Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация прав и свобод человека и гражданина





В литературе существуют самые различные классификации прав человека. Можно насчитать более 10 критериев их классификации. Некоторые из них отражают официальные, т. е. закрепленные законодательно, разграничения прав, другие – доктринальные, сложившиеся в юридической науке. <quest12< font="">Чаще всего в качестве критериев классификации всего используются такие, как: уровень юридического оформления прав; сфера реализации прав; исторические этапы утверждения прав; субъекты осуществления прав.</quest12<>

Необходимо подчеркнуть, что классификация прав должна быть основана на системном подходе. Она заключается в выделении по тому или иному критерию структурных элементов современной системы прав и свобод человека и гражданина.

1. В современной государственно признанной системе прав и свобод прежде всего можно выделить, по уровню юридического оформления, основные (фундаментальные) и иные (производные от основных) права. Основные права обычно отождествляются с конституционными. При этом основными признаются права, закрепленные не только в конституции, но и в международно-правовых актах (см. подробнее:Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 130-150). Все международные нормы в области прав человека принято называть международными стандартами прав человека. Термину «международные стандарты» иногда предпочитается термин «общепризнанные права человека». Однако оба термина употребляются и как взаимозаменяемые.



Национальное законодательство и прежде всего конституционные нормы о правах человека должны соответствовать международным стандартам. Вместе с тем, как отмечается в литературе, полное совпадение правового статуса личности в национальном законодательстве и международно-правовых актах вряд ли достижимо. Международные нормы регламентируют правовой статус личности наиболее общим образом оставляя за национальным законодателем право уточнять, детализировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права. Поэтому, как полагает С. В. Бахин, не вполне корректен сам термин «международные стандарты». Внутреннее право лишь постепенно изменяется, трансформируется в направлении, очерченном в международных соглашениях (см.: Бахин С. В. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности // Правоведение. 1998, № 4. С. 6).



Основные права образуют стержень правового статуса индивида и в то же время основу для юридического оформления других многочисленных прав. Эти производные права, конечно, нельзя считать «второсортными». Но все же вряд ли верно и то, что они, как утверждается,3 не менее, чем основные права, важны для человека. По сравнению с основными правами, которые безусловно необходимы для существования и развития личности, производные от них права не являются жизненно необходимыми. Вместе с тем следует учитывать, что в единой системе прав все права взаимосвязаны и взаимозависимы.

2. В системе прав и свобод человека и гражданина в ее современном виде выделяются в зависимости от сфер их реализации личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные права (о структуре этих прав см.: Иванов Г. И. Права человека. Учебное пособие / Под ред. М.Ф.Чудакова. Приложение. М., 2004. С. 154-157).

Личные (гражданские) права обеспечивают свободу личности, прежде всего от незаконного вмешательства государства в ее частную жизнь, частные интересы. Они направлены на удовлетворение прежде всего витальных (жизненных) потребностей человека, на защиту и развитие человеческой индивидуальности. К ним относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и языка общения; свободу совести и др. К личным правам следует отнести также право на судебную защиту (право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом – ст. 47 Хартии основных прав европейского союза) (см.: Кузнецова С. Н. Хартия основных прав европейского союза: развитие европейской защиты прав человека или путь к Европе «двух скоростей»? // Российский ежегодник международного права. 2002. СПб., 2002. С. 199).



Политические права являются правами гражданина и связаны с принадлежностью индивида к гражданству конкретного государства. Они обеспечивают гражданину возможность участвовать в политической жизни общества, в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и др. Этот блок прав охватывает право граждан на свободу слова, на объединение в общественные организации, на свободу союзов и ассоциаций, право петиций и др.

Экономические права обеспечивают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. В каталоге экономических прав выделяются право частной собственности, право на труд, благоприятные условия труда, на предпринимательскую деятельность и др.

Социальные права призваны обеспечить свободу человека, поддерживая такой уровень его жизни, который необходим для достойного человеческого существования. Гарантии этих прав во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства. Важнейшие среди социальных прав – право на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др.), на защиту от безработицы, на достижимый уровень физического и психического здоровья, право на жилище и др.

