Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЗОР ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





Глава 4 ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

О чем повествует эта глава

Настоящая и последующие три главы посвящены описанию теорий, отра­жающих индивидуал-реформистский подход практической социальной рабо­ты с индивидами, семьями и группами. Главный акцент в них делается на решении проблем клиентов в рамках существующего социального порядка, а также на изменениях в политике и практике социальной работы в целях до­стижения благополучия клиентов.

Психодинамические подходы считаются по большей части индивидуали­стическими, социальные или другие изменения в обществе они почти не за­трагивают.

Психодинамические перспективы основаны на учении Фрейда и его по­следователей, а также на более поздних концепциях. Психодинамическими они называются потому, что в теории, являющейся их фундаментом, утвер­ждается зависимость поведения от различных взаимосвязей и изменений в человеческой психике.

Разработаны различные методы изучения поведения человека, помогаю­щие понять особенности функционирования человеческой психики. Кроме того, психодинамическая теория объясняет, каким образом психика побуж­дает действие, психика и поведение влияют на социальное окружение и сами подвергаются влиянию с его стороны.



Данные идеи являются критической и исторической точкой отсчета в по­нимании теории социальной работы, поскольку их влияние было особенно ощутимым в 1930— 1960-е гг., в период становления социальной работы.

Таким образом, психодинамические перспективы представляют собой ос­новную традиционную социальную работу, с которой соотносятся многие другие теории и отдельные элементы которой все еще продолжают использо­ваться в повседневной практике.

Последнее связано с популярностью психоанализа на Западе и наличием у многих людей представлений о его основных концептах. Однако в наиболее завершенном виде психоаналитические методы используются в специализи­рованных психиатрических службах.


ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

> Психодинамические перспективы представляют собой важный и исторически зна­чимый источник развития основных профессиональных навыков в социальной ра­боте.



> Длительный период формирования этих перспектив означает, что их прикладное значение полностью реализовано в различных формах практики.

> Современные модификации теории привязанностей имеют непосредственное отношение к практической работе с детьми, а также используются в работе с си­туациями горя и утраты.

> Прикладные подходы, разработанные недавно в рамках психологии личности, широко применяются в работе со взрослыми, особенно в США.

> Психодинамические идеи содержат большой спектр довольно сложных объясни­тельных схем человеческого поведения.

> Понимание и изучение психодинамической теории делают возможным взаимо­действие социальных работников с представителями других профессий, а также общение на межнациональном уровне.

> Отсутствие доказательной базы и акцент на бессознательных психических про­цессах вызывают критику психодинамических подходов.

> Евроцентристские и еврейские культурно-исторические корни психодинамической теории ведут к развитию комплекса жертвы и стереотипов в восприятии женщин и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Тревога и неопределенность, источником которых является неадекватное раз­решение проблем раннего детства, приводят к возникновению сильных эмоций агрессии, гнева и любви.

> Совладание — способность справляться с текущими проблемами без тревожных переживаний.

> Защита и сопротивление — психологические барьеры в преодолении жизненных сложностей, связанные с неадекватным разрешением проблем в прошлом.

> Перенос и контрперенос в социальной работе означают влияние прошлого опыта на поведенческие модели настоящего и проявляются в поведении клиента по от­ношению к специалисту. Специалист помогает людям увидеть взаимосвязь про­блем прошлого и настоящего, а также найти реальные способы преодоления пси­хологических и практических барьеров на пути к эффективным действиям.



> В отношениях с людьми моделируются эффективное мышление и самоконтроль, а также приобретаются знание и уверенность в понимании психологических про­блем. Современные авторы часто описывают психодинамическую работу как «отношенческую», по аналогии с концептом «объектных отношений» в психоди­намической теории (Ганзер и Оурнстайн, 2002)1.

1 См.: Кении и Кении (2000); Фрогет (2002)


 


Общий теоретический контекст

Психоаналитическая теория состоит из трех частей: теории человеческого развития, психологии личности и аномального поведения, а также теории лечения. В основе общей теории лежат две фундаментальные идеи (Вуд, 1971: Йелоли, 1980):

психический детерминизм — принцип, согласно которому действия или поведение не просто случаются, а возникают как следствие процесса чело­веческого мышления;

представление о бессознательном — представление о том, что некоторые формы мышления и психической активности скрыты от нашего созна­ния.

