Сделай Сам Свою Работу на 5

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства





I Рынок и рыночный механизм

 

1.Эта тема встречается в каждом варианте ЕГЭ, так как задание на графики обязательно. Но не только графики вызывают проблемы у сдающих ЕГЭ. Начнём с того, что такое рынок.

Рынок – это совокупность всех отношений, касающихся купли-продажи определённых товаров и услуг.

 

2. Признаки рынка

2.1. Нерегулируемое предложение (производитель сам принимает решение о производстве определённого количества товара по определённой технологии)

2.2. Нерегулируемый спрос (потребитель сам решает вопрос о покупке того или иного количества товара по определённой цене)

2.3. Нерегулируемая цена (цена определяется соотношением спроса и предложения)\

 

3. Функции рынка:

3.1. посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

3.2. ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

3.3. информаци­онная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

3.4. регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;



3.5. санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

 

4. Виды рынков по товарам и услугам (это прежде всего для плана и эссе):

4.1. Рынок товаров

4.2. Рынок услуг (ЖКХ, транспорт, парикмахерские и так далее)

4.3. Рынок труда

4.4. Рынок капитала

4.5. Рынок земли

4.6. Рынок ценных бумаг (фондовая биржа)

 

5. Виды рынков по отношению к закону

5.1. Легальный

5.2. Нелегальный

 

6.По охвату:

6.1. Местный рынок (в ЕГЭ ищите «городок, село, посёлок»)

6.2. Региональный рынок (в ЕГЭ ищите «область, республика, автономный край» и так далее)

6.3. Национальный рынок ( в ЕГ ищите «государство, страна» и так далее)

6.4. Мировой рынок (Надо обращать внимание на мировую торговлю и связи между государствами)

7.По типу конкуренции (Конкуренция - состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.)



7.1. Совершенной конкуренции

7.2. Несовершенной конкуренции

 

8.Черты рынка совершенной конкуренции (чистой конкуренции)

8.1. Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.

8.2. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д.

8.3. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.

8.4. Продавец не может осуществить контроль над ценами

 

9.Виды рынка несовершенной конкуренции:

9.1. Монополия (одна компания контролирует весь рынок, доступ на рынок закрыт для остальных, цена зависит от решения монополиста, но не рынка, никто не может повлиять на цену, нет стимула к усовершенствованиям, высокие издержки)

9.2. Олигополия (несколько фирм контролируют тот или иной рынок, цена связана с договорённостью между этими фирмами, иначе из-за конкуренции они бы разорились, вступления новых игроков на рынок затруднено. Говоря про олигополию, вспоминайте рынок мобильных услуг: Билайн, МТС, Мегафон, Теле 2. Практически одни цены, услуги, рынок поделён между ними. Единственное, что после появления Теле 2 началась борьба между «тройкой» и их новым соперником за передел рынка. Именно поэтому у Теле 2 цены были ниже, а «тройка» была вынуждена снижать цены за Теле 2).

9.3. Монополистической конкуренции (это, фактически, современный рынок. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Бренды и реклама играют важную роль).



 

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

10.1. конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

10.2. наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

10.3. функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

 

11. Фак­то­ры спро­са:

11.1. Це­но­вые (налоги)

11.2. Не­це­но­вые (- вкусы по­тре­би­те­лей, -число по­тре­би­те­лей на рынке, -до­хо­ды по­тре­би­те­лей, -по­тре­би­тель­ские ожи­да­ния из­ме­не­ния цен и до­хо­дов, -цены на вза­и­мо­свя­зан­ные то­ва­ры (ав­то­мо­биль-бен­зин), -куль­тур­ные тра­ди­ции, обы­чаи и так далее)

 

12. Фак­то­ры пред­ло­же­ния:

12.1. Це­но­вые

12. 2. Не­це­но­вые: - цены на ре­сур­сы, -тех­но­ло­гия про­из­вод­ства, -на­ло­ги, -до­та­ции, -цены на дру­гие то­ва­ры, -ожи­да­ния из­ме­не­ния цен, -число про­дав­цов на рынке)

 

13. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.

 

14. Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение.

 

 

Типичные задания:

Задание 1.

На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния, про­изо­шед­шие с пред­ло­же­ни­ем све­же­вы­лов­лен­ной рыбы: линия пред­ло­же­ния S1 пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние S2 (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на пред­ло­же­ния то­ва­ра).

