Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Предмет исследования в экономической науке: эволюция взглядов.





v Предмет и объект научной деятельности. Эволюция представлений о предмете исследования: от политэкономии богатства к экономиксу. Маршалл о предмете экономической теории. Современные взгляды на предмет науки.

v Предмет и метод микроэкономики.

 

Происхождение человека и его эволюция покрыты плотной завесой времени. Современные науки не могут дать окончательного и достоверного ответа не только о времени появления «человека разумного», но и об отправной точке его эволюции. Очевидно, что в своем развитии человек прошел долгий и нелегкий путь. Человек – существо общественное, и это качество присуще ему, главным образом, благодаря труду. Труд, как осознанная и целенаправленная деятельность, наделил человека сознанием, в том числе и экономическим, определил характер бытия и выделил его из животного мира.

Развитие экономического мышления идет параллельно с развитием человеческого общества, однако проследить первоначальные зачатки и результаты экономической мысли древности представляется в настоящее время крайне сложным.

Этимология слова «экономика» происходит от слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Проблемы экономики, которые были актуальными во все времена, всегда привлекали внимание не только ученых, но и просто образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономических проблем представляет собой реализацию объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности во все времена.



Не секрет, что наука представляет собой любой вид знания, который является объектом совершенствования. Экономика не является исключением из правил.

Научная деятельность в сфере экономики – интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения экономических, социальных и других проблем, для обеспечения функционирования науки и производства как единой системы.

Научное знание в экономике – система знаний о законах развития (экономических и общества).

Оно составляет основу экономической картины мира и отражает законы экономического развития. Знание является результатом постижения действительности и основой человеческой деятельности, оно социально обусловлено и обладает различной степенью достоверности. Само научное знание не остается постоянным. Оно не является простой неподвижной картиной реальности или суммой образов материальных предметов. Научное знание не представляет собой постоянной истины, потому что оно находится в беспрерывном движении и обновлении.



Экономической науке, как и всей экономической жизни общества, присуще циклическое развитие, следствием чего являются периоды как бурного роста, так и глубоких кризисов. В начале XXI столетия экономическая наука переживает не только период накопления и осмысления новой информации, но и крушение ранее господствовавших теорий и концепций.

Преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения в нашей стране в XX в. занимала марксистская политическая экономия. Подавляющее большинство экономической литературы было направлено на популяризацию учения К. Маркса, а учения других экономистов просто не учитывались, потому что элементарно не укладывались в его экономические схемы.

Процесс научного познания постоянно расширяет свои границы изучения объективной действительности, в которой обнаруживаются новые и новые пласты реальности. Вследствие этого в современных условиях рассмотрение предмета, целей, задач и функций экономической науки возможно лишь с позиций различных экономических школ. По мере происходящих в обществе и науке сдвигов условия познания также претерпевают существенные изменения, что влечет за собой изменение положения, роли и значения субъекта в познавательном процессе, его представлений о научном знании и путях его достижения.



Историческое развитие экономических теорий базируется на определении предмета исследования той или иной экономической концепции различными учеными-экономистами во все времена существования человеческого общества. Сегодня можно признать, что источниками развития экономических идей выступают:

· объективные потребности, связанные с эволюцией хозяйственной жизни;

· социально-классовые конфликты и противоречия;

· противоречия и внутренняя логика развития самой теории как науки.

Экономическую науку принято относить к общественным дисциплинам, потому что она, в первую очередь, изучает человеческое поведение. Однако специфика экономической науки как науки о поведении индивидуума была осознана не сразу. Представления о предмете экономической теории с течением времени изменялись.