Эти идеи широко известны. Так, оба принципа допускают, что оговорки (по Фрейду — ошибки) и шутки отражают скрытую, или неосознанную, путаницу в человеческом мышлении. Общепринятые значения не всегда в полной мере раскрывают сложность психодинамических идей. Так, Йелоли (1980, 8— 9) при­водит пример значения термина «бессознательное», чтобы продемонстриро­вать, насколько сложны психодинамические идеи. Сопротивление возникает в тот момент, когда появляются мысли и чувства, не совместимые с другими представлениями, значимыми для нас. В этом случае разум не пускает в созна­ние отвергнутые мысли. Это осуществляется с помощью процесса, который называется репрессией. Многие подавленные мысли динамичны, они побужда­ют нас к действию, даже если мы не осознаем их. Психодинамическое бессоз­нательное состоит из этих насильственно подаатяемых мыслей, которые суще­ствуют независимо от того, осознаем мы их или нет, и которые зачастую глубо­ко спрятаны. Важным также является понятие агрессия, обозначающее процесс, когда люди направляют свои деструктивные импульсы против других людей.

В психоаналитической теории развития предполагается, что дети проходят серию стадий развития. Эти стадии включают в себя различные влечения (ин­стинкты), которые подразумевают психическое давление, направленное к удовлетворению физиологических потребностей, таких, как голод или жажда. Наличие таких потребностей создает напряжение, или либидо, которое дает энергию для действия, реализации потребностей. В создании влечений очень важную роль играет сексуальное напряжение — физиологическое проявле­ние, характерное даже для маленьких детей.

На каждой стадии формируется определенный тип поведения, но в про­цессе перехода на новую ступень используется поведение, связанное с преды­дущими стадиями. Так, на ранней стадии младенцы получают удовлетворение с помощью процесса сосания (например, материнской груди, чтобы удовлет­ворить потребность в пище). На более поздней стадии сосание также может приносить удовлетворение (например, курение сигарет, сосание конфет и т.д.). Вместе с тем взрослые обладают более широким спектром поведенческих про­явлений, которые приносят удовлетворение, что дает им свободу выбора. Не­которые люди бессознательно выбирают тип поведения, связанный с опреде­ленными стадиями. Они ведомы стремлением к удовлетворению какой-либо


потребности и, следовательно, не могут пользоваться всем репертуаром пове­дения. Этот процесс называется фиксацией.

На стадии первичного нарциссизма дети стремятся лишь удовлетворить соб­ственные потребности. Благодаря социальному взаимодействию, прежде всего общению с родителями, они учатся приходить к компромиссу. На каждой стадии внимание концентрируется на отдельной потребности: оральной (го­лод), анальной (выделение), фаллической (идентификация с родителем того же пола), Эдиповой (влечение к родителю противоположного пола), латент­ной (контролируемые влечения через разрешение Эдипова комплекса) и пу­бертатной (социальное научение). Автором концепции о стадиях развития яв­ляется Эриксон (1965). Он предположил, что на каждой стадии рациональное сознание преодолевает кризис взросления, связанный с социальными обсто­ятельствами-нашей жизни. Эта концепция, имеющая большое значение в со­циальной работе, особенно в кризисной интервенции, обращает внимание на воздействие культурных и социальных факторов, а не на внутренние влечения (Йелоли, 1980, 12).

Со стадиями развития связано понятие регрессия. Регрессия происходит в том случае, если люди, достигшие поздних стадий, под воздействием стресса возвращаются к поведению, характерному для более ранних стадий. Регрессия отличается от фиксации. В последнем случае индивиды не в состоянии выйти из поведения, свойственного ранней стадии.

