Сделай Сам Свою Работу на 5

Когнитивно-поведенческая практика





Для понимания практической реализации данного подхода необходимо представлять сущность основных принципов теории научения и поведенче­ской терапии. Шелдон (1998) определяет несколько важных ключевых поня­тий, лежащих в основе поведенческой терапии. К ним относятся:

■ респондентная, или классическая, обусловленность (стимул —реакция, по Джексону и Кингу, 1982);

■ оперантная обусловленность;

■ наученная беспомощность;


■ социальное научение и моделирование;

■ когнитивные факторы, такие как нарушение восприятия и интерпрета­ции (значения, придаваемые событиям и переживаниям), а также дест­руктивное мышление.

Все перечисленные факторы имеют место в социальной работе. Следуемый ниже обзор сделан на основе книг Шелдона (1998), Фишера и Гохроса (1975).

Респондентная обусловленность связана с поведением (все, что мы делаем). которое отвечает на стимул (личность, ситуацию, событие или объект окру­жающей среды) или вызывается им. Обусловливание представляет собой про­цесс научения поведению, в котором присутствует более или менее постоян­ная связь со стимулом. После того как мы научились реагировать на опреде­ленный стимул, наше поведение модифицируется. Например, если ребенок во время прогулки в парке вызывает неодобрение родителей, потому что пач­кается в грязи, то это неодобрение для него связывается с прогулкой, а не с неаккуратностью. Респондентная обусловленность называется также класси­ческой обусловленностью, поскольку связана с экспериментами И.П.Павлова (условный рефлекс. — Примеч. науч. ред.). В них у собак вызывали слюноотделе­ние (естественная реакция на вид пищи), сопровождая его звонком. Через какое-то время слюна собак выделялась при звуке звонка без появления пищи.



Многие поведенческие проявления безусловны, они происходят естествен­ным образом. Безусловные стимулы вызывают безусловные реакции. Напри­мер, глаз человека увлажняется на ветру, слюна выделяется при виде пищи, рука отдергивается от горячего предмета, при отравлении ядовитыми веще­ствами возникает болезненное состояние и т.д.

Поведение считается обусловленным, если реакции становятся связанными или спаренными со стимулами, которые в естественных условиях не вызыва­ют реакцию. Представим себе, что наши глаза увлажняются при появлении пищи. В данном случае говорят об условных стимулах и условных реакциях. Ус­ловные реакции распространяются, т.е. человек демонстрирует их в схожих ситуациях. Так, ребенок, который боится идти в парк, потому что ожидает негативной реакции, в конечном счете может отказаться выходить на улицу вообще. Подобные реакции лежат в основе формирования социальных страхов и возникновения посттравматических расстройств. Реакции на один тип ситу­аций начинают распространяться и на другие ситуации.



Угасание имеет место, когда связи между условными реакциями и стимула­ми не поддерживаются. Условная реакция угасает и теряет связь со стимулом. В этом заложен определенный потенциал для лечебного воздействия, поскольку связь между стимулом и реакцией исчезает, как и эффект распространения. Например, ребенка постепенно можно приучить гулять в парке, если исклю­чить любые проявления неодобрения во время прогулки.

Некоторые поведенческие проявления несовместимы друг с другом. На­пример, человек в абсолютно расслабленном состоянии не может быть тре­вожным или агрессивным. Обратная обусловленность направлена на образова­ние ассоциаций между желательными реакциями и определенными стимула­ми вместо связывания их с нежелательными реакциями.

Самой распространенной техникой обратной обусловленности является систематическая десенситизация (постепенное снижение чувствительности).