Донаучный период. До 16 в. экономическая проблематика выступала составной частью работ, посвященным религиозным, политическим, нравственным проблемам. Уже из самих названий работ мыслителей прошлого («Беседы и суждения» Конфуция, «Никомахова этика» и «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, «Вершина богословия» Фомы Аквинского) очевидно, что экономика ещё не выделилась из обществознания в самостоятельную науку. Экономические проблемы рассматривались в рамках учения о справедливости. Сам термин «экономия» используется Аристотелем как антитеза «хрематистике» (хрема – «имущество») - «искусству делать деньги», которое Аристотель считал противоестественным занятием. Ярким примером оценочного подхода к явлениям хозяйственной жизни служит библейское учение. В Новом Завете, вопреки бытующему мнению не содержится осуждение богатства как такового. Безусловному осуждению подвергается неправедное богатство, основанных на нарушении нравственных принципов человеческого общежития. Особым нападкам подвергалось ростовщичество.

Религиозные заповеди трактуются и как правила хозяйственной деятельности.

Таким образом, в донаучный период в экономической мысли иррациональный (мифотворческий) подход доминирует над рациональным (научным), нормативный – над позитивным, дедуктивный метод – над индуктивным.

Политэкономия богатства. Разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых научных школ в экономике. Исторически экономика возникла как наука о богатстве. Предмет политической экономии можно сформулировать в виде двух основных вопросов:

· Что является богатством?

· Каков его источник?

Меркантилизм – первая научная школа в экономической теории, отождествлял богатство с деньгами, золотом. Источником богатства объявлялась внешняя торговля. «Богатство Англии – во внешней торговле» - так назывался трактат одного из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томаса Манна. Это был период расцвета внешней торговли, и меркантилисты выступили выразителями реалий того времени – эпохи «первоначального накопления капитала» (англ. мёркант – купец, торговец). Считалось, что увеличение богатства нации возможно за счёт положительного денежного баланса, т. е. превышения притока золота в страну над его вывозом. Отсюда практическая функция экономической науки заключалась в разработке методов государственной политики, направленной на увеличение золотого запаса (концепция протекционизма).

Представители школы физиократов (лат. «физиос» - природа и «кратос» - власть) искали источник богатства не в сфере обращения, а в сфере производства. По мнению физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.) только в земледелии создается новое богатство, так называемый «чистый продукт», т. е. продукт превышающий затраты. Благодаря «Экономическим таблицам» Ф. Кенэ экономика предстала как процесс воспроизводства общественного богатства, включавший четыре последовательных стадии – производство, распределение, обмен и потребление.

Поэтому в последствии представители классической школы политэкономии расширили предмет науки до исследований условий накопления и производства (А. Смит), распределения (Д. Рикардо) и потребления (С. Де Сисмонди) национального богатства. Его источник видели в труде в сфере материального производства, а само богатство отождествляли со всей совокупностью материальных благ.

Практическая функция классической политэкономии состояла в обосновании факторов увеличения национального богатства на основе идеи о невмешательстве государства в экономику как благе (концепция экономического либерализма).

Марксистская политэкономия.Учение К. Маркса основано на классовом, политическом подходе к экономическим проблемам. Предметом марксистской политэкономии выступают производственные отношения между классами, объективно складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Предпосылки марксизма были заложены классиками политэкономии. Исследуя национальное богатство, они сделали объектом анализа не только отдельных индивидуумов, но и социальные классы. Так, рикардианскую концепцию распределения богатства в капиталистическом обществе современники назвали «теорией вражды между классами». Однако в целом предметом научных изысканий классиков оставался не сам общественный процесс производства, а его внешний результат – капиталистическое богатство. Учение Маркса основано на идее классиков о труде как источнике всякой стоимости. Исследуя в диалектическом развитии производительные силы (трудовые навыки и средства труда), форты организации труда и социально-экономические отношения Маркс делает попытку обосновать идею эксплуатации в обществе, основанной на частной собственности (теория прибавочной стоимости). В этом состоит практическая функция марксизма, а главный вывод, следующий из его учения, заключается в неизбежности смены капитализма новым общественным строем.

Марксистская политическая экономия, которая долгое время была доминирующей в СССР, рассматривала своим предметом лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности.Производственные отношения представляют собой объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ.