В психоаналитической теории личности считается, что люди представляют собой комплекс влечений, создающий Ид (в буквальном смысле — Оно), неопределенное давление, исходящее из неизвестного источника (Вуд, 1971). Оно заставляет нас действовать, чтобы удовлетворить наши потребности, но наши действия не всегда приводят к ожидаемым результатам. Здесь возникает Эго, которое формирует наше восприятие и действия по отношению к окру­жающему миру. Эго контролирует Оно. Например, дети контролируют выде­ление фекалий, так как Эго учит, что несоответствующие действия влекут за собой неудобство. Эго контролирует взаимоотношения с людьми и предмета­ми окружающего нас мира, т.е. объектные отношения. Супер Эго развивает общие моральные принципы, которые направляют деятельность Эго.

Важным свойством личности является способность Эго к управлению конф­ликтом. Стремление Эго и Супер Эго контролировать Оно, возникшее под вли­янием социальной ответственности, провоцирует дальнейшие конфликты. Ре­зультатом таких конфликтов является тревога. Эго справляется с тревогой, ак­тивизируя различные защитные механизмы. Упоминавшаяся выше репрессия является одним из них. Другими важными защитными механизмами являются:

проекция — неосознаваемые мысли, которые Эго стремится защитить. Они проецируются нашим сознанием на другого человека или объект;

расщепление — наличие в различных слоях психики противоречивых мыс­лей и чувств, воздействие которых приводит к непредсказуемым послед­ствиям;

сублимация — перенаправление энергии (исходящей из Оно), первона­чально направленной на нежелательное поведение (часто сексуальное), на более социально приемлемые действия;


рационализация — убеждение в обоснованности причин, вызывающих от­дельные действия, и эмоциональное подавление необоснованных при­чин поведения.

Последний труд Фрейда был посвящен взаимоотношениям Эго с объекта­ми. Эта тема разрабатывалась и после его смерти (в классической работе Анны Фрейд и Хартман). Она входит в фундаментальную коллекцию современной психоаналитической мысли. В психологии личности и теории объектных отно­шений показано, что дети с раннего возраста обладают способностью к взаи­модействию с внешним миром (объектным отношениям). Развитие Эго обо­значает рост нашей способности учиться на опыте, опираясь на рациональ­ные возможности нашего сознания, такие, как мышление (познание), вос­приятие и память.

Некоторые теоретики и практики психодинамического подхода оказали зна­чительное влияние на социальную работу. Особенно интересны работы М. Кляйн (1959), Зальцбергер-Виттснберга (1970), Винникотта (1964) и Боулби (1951). Значение этих исследований связано с особым вниманием их авторов к работе с детьми. Кляйн обсуждает две эмоциональные жизненные «позиции», которые появляются в раннем детстве: позицию преследователя, возникающую из стра­ха одиночества и неспособности к выживанию, и депрессивную позицию, свя­занную с опасением нанести вред матери (появляется позже). Переживание этих двух позиций помогает людям научиться принимать в себе двойственность и избегать разрушительности. В работе Винникотта анализируются объектные от­ношения — то, как дети учатся адаптироваться, меньше концентрируясь на внутреннем мире и развивая способность взаимодействия с окружающим ми­ром. Баулби перевел психоаналитическую проблему отношений «мать—ребе­нок» на ранней стадии в область исследований и теоретического осмысления материнской депривации. Материнская депривация, т.е. ограничение контакта ребенка с матерью, приводит к задержке развития личности малыша. В послед­ние годы в области исследований сформировалась теория о значении привязан­ностей (Баулби, 1969, 1973, 1980; Элдгейт, 1991; Хуве, 1995; Хуве и др., 1999). Привязанность рассматривается, прежде всего, как близкие отношения с ма­терью, но не только. Опыт привязанности оказывает влияние на развитие пос­ледующих отношений с другими людьми. Следствия потери привязанности край­не серьезны, будь то смерть или расставание с кем-то из родителей в результате развода (Гарбер, 1991). Доказано, что депривация и трудности раннего периода являются наиболее разрушительными для развития ребенка и негативно сказы­ваются на дальнейшей жизни человека. Здесь, однако, играет роль не только материнская депривация, но и характер отношений между детьми и родителя­ми, а также другие факторы, включая социальное окружение. Существует мно­жество социальных и психологических факторов, защищающих от разруши­тельного влияния депривации (Раттер, 1981).

