Сделай Сам Свою Работу на 5

Гегемония, язык и политическая корректность





Структурные элементы антидискриминационной практики связаны с тра­диционной радикальной критикой недостатков традиционной теории соци­альной работы (см. гл. 10). Так как структура и общности, возникающие на культурных основаниях, являются важной частью поведения человека, дис­криминация не связана в целом лишь с личными предубеждениями, хотя в отдельных случаях это может быть и так. Она предстаатяет собой, в первую очередь, способ сохранения власти доминирующих групп общества. Дискри­минация поддерживается с помощью гегемонии, т.е. социального контроля над представлениями о природе общества. Таким образом, дискриминация создается и поддерживается личными убеждениями и поведением, подкреп­ленными идеологиями, которые развиваются благодаря атиянию со стороны властных групп с целью поддержки и усиления их доминирующего положе­ния в социальных структурах. По мнению Фука, это чрезвычайно важный концепт критической теории (см. гл. 11). Уилсон и Бересфорд (2000) считают, что направление, в котором социальная работа оценивает важность практики сопротивления угнетению, позволяет социальным работникам присваивать идеи клиентов, представляющих притесняемые группы, сохраняя при этом власть для определения того, что является притеснением. Таким образом,




пользователи услуг утрачивают контроль над своей жизнью, что само по себе уже является притеснением.

Одним из способов поддержания дискриминации является использование языка и социальных допущений. В данном случае прослеживаются связи с тео­рией социального конструирования. Дэнней (1992) утверждает, что постструк­туралистская теория предлагает метод исследования, который позволяет на ос­нове судебных материалов и данных социальных служб анализировать динамику процесса принятия дискриминационных решений. Примером утверждения дис­криминации с помощью языка является использование слов «паралитик» и «идиот» в оскорбительном значении, хотя первоначально они были специаль­ными терминами и выражали определенную форму или степень задержки соот­ветственно физического и умственного развития. «Поскольку я белый и вырос, не встречая темнокожих людей почти до 20 лет, я не задумывался о том, что быть белым нормально, а быть темнокожим необычно». Мы считаем такое вос­приятие себя и других как само собой разумеющееся. По мнению Овузу-Бемпа (1994), социальные работники считают, что самоидентичность темнокожих де­тей становится проблематичной, если они воспринимают белых сверстников так же, как себя. Нам следует проявлять открытость и гибкость по отношению к этническим группам и учитывать их перспективы, а не принимать как должное любое положение, относящееся к этнической идентичности.



Прямое отношение к антидискриминационной практике имеет концепт «политическая корректность»1. В частности он предполагает осторожное ис­пользование языка. Филпот (1999) указывает, что «политическая корректность» языка иногда доходит до крайностей и становится предметом насмешек или оскорблений, когда высмеивается чрезмерная обеспокоенность антидискри­минацией. Пример последствий такого рода приводит Пинкер (1999). Он пока­зывает, что когда социальные работники добивались усыновления детей од­ной и той же расы и оказывали им фостерскую помощь2, то у них не было достаточных оснований для активных антидискриминационных действий. В результате, утверждает он, и дети, и усыновители упускали ряд возможно­стей. По мнению Дента (1999), антидискриминационная практика должна со­средоточиваться на эффективном предоставлении услуг, а не на использова­нии языка или соблюдении мер предосторожности для того, чтобы скрыть некорректность. Считается, что сензитивный язык — это соответствующая ситуации вежливость. Феаклох (2003) в обзоре, посвященном данному вопро­су, указывает, что требования, которые привели к обвинениям в неразборчи­вом применении политической корректности, были связаны с поиском соци-



' Политическая корректность как культурно-поведенческая и языковая тенденция возникла в 1980-х гг. в США. Она связана с движением африканских пользователей английским языком, выступивших против «расизма английского языка» и потребовавших его дерасиализации (йегаааИщНоп). Политическая корректность языка выражается в стремлении найти новые спо­собы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивида, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса и т.д. — Примеч. науч. ред.

