Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 19. Разновидности разметочных операций и используемые инструменты и приспособления





Разметкатехнологическая операция, состоящая в нанесении на заготовку разметочными инструментами точек и линий, ребер, указывающих контуры подлежащих механической обработке поверхностей.

Разметка используется при обработке любого материала исключительно ши­роко как самая первая операция, предшествующая отделению детали от куска ма­териала. Разметку всегда выполняют специальным инструментом, чаще всего — применяя приспособления.

К разметочным инструментам, используемым в начальных классах, относят простые карандаши разной мягкости, портновский мел, линейки с миллиметровой градуировкой, угольники, циркули, фальцовки. В качестве приспособлений ис­пользуют шаблоны и трафареты, выкройки, контрольные копии, сколки и копиро­вальную бумагу. При освоении любой из разновидностей разметки у учителя возни­кает одна и та же проблема — дети изображают деталь посередине куска материала.

 

Вид разметки Выполнение разметки
1. Разметка на глаз Этот вид разметки представляет собой изображение на материале контура де­тали простой геометрической формы по памяти.   Инструменты /И/ - Простой карандаш разной мягкости Т (твердый), М (мягкий) с цифровой индексацией 2,3,4 Приспособления /П/ - Как правило, это детали бумажных аппликаций: солнышко, елочка, снеговик и т. п. В этом случае учитель в качестве ориентира для размера детали дает ребен­ку не лист бумаги, а обрезок и просит на нем разметить, например, солнышко так, чтобы обрезок был использован почти полностью. Поэтому разметка будет состо­ять из одного рабочего движения — провести замкнутую кривую линию, образую­щую нужный контур. Если же требуется симметричная деталь, на глаз можно раз­метить только ее половинку. Но при этом разметке будет предшествовать складывание куска бумаги вдвое. Разметка на глаз половинки детали на сгофрированной заготовке позволит при последующем вырезании получить сразу несколь­ко одинаковых деталей. Чаще всего разметка на глаз используется при работе с бумажными матери­алами.  
2. Разметка складыванием (симметричное деление) Следы разметки могут понадобиться при необходимости разделить заготовку без линейки на равные части (большой квадрат разделить на 4 маленьких)   И - фальцовка   Сначала совмещают углы листа, одновременно наложив оба нижних угла на верхние. Затем, прижав левой (нерабочей для прав­ши) рукой оба среза бумаги посередине вверху, ребром правой ладони заминают посередине сгиб и делают два приглаживающих движения от центра налево и на­право. Таким образом, получают черновой фальц — ясно видимое направление реб­ра. Заканчивают разметку, прогладив получившееся ребро плоскостью фальцовки от середины к краям  
3. Разметка сгибанием Используется для получения квадратной заготовки из прямоугольника И/- карандаш и линейка Прямоугольный лист перегибают так, чтобы короткая сторона легла точно по смежной длинной. При этом прямой угол, соединяющий их, разделится пополам. Затем, придерживая заготовку в таком по­ложении левой рукой, ставят две карандашные метки-риски в начале и конце ко­роткой стороны. Заготовку разворачивают в исходное положение, к рискам при­кладывают линейку и отгибают на нее узкую полоску, отграничивающую квадрат от прямоугольника. Теперь по размеченному ребру можно отделить квадратную заготовку от листа
4. Разметка по шаблону и трафарету И - карандаш П - шаблон и трафарет . При разметке по шаблону его обводят твердым простым карандашом по внешнему контуру, по трафарету — по внутрен­нему контуру. И в том, и в другом случае карандаш держат строго вертикально.  
5. Разметка по выкройке И – мел П - выкройка (д.б. маркирована: название детали и их количество) Для разметки деталей на ткани выкройку делают из тонкой плотной бумаги, чтобы ее можно было приколоть портновскими булавками. Те­перь, когда выкройку держать не надо, правой рукой обводят контур, а левой придерживают ткань, слег­ка оттягивая ее в противоположном направлении.  