 

Это из­ме­не­ние может быть свя­за­но пре­жде всего

1) с со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии раз­ве­де­ния рыбы

2) с при­бли­же­ни­ем се­зо­на от­пус­ков ра­бот­ни­ков рыб­ных хо­зяйств

3) с по­пу­ля­ри­за­ци­ей в СМИ блюд из рыбы и из­да­ни­ем книг о здо­ро­вой пище

4) со сни­же­ни­ем на­ло­гов на вылов рыбы

5) с по­вы­ше­ни­ем цен на дру­гие про­дук­ты, со­дер­жа­щие белок

 

Такие задания делаются в несколько стандартных шагов:

1. Посмотрите, что на график изображён: спроса или предложения. Если предложения, то Вы должны представить себя в роли совокупного продавца/производителя, то есть Вы отвечаете не за себя, а за всех продавцов этого товара или услуги.

2. Смотрим на график и осознаём, что же произошло. Запомните, если на график стрелка показывает вправо, тогда предложение растёт (то есть в определённый срок, по определённой цене и в определённом месте Вы готовы продать больше товаров). У нас именно такой случай. Стрелка указывает вправо, а это означает, что себестоимость продукции падает, а её количество растёт, так как за ту же самую стоимость Вы готовы производить больше товаров.

3. Есть несколько стандартных вариантов для таких графиков: а) снижение налогов всегда делает производство того или иного товара более выгодным б) Совершенствование технологий производства, что влияет на улучшение качества и снижение стоимости продукции в) Появление новых производителей того же товара, что влечёт за собой увеличение предложения г) Льготы и субсидии для нужной нам отрасли.

4. И запомните ещё одно: НИКОГДА в графике предложения ничего не указывайте ответа про спрос. Посмотрите на предложенный график. Многие дают ответ «4». Но это не является предложением, это не связано со мной, производителем.

5. Не забывайте, что кроме указанных универсальных ответов для этого графика, есть и другие, которые надо искать и находить.

 

Задание 2.

На ри­сун­ке от­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния риса на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние SI). (P — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

 

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но в первую оче­редь с

1) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

2) уве­ли­че­ни­ем та­мо­жен­ных по­шлин на им­порт риса

3) не­уро­жай риса из ано­маль­но жар­ко­го лета

4) умень­ше­ни­ем цен на энер­го­но­си­те­ли

5) предо­став­ле­ни­ем льгот­ных кре­ди­тов про­дав­цам риса

 

1. В этом задании мы видим, что почему-то предложение упало, то есть мы готовы меньше продавать/производить за ту же самую цену. А это означает, что стоимость единицы продукции растёт. Значит нам надо искать что-то плохое для нас, производителей.

2. Есть стандартные ответы для такого графика (они обратны предыдущему заданию): а) Увеличение налогов на производителей (меньше денег остаётся на производство) б) Банкротство/разорение/уменьшение компаний, связанных с продажей/производством чего-либо в) Отмена льгот и субсидий

3. Не забываем, что есть много частных ответов, как, допустим, ответ 3 для данного графика.

 

Задание 3.

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

 

Из­ме­не­ние спро­са может быть вы­зва­но пре­жде всего

1) ро­стом числа про­из­во­ди­те­лей стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов

2) вве­де­ни­ем но­во­го на­ло­га на про­из­во­ди­те­лей

3) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии

4) ожи­да­ни­ем по­вы­ше­ния цен на стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы

5) с ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

 

1. Как Вы могли заметить, это график спроса. А это означает, что Вы должны ощущать себя покупателем и думать про свой карман (но не забываем, что Вы – это не один конкретный покупатель, а совокупный покупатель, то есть тот, кто готов приобрести по определённой цене, в определённое время, определённое количество товаров и услуг).

2. Если стрелка на графике направлена направо, тогда спрос растёт, то есть мы, почему-то, готовы покупать больше товаров по той же цене. Это явно что-то положительное для нас.

3. Есть несколько стандартных ответов для такого задания: а) Увеличение з/п б) ожидание повышение цен (пока цены не повысились, надо успеть купить)

4. Никогда в графике спроса не выбирайте ответа для графиков предложения.

 

Задание 4.

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке та­бач­ных из­де­лий: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние D1 (Р — цена то­ва­ра, Q — ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

Па­де­ние спро­са на та­бач­ные из­де­лия может быть вы­зва­но пре­жде всего

 

1) ро­стом до­хо­дов про­из­во­ди­те­лей та­ба­ка

2) из­ме­не­ни­ем пред­по­чте­ний людей

3) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства та­бач­ных из­де­лий

4) уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции про­из­во­ди­те­лей

5) про­па­ган­дой здо­ро­во­го об­ра­за жизни

 

 

1. Здесь мы видим, что спрос упал (стрелка направлена влево), то есть мы готовы меньше покупать табачных изделий. Почему?

2. Есть несколько стандартных ответов для таких графиков: а)Снижение доходов б) ожидание понижения цен.

3. Для данного графика подходят ответы 2 и 5

Рынок и рыночный механизм, экономический рост и развитие, понятие ВВП, рациональное поведение собственника/потребителя банковская система

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.