В психоанализе тема утраты считается очень значимой. Разработаны несколь­ко концепций переживаний утраты и горя (Бергофф, 2003). Траур рассматрива­ется как ответ на любой вид утраты, а не только на смерть близкого человека (Зальцбергер-Виттенберг, 1970). Парке (1972) рассматривает переживание ут­раты во многих ситуациях как регрессию на детские переживания стресса по поводу утраты. Пинкус (1976) доказывает, что в типичных реакциях семьи на


4ерть могут проявляться скрытые чувства, связанные с прошлыми отношени­ем. Интенсивность эмоций горя является особой темой в психоанализе. Однако мит (1982) полагает, что многие действия в ситуациях потери и утраты объяс-яются социальными ожиданиями должного поведения в подобных случаях. Она гверждает, что феноменологическая или экзистенциальная интерпретация ольше подходит для объяснения ситуации утраты (см. гл. 8 и 9).

Нынешние психоаналитические работы пересекаются с социологическими онцепциями, особенно с представлением о том, что люди являются частью эциальных систем и играют социальные роли. Недавние исследования, напи-анные в традиции теории объектных отношений, в частности работы Когут и р. (Когут, 1978; Эйзенхут, 1981; Лейн, 1984; Лоунштайн, 1985; Клагман, 002), показывают, что дети формируют восприятие своего «Я» и своего тличия от окружающего мира в очень раннем возрасте. Психология «Я», снованная, в частности, на работе Когут, популярность которой, начиная 1980-х гг., в психодинамической социальной работе очевидна, показана на римере практических концепций, приведенных в текстах ниже. В работе Эл-она (1986), например, изучается процесс создания идентичности и наруше-ий самовосприятия.

Теория лечения в классическом психоанализе построена на том, что тера-евты должны быть «пустыми экранами» и стремиться к наибольшей аноним-ости для того, чтобы пациенты проецировали на них свои фантазии. Перенос роисходит в том случае, если пациент переносит неосознанные чувства к воим родителям на терапевта и воспринимает его в качестве одного из них. 1еренос является способом высвобождения бессознательных идей. С помощью тимуляции переноса раскрываются конфликты, которые проистекают из труд-юстей раннего периода во взаимоотношениях с родителями и вызывают слож-юсти поведения в настоящем. В социальной работе эта идея используется в ом смысле, что эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают действие на наше поведение в настоящем, особенно на отношения людьми (Ирвин, 1956). Контрперенос возникает, когда психоаналитик ир-(ационально реагирует на пациентов, привнося в отношения прошлый опыт, гример этому приводится ниже в данной главе.

Некоторые психоаналитические техники направлены на высвобождение скры-ых мыслей и чувств. Считается, что неприемлемое поведение может вызывать-;я подавленными конфликтами, выходящими на поверхность самыми разными ■утями. Вскрытие их причин требует неординарных усилий. Будучи хотя бы раз )ыявленными и правильно понятыми, конфликты больше не вызывают пове-[енческих трудностей. Таким образом, традиционная психоаналитическая тера-1ия связана с побуждением у людей инсайтов относительно их подавленных (увств. Это важный аспект, который обсуждался в психологии сознания. Особое шимание уделяется тому, как люди строят отношения с внешним миром, раз-швая навыки рационального контроля над своей жизнью.

Области пересечения

Понимание психодинамической теории является предпосылкой к анали-!у других теорий социальной работы, поскольку ее влияние распространяет-


