Сделай Сам Свою Работу на 5

Средняя Азия в составе держав Александра Македонского и Селевкидов





По сравнению с западной половиной бывшей державы Ахеменидов влияние эллинизма в Восточном Иране и Средней Азии оказалось значительно менее прочным, и реакция местного населения против македонских завоевателей проявилась здесь ранее, чем на Западе. При Александре македонское господство в среднеазиатских сатрапиях держалось на союзе завоевателей с местной знатью и на военной оккупации важнейших стратегических пунктов. Эту последнюю функцию выполняли военные колонии — многочисленные Александрии, основанные в Восточном Иране и Средней Азии. Когда известие о смерти Александра пришло в Среднюю Азию, немедленно восстали эллины-колонисты, не желавшие нести опасную гарнизонную службу в отдалённом краю. В количестве 23 тыс. они бросили колонии и двинулись на запад. Македонскому полководцу Пердикке удалось их обезоружить и уничтожить, однако после этого численность гарнизонов в восточных сатрапиях значительно сократилась. Борьба наследников Александра между собой подорвала союз завоевателей с местной знатью; народ с трудом сносил македонское господство. С севера восточным сатрапиям угрожали кочевники, под их ударами пала Александрия Маргиана.



После окончательного распада империи Александра первым царям династии Селевкидов удалось на некоторое время установить господство над среднеазиатскими областями.

Включение Средней Азии в состав державы Селевкидов сопровождалось эллинской колонизацией, укреплением торговых связей со Средиземноморьем, развитием, хотя и в очень ограниченной степени, денежного хозяйства. Средняя Азия всё сильнее вовлекалась в систему отношений, господствовавших в эллинистическом мире. Эллинизация страны была связана с усилением эксплуатации народных масс; тонкая греко-македонская прослойка жила фактически за счёт широких слоев местного крестьянства, что возбуждало острое его недовольство. Местная знать, отстранённая завоевателями от власти, также была недовольна. Распространение эллинистической культуры в Средней Азии было сравнительно поверхностным. Как только события на западных границах и династические распри отвлекли внимание Селевкидов от восточных сатрапий, среднеазиатские области, слабо связанные с центром и упорно сопротивлявшиеся греко-македонскому завоеванию, отпали.



 

6.Греко-Бактрийское царство-рабовладельческое государство, располагавшееся главным образом на территории Средней Азии и охватывавшее первоначально Бактрию, Согдийскую Маргиану и, возможно, частично Шаш и Фергану. Возникло около 250 до н. э. в результате ослабления государства Селевкидов (См. Селевкиды) и отпадения от него среднеазиатских владений. Г.-Б. ц. основано наместником (эпархом) Бактрии Диодотом, который, опираясь на местную эллинизированную бактрийско-тохарскую знать и используя рост освободительного движения народов Средней Азии против греко-македонского владычества, провозгласил себя царём. Территория Г.-Б. ц. в результате походов, предпринятых преемниками Диодота (особенно Деметрием 1), значительно расширилась, но образовавшееся государство оказалось внутренне непрочным. Около 175 до н. э. Г.-Б. ц. распалось на Г.-Б. ц. и Греко-Индийское царство. Власть в Г.-Б. ц. захватил Евкратид. При нём Г.-Б. ц. пережило последний этап своего возвышения. Около 155 до н. э. Евкратид был убит своим сыном и соправителем Гелиоклом. Его владения в Средней Азии ограничивались собственно Бактрией. При нём Г.-Б. ц. прекратило существование (между 140—130 до н. э.) в результате роста освободительного движения народов Средней Азии против греко-бактрийских правителей и вторжения кочевников юечжей с С.-В. На месте Г.-Б. ц. возникло Кушанское царство.

Сравнительно непродолжительный период существования Г.-Б. ц. имеет важное значение в истории народов Средней Азии: в это время происходило дальнейшее развитие рабовладельческих отношений, росло ремесло, развивались города. По исторической традиции Бактрию называли «страной 1000 городов». Наиболее крупными городами были Бактра, другое название — Зариаспа (ныне Балх или Вазирабад), Антиохия-Маргиана (ныне Мары), Мараканда (ныне Самарканд), Каписа (Баграм или Беграм). В это время возросла торговля Г.-Б. ц. с Ираном, Индией, Китаем. В оазисах на орошаемых землях развивалось виноградарство, садоводство, скотоводство. На территории Северной Бактрии открыты археологические памятники эпохи Г.-Б. ц. в Кобадианском оазисе (городище Кей-Кобад-шах), в Термезе и др. пунктах. В Южной Бактрии, на территории современного Афганистана, вскрыты слои эпохи Г.-Б. ц. в Баграме (Р. Гиршман) и Балхе (Д. Шламберже).



Изобразительное искусство Г.-Б. ц. до недавнего времени было известно лишь по монетам с портретами царей, фигурами греческих богов и с греческими надписями. Эти монеты, представляющие собой шедевры эллинистического медальерного искусства, свидетельствуют о начавшемся в центре Азии слиянии греческих и местных традиций. Ещё сильнее этот синкретизм проявился в архитектуре открытых раскопками в 1960-е гг. городов Г.-Б. ц. — Ай-Ханум (на С.-В. Афганистана) и Саксан-Охур (на Ю. Таджикской. ССР). Найденные пока немногочисленные образцы скульптуры выполнены в греческих традициях. Искусство Г.-Б. ц. составило одну из художественных школ восточного эллинизма и сыграло важную роль в дальнейшем развитии искусства Средней и Центральной Азии; его традиции чётко прослеживаются в памятниках Кушанского царства и доходят до раннего средневековья.

