Вспомогательные и обеспечивающие процессы в производстве
Техническое обслуживание основного производства представляет собой комплекс производственных подразделений и служб промышленного предприятия, который носит название «вспомогательное производство». Основной задачей технического обслуживания производства является обеспечение ритмичности и бесперебойности технологического процесса изготовления продукции в части проведения планово-предупредительного ремонта оборудования, оснастки, инструмента, коммуникаций и поддержания их в постоянной готовности к эксплуатации; осуществления контроля качества производимой промежуточной и конечной продукции; обеспечения предприятия всеми видами энергии; снабжения основного производства разнообразными инструментами, технологической оснастки и приспособлений. Реализацию этой задачи на промышленном предприятии осуществляет ряд служб, имеющих в своем распоряжении соответствующее оборудование, станочный парк, специальные устройства и приборы.
Организационно техническое обслуживание основного производства связано с централизацией вспомогательных функций в специализированные службы и производственные подразделения предприятия. В этих подразделениях осуществляются нормирование обслуживающих работ и материально-технических ресурсов, необходимых для их выполнения; организация выполнения обслуживающих работ по разработанным маршрутам и операциям; применение на вспомогательных и обслуживающих работах совершенной технологии, оборудования, средств комплексной механизации и автоматизации.
Наиболее важными вспомогательными службами и производственными подразделениями, обслуживающими основное производство промышленного предприятия, являются ремонтное хозяйство, энергетическое хозяйство, инструментальное хозяйство, технический контроль. Рассмотрим поочередно задачи, решаемые этими службами, организацию обслуживания и материально-техническую базу вспомогательных подразделений.
Ремонтное хозяйство предприятия осуществляет комплекс мероприятий по уходу и надзору за состоянием оборудования — проверка на точность, смазка, устранение мелких неисправностей, контроль за соблюдением правил эксплуатации. Эти мероприятия направлены на эффективное использование оборудования. Основные задачи ремонтного хозяйства — это предупреждение преждевременного износа оборудования; поддержание его в рабочем состоянии путем организации рационального ухода, обслуживания и ремонта; максимальное сокращение простоев оборудования в ремонте; минимизация затрат на ремонт, уход и надзор.
Материально-технические ресурсы, потребляемые ремонтным хозяйством, подразделяются на две группы:
· оборудование, технологическая оснастка и инструмент; включает орудия труда, которые имеют определенную специфику, т.е. являются мерой технической вооруженности труда; представляют собой ресурс многоразового потребления; постепенно потребляются и переносят стоимость на производимую продукцию; имеют ограниченный физический жизненный цикл эксплуатации;
· предметы труда (материалы, полуфабрикаты, запасные части), которые потребляются полностью при обслуживании и ремонте орудий труда.
Организация ремонта оборудования на промышленных предприятиях осуществляется в соответствии с разработанной системой планово-предупредительного ремонта. При этом под планово-предупредительным ремонтом понимается восстановление работоспособности оборудования (точности, мощности, производительности) путем рационального ухода, замены и ремонта изношенных деталей и узлов, проводимых по заранее составленному плану. Основой системы планово-предупредительного ремонта является нормативная база, позволяющая наиболее рационально планировать и осуществлять ремонтные работы и межремонтное обслуживание. Одними из основных нормативов являются продолжительность межремонтного цикла, продолжительность межремонтного периода, продолжительность межосмотрового периода.
Орудия и предметы труда должны поставляться ремонтному хозяйству в сроки, установленные для проведения обслуживания и планово-предупредительного ремонта. Одновременно устанавливаются соответствующие сроки поступления материально-технических ресурсов в инструментальное и энергетическое хозяйство, в службу технического контроля качества продукции. Эти сроки должны быть скоординированы по времени между собой и основным производством, а кроме того, должны постоянно контролироваться.