1 Фостерская помощь (/о$1ег саге) — вид опеки, предполагающий помещение ребенка в семью, члены которой его содержат и воспитывают в течение определенного срока вместо родителей (при этом родители ребенка лишаются родительских прав). — Примеч. науч. ред.


альных и политических изменений в рамках нового подхода: изменить отно­шения в сфере культуры и языка, а не стремиться к изменению социальных институтов, закона или политики. Попытка изменить социальные поведение и структуру с помощью использования языка была новым явлением для боль­шинства людей и воспринималась в большей степени как проявление высоко­мерия, а не как способ достижения социальных перемен. Более того, по мне­нию Феаклоха, в отличие от многих кампаний за социальные перемены, орга­низаторы движений не работали в стратегическом направлении, а рассматри­вали искомые перемены как вопрос справедливости, требующий немедлен­ных и практических действий.

Таким образом, антидискриминационные перспективы и перспективы со­противления угнетению являются критическими для всей практики и органи­зации социальной работы, так как они не могут объединить основные соци­альные изменения в целях достижения равенства и социальной справедливо­сти для меньшинств и притесняемых групп. Культурный и сензитивный под­ходы подвергают сомнению структуралистское акцентирование внимания на неравенстве и социальной трансформации. Практикам предлагается выбор — полностью согласиться со структурной критикой (социал-коллективистская стратегия) или сосредоточиться на культурных перспективах, а также на пер­спективах темнокожего населения и притесняемых групп, учитывающих нуж­ды притесняемых меньшинств в рамках межличностной и терапевтической практики (рефлексивно-терапевтическая стратегия). Во избежание этой дихо­томии социальным работникам потребуется индивидуал-реформистская стра­тегия, объединяющая структуралистское представление, этническую и куль­турную чуткость. Однако такое объединение приводит к компромиссу, в час­тности со структуралистской перспективой.

Основные концепции

Главные антидискриминационные концепции выстраиваются на основе вводной работы Томпсона (2003а) «Антидискриминационная практика», ко-, торая в настоящее время издается в третий раз. Дэлримпл и Берк (1995) в работе «Практика антипритеснения» предлагают анализ практики, отражаю­щей деятельность социальных работников в государствах всеобщего благосо­стояния; особое внимание уделяется правовой и профессионатьной ответ­ственности. Книга Доминелли «Практика антипритеснения в социальной ра­боте» (2002в) является практическим руководством, хотя в ней содержится меньше информации о межличностной практике, чем в работе Дэлримпла и Берка. Труд Доминелли в теоретическом отношении является более исчерпы­вающим, чем работа Томпсона. Он имеет интернациональную направленность и основывается на антирасизме (1997). Книга Доминелли «Социальная рабо­та» (2004) посвящена общей практике социальной работы. В ней рассматрива­ются основные британские группы клиентов, а также содержится информа­ция об антидеспотических перспективах.

Основной концепцией этнически-чувствительной практики является ра­бота Девор и Шлезингер (1999) «Практика этнически-чувствительной соци­альной работы». Дупер и Мур (2001) приводят полезную информацию, но


концентрируются на группах этнических меньшинств, наиболее часто встре­чающихся в США. Исследования Мартин и Мартин (1995) и Карлтон-ЛаНей (2001) содержат материал о влиянии темнокожего населения на социальную работу в США. В работе О'Хэген (2001) рассматривается проблема культурной компетентности, однако эта книга не является исчерпывающим практичес­ким руководством.

Дэлримпл и Верк: практика сопротивления угнетению

Дэлримпл и Берк представляют многие рассматриваемые здесь идеи в ра­боте по сопротивлению угнетению (Дэлримпл, Берк, 1995). Их внимание со­средоточено на том, как правовая и профессиональная ответственность соци­альных работников может реализовываться в форме давления или в направле­нии активизации клиента. Авторы разработали модель для крайне сложной сферы социальной работы — использования права и власти — в целях обеспе­чения защиты как для общества, так и для клиентов. Акцент на сфере соци­альной работы, которая как бы вступает в конфликт с наступающей дискри­минацией и развивается в направлении активизации клиентов, придает фор­мулировке все большую убедительность.

