Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды социальных норм





<quest1< font="">Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, т. е. правил, определяющих поведение человека. Социальная норма представляет собой правило должного поведения, она всегда определяет, как человекдолжен поступить: «возлюбить ближнего своего как самого себя», «не убивать», «платить налоги и сборы» и т. д. Тарановский В. Ф. Энциклопедия права. СПб., 2001</quest1<>

<quest2< font="">Социальные нормы как правила должного принципиально отличаются от законов природы. Законы природы фиксируют постоянно повторяющиеся и неизменные связи, существующие в природе: смена дня и ночи, времен года, процесс кипения воды при достижении температуры 100˚С, падение тела под влиянием закона всемирного тяготения и др. Отличие законов природы от социальных норм состоит в том, что законы природы не предписывают, как должны осуществляться природные процессы, а просто описывают их существование. Поэтому, в отличие от социальных норм как правил должного, законы природы являются законами сущего. Существование законов природы не зависит от человека, поэтому законы природы невозможно нарушить. Социальная норма, напротив, всегда обращается к человеку как свободно и сознательно действующему субъекту, способному выбрать лучший вариант поведения. Отсюда следует, что социальная норма, в отличие от закона природы, может быть нарушена человеком, так как поступок человека, являясь актом его свободного выбора, может не соответствовать правилу социальной нормы.</quest2<>



<quest3< font="">Согласно традиционному представлению, необходимым признаком социальной нормы является ее общий характер. При таком подходе социальной, в том числе правовой, нормой может быть признано только общее правило поведения, сложившееся в результате абстрагирования от всех индивидуальных особенностей конкретных жизненных ситуаций. Это означает, что социальная норма обращается не к конкретному человеку (Ивану, Петру), а к неопределенному кругу лиц, поименно не перечисленных (гражданам государства, несовершеннолетним, должностным лицам и т. д.). Социальная норма является правилом должного поведения не только для конкретного субъекта, но для многих людей, она обращается с одним и тем же правилом к разным субъектам. Следовательно, социальная норма неперсонифицирована, т. е. в ней отсутствует указание на конкретное лицо.</quest3<>



Кроме того, социальная норма предписывает одно и то же правило для всех одинаковых случаев. Это означает, что сколько бы раз ни возникали жизненные обстоятельства, предусмотренные социальной нормой, всем субъектам, которым она адресована, необходимо руководствоваться сформулированным в норме правилом. Таким образом, социальная норма рассчитана не на однократное действие (в отношении конкретного лица, действующего в конкретной ситуации), но предполагает многократное ее использование в качестве правила должного поведения для неопределенного круга субъектов и для неопределенного числа аналогичных ситуаций, описанных в норме.

<quest4< font="">Вместе с тем, наряду с общими социальными нормами, в науке зачастую признаются и индивидуальные социальные, в том числе правовые, нормы, которые представляют собой правила должного поведения,адресованные непосредственно конкретному лицу (Ивану, Петру). Вместе с тем косвенно все социальные нормы адресуются неопределенному кругу лиц, призванному исполнять свои обязанности по невмешательству в сферу социально оправданных действий других субъектов. Таким образом, индивидуальная норма имеет все признаки социальной нормы.</quest4<>

Индивидуальная социальная норма может быть адресована конкретному субъекту как для однократногорегулирования его поведения, так и для многократного, регулярного ее использования. Так, норма, предписывающая конкретному спортсмену ежедневные четырехчасовые тренировки, является индивидуальной нормой, предназначенной для многократного использования, а норма, обязывающая конкретного продавца передать определенную договором вещь в собственность, является примером индивидуальной нормы, которая может быть использована для регулирования поведения конкретных субъектов только однократно.



Признаки общих и индивидуальных социальных норм приведены в таблице 1.