Клиентов обучают практическим техникам релаксации или предлагают дру­гие способы личностной поддержки. Затем их постепенно приучают к нежела­тельным стимулам, используя для этого состояние релаксации или помогая преодолеть тревогу и неуверенность. Подобные техники применяются в работе с клиентами, страдающими агорафобией или школьными страхами. Приме­ром является случай с супругами Ноле, приведенный в главе 5. В данном слу­чае релаксация, а также присутствие мистера Нолса выступили факторами обратной обусловленности в борьбе с тревогой миссис Ноле. Ассертивный тренинг представляет собой технику, которая применяется в тех случаях, ког­да люди испытывают неуверенность в себе. Социальные работники помогают им практиковать нужные формы поведения в условиях поддерживающего ок­ружения, и затем, в идеальном варианте, клиенты переносят это поведение в реальные жизненные ситуации.



Обратная обусловленность используется в терапии сексуальных нарушений. Приятные сексуальные переживания закрепляются в поддерживающем окру­жении и постепенно переносятся в обычные сексуальные ситуации, вызывав­шие ранее тревогу. Например, мужчина с преждевременной эякуляцией учит­ся контролировать ее при возникновении сексуального возбуждения в услови­ях невозможности осуществления полового акта до тех пор, пока у него не появится уверенность в том, что ситуация находится под контролем. Только затем ему разрешается полноценный сексуальный контакт.

Другим примером использования названных техник является формирова­ние обратных реакций у детей, страдающих энурезом. В данном случае им разрешается мочиться в постель, хотя конечным результатом является пре­кращение такого поведения. Звонок или сирена связываются с электрическим проводом, помещенным внутрь матраца, на котором спит ребенок. Когда моча попадает на матрац, звенит звонок. Ребенок просыпается и идет в туалет. Этот процесс приводит к следующим результатам. Во-первых, поведение ребен­ка обусловливается, он должен проснуться, когда мочевой пузырь полон, и пойти в туалет, чтобы постель осталась сухой. В о-вторых, мышцы мочевого пузыря укрепляются, развивается способность спать всю ночь без мочеиспус­кания. Эти реакции тренируются с помощью использования обратной обус­ловленности естественного рефлекса мочеиспускания при полном мочевом пузыре (Морган и Янг, 1972).

Большинство поведенческих проявлений не поддаются формированию с помощью безусловных стимулов, поэтому применяется оперантная обуслов­ленность, которая предполагает изменение более широкого спектра поведен­ческих реакций. Она предполагает воздействие поведения на окружающую среду и используется при создании сложного и продуманного поведения. Респон-дентная обусловленность, напротив, главным образом направлена на форми­рование заученных автоматических реакций.

Оперантная обусловленность является формой поведенческой работы, цель которой — изменение факторов (случайных переменных), воздействующих на поведение и приводящих к новым последствиям, как показано на рис. 6.1. Происходит некое событие (первое событие — А), которое запускает поведе­ние (В), направленное на взаимодействие с этим событием, и, как результат этого поведения, возникает следствие (С). Социальные работники управляют случайностями, влияющими на отношения между поведением и следствиями,


в ситуации, когда следствия укрепляют или ослабляют поведение путем под­крепления или наказания. Подкрепление, положительное или отрицательное, укрепляет поведение. Наказание, позитивное или негативное, ослабляет по­ведение. Положительное всегда означает совершение каких-либо действий; от­рицательное всегда подразумевает лишение чего-либо. Оба инструмента мож­но использовать одновременно. Эта форма подробнее рассматривается ниже, при обсуждении концепции когнитивно-поведенческой работы Шелдона (1995). Угасание также принадлежит к техникам оперантного научения. Оно отли­чается от угасания в респондентной обусловленности и обозначает разрыв связей между поведением и его последствиями. При негативном наказании удаляются те следствия, которые не имеют отношения к желательному пове­дению, как в приведенном выше примере. Угасание применяется в случае нежелания ребенка делать домашнее задание, что обычно приводит к возник­новению споров с родителями. Споры позитивно подкрепляют это нежела­ние, так как они требуют времени и эмоциональной энергии, которые долж­ны быть направлены на выполнение заданий. Вместо того чтобы спорить, ро­дителям следует оставить ребенка в комнате наедине с домашними задани­ями. Так они смогут избежать подкрепления нежелательного поведения. В от­личие от угасания в респондентной обусловленности угасание в оперантной обусловленности — это не просто снижение реакции на стимул, а активное устранение связи между последствиями и поведением, которое их вызвало.