Энергетическое хозяйство предприятия призвано обеспечить бесперебойное снабжение производственных подразделений всеми видами энергии при соблюдении установленных параметров потребления. К основным задачам энергетического хозяйства промышленного предприятия относятся наблюдение за строгим соблюдением правил эксплуатации энергетического оборудования; организация и проведение ремонтных работ; организация рационального использования топливных и энергетических ресурсов.
Основными видами энергии, потребляемыми промышленными предприятиями, являются тепловая и химическая энергия топлива, тепловая энергия пара и горячей воды, механическая энергия, электроэнергия. При этом к энергоресурсам относятся: натуральное топливо, электрический ток, пар различных параметров, сжатый воздух различного давления, горячие газы, горячая вода и конденсат, вода под напором. Разнообразные виды энергоресурсов на промышленном предприятии используются в следующих основных направлениях: в качестве двигательной силы, в технологических процессах, для освещения, отопления, вентиляции и хозяйственно-бытовых нужд. На всех стадиях производства могут быть использованы различные виды энергоресурсов. Следует отметить, что поскольку в различных технологических процессах используются разнообразные энергоресурсы, то проблема выбора наиболее экономичного из них в энергоемких процессах приобретает особое значение.
Энергетическое хозяйство промышленного предприятия состоит из ряда производственных подразделений, состав и величина которых зависят от характера и масштаба производства, технологических процессов, особенностей энергосбережения.
Инструментальное хозяйство предприятия призвано обеспечивать бесперебойное снабжение производственных подразделений и рабочих мест промышленного предприятия высококачественной технологической оснасткой в необходимом количестве и ассортименте при минимальных затратах на ее приобретение или изготовление, хранение и эксплуатацию. Инструментальное хозяйство машиностроительного предприятия представляет собой совокупность общезаводских и цеховых подразделений (отделов, групп, цехов, участков), занятых проектированием, приобретением, изготовлением, ее учетом, хранением и выдачей в производственные подразделения и на рабочие места.
Промышленные предприятия используют широкую номенклатуру технологической оснастки — режущий, мерительный и вспомогательный инструмент; различные штампы и модели; станочные и слесарные приспособления; пресс-формы различных конфигураций. При этом затраты на технологическую оснастку, например, в себестоимости машиностроительной продукции достигают 8-15%.
Функциями инструментального хозяйства являются классификация и индексация технологической оснастки, определение потребности и планирование производства оснастки, установление норм расхода и запасов оснастки, технологическая подготовка инструментального хозяйства, инструментообслуживание рабочих мест, ремонт и восстановление оснастки, технический надзор за эксплуатацией оснастки, заточка режущего инструмента. Потребность предприятия в технологической оснастке удовлетворяется по двум направлениям: ее приобретение по кооперации; изготовление на собственных производственных мощностях. Естественно, что стандартная типовая технологическая оснастка производится на специализированных инструментальных предприятиях и поставляется промышленным предприятиям. Одновременно часть оснастки изготовляется в инструментальных цехах предприятия и предназначена для собственных нужд.
Неотъемлемой и обязательной частью производственного процесса является технический контроль,которыйпредставляет собой проверку соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления. Объектами технического контроля являются материальные ресурсы, поступающие на предприятие от поставщиков, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства. Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям технической документации, и способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств.
В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, проводимом на промышленном предприятии используются различные виды и методы контроля. Сущность отдельных видов контроля заключается в следующем:
· приемочный контроль осуществляется при поступлении материальных ресурсов от поставщиков и в производстве продукции с целью выявления и изоляции брака;
· профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции;
· комплексный контроль решает одновременно задачи приемки и профилактики;
· специальный контроль преследует решение специфических производственных задач: оценка уровня качества продукции в производственных подразделениях предприятия, оценка качества продукции в эксплуатации.