Культурные права призваны гарантировать доступ человека к благам культуры, свободу творчества, возможность усвоения, использования и развития достижений человечества в материальной и духовной сферах. Эти права обеспечивают возможности самореализации личности и служат своего рода гарантией осуществления индивидом как субъектом просвещенного правосознания принадлежащих ему личных и политических прав. В структуре этого вида прав различаются право на образование, на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни, на свободу научного, литературного и т. п. творчества, на защиту авторского права и др.

3. Современная система прав и свобод человека и гражданина сложилась исторически. Поэтому по историческим этапам утверждения прав (по времени возникновения) различают определенные поколения прав. Выделяются три, а иногда и четыре поколения прав.

К первому поколению прав обычно относят права личные и политические. Отличительной особенностью этой группы прав является то, что они опираются на концепцию негативной свободы (свободы «от»). Она предполагает отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь чьему-либо вмешательству, прежде всего со стороны государства (см.: Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М., 1998. С. 19-20).

Права первого поколения положили начало универсальности прав. Однако как действительно всеобщие они получили международное признание только после второй мировой войны. Устав ООН в 1945 г. впервые заложил основы широкого сотрудничества государств в области прав человека (ст. 1). С тех пор мировое сообщество выработало целый комплекс документов о правах человека, закрепляющих права первого поколения. Однако сегодня было бы неправильно их рассматривать в контексте исключительно концепции негативной свободы. Реализация, защита и гарантирование этих прав требуют активного содействия этому со стороны государства.

Права второго поколения – это экономические, социальные (социально-экономические) и культурные права. Теоретики этого поколения прав в конце XIX–начале XX вв. выступали за пересмотр концепции негативной свободы, настаивая на необходимости «позитивного» понимания свободы (свободы «для»). Это означало требование возложить на государство обязанности по обеспечению права человека на достойное существование.

Право человека на достойное существование - основа и цель всей системы социальных прав. Впервые было закреплено в 1919 г. в Основном законе Веймарской республики (ст. 151). На международном уровне комплекс социально-экономических и культурных прав получил признание во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 23-27), Европейской социальной хартии 1961 г., пересмотренной Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г., ратифицированной Российской Федерацией в июне 2009 г. (ФЗ от 3 июня 2009 г. №101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2009, 8 июня, №23. Ст. 2756), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др. В этих важнейших международно-правовых актах зафиксирована социальная функция государства, направленная на обеспечение прав второго поколения.

Право человека на достойное существование обусловлено правом на достоинство личности и в то же время служит гарантией (правом-гарантией) человеческого достоинства. Уже поэтому обеспечение права человека на достойное существование не должно превращаться с патерналистскую опеку со стороны государства. Достоинство человека не терпит опекающей власти над ним, лишающей личность каких-либо возможностей самоопределения. Патернализм, по Канту, - это «величайший деспотизм». Так что по меньшей мере неуместным представляется обозначение во многих современных публикациях деятельности социального государства (и самого социального государства) как патерналистской (неопатерналистской).

Кант считал, что право на достоинство личности не имеет «цены», оно абсолютно. Вряд ли возможен его какой- бы то ни было стоимостный эквивалент. Однако далеко не в последнюю очередь гарантией этого права является обеспечение права на достойное существование как права на достойный материальный уровень жизни. Более того, очевидно, что лишь после удовлетворения первичных (витальных) потребностей для человека открывается путь к реализации социальных потребностей, к творческому самовыражению личности. Как требования удовлетворения потребностей права человека вообще и социальные права в частности не выходят за пределы правосознания. Для реализации этих требований нужны прежде всего минимальные изначальные материальные условия. Способность человека осуществлять права (праводееспособность) не должна ущемляться недостатком средств.