Такая самая общая характеристика производственных отношений дает основание утверждать, что производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства, на котором акцентировали свое внимание последователи Карла Маркса.

Впервые мысль о том, что предметом экономической науки являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XVIII в., но среди русских экономистов наибольшее распространение она получила лишь в начале ХХ в. Весомый вклад в это внес известный российский экономист Г. В. Плеханов. Он не только определил предмет экономической науки для того времени как науки о развитии производственных отношений, но и первым стал различать собственно не только производственные отношения (отношения социально-эконо-мические, имущественные, отношения собственности), но и производственно-организационные отношения (общественная организация производительных сил вместе с противоречиями внутри системы общественных отношений производства). Именно такое понимание предмета экономической науки вошло в учебную литературу того и последующих периодов.

На рубеже 20-30-х гг. ХХ столетия в экономических кругах развернулась целая дискуссия по вопросу о предмете экономической науки, в которой приняли участие многие видные экономисты того времени: Г. Абезгауз, А. А. Богданов, Б. С. Борилин, Н. И. Бухарин, И. И. Степанов и многие другие. Они предлагали рассматривать предмет экономической науки в узком смысле (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей в производстве, разделение труда и пр.) и в широком смысле (отношения присвоения, распределения, обмена и др.).

Экономикс.Предпосылки для смены парадигмы экономической теории складываются во второй половине 19 в., когда в ряде стран прочно утверждается рыночная экономика. Разработка общих принципов экономической теории вытесняется исследованиями различных проблем экономической практики. В центре внимания экономистов оказывается понятие ограниченности ресурсов и связанная с этим проблема выбора. Редкость определяется как «почти универсальное свойство» среды человеческой жизнедеятельности. Экономика рассматривается как наука, изучающая «поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, допускающими альтернативное использование» (Л.Роббинс).

В «экономиксе» качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты второй половины 19 в. разработали метод анализа предельных величин (маржинализм). Практическая функция маржинализма (фр. «marginal» - предельный) сводилась к разработке правил функционирования фирмы на основе сравнения предельных выгод и издержек. С этой теорией связано появление микроэкономики.

А. Маршалл попытался синтезировать положения классической политэкономии и маржинализма, став основателем неоклассического направленияв экономической теории. Теория А. Маршалла представляет собой анализ рыночного равновесия в условиях совершенной конкуренции на основе принципа функциональных взаимосвязей.

С новым направлением связана и смена названия экономической теории. Вместо понятия «политическая экономия» приходит понятие «экономикс», которое трактуется как наука, свободная от нормативного, политического подхода к экономическим проблемам, «чистая» экономика. Тогда же в западной экономической науке утверждается более узкая трактовка политической экономии как самостоятельной отрасли научных знаний об экономической политике.

В 30-е годы прошлого столетия зарождается новое направление в экономиксе, связанное с именем Дж. М. Кейнса. Предметом изучения кейнсианской школы стало функционирование экономики на макроуровне. Практическая функция нового направления состояла в выработке рецептов государственного воздействия на макроэкономическую динамику.

Институционализм – течение экономической мысли, возникшее в конце 19 в. и выступающее с критикой теории и метода экономикс. Прежде всего, в трактовке социально-экономических явлений институционалисты исходят из определяющей роли не индивидуальной, а групповой психологии. Институционализм основан на междисциплинарном подходе, который предполагает использование в экономическом анализе таких дисциплин как психология, биология, социология, право. Предметом изучения данного направления выступают институты - устойчивые привычки мышления, правила поведения, в том числе закрепленные в виде законов и организаций (лат. institution – указание, наставление). Практическая функция институционализма состоит в определении наиболее эффективных общественных институтов, коими, по мнению Р. Коуза являются «наименее дорогостоящие способы координации».