Следует отметить, что трактовка социальной нормы как имеющей исключительно общий характер является выражением представлений классической науки о нормативности как универсальном свойстве бытия, как природного, так и социального. Нормативность бытия в классической трактовке — это массовидно повторяющиеся, а следовательно, закономерные, явления, и именно регулярность их повторения позволяет считать их нормальными. Так, например, С. С. Алексеев отмечает, что «…сила нормы… внешне выражается в типичном массовидном поведении участников общественных отношений»1. В. Н. Кудрявцев также полагает, что норма — это «типичный, массовидный процесс фактической жизнедеятельности»2. Соответственно нормативность социального бытия трактуется как повторяющееся поведение неопределенно многочисленного круга субъектов. Представляется, что такая универсальная трактовка нормативности не раскрывает специфику социальных норм. Специфику нормативного можно адекватно раскрыть только через категорию должного: именно должное приобретает характер нормы как для неопределенного круга субъектов (общая социальная норма), так и для индивидуализированных, конкретных, субъектов (индивидуальная социальная норма). Существование индивидуальных норм признается многими правоведами как прошлого (Л. И. Петражицким, Н. Н. Алексеевым, Г. Кельзеном и др.), так и настоящего (Р. З. Лившиц, И. И. Лукашук и др.). Так, например, Л. И. Петражицкий писал в связи с этим: «Адресатами норм могут быть или определенные индивиды, конкретные субъекты, “я”, “ты”, “Иван”, “Петр”, монарх Георгий I, город Петербург, Россия.., или классы, классовым образом определенные субъекты, например, дети, родители, квартирохозяева… Сообразно с этим нормы можно делить на: 1) индивидуальные, конкретные или сепаратные и 2) общие, абстрактные»3.

<quest5< font="">Наиболее важная классификация социальных норм может быть проведена по трем взаимосвязанным критериям:объекту и способу социального регулирования, а также характеру санкции за неисполнение нормы. Данные критерии позволяют уяснить, что (объект) и как (способ) регулируют различные социальные нормы. Объектом социального регулирования является поведение человека, причем как его внутренний мир, так и его внешняя деятельность. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 65-66Соответственно все социальные нормы можно подразделить на моральные, нравственные, правовые и технические (целесообразные, утилитарные) нормы.</quest5<>

Моральная норма <quest6< font="">является правилом, регулирующим внутренний мир человека через самообязывание. Специфика морального регулирования состоит, таким образом, в том, что оно представляет собойсаморегулирование: возложение на себя моральной обязанности всегда является внутренне свободным актом человека и по своей сути не может быть никаким иным. Норма морали не может быть установлена каким-либо внешним авторитетом, например, авторитетом государства или общественного мнения. Единственным авторитетным «органом», обязывающим человека следовать норме морали, является совесть. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 69-70</quest6<>

Кроме того, моральная норма, предписывающая, например, «не желать (курсив мой. — Е. Т.) дома ближнего своего», требует от субъекта прежде всего «чистоты» помыслов, а не устанавливает правовой запрет на совершение кражи из «дома ближнего своего» (он содержится в другой норме: «не кради»). Аморальным (не соответствующим моральной норме) в данном случае будет уже само «желание» чужого имущества, которое могло быть и не реализовано во внешнем поведении лица. Моральная норма, обязывающая подавать милостыню нуждающимся, регулирует не столько внешние действия человека, сколько мотивы, по которым человек должен совершать милостыню: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры… чтобы прославляли их люди. У тебя же когда творишь милостыню, пусть левая рука… не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне» (Мф., 6, 2–4). Поэтому, например, демонстративная раздача милостыни не свидетельствует о моральности действий человека, если она обусловлена желанием общественного одобрения, а не искренним стремлением помочь нуждающемуся. Различия между требованиями морали и права могут быть проиллюстрированы словами Нагорной проповеди Христа: «Вы слышали, что сказано древним: “не убивай, кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф., 5, 21–22). Санкцией за неисполнение свободно возложенной на себя моральной обязанности будет являться самоосуждение лица. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 71

Таким образом, моральные нормы регулируют прежде всего внутренние мотивы поведения человека, в то время как нормы нравственности, права и целесообразности являются регуляторами преимущественно «внешних» поступков людей. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 70-71