В свою очередь, используемые методы технического контроля ставят перед собой следующие задачи:
· контроль наладки имеет целью проверку соблюдения установленных требований к качеству продукции в начале выполнения той или иной операции;
· летучий контроль состоит в периодических и эпизодических проверках качества продукции непосредственно на рабочих местах;
· статистический контроль представляет собой особую группу методов, базирующихся на экономическом обосновании режимов технологических процессов и четкой их регламентации;
· выборочная проверка предусматривает контроль части продукции - представителя из совокупности или партии промежуточной или готовой продукции;
· сплошная проверка предусматривает полный контроль продукции.
В зависимости от особенностей контролируемых параметров различают контроль геометрических форм и размеров; контроль внешнего вида продукции и документации (состояние упаковки и консервации, наличие и правильность маркировки, правильность оформления технической документации); контроль физико-механических, химических и других свойств материалов и полуфабрикатов; контроль внутреннего состояния продукции (раковины, внутренние трещины); контроль технологических свойств, определяющих пригодность материалов и полуфабрикатов для дальнейшей обработки (штампуемость, свариваемость); контрольно-сдаточные испытания в соответствующих условиях (при режимах нормальной эксплуатации, повышенных режимах); контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Первым этапом контроля качества на производственном предприятии является техническая приемка материалов и полуфабрикатов, готовых и комплектующих изделий, поступающих от предприятий-поставщиков. Техническая приемка включает в себя оценку качества поступающей на предприятие продукции; оформление приемочной документации; составление рекламационных актов на недоброкачественную продукцию; изоляцию дефектной (забракованной продукции); контроль за правильностью маркировки продукции; оценку состояния упаковки и консервации; осуществление контроля геометрических размеров и проведение соответствующих испытаний; отбор проб для лабораторных испытаний и последующую проверку соответствия свойств материальных ресурсов техническим условиям; проведение контроля за соблюдением правил разгрузки, хранения и выдачи продукции в производство.
Дальнейший ход контроля качества продукции на промышленном предприятии состоит в проведении технического контроля производственного процесса. Здесь наиболее эффективным методом является статистический контроль, который в отличие от других методов выборочного контроля обосновывается техническими и экономическими расчетами. Статистические методы текущего контроля качества продукции и процессов предусматривают соответствие методов контроля технологическим особенностям протекания операций; жесткую регламентацию режимов контроля и их обязательное экономическое обоснование; совмещение предупредительного и приемочного контроля; запись результатов контроля в форме, облегчающей их использование в целях непосредственного управления ходом контролируемой операции и последующего анализа состояния операции; изменение методов и режимов контроля в зависимости от состояния операции.
Техника, методы и организационные формы контроля зависят от типа производства. Так, в условиях индивидуального производства широко применяется пооперационный, а на некоторых промышленных предприятиях — попереходный и сплошной контроль. В серийном производстве применяются практически все виды и методы контроля: в обрабатывающих цехах наиболее распространен групповой контроль (приемка после выполнения нескольких технологических операций), а также выборочный контроль; при контроле операций, выполняемых на автоматическом оборудовании, используется статистический метод контроля.
Надежность контроля и трудоемкость контрольных операций существенно зависят от степени совершенства применяемых средств контроля. На промышленных предприятиях используется значительное количество разнообразных измерительных инструментов, приборов и устройств, при этом механизация и автоматизация контрольных операций, выполняемых в процессе изготовления деталей неразрывно связана с комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов. Как правило, измерительные устройства связаны с исполнительными органами станка и осуществляют его остановку при достижении заданного размера детали.
К обеспечивающим или обслуживающим хозяйствам производственного назначения относятся: складское хозяйство, включающее различные заводские склады и кладовые; транспортное хозяйство, в состав которого входят депо, гараж, ремонтные мастерские и необходимые транспортные и погрузочно-разгрузочные средства; санитарно-техническое хозяйство, объединяющее водопроводные, канализационные, вентиляционные и отопительные устройства; центральная заводская лаборатория, состоящая, например, из лабораторий механической, металлографической, химической, пирометрической, рентгеновской и др. Все они выполняют работу по обслуживанию основных, вспомогательных и побочных цехов.
