Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы размещения учреждений культурно-бытового обслуживания





Задание.

 

Разработать на топографической подоснове схему генеральный план малого города. Численность населения принять на первую очередь - 6000 жителей, на расчетный срок -26000. Структуру жилой застройки по этажности принять на расчетный срок - индивидуальная - 60%, 5-эт - 35%, 9-эт - 5%.

Промышленную зону принять на первую очередь - 200,86 Га., на расчетный срок -600,6 Га с санитарным разрывом от селитебной зоны 1000 м (1 класс).

Коммунально-складская зона - на первую очередь 1,43 Га, на расчетный срок 6,58 Га.

 

2. РАЗРАБОТКА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА МАЛОГО ГОРОДА.

 

Функциональная организация территории

 

Функциональной организации города предшествует ландшафтный, природный и климатический анализ территории города. Задача подобного анализа - выявить природные свойства территории и учесть их при проектировании, выделить неблагоприятные для застройки территории или участки, требующие особых приемов планировки и застройки и дополнительных затрат.

В курсовом проекте ландшафтный анализ ведется на топографической основе. При этом выявляется наличие на участках болот, затопляемых и подтопляемых участков, лесов, садов, водоемов, видовых и господствующих точек рельефа местности и других эстетических ценных участков территории.



Выявляется направление стока осадков и талых вод, временных и постоянных водотоков, а также направление господствующих ветров по сезонам города.

Основной результат анализа территории - выделение участков, пригодных для застройки, условно пригодных и непригодных.

Функциональное зонирование территории проектируемого города - это её оптимальное распределение между функционально-планировочными элементами и зонами города с учётом природных и антропогенных условий и факторов, внутренних и внешних взаимосвязей.

Функциональное зонирование проводится с учётом:

- природных особенностей территории (по данным ландшафтного анализа);

- размеров каждой зоны (по данным расчёта территорий города);

- интенсивности взаимосвязей между отдельными функциональными зонами;

- внешних связей города и места его в системе городской агломерации.

 

СЕЛИТЕБНУЮ ЗОНУ следует располагать на территории, наиболее благоприятных с точки зрения природных и санитарных условий, с наветренной стороны от промышленных предприятий, выше них по рельефу и течению рек.



Определение потребности в селитебной территории, принимается укрупненным показателем на 1000 жителей для территории жилой застройки с земельными участками 20 , для территории 5эт. застройки - 8 Га и для территории 9 эт. застройки – 7 Га.

Общая территория селитебной зоны на первую очередь —131,56 Га, на расчетный срок -607 Га.

Общегородская зона отдыха на первую очередь составляет 4,67 Га, на расчетный срок -21,04 Га.

Зона общественного центра может располагаться со смещением в сторону промышленной зоны или с учётом обеспечения удобных связей с промышленной зоны, зоной отдыха, а также с пунктами остановки внешнего транспорта, на наиболее выразительных в архитектурно-композиционном отношении территориях. В данной работе зона общественного центра расположена в центре жилой застройки.

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА размещается с учётом:

• санитарно-гигиенических требований и разрывов от селитебной зоны в зависимости от класса санитарной вредности;

• организации кратчайших пешеходных и транспортных связей с селитебной зоной;

• организации удобной транспортной связи с местами расселения трудящихся, проживающих вне города;

• обеспечения возможности территориального развития отдельных зон за расчётным сроком.

Промышленные предприятия, имеющиеся на территории города: Завод аммиака (429 Га) и завод вискозного шелка (171,6 Га) -1 класс вредности.



Санитарно-защитные зоны в зависимости от санитарной классификации предприятий, производств и объектов установлены следующие:

• предприятия первого класса -1000 м;

 

КОММУНАЛЬНО-СКЛАДСКАЯ ЗОНА должна быть организована вне жилых территорий на участках, ограниченно пригодных для строительства, по возможности, вблизи промышленной зоны или между жилой и промышленной зонами. Санитарно-защитная зона определяется по санитарным требованиям.

Функциональная организация города зависит от взаимного расположения селитебной и промышленной зоны. Было принято удаленное расположение предприятий при I классе вредности. Коммунально-складская зона находится вблизи промышленной территории.

Планировка города должна обеспечивать территориальный рост каждой из зон. Для этого выделяются резервные территории и направления территориального развития города.

На схеме города селитебная зона была размещена по обе стороны реки с общественной зоной в центре города и с зоной отдыха, расположенной вдоль берега реки. Многоэтажные дома расположены на более ровном участке земли.

