Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое применение психологии личности





Врамках психологии личности одним из главных вопросов является опре­деление характера практики: является она укрепляющей или трансформирую­щей Эго. В целом социальная работа направлена на укрепление Эго, а кон­сультирование и психотерапия — на его трансформацию. Практика, укрепля­ющая Эго, предполагает работу с мыслями и поведением в настоящий мо­мент, а не в прошлом. Она нацелена на развитие навыков сознательного кон-"роля и обучения, подразумевает отношения поддержки, реализуется с помо­щью директивных и обучающих методов, включает работу с окружением и юиск дополнительных ресурсов для клиентов, а также работу с психотравма­ми, жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, по-


вышенной тревожностью и импульсивностью. Практика, трансформирующая Эго, подразумевает существование связи между прошлым и настоящим, опи­рается в решении конфликтов на инсайт, ориентируется на недирективный подход и рефлексию. Она нацелена в основном на работу не с окружением, а с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции, однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использо­вании защитных механизмов.



Для выбора того или другого подхода необходимо в полной мере оценить Эго. Основные вопросы связаны с выявлением следующих источников про­блем:

■ сложностей в исполнении жизненных ролей или задач по развитию;

■ стрессов или психотравм;

■ трудностей сознательного контроля или задержки развития;

■ недостатка ресурсов и помощи или несоответствия индивидуальных воз­можностей и требований окружающей среды.

Социальные работники также оценивают способности индивида и ресурсы окружения, которые можно привлечь для решения проблем. Данные собира­ются различными путями: от клиентов, их семьи, других значимых людей, с места работы или учебы, из различных организаций, на основе наблюдения за поведением клиентов при взаимодействии со специалистом и в стенах служ­бы, а также с помощью психологических тестов и диагностических опросни­ков.

Результатом оценки является решение о преимущественной направленно­сти работы на:



■ способности индивида;

■ условия окружающей среды;

■ соответствие способностей индивида требованиям окружающей среды.

Акцент на соответствии индивидуальных и средовых особенностей показы­вает определенное значение психологии личности для экосистемной теории (см. гл. 7). Однако, согласно Гольдштейну, он, скорее, является отражением повсеместного применения в США экосистемной теории в социальной рабо­те. На основе оценки также принимается решение о необходимости кратко­срочного или долгосрочного вмешательства, хотя этот выбор в большой сте­пени зависит от организационных особенностей службы. Краткосрочная рабо­та подразумевает либо непосредственное воздействие на основные проблемы клиента, либо дополнительную их диагностику, необходимую для дальней­шей работы. В первом случае работа может проводиться без детального обсле­дования ситуации клиента, однако при выявлении других проблемных зон в процессе вмешательства предполагается возможность переоценки.

В социальной работе, опирающейся на идеи психологии личности, особое значение придается взаимоотношениям социального работника и клиента. Цели работы определяются не в соответствии с приоритетами службы или мнениями


членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работни­ки следуют особой структуре общения, в частности используется психоанали­тическая техника «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обрат­ной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных ва­риантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, в которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей соци­альных работников является также создание рабочего альянса с клиентами в целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направ­лении их большей реалистичное™. Акцент на реалистическом мышлении сбли­жает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рам­ках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях со специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый харак­тер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Напри­мер, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявши­еся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению друг друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимание супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слу­шать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщины были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответное мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.



Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенно­стей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной и культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущей жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотно­шения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящем взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависи­мость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационные особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним опре­деляет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами. Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график и эффективная организация встреч являются признаками уважительного отно­шения к клиенту.

Социальный работник ориентируется на созданные отношения при поста­новке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:

■ внушение надежды и формирование мотивировки;

■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружаю­щей среде;

■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью кор­ректировки прошлого негативного опыта;

■ достижение личностных изменений;

■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам;

■ изменение окружающей обстановки;

■ посредничество, обучение, сотрудничество и защиту прав клиентов во взаимодействии с другими службами.


