Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Учебное пособие

 

Красноярск 2008

 

Автор-составитель: Гелецкий В.М., к.п.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры ФФКиС СФУ.

 

Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.

 

Учебное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория физической культуры и спорта» учебного плана направления 032100.62 «Физическая культура». Составлено в соответствии со стандартом и содержит теоретический материал по дисциплине «Теория физической культуры и спорта». В пособии представлены основные понятия теории физической культуры и спорта, изложены вопросы теории и методики физического воспитания,содержатся методические основы профилирования физкультурных занятий в зависимости от возрастных и других особенностей занимающихся, раскрыты основы спортивной подготовки.

Учебное пособие предназначено для студентов факультета физической культуры и спорта. Может быть полезно для специалистов в области физической культуры и спорта.



 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сибирского федерального университета.

 

© В.М. Гелецкий

© Сибирский

федеральный

университет, 2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ………………………………………………………  
Глава 1.1. Введение в теорию физической культуры ………….…….
1.1.1. Теория физической культуры как научная и учебная дисциплина………………………………………………………….…..  
1.1.2. Этапы становления теории физической культуры…………
1.1.3. Основные понятия теории физической культуры…………
Глава 1.2. Методология научного исследования в области физической культуры и спорта…………………………………………………..  
1.2.1. Виды научных исследований………………………………...
1.2.2. Этапы научного исследования и их краткое содержание ….
1.2.3. Проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта…………………………..............................  
Глава 1.3. Физическая культура как часть общей культуры общества……………………………………………………………………………  
1.3.1. Физическая культура как социальное явление………...........
1.3.2. Структура физической культуры…………………………….
1.3.3. Функции физической культуры……………………………...
1.3.3.1. Специфические функции физической культуры …………
1.3.3.2. Общекультурные функции физической культуры ……….
Глава 1.4. Система физической культуры, её основы и принципы функционирования ………………………………………………………..  
1.4.1. Понятие о системе физической культуры ………………….
1.4.2. Цель и задачи отечественной системы физической культуры …………………………………………………………………….  
1.4.3. Принципы системы физической культуры …………………
1.4.4. Основы системы физической культуры …………………….
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ……………………………………….  
Глава 2.1. Средства формирования физической культуры личности
2.1.1. Физические упражнения как основное средство формирования физической культуры личности …………………………….  
2.1.2. Техника физических упражнений …………………………...
2.1.3. Физическая нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений …………………………………………………………. 2.1.4. Классификация физических упражнений …………………..  
2.1.5. Природные и гигиенические факторы как средство физической культуры ……………………………………………………  
     