Планировочная структура селитебной зоны

Объемно - пространственная организация жилой застройки малого города должна отражать особенности его структуры. Основными элементами пространственной организации жилой застройки города могут быть микрорайоны или жилые первичные комплексы.

 

МИКРОРАЙОН (квартал) -это структурный элемент жилой застройки, площадью от 10 до 60 га, но не более 80га. Не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 метров (кроне школ и дошкольных учреждений). Границами являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи.

 

ЖИЛОЙ РАЙОН - структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 метров, а также объектов городского значения. Границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Размер микрорайона по численности населения в малых городах принимается от 4 до 6 тыс. жителей, а при 1-2-этажной застройке численность населения микрорайона может быть до 3 тыс. жителей. При индивидуальном жилищном строительстве численность населения микрорайона будет зависеть от принятых размеров приквартирных участков, а также транспортно-планировочной организации города.

Микрорайоны могут формироваться из жилых первичных комплексов, планировочно организуемых на основе использования объектов повседневного обслуживания: магазинов, детских садов, общеобразовательных школ, спортивных площадок и зеленных насаждений общего пользования. В отдельных случаях жилые первичные комплексы могут не формировать микрорайонов в чистом виде.

В планировочном отношении жилой комплекс представляет собой пешеходную улицу, сформированную одной или несколькими группами жилых домов. Подобное решение жилой застройки позволяет комплексно осуществлять строительство и одновременно создавать разнообразные архитектурно-планировочные композиции, сохраняя масштаб малого города.

В целях наиболее рационального использования селитебной территории целесообразно проводить зонирование застройки по основным её видам:

- с преобладанием многоэтажной застройки;

- с малоэтажной секционной (2-3 этажа) и с 2-х этажной блокированной застройкой с приквартирными участками;

- с индивидуальной одноэтажной застройкой с приусадебными участками. Многоэтажная застройка концентрируется в зоне общественного центра, что способствует выразительности застройки малого города, а также на главных магистралях города, выявляя основные направления функциональных связей с местами приложения труда, зоной отдыха.

Общегородской центр представляет собой важную функциональную и архитектурно-планировочную зону и размещается с учётом его функциональных связей, размеров городских территорий и его конфигураций, характера промышленности, природных условий.

Для центра города отводится выгодная в природном отношении территория, прилегающая к водоемами, зеленными насаждениями, контрастно отличающаяся от других частей города.

При размещении общественного центра малого города ориентируюсь преимущественно на пешеходные связи центра с другими функциональными зонами. С этой целью должна быть организована система пешеходных путей - аллей и бульваров. Необходимо предусмотреть раздельные сети автотранспортных подъездов и пешеходных улиц.

Система улиц и дорог для обеспечения доступа автотранспорта к центру должна быть организована по его периферии. Главную улицу целесообразно предоставить пешеходам пи допустить только местное автотранспортное движение.

В зону общественного центра включаются следующие здания общественного значения:

• комплекс административных и хозяйственных учреждений, общественных организаций, а также учреждений связи;

• комплекс культурно-просветительных учреждений городского и районного значения;

• комплекс учреждений торговли и общественного питания периодического и частично эпизодического обслуживания. Здесь же целесообразно размещать учреждения государственной и кооперативной торговли, учреждения бытового обслуживания;

• культовые и религиозные учреждения: соборы, церкви, мечети, молебные дома и т.д.;

• офисы крупных фирм, сооружения для массовых мероприятий: трибуны, стелы, памятники, эстрады, ярмарки.

 

Принципы размещения учреждений культурно-бытового обслуживания

 

Сеть учреждений культурно-бытового обслуживания города дифференцируется в

зависимости от расположения в планировочной структуре, на учреждения общегородского значения, районного и местного значения.

Культурно-бытовые учреждения города, в зависимости от обслуживания населения и значения в системе расселения, подразделяются на две группы:

- местного значения, обслуживания жителей только самого города;

- межселенного значения, обслуживающие, кроме того, жителей населенных мест, находящихся в зоне влияния города.