Прекращение отношений также должно происходить по пути уменьшения зависимости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же время поддержка должна быть всегда для них доступной.

Для достижения необходимых изменений может быть использован широ­кий спектр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис и Вудс (1981). Среди них:

■ техники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, приня­
тие и признание достоинств клиента;

■ прямое влияние — убеждение, совет;

■ изучение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и
чувств клиента относительно ситуации;

■ рефлексия «личность —ситуация» (или «личность —окружение») — фо­кусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведе­ния клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуа­цией и поведением;

■ рефлексия динамической модели — определение поведенческих моделей и их связи с паттернами мышления и восприятия;

■ рефлексия развития — помощь клиенту в анализе связи между пережи­ваниями настоящего и прошлого;

■ обучение — информирование, установление контактов с другими;

■ структурирование — детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности.

Виды терапевтической среды: применение в стационарном обслуживании

Несколько моделей психодинамической теории нашли применение в ра­боте стационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет в этом отношении следующие три теоретических подхода.

Плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная на работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны. Теоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и ради­кальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах Гомера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956).

Терапия средой — главным образом американская модель, представлен­ная в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические представления используются в групповой работе с проблемной молоде­жью. В терапии средой также применяются идеи психологии личности и концепция Левина (1951) о теории поля и жизненном пространстве (т.е. физической, социальной, культурной и психологической среде уч-


реждения) для анализа межличностных и внутригрупповых отношений, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным про­странством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, пока­зан в работе Кинан (1991).

Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на осно­
ве практической работы в психиатрических лечебницах Джонса (1968) и
Кларка (1974), кроме того, ее истоки связаны с периодом после Второй
мировой войны и реабилитацией участников военных действий (Кеннард,
1998). Этот подход нашел применение в учреждениях по месту житель­
ства, например в больничных дневных стационарах (Уайтли, 1979), а также
в общежитиях и домах совместного проживания, финансируемых ассоци­
ацией имени М.Ричмонд (Янсен, 1980; Мэннинг, 1989).

В рамках этого направления рассматривается также групповая психодина­мическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггетт (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать про­блемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпре­тация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональ­ными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмо­ционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмо­сферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для детей с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влия­ние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второй мировой войны.

Самой известной моделью практики стационарной помощи считается те­рапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) пере­числяются основные характеристики такой группы, которые можно отнести ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся:

■ неформальная атмосфера и дух коллективизма;

■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время их проведения происходит обмен информацией, формируется чувство со­причастности, принимаются совместные решения, кроме того, участни­ки получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективному мнению;

■ работа участников на благо группы;

■ терапевтическое воздействие участников группы, находящихся в стацио­нарных учреждениях, друг на друга;


распределение полномочий между сотрудниками и участниками группы.

общие ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления трудностей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как процесс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд. 1999), а участники группы рассматриваются как равные личности.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Кати и Джерольд

Кати (7 лет) и Джерольд (9 лет) были направлены школой в социальную службу в связи с подозрениями в жестоком обращении и отсутствии заботы со стороны родителей. Родители, Джулиана (28 лет) и Альберто (31 год), испытывали слож­ности в воспитании детей, у которых в дошкольном возрасте были некоторая задержка в развитии и поведенческие нарушения. Альберто несколько раз ос­тавлял Джулиану одну. Он уезжал работать на Ближний Восток, ссылаясь на про­блемы с детьми. В школе у Кати замечались агрессивные проявления — она от­бирала вещи у детей и отрицала этот факт. Джерольд часто сидел на задних партах, наблюдая за происходящим в классе, но практически не включался е учебный процесс. Родители других детей жаловались учителям, а также Джули­ане и Альберто на поведение их детей, что вызывало бурную реакцию Альберто и приводило к конфликту. Дети неоднократно оставались в школе после уроков, потому что родители не могли их забрать. В школе нет группы продленного дня. Медицинское обследование свидетельствовало о том, что детей наказывали и за ними должным образом не ухаживали. Родители Джулианы и Альберто — имми­гранты с Карибских островов, которые затем вернулись на родину.