Наиболее распространенная трактовка предмета экономической теории сегодня такова:экономическая теория – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Предмет микроэкономики. Современная микроэкономическая теория, ту которую преподают на экономических факультетах всего мира и чьи стандарты преподавания за последние 20 лет практически не изменились, является неотъемлемой частью мейнстрима[2] экономической теории.

В учебных программах для вузов результат развития основной парадигмы экономической науки (концепция классической школы, представления неоклассиков и неокейнсианцев) представлен в виде курса «Экономика» («Economics»),состоящего из двух разделов: микроэкономики и макроэкономики. Микро- и макроэкономика различаются кругом изучаемых проблем и инструментами анализа.

Микроэкономика (от англ. Microeconomics) представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина, которая начала формироваться еще во времена классической политэкономии, а к середние XX в. приняла свои современные формы. Сегодня это в прямом смысле зрелая наука с отточенным инструментарием, элегантными и четкими определениями и обширной областью применения.

Так какую же экономику мы будем изучать?

С конца 19 в. и по настоящее время ядром мейнстрима в экономике является неоклассическая теория. Она представляет собой исследовательский подход, основанный на предпосылке о рациональном поведении человека.

Неоклассическая теория опирается на предположение о рациональном, т.е. максимизирующем целевую функцию поведении человека и равновесном состоянии среды. Этот подход может объяснить как устроен мир в том случае, если он устроен оптимально для экономических субъектов, поскольку оно обеспечивает максимальный уровень благосостояния. Такой подход принципиально статичен, он изучает параметры некоторого устойчивого (поскольку оптимального для всех) состояния. Поэтому неоклассика исследует экономические изменения, но только в виде так называемой сравнительной статики, т.е. сопоставления следующих друг за другом равновесных состояний. Результаты взаимодействия экономических субъектов исследуются в зависимости от промежутка времени, в котором они рассматриваются. В связи с этим различают методы статического анализа, сравнительной статики.

При статическом анализе рассматривают ситуацию на определенный момент времени, например, как при существующих спросе и предложении формируется цена. Метод сравнительной статики сводится к сопоставлению результатов статического анализа в различные моменты времени, например, на сколько и почему цена данного блага различается в периоды t и (t – 1)[3].

Среди основных причин лидерства неоклассики в современной экономической теории В.С. Автономов выделяет ее универсализм, который объясняется именно большой глубиной абстракции.

Важно и то, что учить неоклассике гораздо легче, чем другим научным подходам: её можно преподавать по учебникам и задачникам, выбирая уровень сложности[4].

Поскольку неоклассическая теория легко редуцируется,[5] то изучать неоклассическую теорию можно, следуя от простого к сложному. Поэтому преподавание неоклассической микроэкономики осуществляется на нескольких уровнях сложности: Микроэкономика-0, т.е. базового уровня и Микроэкономика-1, 2 и 3-го, т.е. продвинутых уровней.

Наиболее распространенное определение микроэкономики, которое можно сегодня встретить на страницах учебников выглядит примерно следующим образом: микроэкономика изучает поведение отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

Заметим, что, в сущности, это определение только хорошо подчеркивает отличие микроэкономики от макроэкономики, но довольно неточно определяет предмет микроэкономики. Ведь социология, психология или право также могут изучать поведение отдельных экономических единиц, но при этом они не станут микроэкономикой. Очевидно, что «поведение отдельных экономических агентов» или «отдельных рынков товаров или ресурсов» - это только объект анализа. Чтобы определить микроэкономику точнее, необходимо добавить к приведенному выше уточнение того, что именно интересует микроэкономику в «отдельных экономических агентах», под каким углом зрения она на них смотрит.

А интересует ее вот что: каким образом эти «отдельные экономические агенты» принимают решения о распределении ограниченных ресурсов при условии, что они действуют абсолютно рационально, независимо от других людей и вне каких-либо правил поведения (институтов).