 

7.Кушанская империя.Кушанское царство (I — III века н. э.) — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано народом юэчжи, пришедшем с территории, на которой сейчас находится китайская провинция Синцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом, Персией и Китаем.

Этнически разнородное население Кушанского царства общалось на тохарских наречиях. В Кушанском царстве развивался т. н. греко-буддизм. Кушанская цивилизация оставила заметный след в истории мировой культуры, соединив достижения многих народов.

Основным ядром Кушанского государства первоначально была территория Бактрии. Здесь после падения Греко-Бактрии существовали мелкие политические образования, в том числе владения, подчинявшиеся вождям кочевых племен, уничтоживших власть греко-бактрийских царей. Эти кочевники довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры. В частности, об этом свидетельствуют гробницы представителей знати, открытые советскими археологами в поселении Тилля-те-пе в Северном Афганистане.

В I веке до н. э. на территории Бактрии повсеместно снова проводятся новые каналы, создаются целые земледельческие оазисы, строятся города, продолжающие градостроительные принципы греко-бактрийского периода. Вскоре один из мелких правителей по имени Герай помещает на монетах свое изображение в виде вооруженного всадника, символизирующего связь с кочевым миром, и именует себя кушанцем. Дальнейший рост небольшого владения Герая привел в конечном итоге к созданию огромной Кушанской державы.

Основателем Кушанской империи стал Кадфиз I, который в I в. до н. э. подчинил четыре небольших княжества кочевых племен, располагавшихся на территории Бактрии, а затем и владения мелких греческих династов. В результате вся Бактрия оказалась объединённой под властью нового правителя, который принимает титул «царя царей». Затем Кадфизу I удалось утвердиться в ряде областей за Гиндукушем. Выпуск монет с индийскими надписями свидетельствует о том, что в состав его владений вошло и индийское население.

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, но по вопросу о времени его правления существуют значительные расхождения среди исследователей. Скорее всего, оно относится к первой трети II века н. э. При нём произошло определенное смещение главного центра Кушанской державы в сторону индийских владений. Столицей был город Пурушапура, современный Пешавар. Канишка известен как покровитель буддизма. Впрочем, на монетах Канишки встречаются не только изображения Будды, но и самых различных божеств — и греческие Гелиос и Гефест, и индоиранские Митра и Вертрагна, и многие другие.

Поскольку границы кушанских владений на западе непосредственно соприкасались с Парфией, а на востоке — с ханьским Китаем, нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I — начале II века н. э., где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию. В III веке н. э. кушаны потерпели поражение в столкновении с Сасанидским государством, пришедшим на смену Парфии. В III веке Кушанское царство начало распадаться. Некоторое возрождение кушан отмечается в IV веке, но уже не достигшего былой славы.

К V веку остатки кушанского мира были уничтожены нашествием «белых гуннов».

 

Парфянская империя.

Парфянская империя существовала с 247 г. до НЭ – 228 г. НЭ, после этого ее преемником стала Персия и династия Сасанидов.

 

История Парфянского государства началась с восстания одного из сатрапов огромной греко-македонской империи Селевкидов, который провозгласил себя царем провинции, расположенной вдоль южного берега Каспийского (Гирканского) моря. Вскоре власть у него отнял вождь вторгшегося племени парнов (даев). Народ, в который входило это племя, обитал тогда на землях от Арала до Копетдага.

 

Царь Парфии Митридат I около 170—138/137 до н. э. отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул царя царей, чем объявил себя преемником Ахеменидов. Селевкиды не смогли восстановить своё господство — армия селевкидского царя Антиоха VII была разбита в 129 году. Тем не менее Парфии ещё долгое время пришлось отбиваться от соседей. Стабилизация наступила лишь при Митридате II (около 123—88/87 до н. э.), завоевавшем Дрангиану, Арейю и Маргиану, а также северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения, где в 95 до н. э. был возведён на престол Тигран II. Впоследствии Тигран покорил часть Парфии и перенял себе титул «Царя царей».

Царской резиденций была Ниса.

 

Первый контакт между Парфией и Римом произошёл в начале I века до н. э. (во время войны римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 г. до н. э. границей между Парфией и Римом был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 до н. э.) римские войска под командованием Марка Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав Парфии, но потерпели сокрушительное поражение. К 40 до н. э. парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима, и в 39—37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями, однако поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Со времени Августа римские императоры вмешивались в междоусобия за парфянский престол. Римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии между рабовладельческой знатью греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянской знатью этих районов, которые были заинтересованы в развитии торговли с Римом, — и, с другой стороны, знатью коренных районов Парфии, связанной с кочевыми племенами, которая занимала непримиримую позицию по отношению к Риму и стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок вылилась в несколько гражданских войн и достигла своего апогея в начале I в. н. э. В 43 г. было подавлено антипарфянское восстание в Селевкии на Тигре, автономии были лишены греческие города, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. При Вологезе I (около 51/52—79/80) была достигнута внутренняя стабилизация, которая позволила вновь вести активную политику, в результате чего в 66 на престоле Великой Армении укрепился брат Вологеса Тиридат I.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.