Сделай Сам Свою Работу на 5

Средства и методы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физического воспитания





Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.

Задачами нравственного воспитания являются:

— формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;

— формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);

— формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честнос­ти, скромности, добросовестности и др.)1;

— воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, ре­шительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).

К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность пре­подавателя (тренера) и др.



Методы нравственного воспитания включают в себя:

— убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;

— беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка;

— диспуты на этические темы;

— наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);

— практические приучения (суть: постоянно, настойчиво уп­ражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном по­ведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);

— поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарнос­ти, награждение грамотой и др.;

— оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при под­ведении итогов соревнований и др.;



— наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), вре­менное исключение из состава команды и др.

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения.

Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум – совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро – медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.

В фи­зическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено специ­фикой физического воспитания, его содержательными и процес­суальными основами.

Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания.

С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие усло­вия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания ими сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В со­держании умственного воспитания в процессе физического воспи­тания можно различить две стороны: образовательную и воспита­тельную. Образовательная сторона заключается в передаче специ­альных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключа­ется в осмысливании занимающимися своих действий после инст­руктивных указаний преподавателя (например, при обучении слож­ному движению). Примерами творческого мышления является ана­лиз «эталонной» спортивной техники с целью рационального при­менения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного вос­питания в процессе физического воспитания заключается в разви­тии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, со­средоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.



Исходя из сказанного, основными задачами умственного вос­питания в процессе физического воспитания являются:

— обогащение занимающихся специальными знаниями в обла­сти физической культуры и формирование на этой основе осмыс­ленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

— развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной ак­тивности и творческих проявлений в двигательной деятельности;

— стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Средствами умственного воспитания являются прежде всего физ­культурные занятия. Их содержание и объем определяются про­граммами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специ­ально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует ум­ственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят:

— опрос по преподаваемому материалу;

— наблюдение и сравнение;

— анализ и обобщение изучаемого материала;

— критическую оценку и анализ двигательных действий.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эс­тетического отношения к жизни, труду, учению, природе, искусству, спорту, к самому себе и обществу.

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Эстетическое воспитание - составная часть воспитания разносторонне образованного человека. Физическое воспитание и спорт общедоступны для удовлетворе­ния эстетических потребностей и развития эстетических вкусов ши­рокого круга людей. Эстетические факторы физической культуры мно­гогранны. Выделяют следующие эстетические моменты, которые являются педагогически целесообразными для раскрытия красоты спорта:

• мастерство выполнения спортивных движений (упражнения, игры);

• красота телосложения и умение владеть телом (стройность, под­тянутость, пропорциональность, гармоничность, красота дви­жений);

• красота нравственного поведения (смелость, мужество, трудолю­бие, умение с достоинством выигрывать и проигрывать);

• красота коллективных действий (товарищества, «чувства локтя»);

• творческая деятельность спортсменов (нахождение новых элемен­тов техники, технических и тактических приемов);

• эстетика условий проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований (спортивные сооружения, оборудование, снаряже­ние, спортивный инвентарь, одежда).

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим заклю­чается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание рас­ширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момен­та и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям фи­зическими упражнениями.

Перед эстетическим воспитанием в процессе занятий физи­ческими упражнениями стоят следующие специфические задачи:

— воспитание эстетических чувств и вкусов в области физичес­кой культуры;

— воспитание эстетической оценки тела и движений человека;

— воспитание умений находить и оценивать прекрасное в по­ведении товарищей и в окружающей обстановке.

К средствам эстетического воспитания в процессе двигатель­ной деятельности относятся прежде всего разнообразные виды самого физического воспитания. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрасного. Сред­ствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также об­становка занятий, специальные средства художественного воспи­тания в процессе занятий (использование музыки и произведе­ний искусства) и т.п.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания осуществляется следующими методами:

— эмоционально-выразительное объяснение физических упраж­нений, образное слово;

— технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения пре­красным;

— вдохновляющий пример в действиях и поступках;

— практическое приучение к творческим проявлениям красо­ты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности.

Отношение к труду является одним из важнейших критериев воспитанности личнос­ти. Это отношение к труду характеризуется устойчивостью выпол­нения требований дисциплины, выполнением производственных заданий, проявлением инициативы в труде, личным вкладом в достижение коллективного труда.

Взаимосвязь физического и трудового воспитания выражается в том, что физическое воспитание оказывает непосредственное содействие трудовому, повышая трудоспособность людей, а тру­довое воспитание, в свою очередь, придает физическому воспи­танию конкретную направленность на подготовку людей к жизни и труду.