Последние оговорки практически невозможно встретить в учебниках по микроэкономике, но это только потому, что авторы учебников (как и большинство экономистов) не отдают себе отчет в том, что всегда делают их неявно.

Именно эти «оговорки» делают микроэкономику тем сильнейшим и универсальным методом анализа, который часто называется неоклассической экономической теорией или просто неоклассикой. Именно эта универсальность сделала возможным перенесения микроэкономических методов анализа от принятия решений в области экономики ко всем остальным типам решений (в области семьи, дружбы, образования, спорта и пр.). Способность неоклассической методологии решать неэкономические задачи получило название экономического империализма.

А если эти оговорки снять, то мы попадем в другие или смежные отрасли общественной науки: в экономическую психологию, экономическую социологию или в институциональную экономику.

Институциональная экономика наиболее близка по своему предмету и методам к неоклассической микроэкономике. Близка, но не тождественна. Достаточно сравнить любой стандартный учебник по микроэкономике, содержание которого на 90% состоит из идей неоклассической школы с недавно вышедшим в свет учебником С. Боулза «Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция» (2011). Различия в содержании неоклассической и институциональной микроэкономики определяются особенностями модели достижения экономикой приемлемого равновесия (табл. 1)[6].

Таблица 1

Признаки для сравнения Подходы
Неоклассическая школа Неоинституционализм
Базовые элементы экономической системы и взаимосвязи Индивиды, предприятия, государство и система горизонтальных (купля-продажа) отношений между ними   Экономические агенты (индивидуумы), принимающие решения (методологический индивидуализм), предприятия как целевые функции и ограничения для экономических агентов, институты (в том числе государство) как рациональные издержки поддержания стабильности экономической и политической системы (горизонтальные и вертикальные отношения)  
Экономическое равновесие   Балансирование спроса и предложения на рынках труда, денег, товаров и капитала при полной занятости и совершенной конкуренции, основанное на концепции рационального выбора. Участие государства в перераспределении, при котором обеспечивается удовлетворение потребностей индивидов и стабильность экономической и политической системы Балансирование спроса и предложения на рынках труда, денег, товаров и капитала, основанное на концепциях рационального выбора, с высокой ролью институтов как инструмента повышения эффективности рационального выбора, при котором обеспечивается удовлетворение потребностей индивидуумов и стабильность экономической и политической системы
Субъект (сила), обеспечивающая равновесие Индивидуумы, генерирующие потребности и вменяющие путем рационального выбора ценность товарам и факторам производства. Государство в части перераспределения. Индивидуумы, генерирующие меркантильные потребности и вменяющие путем частично рационального выбора ценность товарам и факторам производства с учетом существующих ограничений. Институты (включая государство), поддерживающие стабильность экономической и политической системы

 

Неоклассическая микроэкономика основана на следующих методологических предпосылках:

1. стабильные предпочтения, которые носят эндогенный (возникающий в силу внутренних причин) характер;

2. рациональный выбор (максимизирующее поведение);

3. равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках.

4. четкая определенность и неизменность прав собственности;

5. полнота информации и доступность ее для всех экономических агентов;

6. отсутствие издержек обмена.

Неоинституциональная теория подвергает сомнению каждую из этих предпосылок, включая святая святых неоклассики: предпосылку о рациональном выборе. В институциональной экономике классическая рациональность модифицируется с принятием допущений об ограниченной рациональности и оппортунистическом поведении.

Термин «ограниченная рациональность» был предложен Г. Саймоном. Саймон предположил, что экономические агенты используют скорее эвристический анализ (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю), чем строгое применение правил оптимизации.

Экспериментальные данные, накопленные в рамках теории принятия решений, свидетельствуют, что в практической деятельности человек нередко довольствуется первым же удовлетворительным решением, не теряя времени и сил на поиск оптимального[7].

Поэтому современная экономическая наука отказалась от принципа абсолютной рациональности и придерживается в своих исследованиях предпосылки об ограниченной рациональности экономических агентов, под которой понимаются целенаправленные действия хозяйствующего субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения[8].