В современных дискуссиях о природе и особенностях социальных прав и соответственно социальной деятельности государства, как и сто лет назад, актуализируется проблема соотношения свободы и равенства. Стоит напомнить, что в конце ХIХ- начале ХХ в. Она обсуждалась как заостренная еще Руссо проблема антагонизма свободы и равенства в условиях нарастающего социального неравенства, отчуждения от человека созданных им форм общественной жизни и самой свободы, превращающейся в произвол частного собственника. Угрозу свободе видели в резком социальном неравенстве. В различных реформистских теориях (неолиберальных, солидаристских и др.) надеялись на смягчение неравенства посредством социальной деятельности государства, реализации им социальных программ и т.п. Но предлагался и другой путь - революционного ниспровержения частнособственнического строя с последующим обобществлением имуществ. Как известно, по этому пути пошла Россия.

Исторический опыт показал, что социальная «уравниловка» чревата деспотизмом, причем он может сочетаться даже и с некоторыми внешними формами свободы и устанавливаться под видом народного суверенитета. Не потому ли в наши дни некоторые авторы угрозу свободе усматривают уже не в резком социальном неравенстве, а, наоборот, в стремлении смягчить это неравенство, в конечном счете, в самом феномене социальных прав и социальной деятельности государства.

В литературе по теории права выражается сомнение в правовом характере социальной деятельности государства и соответственно социальных (социально-экономических) прав. С. С. Алексеев и некоторые другие авторы подчеркивают, что принцип свободы как основной принцип правового государства нельзя примирить с принципом равенства как основным принципом социального государства (см.: Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 310; см. также: Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995. С. 46). С.С.Алексеев вообще выступает против идеи (и даже термина) социального государства как «стыдливого аналога» социалистического государства. Ученого беспокоит усиление государства в решении социальных вопросов, активизация его деятельности в экономике, в сфере распределения и т. д.

Многие отечественные и зарубежные авторы склонны рассматривать в качестве собственно прав человека только права первого поколения. Права второго поколения, как и сто лет назад, признаются лишь моральными (или социальными) притязаниями либо несовместимыми с правом привилегиями, льготами для социально слабых, стремящихся, например, по словам Р.Пайпса, удовлетворить свои требования «за чужой счет» (Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 200. С. 374). В таких требованиях к государству Л. С. Мамут усматривает подрыв присущих праву отношений эквивалентного обмена, а тем самым правового принципа формального равенства. По его мнению, следует говорить не о правовой обязанности государства по отношению к субъектам социальных прав, а об его «самообязывании». Защита социальных прав признается автором необходимой, но не в рамках собственно права (см. подробнее:Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001, № 7; Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права (тезисы доклада) // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 июня 2003 года / Под ред. Д. И. Луковской. СПб., 2003. С. 3-5; см. также: Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2002. С. 639).

Опасения огосударствления общественных отношении («государственного социализма»), роста патерналистских, иждивенческих настроений не беспочвенны. Такого рода тенденции могут угрожать самой идее права и прав человека. Однако стоит ли преувеличивать риск тоталитарной угрозы? В большинстве современных социально ориентированных государств защита социальных прав, если она хорошо продумана и осуществляется эффективно, способствует как раз стабилизации общества. Конечно, есть определенные противоречия между равенством возможностей и выравниванием результатов их реализации социальным государством. И все же правомерные социальные льготы, хотя бы минимально, но способствуют восстановлению баланса социальных потребностей и интересов в обществе. Во всяком случае этот баланс следует искать не вне права, а с использованием регулирующего потенциала права.

Нельзя также не учитывать эволюцию гражданского общества. В современном мире уходит в прошлое отождествление гражданского общества со сферой частных интересов (по Гегелю), с «буржуазным» обществом (по Марксу), с экономическими отношениями (ими, например, ограничивал пространство гражданского общества Г.Ф.Шершеневич). Сегодня гражданское общество образуют не только экономические, но и неэкономические структуры: религиозные, культурные, профессиональные, правозащитные, а также демократические политические формирования. Они не противопоставляются государству, а сами выступают источником его социализации. В свою очередь государство путем реализации социальных программ, корректирования рыночных отношений добивается смягчения конфликтов в обществе, что само по себе создает условия для нормальной жизнедеятельности граждан, для сохранения и развития демократических институтов.