6. Разметка через копировальную бумагу используются для перенесения кон­туров рисунка для вышивания на ткань И - твердый карандаш или шариковая ручка П - копировальная бумага Копировальную бумагуукладывают на разутюженную заготовку красящим слоем вниз, сверху прикалывают бумагу с узором большего, чем нужно, формата так, чтобы булавки не попали на копирку. Затем все линии узора прорисовывают твердым карандашом или шариковой ручкой с достаточным нажимом (чем толще и рыхлее ткань, тем сильнее придется нажимать). По окончании разметки листе рисунком откалывают, копировальную бумагу убирают в папку.  
разметка припорохом   И – тампон из ваты, обер­нутый марлей П - сколок( кусок кальки с рисунком) Тампон «пачкают». Предварительно слегка смочив его до­нышко в масле для швейной машины, им слегка протирают красящий слой копировальной бумаги. Затем сколок наклады­вают на разутюженную заготовку и, удерживая левой рукой, чтобы он не двигался по ткани, длинными параллельными движениями от себя с усилием протирают сколок снизу вверх так, чтобы весь узор на кальке оказался основательно «закра­шен» (рис. 68). Красящий состав пройдет только сквозь дыроч­ки на кальке, образуя на ткани ясно видимый точечный след.
7. Разметка на просвет Используется при изготовлении многодетальных бумажных аппликаций, и осо­бенно для мозаичных изображений, требуется размечать криволинейные контуры   И – карандаш П -«контрольная копия» — «контролька». Вначале с базового рисунка снимают копию на кальку, обводя все линии очень мягким карандашом. (получают приспособление, которое называется «контрольная копия» — «контролька»). Затем эту копию кладут на цветную заготовку картинкой вниз. Поскольку калька прозрачная, все линии очень хорошо видны на просвет. Теперь остается только продавить их твердым карандашом или шарико­вой ручкой с пустым стержнем. При этом рисунок отпечатается на материале. Контролька, которую снимали карандашом 2М, позволяет получить три отпечатка.
8. Разметка по месту применяется при изготовлении «рубашки» для коробка-полуфабриката.   И - карандаш Поскольку коробок объ­емный, мы размечаем все фрагменты для его обтяжки по очереди. Вначале поста­вим коробок «на головку», отметим нужное место. Затем коробок «ляжет на спин­ку» и мы отметим его «рост». Теперь он «встанет на ножки» и мы опять поставим риску. Таким образом ребенок разметит ширину заготовки для «рубашки» коробка Длину размечают точно так же, по месту. Для этого коробок нужно положить «на спинку», затем перевернуть на бочок, «уронить на животик», и, наконец, по­ставить на второй бочок (рис. 72а, б, в, г). Таким образом, ребенок, отмечая место каждого фрагмента, получает заготовку нужной формы для обтяжки объемного полуфабриката. Лишние части заготовки отогнем на линейке и отрежем (рис.72д, е)
9. Разметка контрольно-измерительными и разметочными инструментами
9.1. Разметка по линейке И – карандаш и линейка   Для этого линейку прикладывают ну­левой отметкой к кромке листа с левого края, ставят вертикальную черточку (риску) около нужной цифры, затем операцию повторяют с другой стороны (рис.73 а, б). Приложив линейку к двум полученным рискам, про­водят прямую линию, которая будет служить ограни­чителем длины параллельных вертикальных прорезей (рис73в). Сами прорези размечают, приложив линей­ку вначале к проведенной линии и затем к получив­шемуся при складывании фальцу (рис.74). Правила безопасной работы требуют, чтобы разметочная грань была прямая, гладкая, и все риски на шкале были видны очень хорошо