Наглядным примером ограниченной рациональности служит «задача торгового представителя», которому требуется посетить клиентов в 15 городах. Прежде чем отправиться в путь ему нужно составить кратчайший маршрут, который должен начинаться и заканчиваться в одном и том же городе. Казалось бы, элементарно? Ничего подоб­ного. Заслуженные математики уже десяти­летиями ломают головы над так называемой «задачей торгового представителя», как они ее уважительно называют.

Если в задаче фигурируют 15 пунктов на­значения, нужно проанализировать 43 миллиарда вариантов маршрута. Если же увеличить число городов до 18, то вы­бирать придется из 177 миллиардов вариантов решения, причем с каждым новым городом за­дача будет усложняться. Чтобы просчитать варианты маршрутов для 30 городов, компьютеру понадобится один час. Но если прибавить к этому списку всего лишь два дополнительных пункта назначения, ему потребуется 40 дней непрерывной работы.

Люди – не компьютеры, и поэтому они уп­рощают себе жизнь и довольствуются марш­рутом, который кажется более-менее удач­ным. То есть в реальной жизни мы отказываемся от сложного процесса оптимизации и выбираем приемлемый, хотя и необязательно оптимальный вариант решения.

Таким образом, предмет исследования определяет метод микроэкономики. Поскольку неоклассика исследует оптимизирующий выбор субъектов экономики, то поведение описывается функциями (функция полезности, прибыли и т.д.) Функциональный анализ позволяет выявить взаимосвязи между экономическими переменными поведения рациональных субъектов. Функция – это переменная, зависящая от другой переменной (аргумента), например, между величиной спроса и ценой, ставкой налога и его собираемостью. Функциональный анализ тесно связан с графическим методом. Кривые спроса и предложения, кривые безразличия, Энгеля и др. являются графическими интерпретациями функциональных взаимосвязей, существующих в микроэкономике.

Применение при этом анализа предельных величин или маржинального анализа, позволило неоклассикам усовершенствовать и счетный аппарат. Поскольку и закон убывающей полезности в теории потребительского выбора и закон убывающей отдачи в теории фирмы указывают на то, что полезная отдача от каждой следующей единицы блага (или ресурса) падает, а издержки растут, неизбежно должен наступить момент, когда дальнейшее приращение благ (или ресурса) даст не прирост, а сокращение функции. Такая ситуация прекрасно может быть описана в терминах дифференциального исчисления.

Максимального значения какой-либо нелинейной функции можно, как известно, достичь, только если ее первая производная равна нулю. Основные свойства экономического субъекта в классической микроэкономике выбраны так, чтобы обеспечить однозначное решение задачи на максимизацию полезности. Получить единственное значение аргумента, при котором функция достигает максимума, можно, только если функция нелинейная.

Модель человека, максимизирующего полезность, позволяла представить экономику в равновесии, т.е. в устойчивом, оптимальном состоянии. Такой подход предполагает чрезвычайно абстрактный взгляд на экономического субъекта. Углубление абстрактности идет по двум линиям: субъект становится проще, с точки зрения мотивации, и рациональнее.

Особенно сильно отразился равновесный подход и соответствующий математический инструментарий на информационных и интеллектуальных характеристиках экономического субъекта. Предпосылка равновесного, оптимального состояния как результата человеческого выбора подразумевает, что субъект должен располагать точным знанием хотя бы о всех доступных ему альтернативах.

Как результат, современное преподавание микроэкономики, основано на применении одновременно трех взаимодополняемых способов изложения изучаемого материала: вербального, алгебраического и графического.

Итак, современная микроэкономика – это теория, в которой экономическое поведение трактуется как оптимизирующее, а взаимодействие потребителей и фирм рассматривается на основе равновесного метода, который позволяет определить такие ситуации на рынке (в отрасли), которые соответствуют требованию максимизации целевых функций субъектов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.