ся очень широко, ьыли созданы разнообразные научные школы и практиче­ские технологии. Хотя многие пользуются общими представлениями психо­динамической теории, существует интерес, особенно в США, к примене­нию идей тех теоретиков, которые далеко отошли от Фрейда и основных направлений психоанализа (последователь Юнга—Боренсвейг, 1980; после­дователь Адлера — О'Коннор, 1992). Современная психоаналитическая^тео-рия уже не признает влечения в качестве основного мотива поведения. (Ло-унштайн, 1985) и ориентируется на то, как индивид взаимодействует с со­циальным миром: эта теория стала скорее социальной, чем биологической Брили (1991) анатизирует главные темы психоанализа с помощью трех клю­чевых связей: между личностью и значимыми другими, между прошлыми и настоящими переживаниями, между внутренней и внешней реальностью. Расмусен и Мишна (2003) утверждают, что в психодинамической социаль­ной работе особое внимание уделяется социальному контексту межличност­ных отношений, благодаря чему умножаются подходы к восприятию реаль­ности, а также к их различиям. На этом фоне произошло развитие психоло­гии личности (Гольдштейн, 1984; Гольдштейн, 1995), которая является ос­новой отношенческой модели (Хоровиц, 1998; Мейер, 2000; Купер и Лессер. 2002, гл. 7), нацеленной на укрепление межличностных отношений. Акцент на взаимодействии личности с окружением означает внимание к интерсубъ­ективности, т.е. межличностному восприятию и реагированию, а также к языковому выражению человеческих взаимоотношений (Саари, 1999). Оче­видны взаимопересечения с конструктивистской теорией (см. гл. 8). Психоло­гия личности является основой теории экосистем (Джемейн, 1978; Сипо-рин, 1980) и кризисной интервенции.

Оценка роли психоанализа в социальной работе (Пирсон и др., 1988) свидетельствует о том, что психоанализ широко применяется в социальной работе, а в разных странах существуют различные теоретические школы. Пси­хология личности, например, наиболее популярна в США, тогда как теория объектных отношений развивается и в Великобритании (Фейбен, 1954; Мак-Каут, 1969; Гантрип, 1968; Хейзел, 1995), и в США (Гольдштейн, 1995). Исследования Лакана (1979) позволили некоторым авторам провести парал­лели психоанализа с марксизмом (см.: Бокок, 1988, 76). Основанием для такой связи стало объяснение бессознательного, с которым связано наше сознательное поведение, как структуры символов, например языковых. Те­ория Лакана также оказала значительное влияние на теорию культуры. Наше общество и культура навязывают нам определенные символы (Даурик, 1983). В этом смысле мы можем соотнести идеи марксистского исторического мате­риализма с некоторыми интерпретациями психоанализа. Такие идеи тесно связаны с постмодернистскими представлениями, которые придают особое значение языку как средству интерпретации и структурирования нашего вос­приятия мира. В рамках другой критической идеологии — феминизма — так­же была предпринята попытка применения психоаналитического знания к объяснению патриархата (мужского доминирования в социальных отноше­ниях и подавления женщин). Леонард (1984), предпринявший попытку при­менить марксистский подход к индивидуальной психологии, выражает со­мнение в интеллектуальной жизнеспособности столь радикальной интерпре­тации психоанализа.


Политическое значение психодинамической теории

Исследователи выделяют три периода влияния психоанализа на теорию социальной работы (Пэйн, 1992). До 1920-х гг. в Соединенных Штатах и до 1930-х гг. в Великобритании это воздействие было незначительным. Затем вплоть до конца 1960-х гг. психоанализ занимал доминирующее положение. В течение этого периода его влияние было настолько значительным, что сформирован­ные с его помощью подходы применяются в социальной работе и по сей день. После 1960-х гг. психоанализ сосуществовал наряду с другими теориями, и хотя им пользовались только отдельные специалисты, он имел определенный вес в социальной работе и применялся на практике. Мейер (2000) рассматри­вает это влияние как «наследие». Поэтому психоаналитические теории разви­тия, личности и терапии практикуются не слишком широко. Влияние психо­анализа является, скорее, комплексным и косвенным и связано с ролью ис­следований Фрейда.