На современном этапе обнаруживается тенденция к большему использованию добровольных, неофициальных структур гражданского общества в качестве субъектов социальных услуг. Тем самым оказание социальных услуг начинает входить в структуру гражданского общества. Деятельность социального государства оказывается взамообратимой с гражданским обществом. В частности, это ставит вопрос об особенностях взаимодействия в данной сфере частного и публичного права, требующий специального внимания представителей общей теории права и отраслевых юридических наук.

В результате предоставления социальных благ выравниваются по социальному минимуму заложенные в правах стартовые возможности субъектов этих прав. При этом презюмируются, с одной стороны, правомерность социальных льгот и выплат, а с другой – недопустимость злоупотребления субъектов своими правовыми притязаниями.

Нарушается ли таким образом правовой принцип формального равенства? Прежде всего, формальное равенство не должно представляться социально обезличенным уже потому, что оно предполагает человека в его отношении к другим людям. Акты взаимного признания, на которых покоятся правоотношения (И.А.Ильин), и есть эквивалент принципа формального равенства. Способность к взаимному признанию означает не что иное, как изначальную равную правоспособность (праводееспособность). Пропорциональность же в предоставлении социальных благ и распределении тягот, поддерживая общий уровень реальной правоспособности, не нарушает, а подкрепляет принцип правового равенства и правовой справедливости.

В настоящее время все государства – члены Совета Европы являются участниками Европейской социальной хартии или пересмотренной Европейской социальной хартии. Защита социальных и экономических прав рассматривается ими как неотъемлемая часть всей системы защиты прав человека, необходимое условие экономического и социального прогресса. Вместе с тем положения, зафиксированные в Социальной хартии, имеют в основном программный характер, намечают общие ориентиры и цели социальной политики государств-участников, предоставляют возможность учета реальных экономических условий в той или иной стране. Хотя жестких критериев к осуществлению социально-экономических прав международным сообществом не предъявляется, но государства – участники Хартии, выполняя взятые на себя обязательства, на основании принятых законов, соглашений или иным образом должны содействовать повышению уровня жизни, улучшению благосостояния и развития как отдельных лиц, так и групп общества. Ведь в конечном счете социальные и экономические права – это неотъемлемые аспекты самоценности личности, ее достоинства.

Третье поколение прав начало формироваться после второй мировой войны. В 70-е годы прошлого столетия французским юристом Карелом Вазаком (Васаком) была выдвинута концепция третьего поколения прав как «прав солидарности». К ним относятся: право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на общее наследие человечества и право на коммуникацию. Их новизна, согласно данной концепции, заключается в том, что они являются одновременно и негативными, и позитивными по отношению к государству, но прежде всего – и это их ключевая характеристика – эти права можно реализовать лишь посредством согласованных усилий индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества на основе признания общей (солидарной) ответственности (см. подробнее: Золотухин С. В. К вопросу о концепции «третьего поколения прав человека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989–1990–1991 гг. СПб., 1992. С. 181-182).

В такой трактовке права солидарности интерпретируются в отечественной юридической литературе как коллективные права. К ним относят не только права той или иной общности, ассоциации, но и права народов, права нации (см.: Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. С. 139-140;Азаров А, Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М., 2003. С. 48). Другие авторы в числе прав третьего поколения, наряду с правом народов, называют также специальные права, которые вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу: права детей, женщин, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. (см., напр.: Мамченко Н. В. Становление принципа презюмирования прав человека: три поколения // Юридические науки. 2006, № 4 (20). С. 38). Нельзя не заметить, что некоторые из них (права детей, престарелых, инвалидов и др.) обычно фиксируются в качестве прав второго поколения.

