Сделай Сам Свою Работу на 5

Гражданское общество и правовое государство





<opentest13< font="">Гражданское общество и правовое государство исследуются в соотношении, как неполитическая (частная) и политическая (публичная) сферы жизни людей. Гражданское общество рассматривается в качестве относительно независимой от государства системы экономических, культурных, социальных, религиозных, этнических и иных отношений и образований (организаций). Становление институтов гражданского общества увязывается с ограничением государственного вмешательства в частную жизнь личности и возможностью членов гражданского общества воздействовать на государство, контролировать его деятельность. Гражданское общество – это социальная основа правового государства. Одним из важнейших принципов правового государства следует назвать взаимоуправление государства и гражданского общества.</opentest13<>

Формирование гражданского общества стало возможным в процессе эмансипации (обособления) общества от государства. И хотя сам термин «гражданское общество» происходит от древнеримского слова civitas (гражданская община римлян, сообщество римских граждан) (Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 278-279), в Древней Греции и Риме можно обнаружить отдельные элементы гражданского общества в той мере, в какой там существовали институты цивильного (гражданского) права, опосредующего товарно-денежные отношения, развитие ремесел и торговли. О становлении и развитии гражданского общества можно говорить в Новое время. В Древнем Риме, Древнегреческих полисах человек был участников, прежде всего, политических отношений и связей. Публичное (государственное) начало преобладало и в эпоху средневековья, потому что статус человека определялся сословием. Сословное деление средневекового «общества» означало «прямую дифференциацию государственно-правовых статусов разных сословий и их членов»39.



Сфера частных интересов обособляется от государства в Новое время в связи с ростом и специализацией производства, развитием предпринимательства, кредитно-финансовых и товарно-денежных (рыночных) отношений, другими словами – формированием общества буржуа (от французского bourgeois) или бюргеров (от немецкого bürger), т. е. горожан. Одновременно по-новому осмысливался вопрос вероисповедания, свободы мысли, творчества и т. п.



Термин «гражданское общество» возник в конце XVI века, когда складывались экономические и политические предпосылки бюргерского (буржуазного) общества. Однако концепция гражданского общества, обоснованное разграничение общества и государства встречается в трудах мыслителей XVIII века40.

<closetest12< font="">Широкое распространение получило определение гражданского общества, предложенное Г. Гегелем. Г. Гегель рассматривал гражданское общество как буржуазное общество – новое социально-историческое явление и понятие41. По Г. Гегелю, гражданское общество – это сфера действия частных интересов, а государство - сфера общего интереса. Гражданское общество внутренне противоречиво. Каждый индивид преследует собственные цели (интересы), рассматривая других как средство для достижения своих целей (Спиридонов Л. И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 31-32). Разрешение противоречий гражданского общества, надлежащее сочетание особенного и всеобщего достигается в разумном государстве, во всеобщем интересе которого сохраняется частный интерес (Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 280-281).</closetest12<>

Говоря о современной модели гражданского общества, следует отметить два момента. Во-первых, процесс становления гражданского общества сложен. Гражданское общество претерпело немало изменений с XVII века. Во-вторых, модель гражданского общества имеет свои отличия, порой существенные, в разных странах.



<quest17< font="">Современная модель гражданского общества исходит из ряда признаков (принципов), которые являются наиболее общими для разных стран со сформировавшимися институтами гражданского общества. Гражданское общество рассматривается как правовое, открытое, сложноструктурированное общество свободных индивидов42. В системе гражданского общества выделяют несколько сфер (компонентов, уровней) отношений между индивидами: экономическую, духовную, социальную, информационную, политическую (Спиридонов Л. И. Теория государства и права. СПб., 1995. С. 33–34; Теория государства и права/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. С. 94-97). При этом важно, чтобы между институтами (структурами) гражданского общества и государством установилось оптимальное равновесие. С одной стороны, государство должно способствовать разрешению противоречий (конфликтов) внутри гражданского общества, уравновешивать сталкивающиеся интересы различных социальных групп, добиваясь согласия между институтами гражданского общества. С другой стороны, гражданское общество через свои институты (группы давления) влияют на деятельность государства, контролируют государственную власть, чтобы предотвратить государственный произвол. Таким образом, развитое гражданское общество – необходимое условие формирования правового государства, а взаимное сбалансированное влияние государства и общества друг на друга – важный принцип правового государства.</quest17<>

<quest18< font="">Кроме того, правовым считается государство, чья деятельность ограничена (подчинена) праву. Поэтому принципом правового государства называют верховенство права. Верховенство права выражается, во-первых, в идее приоритета прав и свобод человека и гражданина. Право рассматривается в качестве универсального средства общения свободных и юридически равных субъектов (индивидов). «Дело в том, - пишут Д. И. Луковская и И. Ю. Козлихин, - что право гражданского общества (право частное) развивается вместе с обществом, независимо от воли политических властей; именно в частном праве реализуются имманентные праву принципы свободы и равенства, которые лишь постепенно переносятся на политическую сферу, сферу публичного права»43 (Луковская Д. И., Козлихин И. Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 119). Во-вторых, принцип верховенства права выражается в идее верховенства закона (правового закона) в системе юридических источников права. Законы государства не должны нарушать естественные и неотъемлемые права человека, данные ему от рождения (ч.2 ст.17, ст.55 Конституции Российской Федерации). Акты, издаваемые органами исполнительной власти, не должны противоречить закону.</quest18<>

<closetest13< font="">Принципом организации власти в правовом государстве должен быть принцип разделения властей, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная ветви власти отделяются друг от друга, но имеют реальную правовую возможность взаимного ограничения и контроля. Цель – не допустить узурпации всей государственной власти в руках одного государственного органа, произвольного (не правового) осуществления государством своих полномочий и вмешательства в частную сферу жизни людей. В современных государствах принцип разделения властей реализуется с учетом особенностей формы правления (например, в смешанных республиках власть Президента занимает обособленное место, не включается ни в одну из названных ветвей государственной власти) и форм государственного (территориального) устройства (например, в федеративных государствах разделение власти дополнительно проводится между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации).</closetest13<>

Отношения между гражданином и государством (правовым государством) должны строиться только на основании закона и в соответствии с принципом взаимной ответственности личности и государства. Споры (конфликты, противоречия) между гражданином и государством должны рассматриваться в судебном порядке. При этом, несомненно, судебная власть в правовом государстве занимает особое место, по сути является лицом правового государства (Луковская Д. И., Козлихин И. Ю. Право, государство, политика (к разработке современной концепции правового государства)/ Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 3. СПб., 1995. С. 121-122).


Тема 8. Право и правовая система

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.