Психодинамическая терапия вызвала появление в социальной работе тер­пимого и открытого стиля отношений (Уолен, 1982), в котором большое зна­чение придается слушанию клиента и в целом — отношениям (см.: Перлман, 19576), в противоположность директивному, контролирующему стилю. Она также способствовала возникновению стремления понять личность, а не про­сто осуществлять какие-то действия. Благодаря психодинамической теории в социальной работе акцент с событий и мыслей сместился на чувства и формы бессознательного (Йелоли, 1980). Многие понятия, такие, как «бессознатель­ное», «инсайт», «агрессия», «конфликт», «тревога», «отношения с матерью», «перенос», заимствованы из психодинамической теории. Эти термины, часто использующиеся в несколько упрощенном виде, составляют общий языковой словарь, который понимается и в социальной работе, и в обычной жизни. Значимость психодинамического подхода постоянно подтверждается практи­кой. Важный для социальной работы акцент на периоде детства, ранних взаи­моотношениях с людьми и материнской депривации, замствованных из пси­ходинамической теории, привел к росту популярности теории привязанно­стей. Внимание социальных работников к изучению психических и поведен­ческих нарушений объясняется тесной взаимосвязью социальной работы с психиатрией и психодинамической терапией 1920—1930-х гг. Понятие «ин­сайт», играющее важную роль в консультировании, также было заимствовано из психодинамической теории. Повышенное внимание специалистов в облас­ти социальной работы к психологическим и эмоциональным факторам (по сравнению с социальными факторами) также объясняется влиянием психо­динамической теории (Вейк, 1981).

Теоретическая сложность этих идей делает их более привлекательными и интересными для изучения по сравнению с новыми и менее проработанными теориями (Фрейберг, 1978; Лоуэнштейн, 1985).

Ранние психодинамические концепции социальной работы

Диагностическая теория (Гамильтон, 1950) счала основой психосоциальной теории, главной представительницей которой является Холлис (Вудс и Хол-


лис, 1999). Центральными понятиями здесь выступают личность в ситуации (некоторые авторы, последователи экологической теории, предпочитают го­ворить о «личности в окружении») и классификация методов работы с индиви­дуальным случаем. Были разработаны детальные классификации методов не­посредственной работы с клиентом и опосредованного взаимодействия с дру­гими службами. Важной задачей стало снижение влияния «стресса» и «давле­ния» среды на способности личности к благополучному существованию. Эм­пирической основой теории выступает накопленный практический опыт, а количественные методы исследования при индивидуальном подходе к про­блемам человека считаются неадекватными. Кроме того, роль социальных ра­ботников становится решающей в тех случаях, когда затруднено измерение эффективности с помощью традиционных параметров.

Функциональная теория (Смоли, 1967) возникла в США в 1930-х гг. и пользо­валась такой же известностью, как и диагностическая теория. Как практиче­ская технология она не является самостоятельной даже в США (Данлап, 1996). Вместе с тем Доре (1990) утверждает, что влияние функциональной теории по-прежнему заметно в социальной работе в идее самореализации, важности структурирования времени в практической работе и акценте на процессе и личностном развитии. Термин «функциональный» в этом случае обозначает функцию социальных служб, каждая из которых определяет форму и конкрет­ное направление практики. В функциональной социальной работе утверждает­ся, что социальная работа — это процесс взаимодействия клиентов и соци­альных работников, а не последовательность действий или процедур, которые предлагает психосоциальная теория.

Проблемно-ориентированный метод (Перлман, 1957а) относится к психоди­намическим подходам, так как на момент его создания социальная работа опи­ралась на психологический фундамент (Перлман, 1986). В нем рассматриваются методы работы с текущими проблемами клиента и теми сложностями в окру­жении, которые существуют в данный период времени. Иррациональной и внут­ренней мотивации уделяется меньше внимания. Предполагается, что способ­ность клиентов решать проблемы нарушается и им необходима помощь в пре­одолении препятствий для совершенствования способностей к совладанию (ко-пинга). Это сближает данный подход с психологией личности (Перлман, 1970, 169; 1986, 261), где рассматриваются взаимоотношения «Я» с внешним миром. В книге Перлман (1957а) анализируются и диагностируются проблемные ситу­ации, в то же время сами методы лечения остаются практически неразработан­ными. Это сделано осознанно, поскольку «существенные элементы процесса помощи... должны определяться... в течение первых нескольких часов» (Перл­ман, 1986, 261). Модель Перлмана является предвестницей целевого подхода, в котором идея анализа проблем развивается более детально (см. гл. 5). До сих пор она используется как концептуальная основа для многих серьезных разработок. Они изложены, например, Комнтоном и Гэлавеем (1999), которые дополнили ее более детальным анализом стадий практики, основываясь на целевом подхо­де и системной перспективе. Исходя из контекста индийского общества, Кумар (1995) рассматривает последовательность применения проблемно-ориентиро­ванных методов и считает, что внимание должно быть сосредоточено на таких социальных проблемах, как бедность, безработица и бесправное положение женщин, а не на психологических и эмоциональных проблемах.


