Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Методология экономической науки: основные подходы.





v Сущность методологии как науки. Структура методологии.

v Общетеоретические (гносеологические и аксиологические) подходы: диалектика, метафизика, объективизм и субъективизм, рационализм и иррационализм и др.

v Парадигма как структурный элемент методологии. Классическая, неоклассическая и кейнсианская парадигмы.

v Методы научного познания. Формальная логика. Диалектическая логика. Инструментарий математической логики. Формальные и вербальные модели. Анализ и синтез. Индукция, дедукция, аналогия, абстракция. Идеализация, моделирование, квантификация, редукция и т.д.

 

Чтобы осознать масштабность происходящих с экономике и экономической науке процессов необходимо иметь представление о методологии экономической науке. В переводе с греческого слово «метод» буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод - в самом широком смысле – можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Соответственно в науке метод – это способ познания. Метод науки, с одной стороны, отражает познанные законы исследуемой сферы окружающей действительности, а с другой – выступает как средство дальнейшего познания. Таким образом, он одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой.



Основные трактовки методологии. Метод исследования формируется на базе определенной методологии – науки о методах. В настоящее время отсутствует единое определение, что следует понимать под категорией методология науки[1].

Согласно одному из подходов методология понимается как система знаний о методах. По энциклопедическому словарю «Философия» под методологией науки понимается «систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование» [107, С. 496]. Гайсин Ф.А. пишет, что методология – это «система приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; учение о методах научного познания и преобразования мира; программные установки в использовании методов» [15, С. 70]. Коджаспирова Г.М. пишет, что методология педагогики – это «исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях пед. теории, о принципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования» [37, С. 80]. Платонов К.К. определяет методологию психологии, как «систему принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе» [79, С. 66]. Таким образом, позицию, высказанную в энциклопедическом словаре «Философия», в работах социолога Гайсина Ф.А., педагога Коджаспировой Г.М. и психолога Платонова К.К. объединяет то, что под методологией науки понимается система знаний и методов организации теории, то есть учение о научной системе.



Другой подход заключается в трактовке методологии с двух сторон: с одной стороны, как знание, с другой стороны, как принципы подхода и способы добывания знаний. По «Философскому словарю» методология – это «1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности» [109, С. 258]. Батышев С.Я. в трехтомной «Энциклопедии профессионального образования» определяет методологию, как «совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта» [112, С. 46]. Полонский В.М. определяет методологию педагогики, как «учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике» [85, С. 18]. По мнению Краевского В.В.: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую деятельность…, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» [44, С. 16]. Из всего вышеизложенного следует, что методология науки имеет двойственную природу и дихотомичный предмет исследования: система знаний и система деятельности по получению этих знаний.



Третий подход отражен в работах Новикова А.М., который определяет методологию, как «учение об организации деятельности» [69, С. 16].

В структуре методологического знания вслед за Юдиным Э.Г. [113] традиционно выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Юдин Э.Г. в основание классификации положил принцип деятельности и руководствовался системным подходом. Главное отличие этой классификации в том, что она находит свое подтверждение в окружающей жизни. Например, в соответствии с ней легко можно классифицировать результаты проведенных исследований в сфере методологии.

Другое достоинство классификации уровней методологических знаний, разработанной Юдиным Э.Г. в том, что она выделяется логичностью и стройностью. Базовым является философский уровень методологии, его содержание составляют общие принципы познания, методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – зиждется на философских знаниях, представляет собой теоретические концепции такие, как системный подход, использование методов моделирования, эксперимента и др., что применимо к большинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная методология. Согласно Юдину Э.Г., здесь могут рассматриваться как проблемы конкретной науки, так и общенаучного характера, например, структура научной гипотезы в гуманитарной науке, опора на принцип историзма в научном исследовании и др. Четвертый уровень – технологическая методология – составляет методика и техника исследования.

Структура методологии включает в себя мировоззренческий подход, парадигму, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод.