Особенность прав третьего поколения состоит в том, что они, в отличие от прав второго поколения, не могут реализовываться индивидуальными лицами. Будучи именно коллективными, они и осуществляться могут только социальной общностью. Но какой общностью? В этом вопросе мнения исследователей расходятся. Нельзя не затронуть позицию Н.В. Варламовой. Она считает, что права третьего поколения – это права только естественно-исторически сложившихся общностей. Это права наций: право нации на самоопределение и вытекающие из него право на историческую родину и право на сопротивление правонарушающей власти. Право народа на экономическое и социальное развитие рассматривается автором как экстраполяция прав второго поколения на систему международных отношений. А такие обычно причисляемые к третьему поколению права народов, как право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, характеризуются как не поддающиеся юридизации нравственные и политические орентиры, которых следует придерживаться мировому сообществу (Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между социальными общностями //История государства и права. 2009, №16. С.43-44).

В последнее десятилетие ведутся дискуссии о формировании прав четвертого поколения. К ним относят права в области информационных технологий. Заметим, однако, что они фигурируют и в числе прав третьего поколения в качестве новейшего этапа развития права на коммуникацию. Куда более спорен вопрос о так называемых соматических правах. В комплекс таких прав предлагается в первую очередь включить: право на трансплантацию органов и тканей человека, право на аборт, клонирование, искусственное репродуктирование и, наконец, право на смерть.4 Эти права уже сегодня должны обсуждаться во всей их многоаспектности, но они, как справедливо полагает В.И. Крусс, вряд ли могут быть размещены в традиционной классификации прав и свобод. Поэтому и предлагается относить их к новейшему, четвертому поколению прав (см.: Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000, № 10. С. 43; Улыбина Т. А. Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения // http://www.law-n-life.ru/arch/99_Ulybina_1.doc). Традиционной, однако, остается концепция трех поколений прав.

Говоря о «поколениях прав», следует учитывать условность термина «поколение». Некоторые зарубежные авторы предпочитают термин «категория» прав. Действительно, по аналогии с возрастными поколениями, может создаться впечатление о «замещении» одних прав другими, о своего рода «правопреемстве». Однако исторический контекст появления и юридического признания прав отражает лишь динамику прав различных поколений. Права человека в их системности и целостности носят взаимосвязанный характер, обладают функциональной взаимозависимостью.

4. В научной литературе выделяется классификация прав и свобод человека и гражданина по субъекту осуществления прав. По этому критерию принято разграничивать индивидуальные и коллективные права, включая права народов. Существует мнение об особом статусе прав народов (см.: Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991, № 2. С. 44-45).

С точки зрения теории права принципиально важным для понимания смысла данной классификации является вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных прав. В связи с этим следует подчеркнуть, что осуществление коллективных прав не должно в какой бы то ни было мере умалять индивидуальные права. Во имя общих интересов (общего блага) не должны ставиться под сомнение интересы отдельных личностей. Объясняется это тем, что носителями общего блага (общего интереса) и являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе). Общее благо (в том числе народа, нации) не может быть отделено (отчуждено) от блага каждого индивида, а тем более ему противопоставлено (см. подробнее: Нерсесянц В. С. Проблема общего блага в постсоциалистической России // Российское правосудие. 2006, № 4. с. 4-13).

Кроме приведенных классификаций, права человека и гражданина могут разделяться на определенные виды и по другим критериям: по характеру тех потребностей человека, которые удовлетворяются реализацией прав: в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству; в зависимости от роли государства в их осуществлении и др. Следует также учитывать современный процесс детализации прав, увеличения их объема и т. п., обусловливающий эволюцию системы прав, а значит, и усложнение структуры прав.

Гарантии прав личности

Гарантии прав человека – <quest13< font="">это различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты. Обеспечение прав – главная цель правовых систем современных демократических государств. По характеру и уровню гарантированности прав можно судить о реальном состоянии правовой системы как таковой и в ее соотношении с политической, экономической, культурной системами.</quest13<>

Различают общие и специальные гарантии прав человека и гражданина.