Исходя из позиции специалиста по защите прав детей, подумайте, с чего вы начнете работу с данной семьей: как вы представитесь родителям и детям?

С кем вы, скорее всего, будете работать: с родителями или детьми? Подумай­те, как можно использовать для оценки этого случая теорию привязанностей. На какие поведенческие проявления вы обратите внимание? Какие методы помогут вам оценить поведение детей и родителей? Какие методы вмешательства, харак­терные для теории привязанностей, могут быть полезны в данном случае?

Какие методы работы с сознанием вы используете при работе с родителями9 На какие особенности их прошлого опыта нужно обратить внимание? Какие по­веденческие проблемы и неадекватные особенности восприятия свидетельству­ют о необходимости формирования навыков сознательной регуляции?

Подумайте о возможности применения в работе с детьми теории привязан­ностей, а с родителями — практических методов психологии сознания. Что, по вашему мнению, нужно добавить к этим методам из теорий антидискриминации, этнической сензитивности и феминизма?

Комментарий

Особенности психодинамической социальной работы, которые вызывают критические замечания, состоят в следующем.

■ В современных технологиях социальной работы, таких, как ведение слу­чая1 (в США — «тапа§ес1 саге», в Великобритании — «саге тапа§етеп1»).

1 Ведение случая — процесс выявления и оценки потребностей клиента, а также организа­ции и координации комплексной помоши, оказываемой ему группой специалистов (коман­дой). — Примеч. науч. ред.


гораздо больше внимания уделяется эффективному обеспечению услуг, чем психосоциальной помощи (Бренделл, 2002).

■ Большое значение придается доказательной практике, а также объясне­ниям поведения (Монтгомери, 2002) на основе связи генетических особен­ностей и химических изменений в головном мозге, что уводит от объясни­тельных моделей интерпретативного и метафорического характера, свой­ственных психодинамической теории (Бренделл, 2002).

■ В основе психодинамической социальной работы находится научный, и изначально биологизаторский, объяснительный подход, который мож­но назвать теоретическим. Однако он не может быть проверен традици­онными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации (Стрин, 1979).

■ Психоанализ возник в определенной социокультурной среде, ограничен культурными рамками, так что любые отклонения от принятой нормы считаются проявлениями аномального поведения, которые необходимо лечить. В последнее время широко обсуждаются вопросы этнических раз­личий, которые в психоанализе рассматривались в качестве девиаций. Вызывает возражения и присущий этому подходу взгляд на половое вле­чение к лицам своего пола, которое связывается с материнским отноше­нием и нуждается в лечении (Стрин, 1979, 56).

■ Многие современные этнические, культурные и гендерные ценности мог­ли бы обогатить психодинамическую теорию, но поскольку она не за­нимает центрального места в социальной работе, эти ценности не ста­новятся ее составными частями. К ним обращаются только отдельные авторы. Кларк (2003) полагает, что взгляд на проблемы расизма с точки зрения психоанализа мог бы многое объяснить в природе сложных эмо­циональных реакций человека, которые составляют основу расистского поведения.

■ Концепция женской личности и ее развития в психодинамической тео­рии является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотип женщины-аомохозяйки, воспитывающей детей, которая социально, ин­теллектуально и, возможно, морально представляет собой неполноцен­ного индивида. Вместе с тем известны несколько направлений феминист­ских исследований в психологии. Митчел (1975), например, утверждает, что психоанализ способствует пониманию того, как мужчины приобре­тают и сохраняют превосходство в патриархальном обществе. Сейерс (1986, 1988) полагает, что формы женского сопротивления патриархальному подчинению проанализированы недостаточно и что психоаналитическая теория может быть в этом полезной. По мнению Боннер (2002), идеи интерсубъективности, этнокультурного взаимообмена и антирасистского движения могли бы лечь в основу психодинамической теории в работе с представителями этнических меньшинств.