1. Научный подход представляет собой общее направление, базис в научных исследованиях, основанные на оценке значимости пути познания. Научный подход определяет общие рамки для формирования средств познания, но не сами средства познания. Ученый, использующий тот или иной подход, исходит из своей собственной оценки значимости научного подхода по отношению к исследуемому объекту или всего предмета науки в целом. В одном исследовании могут быть использован как один, так и несколько научных подходов, если объект исследуется по разным аспектам.

Среди основных подходов выделяются следующие:

1. Эмпирический (от греч. empeiria — опыт) подход основан на абсолютизации опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

2. Рационалистический (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум) подход основан на получении знаний посредством логических мыслительных операций.

3. Диалектико-материалистический [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор] подход основан на постижении противоречий (внутренних импульсов) развития, как основы познания действительности.

4. Системный подход(от греч. sysntema — целое, составленное из частей; соединение) основан на рассмотрении объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

5. Субъективистский подход основан на невозможности объективного познания, и, как следствие, сомнение в любом научном выводе.

Мировоззрение – это наиболее общие представления о человеке и окружающем его мире. Мировоззренческий подход выступает наиболее общей, философской основой исследования. В экономической теории применяются различные мировоззренческие подходы, среди которых следует выделить, прежде всего:

1. Рационализм (с лат. «разумный») как учение в теории познания предполагает, что достоверное знание основывается не на опыте, а доводах разума, согласующихся с логикой. Рационализм нашел свое проявление в самых различных областях знания. В психологии рационализм выдвигает на первый план интеллектуальные психические функции, сводя, например, волю к разуму (Спиноза); в – этике – рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности.

Классики политэкономии исходят из положения о рациональности «человеческой природы» и вводят понятие «человека экономического» (Homo economicus), субъекта суверенного в своем выборе, всегда преследующего собственные интересы, поведение которого рационально и основано на стремлении максимизировать собственную выгоду. При этом критерием рациональности выступает рост благосостояния.

2. Иррационализм (с лат. «неразумный») настаивает на ограниченности познавательных возможностей мышления и признает основным методом познания интуицию, чувства, инстинкт. В этом смысле в экономике институционализм противостоит рациональному началу классиков и их последователей. Так, согласно Т. Веблену в рыночной экономике потребитель подвержен прессу общественного давления, вынуждающего его принимать неразумные решения. Веблен назвал данное явление «эффектом завистливого сравнения». Дж. К. Гэлбрейт также подвергает сомнению основополагающее положение классической школы о рациональности поведения потребителя, считая, что чем богаче общество, тем менее взвешенным становится выбор.

3. Объективизм. Объективистский подход предполагает, что реальность существует независимо от человеческого сознания и первично по отношению к нему. Данная посылка предполагает макроанализ экономики, где действия отдельных хозяйствующих субъектов обусловлены объективными законами, внешними по отношению к субъекту детерминантами.

4. Субъективизм. В субъективизме исходным пунктом экономического анализа, напротив, выступают отдельные хозяйствующие субъекты, независимые и равные между собой. Поэтому экономическая теория здесь рассматривается как наука о человеческом поведении, направленном на удовлетворение потребностей.

Особенности объективистского и субъективистского подходов в экономической теории можно проиллюстрировать на примере научных споров о природе стоимости (ценности). Классики (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс) рассматривали стоимость как объективную категорию. Стоимость, считали они, есть овеществленный в товаре труд и потому её величина определяется величиной затрат труда (капитала, земли). Представители австрийской школы в политэкономии (К. Менгер, Е. Беем-Баверк, Ф. Визер) видели в ценности субъективную категорию, вне «Я», то есть вне субъекта не существующую. «Ценность, - отмечает К. Менгер, - не есть нечто присущее благам… Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ… и потому вне их сознания она не существует».