Нравственные нормы, <quest7< font="">или нормы нравов, представляют собой обязывающие правила внешнего поведения, сложившиеся в конкретном обществе, соблюдение которых поддерживается силой общественного мнения. Таковы, например, нормы этикета: правила поведения за столом, правила вежливости в общении, правила взаимоотношений между старшими и младшими и т. д. К нормам нравов можно отнести также некоторые обычаи, например, обычай гостеприимства. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 84-85</quest7<>

Нормы нравственности, права и целесообразности отличаются от норм морали тем, что они требуют соответствия нормам внешнего поведения, внутренние же мотивы их реализации не имеют в данном случае определяющего значения. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 74-75 С точки зрения нравственности не важно, почему, например, младший по возрасту первым приветствует старшего: делает ли он это из чувства искреннего уважения или из-за желания получить какое-либо поощрение за свое поведение от родителей. Точно так же не важны внутренние мотивы, которыми руководствуется человек, соблюдая правила правописания, делая по утрам зарядку или дрессируя собаку, т. е. выполняя требования технических норм.

<quest8< font="">Особым видом социальных норм является техническая норма. Дело в том, что социальные нормы, регулирующие поведение людей по отношению друг к другу, могут быть названы межсубъектными нормами. Специфика технических норм состоит в том, что они регулирует внешнее поведение человека по отношению к объектам, какприродным (естественным), так и техническим (искусственно созданным) путем возложения на негообязанностей. Соответственно технические нормы можно назвать субъект-объектными нормами. Специфика технических норм, регулирующих отношения человека с окружающей средой (природой и техникой), дает основания некоторым ученым не признавать их в качестве вида социальных норм. Однако представляется, что и техническая норма обладает всеми признаками социальной нормы: она является правилом должного, специфическим образом, т. е. через возложение обязанностей, регулирующим поведение субъекта. При этом поведение субъектов даже по отношению к природным или техническим объектам всегда опирается на предшествующий социальный опыт.</quest8<>

<quest9< font="">Технические нормы, как, впрочем, и нормы нравственности, в силу того, что они, в отличие от норм морали, регулируют внешнее поведение человека, могут стать правовыми нормами. В этом случае они получают предоставительно-обязывающее значение и зачастую снабжаются санкцией на случай неисполнения обязанности. Такие нормы принято называть технико-правовыми. Например, соблюдение технических правил правописания не является правовым требованием для домашней хозяйки, но получает правовое значение для учительницы русского языка, обучающей школьников; нарушение данной нормы, например, вследствие незнания ею правил грамматики, может повлечь за собой расторжение трудового договора.</quest9<>

<quest10< font="">Вместе с тем моральные, нравственные и технические (не имеющие правового значения) нормы отличаются от правовых тем, что они налагают на человека определенные обязанности (делать или не делать что-либо), но никому не предоставляют права требовать их безусловного выполнения. Так, человек, подавая милостыню нуждающемуся, исполняет моральную обязанность. При этом моральная норма не наделяет нуждающегося правом требовать милостыню от подающего и, в случае неисполнения им данной моральной обязанности, принуждать к ее исполнению. Петражицкий Л. И. Очерки философии права. СПб., 1900. § 2. Нравственная норма, например, норма этикета обязывает всех взрослых людей, находящихся в обществе, использовать во время еды столовые приборы. Но данная норма никому не предоставляет права требовать исполнения этой обязанности от других. Поэтому ее неисполнение может вызвать отвращение, нежелание общаться с таким человеком или какие-либо иные аналогичные последствия, но не предполагает совершения принудительных действий, направленных на ее обеспечение. В отличие от моральных, нравственных и технических норм, норма права всегда предоставляет субъекту право требовать от другого лица исполнения обязанностей. Таким образом, моральные, нравственные и технические нормы имеют односторонне обязывающий характер; правовые нормы имеют двусторонний, предоставительно-обязывающий характер. Однако характер обязывания различен: в моральных нормах имеет место внутреннее самообязывание, в нормах нравов — внешнее обязывание, в технических нормах субъект возлагает на себя обязанность с целью достичь определенного практического результата.</quest10<>