В процессе занятий физическими упражнениями содержанием трудового воспитания является сам учебный труд, элементарные трудовые процессы по обслуживанию занятий физическими уп­ражнениями, общественно полезный труд физкультурников и спортсменов в порядке шефства над каким-либо учреждением, предприятием и т.д.

Перед трудовым воспитанием в процессе физического воспи­тания ставятся следующие задачи:

— воспитание трудолюбия;

— формирование сознательного отношения к труду;

— овладение элементарными трудовыми умениями и навы­ками.

К средствам трудового воспитания относят: учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, на­пряженных спортивных тренировочных занятий, соревнований), выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, ин­вентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.), общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).

К специфическим методам трудового воспитания в процессе физического воспитания относятся:

— практическое приучение к труду;

— беседа;

— оценка результатов труда;

— пример образцового труда (например, исключительно добро­совестное отношение спортсмена к тренировке и выполнение учеб­но-тренировочных заданий с полной отдачей сил и высоким спортивно-техническим результатом).

Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности для воспитания положительных черт личности. Эти занятия носят коллективный характер. Они эмоциональны, по­зволяют формировать наряду с физическими и психические ка­чества. Однако воспитательные возможности занятий различны­ми физическими упражнениями, видами спорта неодинаковы, что необходимо учитывать преподавателю (тренеру). Они обусловлены особым содержанием и условиями выполнения конкретных уп­ражнений.

Так, посредством упражнений спортивной гимнастики при соответствующей организации, методике обучения и тренировки возможно развивать такие качества, как выдержанность, сме­лость, настойчивость, дисциплинированность. Подвижные и спортивные игры отличаются высокой эмоциональностью и создают особые условия для эффективного формирования положи­тельных качеств личности (честности, ответственности перед кол­лективом, настойчивости, готовности оказать помощь товарищу) и устранения отрицательных качеств (эгоизма, нечестности, гру­бости, заносчивости, трусости и др.).

В педагогической работе планируют и реализуют следующие воспитательные задачи: перспективные и ближайшие, коллектив­ные и индивидуальные, относящиеся к отдельным, конкретным ученикам.

Педагогу желательно найти правильный подход к каждому спорт­смену, уметь поддержать и развить в нем хорошие качества и за­датки, заботиться не только о спортивных результатах своего вос­питанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, куль­турном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физи­ческой культуре и спорту достигается:

— организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными реко­мендациями и реальными потребностями;

— достижением социально-ценностной целевой и содержа­тельной направленностью воспитания, оптимальной его орга­низацией;

— обеспечением положительной мотивации в процессе заня­тий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задей­ствованием сущностного потенциала каждого занимающегося;

— достижением сплоченности спортивного коллектива (ко­манды);

— личным отношением к выполнению обязанностей на высо­копрофессиональном, творческом уровне;

— всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

 

Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры

 

От преподавателя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя.

К важным деловым качествам преподавателя физичес­кой культуры (тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигательные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важ­ный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результа­ты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся: творческая активность, гиб­кость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиаль­ность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: строй­ностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в вы­полнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевы­ми качествами.

Учебные занятия, спортивные тренировки и сорев­нования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопо­нимания между ними, уважительного отношения учащихся к учи­телю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, поддержку и ру­ководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер. Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностя­ми. Как дирижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновременно руководя всеми необходимо в то же вре­мя видеть и ежеминутно, сообразно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, настроением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занимающегося. Твор­ческий характер его труда заключается в том, что он может быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовать людей и руково­дить ими в сложных условиях.

Чтобы обеспечить подлинно творческий характер своего тру­да, специалисту необходимо быть ­эрудированным человеком, обладать обширными и глубокими знаниями в своей специфической области знаний и во многих смежных областях.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания?

2. Какие задачи ставятся в процессе нравственного воспитания?

3. Назовите основные методы нравственного воспитания.

4. Охарактеризуйте взаимосвязь умственного и физического воспитания.

5. Какими средствами и методами осуществляется умственное воспитание?

6. В чем заклю­чается взаимосвязь физического воспитания с эстетическим?

7. Что относят к средствам трудового воспитания?

8. В чем заклю­чается взаимосвязь физического воспитания с трудовым?

9. Что способствует эффективности воспитательной деятельности педагога по физи­ческой культуре и спорту?

10. Какими личными и деловыми качествами необходимо обладать преподаватель физичес­кой культуры (тренер)?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.