В ряду других техник положительное подкрепление имеет определенные преимущества. Например, при угасании никак не контролируется поведение, которое должно прийти на смену нежелательному поведению, а ведь оно мо­жет быть также нежелательным. Использование наряду с угасанием положи­тельного подкрепления позволяет сформировать нужное поведение. Кроме того, нежелательное поведение может проявляться постепенно через новые формы реагирования, с которыми трудно справиться, поэтому поощрение полезного поведения упрощает процесс.

Главным процессом социального научения является моделирование. Хадсон и МакДональд (1986) характеризуют его следующим образом:

■ человек видит другого человека, выполняющего какие-либо действия, и обращает на это поведение пристальное внимание;

■ наблюдатель формирует представление или кодифицирует то, каким об­разом совершается поведение, и репетирует его в своем сознании и на практике;

■ наблюдатель определяет обстоятельства, в которых совершается поведе­ние, а также его последствия;

■ когда возникает соответствующая ситуация, наблюдатель повторяет по­ведение согласно сложившимся представлениям.

Наблюдая за новым и первоначально пугающим поведением, которое со­вершается в соответствии с ролевой моделью, легко убедиться, что оно не вызывает неблагоприятных последствий. Шелдон (1998, 20) подчеркивает, что большинство людей учатся не на книгах или чужих советах; важны демон-


страция нового поведения, экспериментирование в благоприятной среде, а также получение обратной связи и поощрения. На этой основе построены программы обучения навыкам и управлению агрессивным поведением, а так­же другие подобные проекты развития новых форм поведения. Пристли и Мак-Гвайр (1978, 1983) описывают практические программы формирования со­циальных навыков у людей, совершивших преступления. Развитая социальная компетентность помогает найти выход из трудных ситуаций и обратиться к альтернативным вариантам разрешения конфликтов и проблем в межлично­стных отношениях. Эти авторы также предлагают упражнения, которые спе­циалисты могут использовать в тренингах по развитию новых навыков.

Шелдон (1998, 23) обобщает основные процедуры тренингов по развитию социальных навыков. К ним относятся:

■ определение проблем, указывающих на пробелы в поведенческом репер­туаре клиента, и новых форм поведения, которые могут помочь запол­нить эти пробелы;

■ разделение проблем на компоненты или стадии;

■ помощь клиентам в распознавании ошибочного представления (знаний), которое может им мешать;

■ демонстрация желаемого поведения, его повторение клиентом;

■ соединение отдельных частей поведения воедино и формирование более сложного поведения;

■ помощь клиенту в определении различий между ситуациями, в которых это поведение является уместным (неуместным);

■ перенос нового поведения в ситуации реальной жизни;

■ обсуждение реалистичных практических задач и результатов их достиже­ния.

Скотт и Драйден (1996) выделяют следующие четыре вида когнитивно-поведенческой терапии.

Навыки преодоления, содержащие два. элемента, — «самовербализацию», т.е. инструкции, которые даются самому себе, и результирующее поведе­ние. Поведенческие трудности в преодолении ситуаций могут объяснять­ся как неспособностью создавать рефлексивные вербальные инструкции, так и неспособностью действовать согласно собственным инструкциям. Тренинг прививки от стресса, предложенный Майхенбаумом (1985), по­священ профилактике и снижению уровня стресса через обучение клиен­тов тому, что нужно говорить или делать в трудных ситуациях. По мнению Ронена (1998), в работе с детьми важен акцент на развитии у них навы­ков самоконтроля. Кроме того, в целях уменьшения стресса необходимо изменять окружение клиента.