По мнению Дэлримпла и Берка, для эффективной практики сопротивле­ния угнетению необходима теоретическая концепция, включающая ценност­ную базу. Четкое понимание власти и права и угнетения должно также дать информацию о практических ценностях. Власть рассматривается в связи с лич­ностными и социальными отношениями, когда человек или группа мешают другим, которые трактуются как не имеющие власти, чтобы достичь удовлет­ворения потребностей или стремлений. Угнетение понимается через личност­ные и социальные отношения, характеризующиеся правовым неравенством, когда люди соглашаются с ограничением своих правовых возможностей. Дэл­римпл и Берк утверждают, что должна существовать связь между личностным социальным окружением индивида, которое может представлять его бесправ­ным, и более широкой социальной системой, поддерживающей бесправное положение определенных групп. Социальные работники должны также быть в курсе деятельности служб, и не просто воспринимать политические пробле­мы, связанные с предоставлением социальных услуг как повседневное при­нуждение, а анализировать свою деятельность.

Названные принципы должны применяться на практике, чтобы дать соци­альным работникам возможность понять, в каких случаях они используют либеральный, а не радикальным метод.

Таким образом, согласно Дэлримплу и Берку, практика сопротивления угнетению требует:

■ стимулирования собственной активности клиента;

■ работы в партнерстве с клиентами;

■ минимальной интервенции.

Социальные работники могут использовать эти положения в практике со­циальной работы в рамках обычных полномочий и для того, чтобы не прибе-336


гать к давлению. Например, социальный работник, оказывающий помощь пожилой женщине, не должен ставить перед собой цель проверить ее способ­ность справиться со своими проблемами самостоятельно. Вместо этого ему следует открыто обсудить с ней возможные риски, возникающие при самопо­мощи, и совместно работать над планом по предотвращению возникающих проблем. Это позволит снять с клиента излишнюю ответственность за его дей­ствия. Такой подход означал бы, что у клиента нет еще достаточных практи­ческих навыков, чтобы взять на себя ответственность за собственную безопас­ность.

Подход, стимулирующий активность клиента, предполагает акцентирова­ние внимания на оказании помощи клиентам в приобретении ими большей уверенности в себе, знаний и использовании своих личностных ресурсов, в преодолении препятствий при удовлетворении потребностей и стремлений, в реализации возможности участвовать в решении своих проблем, в развитии наряду со специалистами способности отстаивать свои права и противостоять ситуации, связанной с неравенством и угнетением. Стимулирование активно­сти клиента требует установления связей между личностными позициями кли­ентов и структурным неравенством, что предполагает оказание помощи лю­дям в осознании произошедшего с ними и поиске путей, по которым они могут осуществлять контроль хотя бы над некоторыми аспектами своей жизни. Это вселяет в них уверенность и помогает им контролировать свою жизнь.

Рассмотрим пример. Госпожа Уилкинс — пожилая женщина, экономив­шая почти всю свою жизнь, начинает осознавать, что не может прожить на свою небольшую пенсию. Она чувствует свою некомпетентность и затрудня­ется в определении первоочередности своих ежедневных расходов. Социальный работник объяснил, что причиной была ее малая подвижность, из-за кото­рой она не могла делать покупки в более дешевых магазинах. Кроме того, небольшой размер пенсии вынуждал ее экономить, чтобы покрыть свои рас­ходы. Она смогла определить приоритеты в своих ежедневных расходах (по­купка продуктов, оплата жилья, коммунальных услуг). Средства на самое необходимое стали вычитаться из ее пенсии, и вскоре она поняла, что мо­жет использовать свои сбережения для осуществления более крупных поку­пок (одежда и домашнее оборудование). Женщина почувствовата. что конт­ролирует свои расходы, и стала считать, что они соответствуют целям, ко­торые она ставила перед собой, делая сбережения. Социальный работник смог также получить для нее информацию, как следует инвестировать свои деньги для получения более высокого дохода. В этом случае он действовал на межличностном уровне, чтобы мобилизовать личностные ресурсы клиента, а также использовать сведения агентства и информационные ресурсы на орга­низационном уровне. В долгосрочной перспективе информация о ситуациях, подобных данной, может накапливаться и применяться в работе на полити­ческом уровне.