Складское хозяйство является важнейшей частью любого предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов. Материально-техническое снабжение в организационном плане ориентируется на складскую или (и) транзитную формы доставки основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на рабочие места. Технологические процессы транзитного движения материального потока в складском хозяйстве организуются, как правило, по соответствующим зонам (площадям) заводских снабженческих складов в следующей последовательности: разгрузочный фронт (рампа) — участок приемки и контроля — зона хранения — участок комплектования заказов и формирования транспортных партий — отгрузочный фронт. В свою очередь, складская форма снабжения предполагает доставку материально-технических ресурсов на централизованные заводские склады и последующее их распределение по производственным подразделениям предприятия в соответствии с потребностью каждого из них.
Подавляющее большинство материальных ценностей предприятий проходит через склады, поэтому они занимают значительную часть заводской территории. В основном производстве первым звеном логистической цепи являются снабженческие склады материально-технических ресурсов, которые принимают и хранят используемые в производстве материалы и выдают их в производство. Далее в логистической цепи следуют:
• производственные склады, подчиняющиеся производственно-диспетчерскому отделу - это разного рода цеховые кладовые и общезаводские склады, обеспечивающие производственный процесс предметами и средствами труда;
• склады запасных частей - подчиняются отделу главного механика; принимают, хранят и отпускают детали и другие материальные ценности для проведения всех видов ремонтов оборудования и других видов производственных фондов;
• инструментальные склады - подчиняются инструментальному отделу; принимают, хранят и отпускают цехам все виды инструментов и приспособлений.
Кроме них в обеспечении производственного процесса участвуют склады отдела главного энергетика, отдела автоматизации и механизации, отдела главного метролога, отходов и утиля. Замыкают логистическую цепочку сбытовые склады, которые подчиняются отделу сбыта, принимают, хранят и отпускают готовую продукцию завода для ее реализации.
По масштабу работы различают центральные, общезаводские, прицеховые и цеховые склады. Центральные и общезаводские склады обслуживают весь завод и занимают, как правило, отдельную площадь на территории завода (непроизводственную). Прицеховые склады находятся при каких-либо цехах, служат для хранения материальных ценностей группы цехов (спецодежды, мыла, хозяйственных товаров и прочих ценностей). Цеховые склады являются цеховыми подразделениями, обслуживают определенный цех и занимают его производственную площадь. Они подразделяются на склады материалов, заготовок, полуфабрикатов, инструмента и т. п.
Рациональная организация складских операций позволяет руководству предприятия иметь необходимые сведения о наличии товаро-материальных ценностей на складах и своевременно принимать решения об их пополнении и бесперебойном обеспечении производства.
Одной из важнейших задач, решаемых в управлении логистическими цепями на промышленном предприятия, является рациональная организация работы внутризаводского транспорта, которая строится на базе комплексной технологии производства, предусматривающей регламентацию всех транспортных процедур и операций. На основе последовательности осуществления производственного процесса предусматривается регламентация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ с соответствующим технико-экономическим обоснованием, определяются номенклатура и объемы транспортируемой продукции, характеристика применяемого оборудования, производственной тары и приспособлений, устанавливается последовательность осуществляемых транспортных и погрузочных операций.
Организация работы внутризаводского транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузочно-разгрузочных работ. На промышленных предприятиях используются, как правило, две основные системы планирования перевозок — работа транспорта по стандартным расписаниям и работа транспорта по заказам. Первая система используется при стабильных и достаточно мощных грузопотоках. При этом подготовительные работы включают выбор наиболее рациональных маршрутов, разработку стандартных графиков движения транспортных средств, определение порядка выполнения погрузочно-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и разгрузки продукции. Вторая система (работа транспорта по заказам) применяется при эпизодической потребности в транспортных средствах.
