Сделай Сам Свою Работу на 5

Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета потребностей в запасных частях.





Планирование производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, ее связь с производственной программой по перевозкам.

Успешное выполнение плана автомобильных перевозок в значительной степени зависит от технической подготовки подвижного состава, которая характеризуется коэффициентом технической готовности парка подвижного состава.

Исходными данными для составления плана технического обслуживания и ремонта служат:

1) Показатели производственной программы по эксплуатации автомобилей;

2) Принятые системы и методы технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

3) Установленные нормы периодичности и нормативы трудоемкости.

Расчеты производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту производятся на основании «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»

В производственной программе определяют:

1) Количество капитальных ремонтов, ТО-1, ТО-2, сезонных и ежедневных обслуживаний;

2) Трудоемкость технических воздействий;

3) Обеспечение производственными площадями и оборудованием для выполнения ТО и ремонта;



4) Затраты на заработную плату ремонтным рабочим, на ремонтные материалы и запасные части.

Число технических воздействий при планировании выверяют цикловым расчетом. Расчеты выполняются по каждой модели, по различным группам автомобилей в зависимости от срока их службы и условий перевозок.

На практике часто получается, что фактический пробег автомобилей значительно отличается от планового. В этом случае необходимо пересчитать плановые значения по количеству и объему технических воздействий на фактический пробег автомобилей. Данную корректировку можно выполнить путем умножения планового числа воздействий (или по текущим ремонтам – планового объема работ) на коэффициент, который определяется как отношение фактического пробега к плановому.

После выполнения необходимых корректировочных расчетов составляются:

1) Плановое задание по ТО и ТР автомобилей по плановому пробегу, которое затем корректируется по фактическому пробегу;

2) Отчет по числу выполненных технических обслуживаний, объему технических ремонтов и количеству капитальных ремонтов;



3) Плановые и технические затраты по каждому виду технического обслуживания и ремонта автомобилей.

В частности, по каждому виду ТО и ТР должны быть установлены: периодичность выполнения технических обслуживаний и ремонтов; объем работ по каждому виду ТО и ТР; производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих и уровень механизации работ; простой автомобилей в ТО-2, текущих и капитальных ремонтах, межремонтные пробеги автомобилей.

По техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава должны быть заданы плановые удельные показатели работы технической службы:

1) Межремонтные пробеги автомобилей,

2) Трудоемкость технических обслуживаний и текущих ремонтов на 1 000 км. пробега,

3) Простой автомобилей в ТО-2 и капитальном ремонте в днях,

4) Простой автомобилей в текущих ремонтах в днях на 1000 км. пробега,

5) Затраты на технические обслуживания и текущие ремонты на 1 000 км. пробега.

6) Производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих,

7) Коэффициент технической готовности автомобильного парка.

В соответствии с коэффициентом технической готовности автомобильного парка осуществляется расчет производственной программы по перевозкам.

Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета потребностей в запасных частях.

Норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Под нормой расхода понимают предельно допустимую величину расхода ресурсов на производство единицы продукции.



Нормы должны быть прогрессивными, т.е. их нужно устанавливать на основе передового опыта достижений науки и техники.

Нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

1) Расчетов нормируемого значения расхода топлива;

2) Для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;

3) Планирование потребности предприятий в обеспечении топлива и ГСМ;

4) Проведение расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы ( по действующей методике определения базовых норм данного показателя), расчетное нормативное значение расхода топлива, которое учитывает выполненную транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Нормы расхода топлива установлены Приказом Министерства промышленности ПМР №562 от 03.11.10

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

а) для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

б) для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (далее по тексту - СНГ) - в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует "1,32 л СНГ, не более" (рекомендуемая норма в пределах 1,22+-0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);

в) для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (далее по тексту - СПГ) - в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1+-0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

г) для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), (1)

 

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

 

Qн = 0,01 х Hs хS х (1 + 0,01 х D) + Hот х T, (2)