Проблемно-ориентированную форлну когнитивно-поведенческой терапии, от­личную от одноименной концепции Перлмана (1957а), созданной в рам-


ках психодинамической социальной работы (см. гл. 4). В данном случае человеческая жизнь рассматривается как процесс решения различных важ­ных вопросов. Решение проблем здесь напоминает задаче-центрирован-ную модель: клиенты «схватывают» и определяют суть проблемы, проду­мывают варианты ее решения, выбирают лучшее, планируют способы действия и оценки результата.

Когнитивную перестройку, которая является, возможно, самой известной формой когнитивной терапии и включает такие подходы, как когнитив­ная терапия Бека (КТ) и рационально-эмотивная поведенческая терапия по Элису (РЭПТ, ранее РЭТ). В когнитивной терапии клиенты анализи­руют свое понимание ситуации, а социальный работник задает вопросы и проверяет результаты анализа. В рационально-эмотивной поведенческой терапии рассматриваются, в о-п е р в ы х, иррациональные представления, преобладающие в мышлении клиента, что приводит к «окошмарива-нию» — представлению вещей в негативном свете; во-вторых, низкая толерантность к фрустрации — ощущение невозможности вынести не­комфортные ситуации; ,и, в-третьих, «проклятие» — негативное отно­шение к себе, возникающее вследствие неудач. Социальные работники подвергают сомнению ы опровергают иррациональные представления, которые лежат в основе этих реакций. Шелдон (1998, 2000) подчеркивает необходимость работы с нарушениями восприятия и атрибуции (припи­сывания). Восприятие объясняет отношение к происходящему, атрибу­ция обозначает суждения о значения этого опыта. Так, водитель грузови­ка, которому грозит увольнение из-за неаккуратного вождения, вслед­ствие искаженного восприятия может переживать эту ситуацию как не­справедливость. Он может считать, что его начальник хочет его уволить, так как желает сэкономить на зарплате, приписывая ему поведение, ко­торому нет видимых подтверждений. Таким образом, суждения водителя могут полностью не соответствовать реальности.

Структурную когнитивную терапию, связанную с тремя «структурами» представлений в мышлении клиентов: базовыми представлениями — пред­положениями клиентов о самих себе; промежуточными представления­ми — подробными описаниями окружающего мира; периферическими представлениями — планами действий и повседневными стратегиями ре­шения проблем. Социальные работники не только обращаются к перифе­рическим представлениям, вызывающим проблемы, но и изучают их ис­токи, обращаясь к более глубоким когнитивным структурам.

Области пересечения

Главными задачами поведенческой социальной работы являются развитие желательных форм поведения и ослабление нежелательного поведения, с тем чтобы люди могли адекватно действовать в социальных ситуациях. В свою оче­редь, укрепляется их способность жить полной и счастливой жизнью. Осозна­ние проблем клиентом зачастую помогает ускорить обучение новым формам поведения, однако этого недостаточно .для достижения изменений. Условия­ми успеха поведенческой работы, как и других форм социальной работы.


являются теплые взаимоотношения социального работника и клиента. Пове­денческая социальная работа эффективна во многих ситуациях. В книге под редакцией Цигно и Баун (1998) собраны статьи разных авторов, которые по­казывают применение поведенческой терапии в непосредственной работе с детьми и при защите их прав, в работе с людьми, имеющими задержку психи­ческого развития и психические нарушения, заключенными, наркозависи­мыми, а также в стационарных учреждениях и группах поддержки для пожи­лых людей.

Отношение поведенческой социальной работы к общей поведенческой те­рапии определяется Тайером и Хадсоном (1987, /) следующим образом: «По­веденческая социальная работа представляет собой сознательное использова­ние специалистами по социальной работе определенных техник воздействия, основанных на проверенных эмпирическим путем теориях формирования по­ведения, которые включают оперантную, респондентную обусловленность, научение через наблюдение и другие техники. При этом специалисты по пове­денческой социальной работе не обязательно должны придерживаться фило­софии бихевиоризма».