Установление оптимальных вариантов маршрутов движения транспортных средств в управлении логистическими цепями — одна из ключевых задач транспортной деятельности на промышленном предприятии. Для ее решения необходимы следующие исходные данные: количество отправных пунктов (мест погрузки), количество пунктов- получателей (мест разгрузки), номенклатура и объемы перемещаемой продукции, количество транспортных средств, время доставки продукции, скорость движения транспортных средств и их грузоподъемность. Маршруты движения должны быть организованы таким образом, чтобы транспортные средства максимально использовались по времени и грузоподъемности с минимальным временем простоев под погрузкой и разгрузкой.
В практике работы промышленных предприятий используются, как правило, два варианта организации маршрутов движения транспортных средств — маятниковые и кольцевые маршруты. При этом отправным пунктом может быть центральный заводской склад (склады) — доставка материально-технических ресурсов, или производственные подразделения предприятия — доставка промежуточной или конечной готовой продукции.
Маятниковая система маршрутных перевозок применяется в том случае, когда единовременная доставка продукции обеспечивает максимальное использование транспортных средств по грузоподъемности. В свою очередь, маятниковая система может быть односторонней, двусторонней и веерной. Односторонняя маятниковая система перевозок предполагает движение продукции только в одном направлении — от места погрузки (отправления) к месту назначения (доставка материально-технических ресурсов в производственные подразделения или деталей, узлов, агрегатов для дальнейшей обработки и сборки). Двусторонняя система характеризуется возвратной транспортировкой продукции, например детали из механического цеха доставляются в цех термообработки или цех защитных покрытий и возвращаются обратно в данное производственное подразделение. Веерная система предполагает доставку ресурсов и продукции из одного места погрузки (отправления) одновременно в несколько мест назначения. При этом веерная система может иметь вариант двусторонних маршрутов — возвратная транспортировка продукции.
Количество транспортных средств, необходимых для осуществления веерных маятниковых перевозок, определяется в зависимости от количества пунктов назначения в виде общего количества транспортных средств, используемых в суммарных односторонних, двусторонних перевозках или при их сочетании.
Кольцевая система замкнутых маршрутов движения транспортных средств применяется для доставки материально-технических ресурсов и промежуточной продукции из одного пункта (пунктов) отправления последовательно в несколько пунктов назначения, когда суммарное количество продукции, требуемое производственным подразделениям, позволяет обеспечить более полную загрузку транспортных средств. Когда речь идет о материально-технических ресурсах, доставляемых с заводского снабженческого склада (складов), организация их транспортировки имеет два варианта:
1) погрузка одноименной номенклатуры ресурсов на одном складе и последовательной доставке по кольцевому маршруту;
2) погрузка нескольких номенклатурных позиций ресурсов на различных складах по заказам производственных подразделений и последовательная их доставка по кольцевому маршруту.
Аналогичные варианты используются при транспортировке промежуточной продукции (деталей, узлов) в производственном процессе.
На рис. 7 представлен в качестве примера вариант организации кольцевых маршрутов движения транспортных средств с центрального заводского снабженческого склада в производственные подразделения промышленного предприятия.
Рис. 7. Кольцевая маршрутная перевозка продукции на предприятии
Для того чтобы обеспечить более полное использование транспортных средств по времени и грузоподъемности и оптимизировать процесс товародвижения в логистических цепях транспортной подсистемы логистики, обслуживающей производство, на промышленных предприятиях целесообразно применять централизованную доставку сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, покупных готовых и комплектующих изделий, инструмента, запасных частей, промежуточной продукции, необходимой для производства. В свою очередь, централизованная доставка требует составления соответствующих схем грузопотоков, почасовых графиков движения транспортных средств, осуществления маятниковых и кольцевых маршрутов движения по расписанию.
Таким образом, логистические цепи на промышленном предприятии представляют собой взаимосвязь основного производства, вспомогательного и обеспечивающего хозяйства при решении комплекса задач, направленных на ритмичный выпуск конечной готовой продукции, и одновременно на формирование автономности в каждом из производств с позиции управления, планирования и организации технологического процесса изготовления соответствующей продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|