Расчет зубчатых колес редуктора
Расчет зубчатых колес на контактную прочность
Условие контактной прочности имеет вид:
(2.1) [2]
здесь – межосевое расстояние;
– крутящий момент на валу зубчатого колеса;
– ширина колеса;
– передаточное отношение пары зацепления;
– комплексный коэффициент.
– учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
– зависит от скорости и степени точности передачи. Значения коэффициентов приведены ниже. Предварительно принимаем .
Допускаемое контактное напряжение :
(2.3) [2]
где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения;
– коэффициент, учитывающий число циклов (в большинстве случаев принимают = 1);
– коэффициент безопасности; для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при объемной закалке принимают ; при поверхностном упрочнении зубьев .
Предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения :
Определяется с помощью Таблицы 2.1 [2]. Принимаю углеродистую сталь 45, термообработку – объёмную закалку, твердость 40HRC. В этом случае:
(2.3) [2]
Материал и термообработка колеса и шестерни одинаковая.
Тогда по формуле (2.3) получается:
Межосевое расстояние:
(2.4) [2]
где – крутящий момент на валу колеса. (для получения требуемой размерности крутящий момент следует подставлять в Нмм.), ;
– коэффициент ширины зубчатого венца, для косозубых передач . Принимаем ;
– передаточне отношение пары зацепления, .
Округляем до целого числа .
После определения межосевого расстояния выбираем стандартный нормальный модуль в интервале:
Выбираем модуль .
Определяем суммарное число зубьев, предварительно задавшись углом наклона зубьев в интервале . Принимаем .
(2.5) [2]
Определяем числа зубьев шестерни и колеса:
(2.6) [2]
;
.
Уточняем угол наклона зубьев:
Основные размеры шестерни и колеса:
- диаметры делительные:
Проверка:
-Диаметры вершин зубьев:
- ширина колеса
- ширина шестерни
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Определяем окружную скорость и степень точности передачи:
здесь – угловая скорость шестерни, (Таблица 1.2)
Если – следует принимать 8-ю степень точности;
Уточняем комплексный коэффициент нагрузки (предварительно приняли ). У нас симметричное расположение колес.
при 8-й ст.точн. и ;
при и твердости > НВ 350;
при ;
В нашем случае:
Проверка контактных напряжений по формуле (2.1):
Условие контактной прочности выполнено.
Силы, действующие в зацеплении
- Окружная
Где – вращающий момент на ведомом валу,
- Радиальная
– стандартный угол эвольвентного зацепления.
- Осевая
Проверка зубьев по напряжениям изгиба
Условие прочности имеет вид:
(2.7) [2]
где
– учитывает угол наклона зубьев, ;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки между зубьями, в курсовом проектировании принимают ;
– учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба,
при и твердости > НВ 350.
– коэффициент динамичности, зависит от скорости и степени точности передачи, при .
Допускаемое напряжение:
(2.8) [2]
где – коэффициент запаса прочности.
Значения приведены в таблице 2.2 [2]
– учитывает способ получения заготовки колеса: для поковок и штамповок ; для проката ; для литых заготовок .
очень сильно зависит от термообработки зубьев.
Значения приведены в таблице 2.2 [2].
В нашем случае:
(28 зубьев);
1;
;
;
;
;
(объемная закалка 40 НRС).
Условие прочности выполнено.
Расчет валов редуктора
Предположим, что для валов применили Сталь 45, имеющую в состоянии поставки ; .
Коэффициент запаса прочности возьмем n = 5.
Тогда ;
.
Диаметры валов (ведущего и ведомого) определяются по формуле:
(3.1) [2]
Ведущий вал:
Где – Вращающий момент ведущего вала, .
Ведомый вал:
Где – Вращающий момент ведомого вала, .
Диаметры выходных концов валов нельзя оставлять в таком виде. Их нужно округлить до ближайших больших стандартных размеров, чтобы можно было устанавливать стандартные муфты [2].
Ближайший больший . Между и (размер под подшипник) необходима ступенька не менее 2-х мм на диаметр, то есть
.
Подшипников с таким диаметром нет. Ближайший больший подшипник имеет диаметр [2. приложение 4]. Подшипник должен упираться в бурт.
Диаметр бурта:
.
Принимаем диаметр .
Ближайший больший .
.
Подшипников с таким диаметром нет. Ближайший больший подшипник имеет диаметр [1. приложение 4.]
. Оставляем этот диаметр.
. Принимаем диаметр .
Конструктивные схемы валов приведены в приложении 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|