Таким образом, в выделенных видах социальных норм объект регулирования изменяется от внутреннего, ценностно-мотивированного поведения к поведению внешнему (формальному, легальному). Так, в моральных нормах значимо не столько внешнее поведение, сколько его внутренние мотивы. В нравственности значимо внешнее» поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы. В праве значимо внешнее поведение, а внутренние мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить внешнее поведение. Наконец, в технических нормах внутренние мотивы практически не играют роли, а значимость поведения определяется достижением практической цели.

Признаки сходства и различия моральных, нравственных, правовых, и технических норм приведены в таблице 2.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что разграничить право и нравственность по содержанию соответствующих предписаний не всегда представляется возможным. Так, например, Л. И. Петражицкий полагал, что на основе анализа содержания таких правил, как «нельзя красть», «не следует клеветать», «родители должны заботиться о воспитании детей», отнюдь нельзя сказать, имеем ли мы дело с правовыми или нравственными явлениями. По его мнению, нельзя себе представлять дело так, будто в обществе существуют разделенные по содержанию группы правил, своего рода отдельные ящики рецептов, и что человеку, желающему узнать, как ему в данном случае нужно себя вести, приходится обращаться в различных случаях жизни к этим различным рецептам, в случае a - к праву, в случае b - к морали, в случае с - к правилам приличия, в случае d - к правилам целесообразности, причем мораль не решает тех вопросов, которые решаются правилами приличия, право не содержит тех правил, которые предписываются нравственностью и т. д. Л. И. Петражицкий убежден в том, что весьма много правил поведения одинаково предписываются как правом, так и нравственностью. Поясняя свою мысль, ученый приводит следующий пример: одно и то же по своему содержанию правило поведения может нам представляться нормой права или нормой иного порядка, или правилом целесообразности. Если купец правильно показывает вес или меру продаваемого товара, имея в виду исключительно то обстоятельство, что в противном случае его торговля упадет, и он будет иметь меньшие барыши, то он руководствуется вообще не нормой, не сознанием обязательности такого поведения, а просто своими эгоистическими интересами, таким правилом, которое является целесообразным средством для получения торгового барыша. Если он, независимо от мысли о возможном вреде для своей торговли, признает обман злом, дурным поведением самим по себе, признает своей обязанностью во всех обстоятельствах жизни действовать правдиво, ибо правда есть добро, а обман - зло сам по себе, то его поведение имеет нравственный характер, в его сознании действует нравственная норма. Если, наконец, в его сознании действует убеждение, что покупателю, уплатившему условленную плату, принадлежит притязание на все условленное количество товара, что ему по справедливости следует получить не четыре с половиной, а все пять аршин, что обсчет нарушил бы приобретенное покупателем право и т. п., то мы имеем налицо юридическое явление, норму права; или у одного и того же лица одно и то же по содержанию правило может появиться в сознании как в качестве правила целесообразности, так и в качестве нормы нравственности или права. Более того, если, например, кража или клевета отвергаются как нечто некрасивое, безобразное, неэлегантное, то в данном случае субъект руководствуется эстетическими правилами.

Обычно выделяемые корпоративные нормы, как и религиозные нормы, не представляют собой отдельной разновидности, и могут быть и нормами морали («не желай дома ближнего своего»), и нормами нравов (норма, предписывающая мужчинам снимать в церкви головной убор), и техническими нормами (правила совершения обряда), и правовыми нормами (нормы канонического права). Вместе с тем, например, выдающийся русский правовед И. А. Ильин считал религиозные нормы особой разновидностью социальных норм. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. В 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 68-69 Как представляется, выделяемые в учебной литературе традиции и обычаи не являются самостоятельным видом социальных норм, а лишь указывают на способ формирования правила поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.