 

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S - пробег автобуса, км;

Hот - норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T - время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

13. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

 

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D), (3)

 

где Qн - нормативный расход топлив, л;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan - норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в наряженном состоянии без груза;

 

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

 

где Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в наряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т км;

Gnр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т км;

W - объем транспортной работы, т км: W = Gгр Sгр (где Gгр - масса груза, т;

Sгр - пробег с грузом, км);

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) - до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) - до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно - до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л;

сжиженного газа - до 2,64 л;

природного газа - до 2 куб. м;

при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м - природного газа и до 0, 25 л - дизельного топлива.

. Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов республики-от 5% до 7% (включительно - и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 1 к нормам расхода топлива, порядок их применения представлен в Приложении N 2 к нормам расхода топлива.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

Работа автотранспорта в городах с населением:

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях - с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20-40 км/ч - до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, а также расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива; расчитаного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л. топлива; нормы расхода смазок в килограммах на 100 л расхода топлива.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Методика расчета потребности в запасных частях.

Нормы расхода запасных частей и материалов для технического обслуживания и ремонта подвижного состава рассчитываются в зависимости от потребности в запасных частях для ТО и ТР, возникающей в процессе эксплуатации, и определяются:

1) Надежностью изделия;

2) Уровнем технической эксплуатации;

3) Условиями эксплуатации.

Потребность в запасных частях:

1) Диктует спрос на них;

2) Определяет размер запасов на предприятиях, объем и периодичность заказов;

3) Обуславливает финансовые затраты на приобретение и содержание запасных частей, которые, например, при ТР достигают 40%.

Потребность в запасных частях оформляется в виде норм расхода.

Виды норм:

1) Финансовые – средние удельные затраты на запасные части, расходуемые на эксплуатацию, в том числе по видам ТО и ремонта (ТО-1, ТО-2, ТР), руб./1 000 км.; применяются для парка автомобилей при планировании расходов; определяются посредством обобщения опыта, с помощью данных по фактическим расходам, аналитическим расчетами;

2) Номенклатурные (Н) – устанавливают средний расход конкретной детали в штуках на N автомобилей в год (в России N=100), содержаться в каталогах заводов-производителей, номенклатурных тетрадях, у дистрибьюторов, включают от 400 до 800 наименований деталей;

3) Индивидуальные – разрабатываются для конкретного АТП, фирмы, маршрута, учитывают специфику эксплуатации.

Аналитический учет(его считают наиболее точным) предусматривает использование данных по ведущей функции потока отказов или замен .

Методика расчета затрат и потребностей в автошинах.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются для планировки АТП в шинах; осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов; определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий.

Нормы эксплуатационного пробега шин разработаны с учетом статистического анализа фактических данных о средних пробегах, основных причинах выхода из строя и снятия их с эксплуатации на автотранспортных предприятиях.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств установлены для шин, автотранспортных средств, предназначенных для использования на легковых, грузовых автомобилях, автобусах и троллейбусах, прицепах и полуприцепах (категорий…), которые не подвергались восстановительному ремонту и были сняты с эксплуатации по следующим причинам:

1) износ рисунка протектора (при условии пригодности шины к восстановительному ремонту);

2) разрушения производственного или эксплуатационного характера, исключающие возможность проведения восстановительного ремонта.

Данные нормы обязательны для использования организациями и индивидуальными предпринимателями, независимо от организационно-правовой формы.

Расчет норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

Указанные нормы определяются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют конкретным условиям работы автомобильного транспорта.

Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Норма эксплуатационного пробега шины (Н1) определяется так: среднестатистический пробег шины умножается на поправочный коэффициенты:

где Н – среднестатистический пробег шины, тыс. км.; К1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства; К2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

Получив новые модели шин и новые марки автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие (приказом по предприятию) временную норму их эксплуатации на основании средних пробегов списанных шин.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.