Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы воздействия на проблемные банки





Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные кредитные организации можно было бы выделить следующие меры стабилизационного характера:

а) совещания и консультации в надзорных органах, нацеленные на выработку путей преодоления финансовых трудностей;

б) принятие кредитной организацией письменных обязательств об устранении недостатков, исправление которых не предполагает вмешательство органов надзора в обычный режим банковской деятельности;

в) соглашение между кредитной организацией и банком. России, которое заключается в целях преодоления более серьезных недостатков деятельности банка, когда адекватные шаги требуется предпринять немедленно, однако степень развития возникших проблем не угрожает платежеспособности банка. В этом случае ЦБ РФ может, воздержаться от применения санкций в рамках достигнутых договоренностей;

г) письменное предупреждение банка России кредитной организации о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;

д) предоставление банком России чрезвычайного (7 дней), ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.



Кредит целесообразно предоставлять банку при реальной возможности восстановить платежеспособность и наличии достаточного обеспечения, выдавая отдельными траншами по мере выполнения согласованных с Банком России мероприятий. В качестве обеспечения можно принимать не только ликвидные активы банка, но и средства учредителей, а также других участников банка. Состав принимаемого в этом случае обеспечения целесообразно расширить, включив в него средства на счетах в первоклассных банках стран - членов ОЭСР, драгоценные металлы в слитках. Банку России целесообразно добиваться возможно более полной мобилизации внутренних возможностей банка (продажа долгов банка, зданий, незавершенного строительства). Аккумулированные за счет этих источников средства должны составлять не менее 50% стоимости программы финансовой реабилитации. При этом разрабатываются механизмы контроля за внутренней деятельностью банка, предотвращающие использование ссуды не по назначению, включая визирование всех расходных документов уполномоченным банком России лицом;



е) введение Временной администрации по управлению кредитной организацией для оценки реалистичности перспектив стабилизации деятельности или необходимости отзыва лицензии.

При присоединении проблемного банка к надежному банку Центральный банк РФ может создать на определенный срок режим наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации, включая:

а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;

б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;

в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;

г) отсрочку погашения задолженности присоединенной кредитной организации перед Банком России.

Необходимость активизации банковского надзора и реструктивизации кредитно-денежной системы в отсутствии специализированного органа по проведению реструктуризационнных мероприятий приводит к потребности в дополнительном методическом обеспечении вопросов санирования и укрепления капитальной базы проблемных банков. При этом важное значение имеет определение признаков и критериев выбора санируемых банков и характера санирования, а в плане практической деятельности - подбор покупателей слабых банков, инициирование новых форм концентрации банковского капитала, включая образование холдингов, пулов и консорциумов.

Меры административного характера - санкции:

а) штрафы (применяются, как правило,незамедлительно);

б) предписания (распоряжение) об устранении недостатков и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;

в) предписание о замене руководства кредитной организации (филиала);



г) предписание о запрете на осуществление отдельных банковских операций;

д) предписание о запрете на открытие филиалов;

е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

При применении санкций целесообразно последовательно соблюдать принцип неотвратимости наказания.Поводом для жестких мер (вплоть до

отзыва лицензии) должны стать факты умышленного введения в

заблуждение надзорного органа, в том числе путем предоставления

недостоверной отчетности.

Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору по управлению рисками

Базельский комитет по банковскому надзору призвал внести изменения в практику национального регулирования и надзора с учетом уроков мирового кризиса. Ключевыми рекомендациями Базельского комитета являются:

1. разработка адекватных пруденциальных нормативов по капиталу и ликвидности в соответствии с прогрессивными подходами Нового Базельского соглашения о капитале (Базель II); совершенствование коммерческими банками практики управления риском ликвидности;

 

2. повышение требований к прозрачности, что подразумевает полное раскрытие банками всех деталей структурированных продуктов и внебалансовых операций

 

3. пересмотр стандартов оценки, в особенности неликвидных активов, подверженных влиянию изменения рыночной ситуации

 

4. обеспечение восприимчивости регуляторных и надзорных органов к рискам и возможности быстрого перехода к кризис-менеджменту


 

Пути вывода из кризиса кредитной организации, испытывающей финансовые затруднения.

Методы преодоления кризисныхявлений - 2 направления:

1. Активное гос. вмешательство.

Первый этап.

- убеждение в безопасности вкладов

- предоставление ликвидности (ден. ср-в) банкам и нефинансовым предприятиям

- покупка обесценившихся активов за счет государственных средств и

создание государственной управляющей компании для работы с ними.

- установление государственных гарантий побанковским активам, в рамках которых потери делятся между государствоми банком в определенных пропорциях

Второй этап.

- создание структур для выкупа обесценившихся активов

- совершенствование правил пруденциального надзора и соблюдение принципов прозрачности

- стремление к принятию глобальных решений (повышение роли МВФ; отход от доллара как мировой резервной валюты).

 

Целесообразная политика и практика государства (Банка России) в интересах устойчивости банковской системы.

- отсутствие резких изменений проводимой политики

- создание денежного рынка, способного удовлетворять потребности банков в ликвидных средствах

- развитие инструментов денежно-кредитного регулирования

- обеспечение прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике

- внедрение эффективной системы финансового регулирования/надзора

- предотвращение излишнего политического (или гос-го) вмешательства в банковскую деятельность.

- реструктуризация задолженности

 

Государство должно оставаться в стороне.

Меры по предотвращению кризисных явлений.

Микроуровень.

1. Своевременное выявление сигналов ухудшения конкурентного и финансового положения банка.

2. Разработка и принятие мер по нейтрализации наиболее опасных факторов, которые могут приводить к кризису.

3. Разработка «Политики банка по выходу из кризиса» в случае его возникновения.

4. Поиск нетрадиционных источников рекапитализации, в т. ч.:

- отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов

- уменьшение хозяйственных расходов

- отказ от нерентабельных направлений бизнеса

- уменьшение % расходов

- замена долгов банка облигациями, конвертируемые в акции


 

Деятельность Агенства по страхованию вкладов по отношению к проблемным банкам

Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.