Дэлримпл и Берк предлагают работать с клиентами на различных уровнях:

на уровне чувств, на котором следует уменьшить влияние личностного опыта, приводящего клиента к ощущению беспомощности. Как и Риз (1991, см. гл. 12), они подчеркивают важность изучения биографии клиен­та для понимания его личностного опыта;


на уровне идей необходимо сосредоточиться на понимании самооценки клиентов и усилить их способность контролировать свою жизнь, чувства и способность к действию. Это аналогично работе по самоподдержке в психодинамической социальной работе и, в значительной степени, яв­ляется центром когнитивной теории. Цель в данном случае — изменить сознание клиента;

на уровне действия следует стремиться изменить деятельность социальных служб, системы социального обеспечения или более широких систем, неблагоприятно влияющих на клиентов.

Следующий аспект практики сопротивления угнетению Дэлримпла и Бер-ка связан с партнерством. Партнерство, согласно формулировке, которую дали Стивенсон и Парслоу (1993) на основе проекта организации помощи в мик­росоциальной среде, предполагает следующие действия:

■ исследовать проблемы только при согласии клиента;

■ действовать только тогда, когда имеется четкое соглашение с клиентом или прямые распоряжения законодательных органов;

■ действовать на основе взглядов и потребностей всех членов семьи клиен­та;

■ действовать на основе утвержденного соглашения, а не допущений или предубеждений относительно потребностей и желаний клиента;

■ предоставлять клиентам возможность выбора, даже если приходится при­менять к ним принудительные меры.

В условиях эффективной связи между социальным работником и клиентом Дэлримпл и Берк рекомендуют использовать письменные соглашения. Кроме того, клиенты должны иметь доступ к независимым адвокатам, которые могли бы представлять их интересы. Письменные уставы или стандарты обслужива­ния, а также разъяснение прав клиентов дают им возможность ясного понима­ния своих прав. Партнерство включает в себя совместную деятельность соци­альных служб и тщательное планирование услуг, чтобы у клиентов был широ­чайший выбор при минимуме препятствий в осуществлении этого выбора.

При использовании интервенции социальные работники должны осозна­вать границы своей потенциальной власти над клиентом. Выход за пределы этих границ может нанести клиенту вред или привести к непредсказуемым результатам. Социальные работники должны использовать интервенцию на следующих уровнях:

на первичном уровне — для предотвращения возникающих проблем. Следу­ет адаптировать услуги к потребностям клиентов, мобилизовать ресурсы микросоциальной среды, а также вооружить информацией и обучить пред­ставителей общественности и помощников, чтобы дать клиентам воз­можность справиться с проблемой;

на вторичном уровне — для выявления проблемы и ее разрешения на ран­ней стадии. Это уменьшает степень вмешательства в жизнь клиентов;


на третичном уровне — для уменьшения последствий в случаях неудач
или вынужденных действий социальных служб.

При таком подходе подчеркивается, что необходимо действовать, не до­жидаясь того момента, когда обстоятельства вынудят к использованию чрез­вычайных мер или притеснению. Лучше вмешаться на ранней стадии, чтобы уменьшить степень вторжения в жизнь клиентов в дальнейшем.

Главным элементом концепции Дэлримпла и Берка является связь страте­гии, направленной на достижение изменений с повседневными действиями. Такая связь позволяет избежать притеснений клиентов со стороны социальных работников, а также агентств и социальных служб. Стратегический подход в данном случает включает следующее:

■ четкое определение проблемы и путей ее разрешения;

■ расчленение проблемы и целей на промежуточные задачи;

■ определение временных рамок достижения цели;

■ анализ и оценка достижений в рамках цели и определения задач;

■ установление связей с другими лицами, работающими над разрешением тех же или подобных проблема.