Отсюда следует вывод, что социальные работники не обязаны переносить эту модель целиком в свою практику. Они могут использовать различные ее аспекты в соответствующих ситуациях. Однако такой подход означает, что социальная работа сама по себе не привносит ничего нового в поведенческую модель. В данной формулировке поведенческая социальная работа представля­ется через использование заимствованных техник. Это означает, что поведен­ческие подходы неэффективны при решении социальных проблем и многих других вопросов, характерных для социальной работы. Томас (1968, 1971) в США и Джеху (1967. 1972) в Великобритании были первыми серьезными интерпретаторами психологической литературы по социальной работе.

Когнитивные теории заняли соответствующее место в теории социальной работы в 1980-е гг. Начатом этому послужила работа Гольдштейна (1981, 1984), который пытался привнести в них идеи гуманизма. Подобная возможность по­явилась благодаря связи основных идей бихевиоризма с природой человеческо­го мышления. В гуманистических концепциях (см. гл. 9) утверждается, что в процессах восприятия допустимы различия, а то, что нами воспринято и поня­то, является единственной реальностью. Подобное представление существует и в когнитивных подходах, в которых признается актуальность понимания кли­ентом окружающего мира. Следовательно, не всегда можно утверждать, что восприятие клиентов неправильно, и соответственно не обязательно нужно изменять его. Элемент принятия сближает способы, которые применяются в когнитивной и поведенческой терапии вместе с более традиционными метода­ми социальной работы. Таким образом, привлечение гуманистического элемен­та является главным аспектом исследования Гольдштейна и работ, написанных Вернером (1982, 1986).

Когнитивно-поведенческие теории распространены преимущественно в за­падных странах, поскольку в них делается акцент на достижении психологиче­ских изменений индивидов, а не на решении социальных проблем, что более актуально для развивающихся стран. Их фундаментом является западная модель научного метода, которая менее влиятельна в азиатских странах. Например, в обзоре теорий социальной работы индийского исследователя Кумара (1995)


эта группа теорий никак не затрагивается. Определенный интерес к концепци­ям доказательной практики можно обнаружить в книге, изданной под редакци­ей Тайера и Кази (2004), в которую вошли главы, посвященные моделям прак­тической работы в Гонконге и Южной Африке. Вместе с тем эти главы в основ­ном посвящены описанию оценки эффективности социальных проектов и прин­ципов социального развития, а не когнитивно-поведенческой практике.

Значение когнитивно-поведенческой теории

Когнитивные и поведенческие модели терапии отличаются противоречи­востью, поскольку они продолжают находиться в центре дискуссий о доказа­тельной практике (см. гл. 3). Представители бихевиоризма выступили против психодинамической модели социальной работы. Они подвергли критике ее слабообоснованные выводы, построенные на предположении о существова­нии структур психики, которые невозможно проверить эмпирическими мето­дами. Главным аргументом сторонников поведенческого и когнитивного под­ходов выступает эмпирическая проверка успешно достигнутых результатов. Следовательно, необходимо признание научного метода и современного пред­ставления о знании, а также линейных моделей объяснения. Одним из пре­имуществ является единая позиция в отношении научно-доказательных мето­дов при взаимодействии с другими профессиональными областями, в частно­сти медициной и психологией, которые основываются на научной базе зна­ний. В этом смысле поведенческие и когнитивные методы укрепляют положе­ние социальной работы как профессионального вида деятельности. Соответ­ственно, если принять данный аргумент, можно говорить о большом преиму­ществе данных теорий.

Когнитивно-поведенческие теории ограниченно используются в некото­рых специализированных учреждениях в работе с определенными группами клиентов. Часто их методы применяются для преодоления школьных страхов, детских проблем и проблем психическою здоровья. Как правило, когнитив­ные методы используются для лечения тревожных и депрессивных состояний. Дело в том, что психологи, работающие в клинических условиях, а также в некоторой степени и другой медицинский персонал могут организовать су-первизорство (профессиональный контроль и взаимопомощь), создать добро­желательную среду и клиент-ориентированное окружение, необходимые для применения терапевтических методов. Такими особенностями редко отлича­ются службы социальной работы.