■ В своей методологии психоанализ опирается на медицинскую модель, предполагающую наличие у пациента болезни, которую лечит эксперт-


терапевт. Психоанализ не строит модель равноправных взаимоотношений между клиентом и специалистом. Даже концепция Перлман (1957а) I проблемно-ориентированной социальной работе, показывающая процесс определения и решения проблем, во многом напоминает медицинскую модель лечения заболеваний.

■ Применение инсайта в качестве основной терапевтической техники по­зволяет клиентам осознать свои эмоциональные переживания. Однако это) не помогает им что-то изменить в реальной жизни. Поскольку психоа лиз является недирективной техникой, результаты работы психоанали­тика практически незаметны.

■ Тенденция к использованию ярлыков иногда провоцирует специалистов к обвинению жертвы в существовании сложной ситуации. Поведение клиен­та интерпретируется как неадаптивное, если оно противоречит ожидани­ям специалиста или службы. Если клиенты выражают недовольство пре­доставленными услугами, используется психологический термин «сопро­тивление» (Гитерман, 1983). Тем самым социальная служба снимает ; себя ответственность.

■ Данная теория подразумевает «разговорный» тип терапии, который рас-| считан на вербально активных клиентов, способных принять участие ■ обсуждении и рефлексивном анализе своих психологических проблем. Ег эффективность уменьшается при работе с клиентами, которые обраща­ются с проблемами практического характера и менее способны вербаль­но выразить свои переживания (Стрин, 1979).

Факторы среды в психоанализе изучаются в меньшей степени, чем внутрен­ние психологические факторы. Это ограничивает спектр возможных во> действий и сужает поле начальных предпосылок, из которых исходят спе­циалисты (Стрин, 1979).

■ Психодинамические идеи практически не связаны с необходимостью сош*-\ альных реформ, соответственно исключается одно из основных направле­ний социальной работы (Стрин, 1979).

Несмотря на недостатки, психодинамические перспективы помогают наш понять происхождение многих важных принципов социальной работы. «КонЧ фликт», «агрессия», «отношения мать —ребенок», «Эго», «сублимация», «ре­грессия», «сопротивление» — это термины, которые мы употребляем, не за­думываясь об их первоначальном значении. Эти перспективы стали богатые источником разнообразных идей и знания в целом (Дин, 2002). Многие склоним давать им высокую оценку, несмотря на присущие им недостатки, поскольку] они показывают сложность человеческой жизни и развития, а также особен­ности взаимодействия человеческого организма, сознания и окружающего мира.


*


ИТОГИ ГЛАВЫ

| Психодинамические теории представляют собой богатый источник разнообразь ных идей и понятий, используемых в терапевтической и клинической работе.

ПО


Теория привязанностей, психология личности и концепция психологического пе­реживания потерь являются современными моделями, которые гораздо более активно применяются на практике по сравнению с традиционными психоанали­тическими идеями.

■ Психодинамические идеи имеют большое историческое значение, они являются источником многих моделей практики социальной работы.

■ В психодинамических теориях признается существующий социальный порядок и практически не рассматриваются вопросы социальных изменений, а также рабо­та с социально неблагополучными группами, хотя и уделяется внимание воз­можности непосредственных изменений в ситуации клиента.

■ Психодинамические теории используются в специализированных службах, зна­ние теорий помогает организовать взаимодействие с другими специалистами.