Девор и Шлезингер: этносензитивная практика

Как и авторы многих других исследований, посвященных практической работе с группами этнических меньшинств, Девор и Шлезингер (1999) начи­нают свою работу с рассмотрения исторического положения темнокожего населения и этнических меньшинств, а также демографического и культурно­го осмысления их жизненного опыта. Точкой отсчета является исторический опыт рабства, миграции и получения гражданства в США. В Австралии, Кана­де, Новой Зеландии и США опыт коренного населения до возникновения белых поселений в колониальный период сыграл решающую роль в последу­ющих отношениях между этническими группами.

Основой этносензитивной практики является также положение различных этнических групп в определенных обществах, в формулировке Девора и Шле­зингера — «этническая реальность». К одной из важных проблем можно отне­сти проблему именований этнических групп. Например, представителям не­которых этнических групп не нравится, что их называют меньшинством или притесняемыми группами, или когда их вообще ассоциируют с какими-либо группами, поскольку иногда они чувствуют себя в роли жертв определенной категоризации, которая не осознается ими. В каждой стране используется своя терминология в отношении этнических и культурных меньшинств, соответ­ствующая их истории и демографии. Так, в США до сих пор употребляется выражение «цветные». Отношение к этим проблемам меняется с появлением новых взглядов и различно для разных стран, поэтому необходимо быть в курсе этих изменений.

Девор и Шлезингер исследуют также политику и илеоласшо са^млльулж^ ъч-ношений между этническими группами. Предметом их исследования являются:


ассимиляционизм, связанный с существующей в США идеологией «пла­вильного котла», согласно которой различные культуры и группы со­льются, чтобы стать единственной разделяемой всеми культурой. Многие общества имеют идеологии, содержащие подобные допущения о жела­тельности или нежелательности ассимиляции;

этнический конфликт, связанный с идеями соперничества этнических групп за доминирование или влияние;

этнический плюрализм — идея о том, что различные этнические группы могут сосуществовать в полиэтническом обществе;

этническая идентичность, предполагающая, что язык, ритуалы, торже­ства, раздельные школы, референтные группы поддерживают или разви­вают идентифицируемые этнические группы.

Поскольку «раса» сама по себе является социальной конструкцией, то все идеи, предполагающие различие во взглядах на смысл идентичности как со стороны разных этнических групп, так и других, являются скорее разновид­ностями идеологий, которые люди связывают с тем, что должно или может произойти, а не с соответствующим представлением о сложных социальных отношениях. Например, в Великобритании в 1950— 1960-х гг. в период новой иммиграции из стран Британского Содружества существовали идеи об интег­рации. Однако группы этнических меньшинств зачастую предпочитали жить там, где проживали представители этих групп. Таким образом создавались эт­нические общины. В более позднее время усиливающееся разделение привело к идее о необходимости усиления интеграционной политики.

Кроме того, Девор и Шлезингер рассматривают значение жизненного кур­са, а также различия в опыте разных этапов жизни и переходов между ними. Все это важно для понимания эффективной этносензитивной практики. Авто­ры выделяют шесть уровней в основе этносензитивной практики, которые необходимо осознавать (см. табл. 13.2).

Указанные уровни содержат базовую информацию о практике. Далее следу­ет анализ различных теорий социальной работы, в том числе и тех, которые рассматриваются в данной книге: анализируется уровень их согласованности с этнически-чувствительной практикой. Считается, что во многих теориях уде­ляется недостаточно внимания этнической реальности.