Спорным вопросом остается объединение бихевиоризма с когнитивными методами. Некоторые авторы (например, Шелдон, 1995) рассматривают ког­нитивные методы как одно из направлений поведенческого подхода, подобно теории социального научения. Другие теоретики, такие как Скотт (1989), не­посредственно связывают когнитивные стратегии с социальной работой. Хад-сон и МакДональд (1986) выражают сомнение относительно интеграции ког­нитивных подходов в поведенческие модели терапии. Многие современные авторы рассматривают эти подходы как новый набор техник. Поскольку ког­нитивные методы связаны с внутренними процессами мышления, считается, что они могут снижать научную достоверность поведенческих методов, хотя


на самом деле когнитивные методы имеют свою исследовательскую доказа­тельную базу (Скотт и Драйден, 1996). Процессам мышления и восприятия придается большое значение и в других теориях социальной работы, посколь­ку целью многих практических методов является изменение человеческо го вос­приятия и реакций на социальные ситуации. Непосредственная поведенчес­кая работа в меньшей степени соответствует тем социальным требовглиям, которые предъявляются социальной работе.

Трудности в использовании когнитивно-поведенческих методов заключа­ются в их специфике, множестве специальных терминов и формализованных процедурах, которые эффективны в искусственно созданных услов иях. Неко­торым социальным работникам это кажется негуманным. Тем не; менее эти методы устраивают тех клиентов и социальных работников, которым нравит­ся упорядоченный и четкий подход к проблемам, позволяющий объяснить и обосновать происходящее.

Возникают возражения и по вопросам этического характера, поскольку при использовании когнитивно-поведенческих методов социальный работник манипулирует поведением клиента. Применение поведенчески х техник может привести к ситуации, когда социальные работники будут н.авязывать свои желания клиентам против их воли. Работники социальных сл?/жб могут оправ­дать свои действия тем. что укрепляется социальный и полит ический порядок и поддерживается авторитарный административный контроль. Бихевиористы утверждают, что согласие клиентов необходимо как из этических соображе­ний, так и для достижения положительного результата. Кроме того, наиболее этичным считается то воздействие, которое лучше всего работает, а поведен­ческий подход смог доказать свою эффективность. Любы.е методы могут при­чинить вред, если они будут применяться неправильно. Многие техники явля­ются манипулятивными, поскольку их цель скрыта от клиентов. Примером может служить метод парадоксов, когда постоянно ссорящейся супружеской паре предлагают ругаться по часу каждую ночь, но избегать споров в другое время суток, заменяя их новыми способами обсуждения. Уотсон (1980, 105— 115) полагает, что для решения этической проблемы подобных аргументов недостаточно. Для бихевиоризма характерно предположение о том, что любое поведение чем-то вызвано. Если клиенты делают выбор в пользу поведенче­ских методов для достижения нужных им изменений, то действуют добро­вольно на основе своей рациональной позиции и принимают решение без принуждения. Но что произойдет, если поведение клиента посчитается соци­ально неприемлемым судом или другими людьми, обладающими властью? Эти люди могут полагать, что их суждения правильны, оправданны и адек­ватны сложившимся социальным обстоятельствам. В подобных случаях добро­вольная позиция заменяется решениями, принятыми на основе социально одобряемых целей. Единственно оправданная этическая позиция, охраняю­щая право клиента на самоактуализацию, заключается в том, чтобы прибегать к этим методам, если у клиента есть стремление освободиться от какого-либо поведения; например, в случае навязчивости, когда сам клиент хочет, но не может контролировать себя.