9.2. Разметка по линейке и угольнику И - линейка и угольник Разметка прямоугольника выполняется в 4 шага. 1. В первую очередь размечают левый верхний (базовый) прямой угол (рис. 75). Для этого уголь­ник прикладывают прямым углом к изнаночной стороне заготовки и обводят его двумя движениями, не сдвигая угольник: от угла вниз и от угла вправо. На верхней, горизонтальной линии сразу откладывают первый размер — длину, ставят риску (вертикальную черточку). 2. Теперь нужно построить второй прямой угол точно под имеющейся уже риской. Для этого уголь­ник придется перевернуть шкалой вниз, совместить с размеченной линией на уровне риски его верхнюю грань и провести вертикальную линию от прямого угла вниз (рис. 76). Получилась заготовка для прямоугольника, у которого осталось отложить ширину на двух вертикальных сторонах. 3. Больше прямые углы строить не придется, они получатся сами. Дважды отложим по линейке ширину на вертикальных сторонах, поставим риски 4. Соединим риски по линейке — прямоугольник готов (рис. 78)   Особое внимание детей обратим на то, что при раз­метке нужно ставить именно риску, а не точку, потому что через точку можно провести сколько угодно линий, а через риску-черточку — только одну, совпадающую с ней.    
9.3. Разметка циркулем И- циркуль и линейка держать инструмент придется все время за оголовок В соответ­ствии с величиной будущего круга размер «снимают» с линейки. Для этого ножку с иглой ставят на риску около цифры 0 на линейке, циркуль держат за оголо­вок. Затем ножку с грифелем отводят до риски, обо­значающей величину радиуса (до риски, а не до циф­ры!) (рис. 82(7, б). Размер зафиксирован. Циркуль снимают с линейки за оголовок и всю последующую разметку выполняют уже известным способом. Одна из трудностей разметки циркулем состоит в определении места будущего центра. Ребенок, как правило, старается вколоть иголку посередине листа. Поэтому сразу научим его хорошо известному приему (рис. 83) разметки круга в самом уголке прямоуголь­ной заготовки. Лучше это сделать, рассмотрев картин­ки в учебнике. Циркулем также можно воспользовать­ся и как линейкой. Для этого достаточно снять один раз нужный размер с линейки и «прошагать» цирку­лем от начала до конца, ставя карандашные отметки. Циркуль поможет также разделить окружность на три части, когда мы захотим сделать очарователь­ные объемные игрушки. Циркуль поможет также разделить окружность на три части, когда мы захотим сделать очарователь­ные объемные игрушки. Например, для изготовления «ребристого шара, который собирают из 20 за­готовок, в каждый круг нужно вписать равносторонний треугольник, по всем сторонам которого затем будут отогнуты сегменты — клапаны для сборки. Разметка будет включать несколько этапов (рис. 84я, б, в, г).   Вначале заданным размером размечают круг. • Затем окружность делят пополам по линейке, поставив две метки-риски. Верхняя риска определяет место первой вершины треугольника. • Из нижней риски-помощницы тем же радиусом откладывают на окружности слева и справа еще по одной риске. Это — две остальные вершины треугольника. • По линейке соединяют все вершины, вписав в круг равносторонний треугольник.   Циркулем размечают круги на самых разных материалах: бумаге и картоне, листовом металле, фанере, линолеуме. С конструкцией циркуля ребенок знакомится непосредственно в процессе практической работы. В отличие от других разметочных инструментов, у циркуля есть ручка (оголовок). Чтобы циркуль было удобнее держать, поверхность оголов­ка часто делают ребристой. К правилам безопасного использования циркуля относится правильное его хра­нение, поскольку одна ножка заканчивается острой иглой. В процессе размет­ки игла вкалывается в материал и не может повредить ученику. Но вот если циркуль поставить в стаканчик вверх иглой, то об него можно пораниться, даже не начав работать. Чтобы исключить возможность травмы в любом случае, на иглу циркуля наденем кусочек пенопласта и «спрячем» эту ножку внутрь стаканчика

 








 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.