Глава 2.2. Методы формирования физической культуры личности .
2.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний ………….
2.2.2. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навы­ками ………………………………………………….  
2.2.3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие двигательных способностей …………..  
Глава 2.3. Методические принципы физического воспитания ……...
2.3.1. Принцип сознательности и активности ……………………..
2.3.2. Принцип наглядности ………………………………………..
2.3.3. Принцип доступности и индивидуализации ……………….
2.3.4. Принцип систематичности ………………………………….
2.3.5. Принцип прогрессирования (динамичности) ………………
Глава 2.4. Обучение двигательным действиям ……………………
2.4.1. Двигательные умения и навыки ……………………………..
2.4.2. Особенности обучения двигательным действиям ………….
2.4.3. Структура процесса обучения двигательным действиям …
Глава 2.5. Развитие двигательных способностей ……………………..
2.5.1. Развитие силовых способностей …………………………….
2.5.1.1. Структура силовых способностей ……………………
2.5.1.2. Задачи, средства и основные методы развития силы .
2.5.1.3. Методики развития отдельных видов силовых способностей ………………………………………………………  
2.5.1.4. Общие методические требования при занятиях силовыми упражнениями ……………………………………….  
2.5.1.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития силовых способностей …………………….  
2.5.2. Развитие скоростных способностей ………………………..
2.5.2.1. Структура скоростных способностей ………………
2.5.2.2.Средства развития скоростных способностей ………
2.5.2.3. Методы развития скоростных способностей ……….
2.5.2.4. Методики развития скоростных способностей …….
2.5.2.5. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития скоростных способностей …………………  
2.5.3. Развитие выносливости ………………………………………
2.5.3.1. Виды выносливости и факторы влияющие на их проявление ……………………………………………………..  
2.5.3.2. Методика развития общей выносливости …………..
2.5.3.3. Методика развития специальной выносливости ……
2.5.3.4. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития выносливости ………………………………  
2.5.4. Развитие гибкости ……………………………………………
2.5.4.1. Общая характеристика гибкости …………………….
2.5.4.2. Методика совершенствования гибкости …………….
2.5.4.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития гибкости …………………………………….  
2.5.5. Развитие координационных способностей …………………
2.5.5.1. Общая характеристика координационных способностей ……………………………………………………………..  
2.5.5.2. Методические подходы совершенствования координационных способностей ……………………………………..  
2.5.5.3. Контрольные упражнения и тесты для определения уровня развития координационных способностей ………….  
Глава 2.6. Формирование личности в процессе физического воспитания ………………………………………………………………………..  
2.6.1. Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания …………………………………………………………..  
2.6.2. Средства и методы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физического воспитания ……………………………………………………………………    
2.6.3. Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры ……………………………………………….  
Глава 2.7. Формы занятий физическими упражнениям ……………...
2.7.1. Характеристика форм занятий ………………………………
2.7.2. Урочные формы занятий …………………………………….
2.7.3. Классификация урочных занятий …………………………..
2.7.4. Неурочные формы занятий ………………………………….
Глава 2.8. Планирование и контроль в физическом воспитании …...
2.8.1. Планирование в физическом воспитании …………………..
2.8.2. Педагогический контроль в физическом воспитании ……...
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ………………………………………….  
Глава 3.1. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста ……………………………………………………….  
3.1.1. Значение физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста …………………………………………………….  
3.1.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста …………………………………………....................  
3.1.3. Возрастные особенности физического развития детей дошкольного возраста ……………………………………………….  
3.1.4. Особенности методики физического воспитания детей в раннем дошкольном возрасте …………………………………….  
3.1.5. Особенности методики физического воспитания детей в дошкольном возрасте ………………………………………………  
3.1.6. Формы проведения занятий …………………………………
Глава 3.2. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста ………………………………………………………  
3.2.1. Общие аспекты физического воспитания школьников ……
3.2.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………  
3.2.3. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста …………………………………………………………………….  
3.2.4. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста ……………………………………………………………………..  
3.2.5. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем …
3.2.6. Организация и методические основы проведения урока физической культуры ……………………………………………….  
Глава 3.3. Физическая культура в высших образовательных учреждениях ……………………………………………………………………..  
3.3.1. Значение и задачи физического воспитания студентов ……
3.3.2. Возрастные особенности физического развития студентов .
3.3.3. Содержание программы по дисциплине «физическая культура» в вузе …………………………………………………………  
3.3.4. Методические основы физического воспитания в вузе …..
3.3.5. Особенности методики занятий различных учебных отделениях ……………………………………………………………….  
3.3.6. Формы занятий физическими упражнениями студентов ….
Глава 3.4. Физическая культура людей молодого и зрелого возраста
3.4.1. Социальное значение физической культуры в основной период трудовой деятельности …………………………………….  
3.4.2. Особенности физического развития лиц молодого и зрелого возраста ………………………………………………………….  
3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня …………….
3.4.3. Физическая культура в режиме трудового дня ……………..
Глава 3.5. Физическая культура людей пожилого и старшего возраста …………………………………………………………………………  
3.5.1. Старение и задачи направленного использования физической культуры в пожилом и старшем возрасте …………………..  
3.5.2. Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями ………………………………………………………  
3.5.3. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью ..
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ СПОРТА …………………………………………..
Глава 4.1. Общая характеристика спорта ……………………………..
4.1.1. Спорт как социальное явление ……………………………..
4.1.2. Социальные функции спорта ……………………………….
4.1.3. Особенности современного этапа развития спорта ………..
4.1.4. Основные направления в развитии спортивного движения .
4.1.5. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений
Глава 4.2. Спортивная тренировка ……………………………………..
4.2.1. Цели и задачи спортивной тренировки …………………….
4.2.2. Средства и методы спортивной тренировки ……………….
4.2.3. Принципы спортивной тренировки …………………………
Глава 4.3. Основные стороны спортивной подготовки ………………
4.3.1. Техническая подготовка ……………………………………..
4.3.2. Тактическая подготовка ……………………………………..
4.3.3. Физическая подготовка ………………………………………
4.3.4. Психическая подготовка ……………………………………..
Глава 4.4. Система спортивной подготовки ……………………………
4.4.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс ………...
4.4.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах) ….
4.4.3. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах) ….
4.4.4. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах) .
Глава 4.5. Планирование в подготовке спортсмена …………………..
4.5.1. Документы планирования ……………………………………
4.5.2. Планирование на разных этапах спортивной под­готовки ...
Глава 4.6. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена .
4.6.1. Виды контроля ……………………………………………….
4.6.2. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями ………………………………………………………….  
4.6.3. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена ….
4.6.4. Контроль за факторами внешней среды ……………………
4.6.5. Учет в процессе спортивной тренировки …………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………………………..……………………..
ГЛОССАРИЙ ..…………………………………………..…………………

ВВЕДЕНИЕ





 

Учебное пособие написано в соответствии со стандартом направления 032100.62 «Физическая культура». Теория физической культуры и спорта является профилирующей учебной дисциплиной формирующей систему фундаментальных знаний, которая определяет профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта.

Цель данного учебного пособия - обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных методах и приемах профессиональной деятельности, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Пособие состоит из четырех разделов:

1. Общая характеристика теории физической культуры и спорта;

2. Содержание и методики занятий физическими упражнениями;

3. Физическая культура в различные периоды жизни человека;

4. Теория спорта.

В первом разделе раскрываются особенности теории физической культуры и спорта, как научной и учебной дисциплины, её роль и место среди дисциплин направления «Физическая культура». Представлены основные понятия теории физической культуры и спорта. Даны первоначальные сведения о методологии научных исследований в области физической культуры и спорта, которые затем будут конкретизироваться и углубляться в специальном курсе «Основы научно-методической деятельности».

Отдельные темы посвящены социальным аспектам физической культуры и отечественной системе физической культуры.

Во втором разделе изложены вопросы теории и методики физического воспитания. Рассматриваются принципы, средства, методы и формы физического воспитания, основы теории и методики обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей.

Третий раздел содержит методические основы профилирования физкультурных занятий в зависимости от возрастных и других особенностей занимающихся.

В разделе теория спорта дана общая характеристика спорта, изложены основы спортивной тренировки, планирование и комплексный контроль в подготовке спортсмена.

При подготовке учебного пособия использованы учебники и учебные пособия по данной дис­циплине, а также научные труды ведущих ученых в области физической культуры и спорта: А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Фи­лина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена, В.И.Ляха, А.М.Максименко, Ю.Ф.Курамшина, В.Н.Платонова, Б.А.Ашмарина, Н.А. Бернштейна и др.

 

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.