Шелдон (1995, 323—324) считает, что ни один метод социальной работы, включая методы изменения поведения, не мож.ет преодолеть сопротивления клиента, и что другие формы работы тоже при водят к контролю и ограниче-


нию свободы. Однако данные замечания кажутся несущественными, особенно в свете того утверждения, что поведенческие методы более результативны, чем другие формы социальной работы или терапевтические техники. Более того, наша задача состоит не в том, чтобы преодолевать сопротивление кли­ентов, напротив, мы должны оградить их от навязывания воли социального работника. Шелдон утверждает, что следует оценивать любые недостатки мо­дели как' ее достоинства, что справедливо для всех теорий, тем более что в них не обсуждается эффективность когнитивно-поведенческих методов.

Поведенческие модели, например такие, как поощрение и наказание, за­частую ис пользуются неадекватно. Примером может служить скандал, полу­чивший название «поймать на слове», разразившийся вокруг интернатов в Великобритании (Леви и Кахан, 1991). В данном случае идеализация правиль­ного поведения привела к тому, что дети были на долгое время оставлены раздетыми. Шелдон (1995, 327—341) подчеркивает, что в подобных ситуаци­ях специалисты, применяющие эти методы, склонны к проявлению насилия по отношению к клиентам, поэтому любой метод может принести вред.

Поведенчес кая социальная работа была особенно популярной в США, но не получила столь широкого распространения в других странах, за исключе­нием тех ее фор м, которые применяются в узкоспециализированных учрежде­ниях или направлены на решение определенных проблем.

Основные концепции

В большинстве ко нцепций бихевиоризма подчеркиваются схожие принципы. Ниже подробно раскрывается концепция Шелдона. Его работа «Когнитивно-поведенческая терапия» (1995) посвящена применению этой теории в социаль­ной работе. Данное исследование содержит обширный обзор методов поведен­ческой практики, в который включены и когнитивные техники. В нашем изда­нии также приводится материал, заимствованный из концепций таких британ­ских авторов, как Скотт (1989), Цигно (2002), Цигно и Баун (1998), а также североамериканских теоретиков — Гамбрилл (1977, 1995) и Тайер (1987, 1989). Другие концепции практической деятельности и оценочных исследований со­держат определенные ссылки на когнитивно-поведенческие теории.

Шелдон: когнитивно-поведенческая терапия

Основные принципы и методы поведенческой работы были представлены выше. Они применяются в терапевтических ситуациях. Масштабные измене­ния поведения необходимо разбивать на небольшие этапы. Программа под­крепления разрабатывается на основе следующих принципов.

Постоянное подкреплены, е каждого проявления желательного поведения ус­коряет достижение резу льтата.

Придание формы означает подкрепление небольших шагов но направле­нию к желательному пов едению. Например, Джо имеет нарушения пси-


хического здоровья и часто громко и в угрожающей манере разговаривает со своими соседями. Мы подкрепляем его более спокойное поведение. Когда такое поведение станет обычным, начнем подкреплять еще более спокойное поведение, затем длительный период спокойствия, потом по­ведение без угроз, более дружелюбное поведение и так далее. В конце концов, мы можем достигнуть достаточно серьезных перемен в поведе­нии Джо.

Угасание означает снижение объема или видов подкрепления, когда сфор­мировано желательное поведение, и появляется возможность повторить его в других условиях. Например, вначале можно поощрить Джо сигаре­той, затем словесным комплиментом. В конце концов он будет реагиро­вать на то, что люди будут выражать недовольство его неадекватным по­ведением. Пока оказывается поощрение, можно рассчитывать на резуль­тат, но прекращение подкрепления, скорее всего, будет означать шаг назад, к предыдущим поведенческим моделям. Именно поэтому люди, находящиеся в стационарных учреждениях, добиваются больших успе­хов, но после выписки возвращаются к прежнему состоянию.

Прерывистое подкрепление используется в случае, если поведение не все­гда подкрепляется.

Пропорциональная шкала прерывистого подкрепления предполагает по­ощрение после определенного числа желательных поведенческих прояв­лений.

Интервальная шка.га обозначает применение подкрепления после опре­деленного периода, в течение которого желательное поведение имело место.

