Принципы воздействия на проблемные банки
Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные кредитные организации можно было бы выделить следующие меры стабилизационного характера:
а) совещания и консультации в надзорных органах, нацеленные на выработку путей преодоления финансовых трудностей;
б) принятие кредитной организацией письменных обязательств об устранении недостатков, исправление которых не предполагает вмешательство органов надзора в обычный режим банковской деятельности;
в) соглашение между кредитной организацией и банком. России, которое заключается в целях преодоления более серьезных недостатков деятельности банка, когда адекватные шаги требуется предпринять немедленно, однако степень развития возникших проблем не угрожает платежеспособности банка. В этом случае ЦБ РФ может, воздержаться от применения санкций в рамках достигнутых договоренностей;
г) письменное предупреждение банка России кредитной организации о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;
д) предоставление банком России чрезвычайного (7 дней), ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.
Кредит целесообразно предоставлять банку при реальной возможности восстановить платежеспособность и наличии достаточного обеспечения, выдавая отдельными траншами по мере выполнения согласованных с Банком России мероприятий. В качестве обеспечения можно принимать не только ликвидные активы банка, но и средства учредителей, а также других участников банка. Состав принимаемого в этом случае обеспечения целесообразно расширить, включив в него средства на счетах в первоклассных банках стран - членов ОЭСР, драгоценные металлы в слитках. Банку России целесообразно добиваться возможно более полной мобилизации внутренних возможностей банка (продажа долгов банка, зданий, незавершенного строительства). Аккумулированные за счет этих источников средства должны составлять не менее 50% стоимости программы финансовой реабилитации. При этом разрабатываются механизмы контроля за внутренней деятельностью банка, предотвращающие использование ссуды не по назначению, включая визирование всех расходных документов уполномоченным банком России лицом;
е) введение Временной администрации по управлению кредитной организацией для оценки реалистичности перспектив стабилизации деятельности или необходимости отзыва лицензии.
При присоединении проблемного банка к надежному банку Центральный банк РФ может создать на определенный срок режим наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации, включая:
а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;
б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;
в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;
г) отсрочку погашения задолженности присоединенной кредитной организации перед Банком России.
Необходимость активизации банковского надзора и реструктивизации кредитно-денежной системы в отсутствии специализированного органа по проведению реструктуризационнных мероприятий приводит к потребности в дополнительном методическом обеспечении вопросов санирования и укрепления капитальной базы проблемных банков. При этом важное значение имеет определение признаков и критериев выбора санируемых банков и характера санирования, а в плане практической деятельности - подбор покупателей слабых банков, инициирование новых форм концентрации банковского капитала, включая образование холдингов, пулов и консорциумов.
Меры административного характера - санкции:
а) штрафы (применяются, как правило,незамедлительно);
б) предписания (распоряжение) об устранении недостатков и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;
в) предписание о замене руководства кредитной организации (филиала);
г) предписание о запрете на осуществление отдельных банковских операций;
д) предписание о запрете на открытие филиалов;
е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
При применении санкций целесообразно последовательно соблюдать принцип неотвратимости наказания.Поводом для жестких мер (вплоть до
отзыва лицензии) должны стать факты умышленного введения в
заблуждение надзорного органа, в том числе путем предоставления
недостоверной отчетности.
Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по управлению рисками
Базельский комитет по банковскому надзору призвал внести изменения в практику национального регулирования и надзора с учетом уроков мирового кризиса. Ключевыми рекомендациями Базельского комитета являются:
1. разработка адекватных пруденциальных нормативов по капиталу и ликвидности в соответствии с прогрессивными подходами Нового Базельского соглашения о капитале (Базель II); совершенствование коммерческими банками практики управления риском ликвидности;
2. повышение требований к прозрачности, что подразумевает полное раскрытие банками всех деталей структурированных продуктов и внебалансовых операций
3. пересмотр стандартов оценки, в особенности неликвидных активов, подверженных влиянию изменения рыночной ситуации
4. обеспечение восприимчивости регуляторных и надзорных органов к рискам и возможности быстрого перехода к кризис-менеджменту
Пути вывода из кризиса кредитной организации, испытывающей финансовые затруднения.
Методы преодоления кризисныхявлений - 2 направления:
1. Активное гос. вмешательство.
Первый этап.
- убеждение в безопасности вкладов
- предоставление ликвидности (ден. ср-в) банкам и нефинансовым предприятиям
- покупка обесценившихся активов за счет государственных средств и
создание государственной управляющей компании для работы с ними.
- установление государственных гарантий побанковским активам, в рамках которых потери делятся между государствоми банком в определенных пропорциях
Второй этап.
- создание структур для выкупа обесценившихся активов
- совершенствование правил пруденциального надзора и соблюдение принципов прозрачности
- стремление к принятию глобальных решений (повышение роли МВФ; отход от доллара как мировой резервной валюты).
Целесообразная политика и практика государства (Банка России) в интересах устойчивости банковской системы.
- отсутствие резких изменений проводимой политики
- создание денежного рынка, способного удовлетворять потребности банков в ликвидных средствах
- развитие инструментов денежно-кредитного регулирования
- обеспечение прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике
- внедрение эффективной системы финансового регулирования/надзора
- предотвращение излишнего политического (или гос-го) вмешательства в банковскую деятельность.
- реструктуризация задолженности
Государство должно оставаться в стороне.
Меры по предотвращению кризисных явлений.
Микроуровень.
1. Своевременное выявление сигналов ухудшения конкурентного и финансового положения банка.
2. Разработка и принятие мер по нейтрализации наиболее опасных факторов, которые могут приводить к кризису.
3. Разработка «Политики банка по выходу из кризиса» в случае его возникновения.
4. Поиск нетрадиционных источников рекапитализации, в т. ч.:
- отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов
- уменьшение хозяйственных расходов
- отказ от нерентабельных направлений бизнеса
- уменьшение % расходов
- замена долгов банка облигациями, конвертируемые в акции
Деятельность Агенства по страхованию вкладов по отношению к проблемным банкам
Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|