5. Диалектико-материалистический подход. Его основными принципами выступают принципы взаимосвязи и развития. Экономика рассматривается не как статическая система, но как взаимосвязь в развитии. Это означает, что каждое явление и система в целом анализируются в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. В экономической науке наиболее значимой теоретической разработкой на базе диалектического подхода стала теория К. Маркса, который впервые материалистически переосмыслил диалектику. Материалистический подход означает, во-первых, принципиальную возможность познания окружающей действительности и её отражения в понятиях, категориях и законах. Во-вторых, материализм предполагает первичность материально-производственных факторов по отношению к прочим формам общественного бытия (политике, праву, морали, религии и т. д.). Роль диалектического подхода в экономической теории характеризует основное экономическое противоречие – категория, выступающая системообразующим элементом современных научных изысканий. Диалектике противопоставляется метафизический подход.

Парадигмы в экономической теории.Термин «парадигма» введен в научный оборот Т. Куном для обозначения доминирующей на определенном этапе в той или иной науке теории, положения которой являются общепризнанными и выступают в качестве отправной точки научного исследования. Смена парадигмы экономической теории определяется качественными сдвигами в объекте иследования, что делает прежнюю теорию несостоятельной. Как писал Т. Кун «новая теория предстает как непосредственная реакция на кризис», причем «любой кризис начинается с сомнения в парадигме». Так, неоклассическая теория основывалась на следующих положениях:

· о суверенитете потребителя;

· о рациональности поведения хозяйствующих субъектов;

· о совершенной рыночной конкуренции;

· о рынке как равновесной системе, основанной на саморегуляции.

Но события времен Великой депрессии (1929-1933 гг.) привели к кризису неоклассической теории. В 30-е годы появляются работы Д. Робинсон, Э. Чемберлина, Дж. М. Кейнса, которые опровергли неоклассическую догму о совершенной конкуренции. Д. Робинсон писала: «Исследования различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай».

Таким образом, смена парадигмы приводит, как правило, к радикальным изменениям в методологии и понятийном аппарате науки. При этом новая теория не отвергает прежние знания, а интегрирует их в качестве частного случая. Так, в современной микроэкономике рынок совершенной конкуренции рассматривается как один (причем не характерный) из типов рыночных структур.

Методы экономической теории.Экономическая наука использует различные методы исследования, которые можно подразделить на методы формальной, диалектической и математической логики.

Эволюция методов. В донаучный период в экономической мысли доминировал описательный метод. В древнем мире и средневековье предпринимаются лишь отдельные попытки теоретического анализа на базе методов формальной логики. Логика в переводе с греческого – «слово», «разум», «закономерность». Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения её структуры, формы. Её основателем считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики. В рамках формальной логики разработан обширный набор методов познания, применяемых в экономической теории: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза, аналогия и т. д. Меркантилисты, ориентировавшиеся на решение практических задач экономической политики, основывались на индуктивном методе. Для меркантилистской мысли характерно движение от конкретного к абстрактному, стремление найти основания теории в конкретных фактах реальной действительности. Классики политэкономии (А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль), напротив, основывались на дедуктивном методе, суть которого в восхождении от абстрактного - теоретических схем и понятий - к конкретному.

Многие открытия в экономике были сделаны по аналогии. В частности А. Курно по аналогии с равновесием в механике вывел идею об экономическом равновесии.

Диалектика – наука о наиболее общих законах развития общества и одновременно целостный метод познания. В диалектике противоречие выступает внутренним источником развития, которое понимается как переход количественных изменений в качественные и обратно, как единство и столкновение противоположностей, как отрицание отрицания. Ведущими выступают метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического.

Важную роль в методологии экономической науки с конца 19 в. играет математическая логика, позволяющая исследовать количественные стороны экономических явлений и процессов с помощью методов математики и статистики. Развивается функциональный и системно-структурный анализ, экономико-математическое моделирование. Этому способствовало появление кибернетики – науки об управлении динамическими системами. Функциональный анализ позволяет выявить взаимосвязи между экономическими переменными. Функция – это переменная, зависящая от другой переменной (аргумента), например, между величиной спроса и ценой, ставкой налога и его собираемостью. Функциональный анализ тесно связан с графическим методом. Кривые спроса и предложения, кривая Лаффера, Филлипса, Лоренца, кривые безразличия и т. д. являются графическими интерпретациями функциональных взаимосвязей, существующих в экономике.

Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы, т.е. общечеловеческие приемы мышления, общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания (т.е. знания полученного в результате опыта, опытного знания) и знания теоретического, суть которого - познание сущности явлений, их внутренних связей. Классификация методов научного познания представлена на рис. 1,2.

Рис. 1 Методы научного познания

 

Всеобщих методов в истории познания - два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы.

Диалектический метод - это метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.

Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

С середины 19-го века метафизический метод все больше и больше вытеснялся из естествознания диалектическим методом.

Общенаучные методы. Соотношение общенаучных методов также можно представить в виде схемы (рис.2).

Методы составляют основу методологии, во многом они универсальны для каждой науки, но их использование в конечном итоге зависит от специфики самой науки. Экономическая наука использует следующие методы познания:

1. Анализ (от греч. analysis — разложение) – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще.

 

 

Рис. 2 Общенаучные методы

 

2. Синтез (от греч. synthesis — соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему);

3. Сравнение – соотношение двух элементов одной группы для обнаружения сходств и различий.

4. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, частных его свойств и связей.

5. Идеализация – мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ», «совершенная конкуренция»). Идеализация позволяет формулировать законы, строить абстрактные схемы реальных процессов; используется в моделировании.

6. Обобщение– переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

7. Восхождение от абстрактного к конкретному – метод исследования объекта, состоящий в переходе от абстрактного и одностороннего знания о нем ко все более конкретному его воспроизведению в теоретическом мышлении — как системы научных определений; один из основных принципов диалектики.

8. Аналогия – (греч. analogia — соответствие, сходство) – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект. Умозаключения по аналогии — один из источников научных гипотез.

9. Дедукция – (от лат. deductio — выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства.

10. Индукция– (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов.

11. Квантификация – (от лат. quantum — сколько и ...фикация), количественное выражение, измерение качественных признаков (напр., оценка в баллах мастерства спортсменов).

12. Редукция(от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) – упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения; уменьшение, ослабление чего-либо.

13. Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

14. Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

15. Аксиоматический метод – способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющих путем логической дедукции получать утверждения (теоремы) данной теории.

Методы эмпирического и теоретического познания.

Методы эмпирического и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

 

Рис. 3 Методы эмпирического и теоретического познания

 

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Измерение– это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

Интуиция. Особым способом постижения истины является интуиция. Это вид знания, которое возникает как бы внезапно, как озарение у человека, долгое время пытавшегося решить мучивший его вопрос. Интуитивное познание является непосредственным - способ его осуществления не осознается человеком. Однако, после того, как задача решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован. Интуиция, таким образом, есть качественно особый вид познания, в котором отдельные звенья логической цепи познания остаются на уровне бессознательного.

Моделирование в научной деятельности. Моделирование– исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования — как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели). Существует несколько типов моделей:

1. Физическая модель – дает точное представление о реальном объекте и представляет его увеличенный или уменьшенный вид, например, модель атома, модель автомобиля, модель здания. В сфере экономической теории данная модель не имеет применения.

2. Аналоговая модель – является аналогом реального объекта, ведет себя как реальный объект, но не выглядит как сам объект. Любая схема, график представляют собой пример аналоговой модели, например, кривая спроса и кривая предложения, где можно исследовать такие параметры рыночного механизма как цены спроса и предложения, объемы спроса и предложения. Данный тип модели широко применяется, как уже видно, в экономических науках.

3. Математическая (символическая) модель – в ней используются символы для описания свойств и характеристик объекта. Вспомните любую формулу из предыдущих глав, это как раз и будет математической моделью. Как видно, данный тип моделей имеет широкое применение в экономической науке, особенно в последнее время, что связано со все большим использовании математического анализа в экономической науке.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.