 

 

Глава 5. МОДЕЛЬ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ЗАДАЧЕ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

О чем повествует эта глава

Модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель1 пред­ставляют собой две различные теории, в основе которых соответственно ле­жат идеи психологии личности и проблемно-ориентированной индивидуаль­ной работы со случаем. Таким образом, они относятся к индивидуал-рефор­мистской традиции и не уделяют большого внимания социальным изменени­ям. Появление этих моделей было продиктовано потребностью в развитии ме­тодов краткосрочной интервенции, поскольку для психодинамической рабо­ты были характерны неопределенные, а также зачастую длительные отноше­ния в работе с людьми. В обеих моделях используются когнитивно-поведенче­ские методы, что сближает их с теориями, рассматриваемыми в следующей главе. Хотя теоретические основы названных моделей различны, в целях сопо­ставления они представлены вместе как обоснованные методы краткосрочно­го вмешательства. Анализ одного из них позволяет увидеть отличительные чер­ты другого.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Модель кризисной интервенции и модель решения задач отражают современ­ную тенденцию к развитию краткосрочных, сфокусированных и сформирован­ных теорий, нацеленных на разрешение конкретных проблем практического ха­рактера. Эти модели подвергаются критике за уход от решения долгосрочных проблем клиента, а также социальных проблем, способствующих социальному исключению.

> Кризисная интервенция предполагает, что люди стремятся к стабильному состоя­нию и способны справиться с изменениями, произошедшими в их жизни. Кризи­сы нарушают стабильное состояние, при этом либо появляется возможность для совершенствования навыков преодоления проблемных ситуаций, либо увеличи­вается вероятность снижения способностей к выживанию.

> «Ситуационные кризисы» вызываются конкретными событиями. «Кризисы зрело­сти» являются реакцией на периодические изменения в течении жизненного цик­ла, которые затрагивают личные обстоятельства клиента и межличностные отно­шения.

> Психодинамическая теория психологии личности используется в кризисной ин­тервенции для оценки эмоциональной устойчивости личности в процессе пре-

1 В научных текстах по социальной работе встречается и другое название этой модели — «модель решения задачи». — Примеч. науч. ред.


одоления кризиса. Современные когнитивные и проблемно-ориентированные ме­тоды применяются для трансформации иррациональных представлений и разви­тия положительных качеств.

> Кризис означает критический период в жизни человека, когда ситуации опасно­сти и риска приводят к возрастанию стресса, нарушают устойчивое состояние; ра­нее приобретенные механизмы преодоления уже не работают.

> При кризисной интервенции в первую очередь обращается внимание на безопас­ность жизни человека, а затем производится оценка эмоциональных, конгитив-ных и поведенческих реакций на событие.

> Во время интервенции осуществляется работа с эмоциональными реакциями, а затем усилия направляются на укрепление ресурсных особенностей личности.

> Эффективность применения задаче-центрированной модели для работы с опре­деленным кругом проблем подтверждается исследованиями, в которых эти про­блемы обозначены и проранжированы самими клиентами.

> В задаче-центрированной модели клиент и социальный работник составляют кон­тракт, в котором определяются и фиксируются задачи, ведущие к разрешению про­блемы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Кризис — объект интервенции, а также довольно типичное переживание, преодо­ление которого способствует личностному развитию.

> Краткосрочная интервенция.

> Структурированные, планомерные и специализированные программы интервен­ции.

> Задачи как структурированные элементы интервенции и жизненные задачи, ре­шение которых необходимо для достижения эмоционального и социального комфорта.

> Контракты, или соглашения, целью которых является привлечение клиентов к раз­работке и реализации планов интервенции.

Общий теоретический контекст

Классическое описание техники кризисной интервенции содержится в книге Каплан, посвященной профилактической психиатрии (1965). Истоки этого метода, следовательно, находятся в области психического здоровья и связаны в большей мере с профилактикой, чем с лечением заболеваний. Парад и Па­рад в своем исследовании показывают работу с кризисами развития (19906, 12—16). Линдеман (1944) рассматривает переживание горя пациентами раз­личных групп и способы преодоления кризиса потери. В частности было отме­чено, что пациенты быстрее возвращались к нормальной жизни, если уже имели опыт преодоления кризиса, и хуже спра&чялись с проблемами, если у них не было такого опыта. Группе специалистов во главе с Линдеман и Кап­лан, работавших в психиатрических службах с людьми с тяжелыми психиче­скими нарушениями, удалось разработать основные принципы кризисной ин-


тервенции. Эта модель нашла применение в области профилактики кризисов, а также привела к развитию нескольких направлений в рамках теории соци­альных сетей (см. гл. 7).

