Сделай Сам Свою Работу на 5

Идеальный индекс цен Фишера





Представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:

Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса).

Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации ипользуется довольно редко (например при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).

Кредитная система - совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

БАНК — (итал. banco — скамья) — денежно-кредитный институт, осуществляющий разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающий финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Б. выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам. Различают две основные разновидности Б., образующих вместе двухуровневую систему: а) центральный Б. — главный государственный Б. страны, наделенный особыми правами. Центральный Б. призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы и запасы денежных средств и золота. Центральный Б. называют «банком банков»', б) коммерческие Б. — как правило, негосударственные Б., выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению. Основные функции коммерческих Б. --прием депозитов (вкладов) и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, выплата денег по вкладам, покупка и продажа ценных бумаг, валюты, оказание услуг. Коммерческие Б. могут быть универсальными и специализированными (сберегательными, инвестиционными, ипотечными, клиринговыми и др.). Операции Б. по привлечению средств в свою кассу называются пассивными, а операции по предоставлению денежного капитала в ссуду - активными. При этом процент, уплачиваемый Б. по пассивным операциям, ниже процента, взимаемого по активным операциям. Разница между этими процентами составляет банковскую прибыль.





Двухуровневая банковская система – организация финансов в стране, когда кредитные учреждения разделены на две группы. К первой относится центральный банк, осуществляющий расчеты только между кредитными организациями. Он же занимается эмиссией денег и регулированием финансовой сферы. Во второй группе - все остальные кредитные организации, обслуживающие конечных клиентов.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК (ЦБ) — основное звено денежно-кредитной системы государства, банк, создаваемый правительством для регулирования обращающейся денежной массы и обменного курса национальной валюты, наделенный монопольным правом выпуска банкнот и регулирования деятельности коммерческих банков. ЦБ является банком банков, органом, помогающим государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом.

АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ — размещение банком имеющихся у него финансовых ресурсов с целью пустить их в оборот и получить прибыль. Наиболее распространенные формы подобных операций: предоставление денежных средств в кредит под проценты, вложения в ценные бумаги, инвестиции в производство.



Пассивные операции (ПО)— это деятельность банка, направленная на формирование собственных и привлеченных источников средств для их дальнейшего использования для проведения операций и получения дохода

БАНКОВСКИЕ РЕСУРСЫ — разновидность, составная часть финансовых ресурсов, включающая собственные и привлеченные средства банков. Собственные средства — акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Привлеченные средства: вклады, средства от продажи облигаций и других ценных бумаг.

Банковская прибыль представляет собой форму прибавочной стоимости, присваиваемой банками в итоге осуществления ими всех операций. Источником этой прибыли служит в конечном счете эксплуатация наемных рабочих в сфере капиталистического производства. Так как труд банковских служащих не является производительным, то их заработная плата и вещественные издержки обращения банка (затраты на наем или амортизацию помещения, амортизацию счетных, пишущих машин и прочего оборудования и мебели банка; канцелярские и почтово-телеграфные расходы) оплачиваются из общественной прибавочной стоимости, которая улавливается банком в форме валовой прибыли.

Учётная ставка — финансовый термин, финансовая категория, употребляемая для характеристики следующих процессов, связанных с кредитованием:

-Под учётной ставкой понимается процентная ставка, по которой Центральный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам. В российской практике наряду с термином учётная ставка для данной ситуации применяется термин ставка рефинансирования. Чем выше учётная ставка Центрального банка, тем более высокий процент взимают затем коммерческие банки за предоставляемый ими клиентам кредит и наоборот.

-Под учётной ставкой понимается процент, курс, взимаемый банком с суммы векселя при «учёте векселя» (покупке его банком до наступления срока платежа). Фактически, учётная ставка в данном случае — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. При учёте Центральным банком государственных ценных бумаг или предоставлении кредита под их залог применяется термин официальная учётная ставка.

Политика учетной ставки позволяет регулировать активность коммерческих банков на вторичном рынке обязательств. Достигается это путем изменения учетной ставки процента, под который центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам. Ее повышение приводит к невыгодности займов, сокращению банковских резервов и мультипликационному сжатию денежного предложения.

по­литикой открытого рынка называют Операции на открытом рынке. Данная политика представляет собой выполнение операций по продаже или покупке твердопроцентных ценных бумаг Центральным банком за свой счет на от­крытом рынке. К основным ценным бумагам относятся:

1) казначейские векселя;

2) беспроцентные казначейские обязательства;

3) облигации государственного займа;

4) промышленные облигации;

5) первоклассные краткосрочные ценные бу­маги;

Другие.

Резервные требования представляют собой инструмент монетарной политики, использующийся во многих странах мира. Их суть заключается в следующем: при наличии в пассиве баланса банков определенного вида обязательств (“резервируемые обязательства”) центральный банк требует от банков осуществить вложения в конкретные виды активов (“резервные активы”) в определенном объеме. Данные вложения носят название обязательных резервов, а соотношение их объемов с объемами резервируемых обязательств задается путем установления набора коэффициентов – норм (нормативов) резервирования.

ФИНАНСЫ — (от лат. financia — наличность, доход) — обобщающая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, денежным обращением; термин, означающий денежные средства, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА — совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ — смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.

Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом) основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом местные администрации избираются местными советами и подотчётны как местным советам, так и кабинету министров или вышестоящей местной администрации. Примерами демократического централизма являются Италия (с 1947 года), Польша, Норвегия, Португалия, ДВР, а также декларируется в КНДР, КНР, СРВ, ЛНДР, декларировался в ГДР, Чехословакии, Югославии, Болгарии, СРР, СССР. Является антагонистом бюрократического централизма при котором местные администрации назначаются главой государства, а местные советы могут на ряде уровней либо отсутствовать либо являться консультативным органом. Также в отличие от федерации в демократическо-централистском государстве существует только одна конституция, единые законы, гражданство и судебная система.

Бюджетный федерализм - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств, направленные на обеспечение целостности и- единства бюджетной системы страны как федеративного государства.

НАЛОГ — обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (физическими и юридическими лицами) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Н. — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно Н. служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система Н. обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов Н. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские, местные. По виду объектов налогообложения
налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль, заработную плату и ее прирост), и косвенные — в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). В Российской Федерации взимаются: а) федеральные налоги; б) налоги субъектов Российской Федерации; в) местные налоги. По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. Налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К ним относится более 20 налогов, в частности: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог с биржевой деятельности; е) налог на операции с ценными бумагами; ж) таможенная пошлина; з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; и) платежи за пользование природными ресурсами; к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; л) подоходный налоге физических лиц; м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; н) гербовый сбор; о) государственная пошлина; п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; с) транспортный налог с предприятий (с 01.01.94). К налогам субъектов Российской Федерации относятся: а) налог на имущество предприятий: б) лесной доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; г) сбор на нужды образовательных учреждений. По налогам субъектов Робсийской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, конкретные ставки — законодательными актами субъектов Российской Федерации. Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами. Современная налоговая система Российской Федерации включает более 180 налогов и сборов, введенных региональными и местными органами власти. Перечень некоторых местных налогов приведен в статье «Местные налоги». (См. также ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА).

КРИВАЯ ЛАФФЕРА — кривая, характеризующая зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью обеспечение занятости населения и решение экономических проблем страны. Ф.П. является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства.

Автоматическая фискальная политика(Automatic fiscal policy) – это незапланированные изменения структуры правительственных закупок и чистых налогов, которые происходят в результате перемещения экономики страны из одного макроэкономического состояния в другое при неизменном уровне ставок налогов и трансфертных программ.

Дискреционная фискальная политика— сознательное регули­рование государством налогообложения и государственных рас­ходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Ос­новными инструментами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

ВСТРОЕННЫЙ СТАБИЛИЗАТОР — экономический механизм, автоматически смягчающий реакцию уровня валового национального продукта на изменение совокупного спроса, позволяющий уменьшить экономические колебания, не прибегая к частым изменениям экономической политики. К таким стабилизаторам относятся, прежде всего, ставки подоходного налога, тарифы.

РЫНОК ТРУДА — рынок спроса и предложения на рабочую силу. Через Р.Т. осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Спрос на труд - количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы. Спрос на труд определяется:
- объемом производства и его отраслевой структурой;
- степенью трудоемкости производства;
- ценой труда.

Предложение труда – это способность и готовность носителя рабочей силы работать по найму.Субъекты предложения - индивидуальные лица, предлагающие себя в качестве работников. Предложение труда прямо пропорционально повышению уровня заработной платы, а при ее снижении предложение труда уменьшается. В процессе предложения труда могут возникать эффекты замещения и дохода. Эффект замещения возникает тогда, когда каждый час отработанного времени оплачивается заманчиво высоко для определенной категории работников. И такие работники понимают каждый час свободного времени, как упущенную выгоду. В результате, у них возникает стремление заместить свободное время дополнительной работой при условии столь высокой оплаты. Соответственно, досуг работника замещается тем набором товаров и услуг, которые он может приобрести на прирост зарплаты.

ЗАНЯТОСТЬ — участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.

БЕЗРАБОТИЦА — социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. В большинстве стран современного мира наблюдается уровень безработицы, составляющий примерно 5% от общего числа занятых. Принято выделять фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, региональную безработицу.

Уровень безработицы— отношение численности безработных определенной возрастной группы к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы, %.

СТРУКТУРНАЯ БЕЗРАБОТИЦА — безработица, вызванная изменениями в структуре спроса и технологии производства. Такие изменения ведут к необходимости новых профессий, а работники, не владеющие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться.

ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА — безработица, вызываемая циклическими спадами производства.

ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА — временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую, чем и вызван период временного увольнения.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ — объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические факторы), не связанный с динамикой экономического роста.

ДОБРОВОЛЬНАЯ БЕЗРАБОТИЦА — безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, определяемую соотношением спроса и предложения в условиях рынка.

Вынужденная безработица - безработица, вызванная отсутствием рабочих мест, соответствующих квалификации безработных специалистов. Источником вынужденной безработицы являются липкая или жесткая заработные платы, нарушающие механизм движения спроса и предложения на рабочую силу. Разновидностями вынужденной безработицы являются: технологическая, структурная и циклическая безработицы.

Массовая безработица означает состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.