Основные концепции

Помимо текстов, упоминавшихся выше и ставших классическими, основ­ными исследованиями, отражающими прикладное применение психодина­мической теории в современной социальной работе в Великобритании, явля­ются работы Хуве «Теория привязанности в практике социальной работы» (1995), а также Хуве и соавторов «Теория привязанности, плохое обращение с детьми и методы семейной поддержки» (1999), в которой теория привязан­ности представлена в более сжатой форме. Кроме того, в последней работе подробно раскрываются формы оценки и интервенции в ситуациях жестокого обращения с детьми и семейной терапии, а также детально описываются раз­личные модели привязанности.

Работа Голдштейна «Психология сознания и практика социальной работы» (1995) отражает прикладные аспекты психодинамической теории в США. Подробный обзор теории объектных отношений содержится в книге Гольд-штейна «Теория объектных отношений и психология "Я" в практике социаль­ной работы» (2002) — усовершенствованной версии 1995 г., в которой больше внимания уделяется проблеме объектных отношений, чем общим вопросам психологии сознания.

Хуве: теория привязанностей

Теория привязанностей, с точки зрения Хуве, связана с особенностями раннего детского развития и детско-родительских отношений. Исследования показали, что ранний детский опыт привязанности к уверенным и отзывчи­вым взрослым, обычно родителям, способствует формированию уверенно­сти в социальных отношениях на более поздних этапах. По мнению Фрогетт (2002), привязанность помогает развитию солидарности с другими людьми. Человеческая идентичность, или самость, формируется в социальных отно­шениях, благодаря которым приобретаются навыки общения и взаимодей­ствия с другими людьми и возникает представление о внешнем мире. Опыт оформляется в ожидания, которые и создают социальную реальность. Неко­торые отношения в раннем детстве носят характер формирующих, т.е. они особенно значимы для создания эффективных взаимоотношений и социаль­ного научения. Такие качества, как теплота, взаимность, поддержка и без­опасность, являются обязательными для развития гармоничной личности. Ма­леньким детям свойственно врожденное желание и способность к общению, благодаря которому они приобретают эмоциональный опыт, помогающий им распознавать свои и чужие чувства. Мы стремимся объяснить причины взаимодействия людей, чтобы можно было истолковать смысл поведения в социальном и культурном контексте.

Дети приобретают способность к осознанию своего собственного психоло­гического состояния до того, как они начинают понимать других людей и сравнивать их состояние со своими переживаниями. Следовательно, понима­ние окружающих развивается в процессе обмена переживаниями и в близких отношениях, поэтому дети начинают распознавать различные психические состояния окружающих их людей, которые, в свою очередь, вызывают раз-


личные ответные реакции. Обсуждение эмоциональных переживаний с роди­телями и обучение социальным навыкам имеют большое значение для разви­тия у детей понимания тех ожиданий, которые характерны для окружающей их социокультурной среды. Это понимание углубляется в процессе развития ребенка, а речевое общение позволяет обучаться во взаимодействии с други­ми детьми и взрослыми.

Дети учатся распознавать чувства других людей, пытаясь понять их пове­денческие реакции, благодаря чему у них развиваются навыки эмоциональ­ной эмпатии. Они создают воображаемые отношения, фантазируют и играю-с куклами и другими игрушками, познавая взаимоотношения. Эти игры по­могают им представить переживания и мысли других людей и соответственно их поведение.