К общим гарантиям в современных условиях можно отнести осуществление в общественно-государственной жизни принципов рыночной экономики, политической демократии, правового социального государства в их взаимосвязи и взаимодействии. Так, принципы социального государства предполагают его активное содействие обеспечению в максимально возможных пределах социально-экономических и культурных прав. Но мера (возможные пределы) такого содействия должна быть сбалансирована с принципом экономической свободы участников гражданского оборота. В противном случае, как уже отмечалось, оказывается под угрозой сама идея прав человека. Принцип верховенства права (прав человека) как принцип правового государства, в свою очередь, останется только формальным, если не реализуются принципы политического плюрализма, разделения властей. Эти общедемократические принципы являются не только гарантией охраны прав от злоупотреблений административной власти, но и способом обеспечения связанности законодателя правами человека. Речь идет о включении в политический процесс интересов и притязаний многих людей, что позволяет формировать общественное мнение в деле защиты прав, контролировать соблюдение приоритета прав в деятельности всех ветвей государственной власти.

В основе всех средств и способов обеспечения прав человека и гражданина лежат общие культурные гарантии. Они играют определяющую роль в реализации и защите прав, актуализации заложенных в них нормативных возможностей. Знание человеком своих прав, признание и уважение прав других людей, сознательная ориентация на защиту прав характеризуют тот пласт культуры, который называют культурой прав человека. Она необходимо включает осознание человеком и исполнение своих обязанностей перед другими людьми, обществом, государством, раскрываясь как культура правообязанностей.

В культуре прав человека, при всем цивилизационном многообразии культур, общегуманитарный, универсальный смысл имеет идея человеческого достоинства. Взаимное признание и уважение прав означает, что каждый не попытается использовать другого в качестве средства для достижения собственных (или иных) целей. Особенно важно осознание человеком самого себя не только как объекта патримониальных устремлений государства, а как равноправного субъекта своих прав, обязанностей, ответственности, способного отстаивать свои права от чьих бы то ни было посягательств.

Особую роль в системе гарантий прав играют институты гражданского общества как относительно самостоятельной сферы общественной жизни. В современном демократическом обществе, в условиях правового государства отношения гражданского общества и государства характеризуются не противостоянием, а строятся на диалоге, стержнем которого являются права человека, уровень их соблюдения и обеспечения.

Важнейшим компонентом гражданского общества является правозащитная система. Она объединяет в себе черты (аспекты) правовой, социальной и государственной систем. Различают национальные, региональные и международную правозащитные системы.

Понятие правозащитной системы – сравнительно новое в специальной юридической литературе. Чаще, применительно к правам человека, употребляются понятия: «система (механизм) гарантирования прав», «система (механизм) обеспечения», «система (механизм) охраны». Хотя терминологически и частично по содержанию и объему эти понятия различаются, речь идет во всех случаях о тех или иных гарантиях прав. Однако только понятие правозащитной системы позволяет показать, насколько общие гарантии (включая и культурные), обусловленные взаимодействием гражданского общества и государства на основе принципа верховенства прав человека, тесно переплетены со специальными гарантиями.

Специальные гарантии можно разделить на нормативные (нормативно-юридические) и институционные, а каждый из этих видов гарантий – на внутригосударственные и международные.

Формирование системы защиты прав человека предполагает признание у человека права на правовую защиту и вытекающих из него правозащитных полномочий, осуществляемых как самостоятельно, так и с помощью компетентных субъектов. Наличие у человека права на правовую защиту возлагает на государства обязанность создавать все необходимые нормативно-правовые и организационные условия осуществления этого права.

Нормативной основой внутригосударственных гарантий (национальных правозащитных систем) является прежде всего конституция страны а также текущее законодательство. Так, согласно Конституции РФ 1993 г. важнейшими государственными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются: принцип связанности законодателя правами человека (ч.2 ст. 55); признание прав непосредственно действующими и обеспеченных правосудием (ст. 18); принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19) и др. Эти и другие конституционные положения, направленные на обеспечение прав человека, конкретизируются в действующем законодательстве.