Теоретической основой кризисной интервенции является психодинамиче­ская психология личности; в последнее время также заметно влияние когни­тивной терапии. Кризисная интервенция предполагает воздействие на эмоцио­нальные реакции, возникшие под влиянием внешних событий, и активиза­цию рационального контроля. Янг (1983) анализирует концепты кризисной интервенции и соотносит их с идеями китайской философии, доказывая воз­можность применения этой модели в китайской культуре. Автор раскрывает смысл «учения о середине» как равновесия системы человеческого духа, веду­щего к состоянию гармонии, а также указывает на положение китайской фи­лософии о естественном движении человека к самореализации. Согласно прин­ципу у вэй, жизнь — это постоянное изменение, и люди должны изучать из­меняющийся мир и быть с ним в гармонии. Китайский вариант достижения гармонии может существенно обогатить западную теорию.

Задаче-центрированная модель изначально возникла в рамках социальной работы благодаря целой серии публикаций (Рейд и Шайн, 1969; Рейд и Эп-штейн, 1972а, б; Рейд, 1985). Полный обзор этих исследований можно найти в книге Марша (1991). В данных работах было показано, что, во-первых, не­смотря на противоположные ожидания, сокращенные лечебные сессии не менее эффективны, чем длительное комплексное лечение, во-вторых, «пла­номерная краткосрочная терапия» приводит к эффективным результатам и, в-третьих, практика, созданная на основе задаче-центрированной модели, отличается высокой эффективностью. Ориентация на решение проблем сбли­жает данную модель с проблемно-ориентированным подходом Перлман к ин­дивидуальной работе (см. гл. 4).

Модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель, а также когнитивно-поведенческие методы являются примерами «краткосрочной те­рапии» в социальной работе. Они приобретают все большую популярность в последнее время. Эпштейн (1992, 41—42) сравнивает десять моделей, указы­вая на значительные различия в критериях отбора клиентских групп, органи­зации методов лечения и прекращении работы. Сопоставив две рассматривае­мые модели с долгосрочными видами терапии, в частности с психодинами­ческой моделью, Эпштейн показал их направленность на решение острых и очевидных проблем. Кроме того, в отличие от традиционных психотерапевти­ческих подходов, работа в рамках этих моделей находится под контролем и клиенту предлагаются определенные рекомендации.

Области пересечения

Рассматриваемые модели социальной работы имеют сходные черты. В обоих случаях используются краткосрочные воздействия, хотя они могут сопровож­даться и серией последовательных интервенций. Эпштейн (1992, 102) вос­принимает эти модели в качестве примеров сочетания различных методов крат­косрочного лечения, а остальные модели относит к психотерапии или тера­пии. Рейд (1992, 12) указывает на влияние кризисной интервенции на разви-


гае задаче-центрированной модели. Голан (1986, 309) отстаивает противопо­ложную точку зрения. Он считает, что исследования, проводимые в рамках задаче-центрированной модели, подтверждают значение практических воз­действий в кризисной интервенции. Роберте и Дзигилевский (1995) воспри­нимают кризисную интервенцию как форму краткосрочной когнитивной те­рапии. Грей (1987) описывает задаче-центрированную работу, которая осуще­ствляется в рамках кризисной психиатрической бригады. Как кризисная ин­тервенция, так и задаче-центрированная модель имеют четкую структуру, т.е. действия планируются и подгоняются под заранее определенный образец. Используются контракты и другие соглашения между социальным работни­ком и клиентом, причем специально обозначаются обстоятельства, при кото­рых они могут применяться. МакНейл и Стюарт (2000, 241) утверждают, что практические руководства, содержащиеся в задаче-центрированной модели, могут оснастить кризисную интервенцию технологией конкретного планиро­вания действий.

