковедения и философии науки.

 

 

Основная литература:

Общие пособия и работы ко всему курсу:

1. Ильин, В.В. Философия науки. М.,2003.

2. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П., Фатхи, Т.Б. Философии науки в вопросах и ответах, Ростов -на-Дону, Феникс, 2006.

3. Лебедев, С.А. Философия науки. М., 2004.

4 .Лешкевич Т.Г. Философия науки. М.,2005.

5. Микешина, Л.А. Философия науки. М.,2005.

6. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология. М.,1998.

7. Рузавин Г.И,. Философия науки. М.,2005.

8.Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В.В. Миронова. М.,2006.

Дополнительная литература:

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.,2000.

Мамчур Е.А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М.,1987.

Мамчур Е.А.. Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М.,1997.

Степин В.С. Современная философия науки. Хрестоматия. М.,1994.

Томпсон Мел. Философия науки.– М., Фаир-Пресс, 2003. – 2003

Франк Ф. Философия науки. М.,1960.

Холтон М. Тематический анализ науки. М., 1981.

Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.