Важнейшее значение в правозащитной системе России имеет закрепленное в конституции право на судебную защиту прав (ч. 1, 2 ст. 46). Оно непосредственно вытекает из права человека на правовую защиту и является гарантией защиты иных прав, образующих правовой статус личности. Поэтому, как отмечается в литературе, право на судебную защиту носит особый характер.5 Это наиболее действенный способ защиты нарушенных или оспариваемых прав, в том числе от посягательств со стороны самого государства. Такая роль судов как независимых органов власти обусловлена принципом разделения властей в качестве общей политической гарантии прав в демократическом правовом государстве.

Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Среди процедур, используемых органами конституционной юрисдикции для защиты прав человека, все большее распространение в разных странах приобретает институт конституционной жалобы. В одних странах защите подлежат посредством конституционной жалобы все права и свободы (например, в Германии), в других – определенный перечень прав – обычно гражданских и политических (Испания). Право на обращение с конституционной жалобой предоставляется обычно физическим лицам (иногда и юридическим лицам), считающим нарушенными свои основные права.

В правозащитную систему включаются различные несудебные формы и способы защиты прав. Несудебная защита прав в Российской Федерации осуществляется как государственными органами (прокуратура, органы государственной власти, государственный нотариат), так и негосударственными (частный нотариат, общественные организации, третейский суд), а также самими управомоченными лицами, чьи права нарушены (самозащита). Для некоторых субъектов несудебной защиты эта деятельность является одним из направлений их работы (прокуратура, органы исполнительной власти, нотариат), для других – основой их существования и функционирования (общественные правозащитные организации, третейский суд).

Особо следует выделить деятельность Уполномоченного по правам человека. Его функции существенно отличаются от иных форм и способов обеспечения прав человека и направлены на защиту прав человека от злоупотреблений чиновников. Как независимое лицо Уполномоченный по правам человека не имеет властно-принудительных полномочий. Его решения носят рекомендательный характер. Но эти рекомендации – важнейшая составляющая диалога гражданского общества и государства о способах и формах реального обеспечения нарушенных прав. Институт Уполномоченного по правам человека – своего рода связующее звено между гражданским обществом и государством.

Уполномоченный по правам человека – это российский омбудсман (омбудсмен). Институт омбудсмана впервые появился в Швеции в начале XIX в. С начала прошлого столетия он учреждался в других странах и только значительно позже, в конце XX в., появился в России и ряде стран Восточной Европы. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России Конституцией РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103), а его деятельность урегулирована принятым в феврале 1997 г. Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1–ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 9. Ст. 1011). В настоящее время этот институт получил развитие и на региональном уровне (пока – в 51 субъектЕ Российской Федерации).

Положение с правами человека в стране Уполномоченный изучает, черпая информацию об их нарушениях главным образом из обращений граждан. Свою задачу он видит в том, чтобы привлечь внимание общества и государства к реальным проблемам соблюдения прав. Это важно подчеркнуть потому, что гарантии прав вообще должны быть сориентированы на реальность, а не на некую идеальную модель.

Выявленные Уполномоченным нарушения прав могут носить системный характер, т.е. обусловливаться изъянами в законодательстве или сложившейся практикой его применения. Следует иметь в виду, что Уполномоченный не наделен правом законодательной инициативы. Деятельность по совершенствованию законодательства осуществляется им через обращение к субъектам права законодательной инициативы. Уполномоченный направляет им предложения о совершенствовании законодательства, правовые заключения на проекты федеральных законов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и др.

Гарантией реальности права на судебную и несудебную защиту прав является принадлежащее каждому право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

Что касается самозащиты прав, то в самом широком смысле она означает конституционно предусмотренную возможность лица выбрать любой правомерный способ (форму) защиты своих прав. В узком смысле самозащита рассматривается в специальной литературе как межотраслевой правовой институт, сопоставляется с «необходимой стороной» и «крайней необходимостью» (либо отождествляется с ними) и т. д. (см., напр.:Мальцев М. Н. Понятие «самозащита прав» по российскому законодательству // Закон и право. 2006, 3 9. С. 76-77).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.