Задаче-центрированная модель также тесно связана с поведенческим под­ходом (Хуве, 1987). Среди общих черт отмечается контрактная система отно­шений, но в действительности контракты широко применяются и за предела­ми поведенческой работы (Корден и Престон-Шут, 1987а; Хутен, 1977). Фор­мально эти модели не относятся к поведенческой теории. Кризисная интер­венция основана на психодинамической психологии личности. Практическая работа в рамках задаче-центрированной модели не имеет психологического или социологического фундамента, стремится быть «эклектичной и всеобъем­лющей» (Рейд, 1992, 13; Рейд, 1990; Эпштейн, 1992, 327-339). Многие базо­вые принципы поведенческого подхода, такие, как тренировочный принцип, не применяются в задаче-центрированной модели, которая используется при работе с более широким спектром поведенческих проблем. Однако Гамбрилл (1994) утверждает, что по мере того, как модель совершенствовалась, в нее интегрировались многие техники поведенческого подхода, и что отказ от при­знания своих корней тормозит ее развитие.

Ситуации, в которых применяются модель кризисной интервенции и зада­че-центрированная модель, различны, различаются и объекты их воздействия. Согласно классическому определению, кризисная интервенция представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к наруше­нию нормального функционирования человека. В данном случае работа на­правлена на изменение одного из основных последствий ситуации. При ис­пользовании задаче-центрированной модели, как и других методов терапии, мероприятия выходят за рамки непосредственной ситуации; усилия направ­лены в большей степени на выявление главных проблемных областей жизни человека и воздействие на них. Задаче-центрированная модель направлена па определенные категории проблем. Обе модели нацелены на развитие у челове­ка способности к преодолению жизненных трудностей. Кризисная интервен­ция содержит ряд практических задач, повышающих способность к адапта­ции, однако в фокусе работы находятся эмоциональное переживание кризиса и развитие способности успешно разрешать схожие ситуации в будущем. Зада­че-центрированная модель предполагает выполнение практических задач, что :риводит к решению конкретных проблем. Успешное достижение целей спо­собствует улучшению эмоционального состояния. Кризисная интервенция


опирается на собственную теорию возникновения жизненных трудностей. В задаче-центрированной модели проблемы воспринимаются как данность и разрешаются прагматически.

Для работы в рамках задаче-центрированной модели нехарактерны дли­тельные отношения между социальным работником и клиентом, которые обя­зательны в поддерживающей и инсайт-терапии; здесь внимание сосредоточе­но на проблемах, а не на их причинах. Рейд и Эпштейн (1972а, 26) настаива­ют на отличии этой модели от кризисной интервенции. Согласно их точке зрения, работа в рамках задаче-центрированной модели направлена на реше­ние более широкого спектра проблем и содержит четкое определение конк­ретных проблем, задач и временных ограничений. Эти авторы указывают на сходство этой модели с функциональной индивидуальной работой, где ак­цент также делается на временных ограничениях, личном выборе клиента, четкой структуре и процессе работы. Они используют классификацию методов работы с индивидуальным случаем, разработанную Холлис (см. табл. 3.1).

Основные концепции кризисной интервенции представлены в исследова­нии Парада (Парад, 1965а; Парад и Парад, 1990а). Плодотворной видится комбинация кризисной интервенции с концепциями систем поддержки и социальных сетей (Мор-Барак, 1988; О'Хаган, 1991, 144— 145). Роберте (1995, 2000; Роберте и Дзигилевский, 1995) обращает внимание на необходимость когнитивной терапии, связанной с изменением восприятия клиента и субъек­тивных интерпретаций окружающих событий, которые, в частности, и вызы­вают кризисное состояние.

Значение задаче-центрированной модели и модели кризисной интервенции

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.