В психоаналитических работах Боулби (1969, 1973, 1980) поиск привязан­ностей рассматривается в качестве основного влечения. Когда дети пережива­ют стресс, они ищут объект привязанности. Ими движут три потребности:

стремление к близости, когда ребенок хочет быть рядом с родителем или другим человеком, который способен его защитить;

безопасность как фундамент, когда присутствие взрослого, способного его защитить, подвигает ребенка на исследование нового;

протест против разделения, когда ребенок протестует против возможной потери и разлуки со значимыми людьми.

В работе Боулби (1951) показывается, что дети, разлученные со своей ма­терью на ранних стадиях развития (материнская депривация), часто испытыва­ют тревогу, переживания потери, что в конечном счете приводит к поведенче­ским нарушениям. Вначале ребенок протестует, затем уходит от контактов и в конце концов от любых взаимоотношений. Опыт потери в раннем детстве, а также холодность в отношениях вызывают последующие реакции на потерю привязанностей. Для детей характерна сильная предрасположенность к форми­рованию привязанностей. Родители, особенно матери, также склонны привя­зываться к своим детям. Как правило, возникает взаимная привязанность. Каче­ство этих взаимоотношений, теплота, отзывчивость и стабильность способству­ют гармоничному развитию. Общение и совместный социальный опыт являют­ся фундаментом для развития у ребенка социальной компетентности в даль­нейшем.

Однако не все зависит от родителей: дети имеют разные характеры, кото­рые влияют на развитие отношений с окружающими:

трудный характер может проявляться в уходе в себя, интенсивном вы­ражении эмоций, как правило, имеющих негативный оттенок, и низьа адаптации к изменениям;

легкий характер проявляется в способности легко справляться с новыми ситуациями, высокой адаптивности и выражении положительных эмоцп;

сдержанный характер проявляется в уходе от незнакомых ситуаций, низ­кой адаптивности и спокойном эмоциональном состоянии.


Эти типы характера и соответствующие отношения могут меняться под воздействием окружения, хотя известно, что характер имеет наследственную природу.

В общении и социальных взаимодействиях, которые возникают благодаря привязанностям, дети научаются уверенно вести себя в различных ситуациях и через реакции окружающих овладевают чувством самоценности и самоува­жения. В результате у детей формируется представление о том, как функцио­нирует окружающий мир. Они интернализируют (усваивают. — Примеч. науч. ред.) модели и образы:

■ самих себя;

■ других людей;

■ отношений между ними.

Если значимые отношения привязанности гармоничны и последователь­ны, дети научаются воспринимать других и себя сильными, т.е. ощущают спо­собность влиять на ситуации, в которых оказываются. Кроме того, ребенок испытывает трудности в развитии устойчивой модели окружающего мира, когда отношения и привязанности нестабильны. Кроме того, если общение затруд­нено, то дети боятся выражать свои эмоции, которые могут вызвать пробле­матичные ситуации. В этом случае они склонны уходить в себя, что сопровож­дается переживаниями потери и разлуки.

Классификация Эйнсворта (Эйнсворт и др., 1978), посвященная различ­ным типам привязанностей, построена на основе наблюдений за маленькими детьми и их отношениями со значимыми взрослыми в условиях защищенно­сти, а также за реакциями детей на расставание со значимыми взрослыми и их возвращение. Согласно этой типологии выделяются пять видов переживания привязанностей (см. табл. 4.1).

Данной классификации посвящены многие исследования, проводившиеся в разных странах. Так, в США и Великобритании 60% детей продемонстриро­вали защищенный тип поведения, хотя у оставшейся достаточно большой части были зафиксированы те или иные проявления проблемных типов.

Переживание разлуки с родителями часто является источником тревоги и ^нева у детей. Их реакция помогает им адаптироваться к ситуации, в которой они пребывают, но если это происходит постоянно, то социальные навыки преодоления неопределенности и противоречивости теряются. Реакциями на пазлуку являются защитные механизмы: дети типа Б ищут контакта с людьми I демонстрируют послушание; дети типа В становятся агрессивными по отно­шению к другим; дети типа А стремятся уйти от людей и избежать контакта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.