Пропорциональные и интервальные шкалы могут быть фиксированными (регулярными) и переменными в зависимости от типичного периода или чис­ла поведенческих проявлений. Переменные шкалы наиболее устойчивы к уга­санию (особенно переменные интервальные шкалы), однако более практич­ны, поскольку постоянное подкрепление не всегда возможно.

Моделирование, или действие по образцу (упомянутое выше), одновре­менно закрепляет необходимые реакции и позволяет использовать новые или ранее не опробованные формы поведения через наблюдение за тем, как дей­ствуют другие люди и насколько успешно их поведение. Это характерно для всех. В определенные периоды жизни, например в подростковом возрасте или в период серьезных перемен, мы выбираем конкретных людей в качестве мо­делей. Затем мы комбинируем и корректируем наблюдения, сделанные в раз­личных ситуациях, чтобы создать свою собственную идентичность. Вмеша­тельство социальных работников может происходить на любых стадиях моде­лирования (см. выше).

Бандура (1977) подчеркивает значимость рефлексивной самоэффективности — нашего восприятия собственного успеха в этих действиях. Рефлексивная само­эффективность состоит из двух аспектов: результатов, которые мы ожидаем получить, действуя определенным образом, и ожидаемой нами эффективности


этих результатов. Например, для наркозависимого человека, принадлежащего к субкультуре людей, разделяющих эту зависимость, отказ от наркотиков (ожи­даемый результат) может не представлять большой ценности. Однако даже если этот человек захочет вернуться в «правильное» общество, то он может вполне ощутить недостаточность сил для достижения этой цели (ожидаемая эффектив­ность). Концепции Бандуры подвергались критике. Они более расплывчаты, чем подходы оперантного и респондентного научения, которые объясняют многие вещи намного проще. Тем не менее концепция социального научения содержит метод, позволяющий понять сложные аспекты поведения, чаще всего выступа­ющие объектом усилий социальных работников.

Шелдон (1995) далее утверждает, что многое из того, что приобретается в процессе моделирования, связано с познанием, т.е. мы обдумываем свои дей­ствия в ситуации, которую наблюдаем, размышляем о том, каким образом нам следует себя вести, и так далее. На практике очень полезно стимулировать у клиента подобные размышления. Важным элементом в данном случае явля­ется возникновение ощущений, сходных с переживаниями модели, т.е. эмпа-тического научения. Концепции когнитивного опосредования объясняют то, ка­ким образом наблюдаемые модели поведения кодируются в серию образов и слов, а затем вновь превращаются в действия. Опосредование происходит ус­пешнее, если люди «проговаривают» то, что происходит в процессе репроду­цирования поведения.

Диагностика является неотъемлемой частью когнитивно-поведенческой работы, поскольку она зависит от детального понимания последовательности поведения. Кроме того, на разных клиентов воздействуют различные виды подкрепления, поэтому каждый случай должен быть проанализирован инди­видуально. В связи с этим представляются важными как диагностика и опреде­ление предшествующих событий, так и отдельные поведенческие проявления и их следствия.

Анализ отличительных черт когнитивно-поведенческой диагностики, про­веденный Шелдоном, представлен в табл. 6.1. В когнитивных интервью исполь­зуются техники, разработанные в рамках психологии памяти для стимуляции точных воспоминаний, когда необходимо, например, вспомнить ситуации насилия, пережитые в детстве, или другие травматические обстоятельства (Весткот, 1992).

Последовательность диагностических действий может быть следующей:

■ получить описание проблемы с разных точек зрения;

■ установить, кто и в какой степени вовлечен в проблему;

■ проследить возникновение и дальнейшее развитие проблемы, а также факторы воздействия;

■ определить составляющие проблемы и их сочетаемость;

■ оценить мотивацию к изменению;

■ определить модели мышления и чувства, имевшие место до, во время и после случаев проблемного поведения;

■ определить сильные стороны клиента и окружающей ситуации.

 

 

Таблица 6.1. Отличительные черты когнитивно-поведенческой диагностики

(по Шелдону, 1995, 111-118)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.