Анализ практики, итоги которого подводятся в таблице 13.2, Девор и Шлезингер начинают с определенных исходных положений и принципов, идей, относящихся к общей практике, а также адаптации норм и стратегий соци­альной работы к этносензитивной практике. Это важно, поскольку они под­вергают критике неспособность многих теорий адекватно откликаться на по­требности этносензитивной практики. Социальные работники могут, таким образом, использовать эти исходные положения для адаптации других прак­тических рекомендаций. В остальной части книги этих авторов исследуются конкретные рекомендации работы с различными группами клиентов. Важным элементом практики Девора и Шлезингера является учет и понимание соци­альными работниками «этнической реальности», которая играет большую роль в процессе диагностики и принятия практических решений. Таким образом, модель Девора и Шлезингера не предлагает особых действий, которые были

 

Таб. Элеме
Таблица 13.2. Этносензитивная практика(по Девору и Шлезингеру,

Элементы практики


Принципы практики


Комментарий


1999)


 


Допущения и принципы


Индивидуальная история и коллективная история по­рождают и решают пробле­мы


Изучать групповую историю, ин­дивидуальную историю. При­знать важность взаимодействия индивидуальной истории и груп­повой истории


 


Настоящее является наиболее важным


Концентрировать внимание на существующей в настоящее вре­мя проблеме; осознать то, как прошлое влияет на существую­щую в настоящее время пробле­му


 


Этничностьявляется ис­точником сплоченности, идентичности и силы, а также напряжения, разногласий и вражды


Носителями этнического опыта

выступают:

Семьи

Ритуалы и празднования

Этнические школы

Язык


 


Социальный контекст и ре­сурсы, необходимые для улучшения жизни, влияют на жизнедеятельность людей


Уделять внимание микро-и макропроблемам


 


Неосознанные явления влияют на жизнедеятель­ность индивида


Осознать важность культуры


 


Практика широкого профиля: уровни понимания. Уровень 1. Ценности социальной работы


Такие ценности, как:

■ концепции, выбираемые людьми;

■ цели, определяемые людьми;

■ предпочтительные взаимодействия с людьми


Осознать важность уникальности самореализации и равных воз­можностей; усилить самоуправ­ление


 


Уровень 2. Базовые знания о человече-


Жизненный курс индивида и семьи

"~| Т^^ия^с^циальных систем Социологическая теория Психологические теории Конкретные теории, относящиеся к данной сфере


Относятся к теориям о мире клиентов, связаны с


 


Уровень 3. Знания и умения в деятель­ности агентства и социальных служб


Понимать микросоциальную среду и ее организацию, а также ее приспособленность к «этни­ческой реальности»; создавать



Окончание табл. 13.2

 

Элементы практики Принципы практики Комментарий
    личное, удобное пространство, адаптированное к этнической реальности; выстраивать его в соответствии с этническим опы­том
Уровень 4. Уверен­ность в себе, включа­ющая осознание влияния собственной этничности Кто я такой? Кто я, по мнению других? Кем бы я хотел быть? Двойственная этничность Осознать важность детского и семейного опыта Связана с ситуацией, когда со­циальный работник обладает скрытой информацией о других этничностях (например, благо­даря браку с кем-либо из другой этнической группы) Уделять внимание клиенту, ха­рактеру вопросов, источнику и направленности проблемы и адаптировать их к этнической реальности
Уровень 5. Воздейст­вие этнической реальности Связано с экономическими и социальными послед­ствиями дискриминации Учитывать этническую реаль­ность при составлении контрак­тов, работе над проблемой, взаимном использовании информации, идентификации препятствий, завершении работы
Уровень 6. Понима­ние социальным ра­ботником мотивов маршрута обращения клиента в социальную службу Мотивы обращения в со­циальную службу могут быть разными — от добро­вольных до принудитель­ных Идентифицировать всю доступ­ную информацию перед встре­чей с клиентом; осмыслить ее связь с этнической реальностью

бы этносензитивными. Она требует от социальных работников быть в курсе очевидного, владеть информацией об этнических проблемах в своей микросо­циальной среде, работать с индивидами из групп этнических меньшинств и использовать все это в своей практике.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.