Сделай Сам Свою Работу на 5

Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации





Экологические императивы современной цивилизации. Глобальные проблемы — это проблемы широкого планетарного масштаба, решение которых возможно только общими усилиями всего человечества. Их пе­речень, к сожалению, неуклонно растет — это и угроза массово­го уничтожения людей в периоды военных действий, и экологи­ческий кризис, значительный разрыв в экономическом и социо­культурном развитии между государствами и регионами, соци­ально-политический кризис, рост преступности и терроризма, демографическая проблема, а также опасность разрушения био­генной основы человеческого бытия. Главные причины глобальных проблем — возрастание мо­щи технических средств ведения войны и воздействия на приро­ду, исчерпание естественных природных ресурсов, неравноправные экономические отношения между странами Ядерного оружия на­коплено столько, что с его помощью можно несколько сот раз уничтожить все живое на Земле. Однако по-прежнему разрабаты­ваются новые виды химического, бактериологического и психот­ропного оружия. Экологический кризис (экологическая проблема) проявляется прежде всего как угроза существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды обитания человека вредными отходами хозяйственной деятельности. Выход из создавшегося положения единственный — изме­нение отношения к природе (биосфере) — от потребительс­кого к адаптивно-потребительскому. Наконец, не следует забы­вать о том, что использование достижений научно- технического прогресса в экологическом отношении имеет двойственно противоречивый характер. Например, абсолютно безвредное, на первый взгляд, прямое использование энергии Солнца в солнечных батареях представляет собой один из видов загрязнения экологической среды — тепловое загрязнение. Формирование экологического сознания. Основные его направления: 1) расширение масштаба самоидентификации человека, его ориентация на "со-бытие" с природой, на поиск механизмов такого "со-бытия", обеспечивающего целостность сложившейся социоприродной системы; 2) экологизация культуры как наполнение ценностей и установок, регулирующих отношения человека к природе, об­ществу, другим людям, "общеэкологическими" принципами (не­насилия, благоговения перед жизнью, единства мира как биоти­ческого целого); 3) создание сицтемы экологического образова­ния и воспитания с доминированием практических форм; 4) ак­тивизация правотворчества и воздействия правовых механизмов на процесс формирования экологического сознания. Возрастающий разрыв в экономическом и социокультур­ном развитии между государствами и регионами — глобаль­ная проблема, тесно связанная с экологическим кризисом. В нас­тоящее время развитые страны, в которых проживает около 1 млрд. людей ("золотой миллиард"), производят около половины мирового промышленного и сельскохозяйственного продукта, потребляя свыше 70 % используемого человеческим сообществом сырья при такой же доле выбрасываемых в экосистему вредных отходов. Одной из глобальных проблем, о которой говорят значительно меньше чем о других (и, в частности, об экологической проблеме), является социально-политический кризис. Он выражается в нес­пособности правительств, в том числе и развитых стран, обеспе­чить управляемость в государстве, сдержать рост преступности, терроризма, насилия и других антисоциальных, проявлений.





Глобальной проблемой, к решению которой менее всего подготовлено человеческое сообщество на современном эта­пе, является демографическая проблема. Наиболее интенсив­ный неконтролируемый рост населения наблюдается в развиваю­щихся странах, где он усугубляет ситуацию практически во всех сферах — обеспечения продовольствием, здравоохранения, обра­зования, занятости. Последний параметр является особенно тре­вожным, поскольку из общего количества незанятого трудоспо­собного населения Земли около 80 % (свыше 800 млн. человек) приходится на долю развивающихся стран. Эксперты указывают на разное количество людей (от 8 до 12 млрд. человек), которых можно обеспечить необходимыми для жизнедеятельности ресур­сами. Разброс значений очень широкий, причем уже сейчас ясно, что уровень их жизни при сохранении нынешних принципов природопользования никогда не достигнет уровня жизни населе­ния развитых стран.



Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий. Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений. Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства. Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия. Информационная глобализация приводит к порождению феномена «глобального информационного сообщества». Данный термин достаточно широк и включает в себя, прежде всего глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Данное понятие предполагает, что информация становится в обществе величиной, определяющей все прочие жизненные измерения. К причинам глобализации в экономической сфере необходимо отнести следующие: 1. Повышение коммуникативной связности мира. Она связана как с развитием транспорта, так и с развитием коммуникативных средств. 2. Выход производства за национальные рамки. Производство товаров начало постепенно утрачивать чисто национальную, государственную локализацию и распределяться по тем экономическим зонам, где какая-либо промежуточная операция оказывается дешевле. Вслед за мировой экономикой началось формирование мировой политики. Предпосылками глобализации в политической сфере послужили, во-первых, технологическая революция 1950-60-ых гг., повлекшая развитие материального производства, сфер транспорта, информатики и коммуникации. И, во-вторых, как следствие первого, выход экономики за национальные рамки. Государство больше не способно полностью контролировать обмен в экономической, политической и социальной сферах, оно утрачивает свою прежнюю монопольную роль главного субъекта международных отношений. Зарождающаяся глобальная культура – американская по своему содержанию. Конечно это не единственное направление изменений, между глобализацией и «американизацией» нельзя поставить знак равенства, но преобладающая тенденция, которая проявляется и, вероятно, будет проявляться в обозримом будущем. Важнейшим явлением, сопровождающим глобальные изменения во многих странах, является локализация: глобальная культура принимается, но с существенными местными видоизменениями. Так, проникновение с Запада в Россию ресторанов быстрого питания привело к распространению фастфудов, предлагающих блюда традиционной русской кухни, с соответствующими русифицированными названиями. Глобализация очевидным образом способствует росту религиозности и сохранению традиционных, укорененных в религии институтов общественной жизни – в частности, американское влияние на Европу способствует распространению протестантского фундаментализма, движению против абортов, пропаганде семейных ценностей. В то же время глобализация благоприятствует распространению в Европе ислама и вообще релятивизирует сложившуюся в большинстве стран Старого Света секулярную систему общественных отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.