Культурно-бытовые учреждения малого города в зависимости от частоты пользования разделяются на:

- учреждения повседневного пользования - детские дошкольные учреждения, средняя зла, аптека, клуб, спортивная комплексная площадка, продовольственные промтоварные магазины и другие, размещаемые в общественных центрах микрорайонов в пределах (одной доступности с радиусом обслуживания до 500 м;

- учреждения периодического обслуживания, размещаемые в центрах жилых районов и планировочных районов - поликлиники, кинотеатры, дома культуры, стадионы, дома школьников и другие, обслуживающие жителей города в радиусе до 1,5 км, а также жителей, тяготеющих к нему населенных мест в радиусе не более 30-40- минутной транспортной доступности (10-12 км);

- учреждения периодического и эпизодического обслуживания - специализированные школы, профессионально-технические училища, средние и высшие учебные заведения, районная больница, спортивный центр и др., обслуживающие как жителей города, так и прилегающих населенных мест в радиусе обслуживания не более 60-90-минутной транспортной доступности (25-35 км);

- учреждения эпизодического обслуживания, обслуживающие жителей города и тяготеющих к нему населенных мест в радиусе до 120-минутной транспортной доступности (40-50 км).

 

Промышленная зона

 

В малом городе может быть создана одна промышленная зона или два-три промышленных района, особенно если это улучшает условия пешеходной доступности и не ухудшает санитарное состояние и планировочную структуру города в целом.

В зависимости от характера производства и величины грузооборота рекомендуется предусматривать размещение промышленных районов:

- на удалении от селитебной территории — районы, предназначенные для размещения предприятий и производства, относящихся к I и II классу вредности, и предприятий с особыми условиями производства;

Промышленная зона располагается на левом берегу реки исходя из господствующего северо-восточного направления ветра и течения реки на северо - восток. Коммунально-складская зона находится вблизи промышленной территории на транспортном распределительном узле. Железная дорога проходит вдоль промышленной зоны и ж/д вокзала города. В промышленную зону ведут 5 дорог, которые обеспечивают равномерную доставку жителей к рабочим местам.

 

Улично-дорожная сеть

 

На схеме генерального плана города на расчётный срок необходимо запроектировать сеть магистралей, дифференцированных на три категории - городского, районного и местного значения. Параметры городской магистрали - 2 полосы движения в каждом направлении, районной магистрали - одна полоса движения. Ширина полосы 3,5 метра.

Улица местного значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении шириной 3 метра [1]

Ориентировочная ширина этих улиц в красных линиях соответственно составляет 50,30 и 20 метров.

Конфигурацию сети магистралей определяет взаимное расположение пунктов тяготения в плане города и их емкость. Поскольку трудовые передвижения населения являются важнейшими в силу своей обязательности, сосредоточения во времени, повторяемости и регулярности, структура сети во многом зависит от взаимного размещения жилых и промышленных зон.

Основным принципом проектирования транспортной сети является соответствие трасс магистралей направлению основных пассажирских и грузовых потоков, т.е. транспортные сети должны осуществляться по кратчайшим расстояниям.

Планировочные схемы транспортной сети могут быть различными в зависимости от конкретных условий: прямоугольная, прямоугольно-диагональная, радиально-кольцевая, треугольная и свободная планировка. В проекте принята радиально кольцевая схема транспортной сети. Усредненный шаг магистралей - в пределах 600-1000 метров. Зона влияния магистралей в обе стороны составляет до 500 метров. Линейная плотность транспортной сети в пределах 1,5-2,5 км/км2. Степень непрямолинейности магистралей минимизирована.

 

2.6. Схема вертикальной планировки

 

Схема вертикальной планировки выполняется по улицам и проездам в следующей

последовательности:

- переносится сеть улиц и проездов;

- на осях пересечения улиц и проездов, а также в местах перелома рельефа наносятся крестики;

- между крестиками на оси улиц и проездов наносятся стрелки, указывающие направление уклона, под которыми указываются расстояния между точками перелома рельефа или между перекрестками;

- от крестиков делается выноска, где указывается внизу — отметки существующего рельефа (черная отметка), вверху - проектируемая отметка (красная отметка);

- над стрелкой указывается величина уклона в тысячных как отношение разности отметок на расстояние между точками;

После расчета уклонов предусмотрена укладка железобетонных труб под проезжими частями улиц и проездов, обеспечивающих пропуск дождевых и талых вод.

При выполнении схемы вертикальной планировки необходимо учитывать, что минимальные уклоны должны быть не менее 4%, а максимальные - 80%. В проекте минимальный уклон - 4%,максимальный- 60,3%.

 

 

Список литературы

 

1. СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка тороррш. v\ сешжлх. поселений / Гсострой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР ,1991.-

 

2. Генеральный план малого города. Методическое пособие. Козачун Г. У, Казаков П.Н. Омск 2007

 

3. Ландшафтное проектирование. А.П. Вертунов. Москва «Высшая школа» 1991

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.