Сделай Сам Свою Работу на 5

Главные районы столкновений колониальных интересов в XVII в.





В XVII в. ясно наметились три основных района столкновений колониальных интересов, различавшиеся по обстановке и методам деятельности соперничавших держав: Индия и страны Южных морей, Вест-Индия и Северная Америка. В Индии и Юго-Восточной Азии торговые компании Голландии и Англии сначала выступали в роли «освободителей» местных феодалов от тирании португальцев, которых они вытесняли, а затем замещали в качестве торговых монополистов.

В Вест-Индии соперничавшие с Испанией державы (Голландия, Англия и Франция) не имели возможности использовать лишённые всякой самостоятельности местные силы. Борьба велась главным образом в форме пиратства и контрабандной торговли. При этом захватывались даже отдельные острова Вест-Индии, которые становились опорными пунктами для контрабанды и разбоя.

В Америке севернее Мексики к началу XVII в. ещё не утвердилась власть какого-либо европейского государства. В течение XVII в. и позже происходит вытеснение европейцами, главным образом англичанами и французами, коренного населения — индейцев. На «очищенной» от индейцев громадной территории распространяется новый, качественно иной тип колоний: колонии переселенцев из метрополии. Однако развитие этих колоний переселенческого типа было сопряжено с глубокими противоречиями: попытки перенести сюда феодальные порядки наталкивались на практическую невозможность осуществить монополизацию всей земли аристократией, а попытки установления здесь буржуазных отношений наталкивались на экономическую неразвитость этих молодых колоний. Ожесточённая борьба шла между английскими колониями и колониями французской короны.



Английская колониальная система в XVII в.

В отличие от голландцев англичане в этот период не располагали достаточной вооружённой силой и потому пользовались главным образом средствами экономического проникновения в Индию. В XVII в. английская компания, вытесненная более сильным соперником — голландцами — из Индонезии, развивала основную свою деятельность на территории империи Великих Моголов. Посольствами, подарками, взятками, услугами английская компания добилась сначала права основания факторий и торговли в Индии, затем пониженной и унифицированной пошлины, наконец, полного освобождения от пошлин за единовременный годовой взнос в казну Моголов. За соответствующую оплату и взятки со стороны местных торговцев англичане предоставляли уже от себя мусульманским и индусским купцам право вести собственную торговлю под английским флагом, не уплачивая внутренних таможенных сборов. Местные торговые и ростовщические круги втягиваются в орбиту интересов Ост-Индской компании, а впоследствии становятся союзниками англичан в деле порабощения собственной страны. Освобождение торговли от пошлин за единовременный ежегодный взнос обогащало также служащих компании: их частная торговля освобождалась от поборов без всяких затрат с их стороны. Вокруг английских факторий создавался обширный круг туземных посредников (брокеров), через которых английские купцы эксплуатировали массы мелких ремесленников, главным образом прядильщиков и ткачей. Вывоз индийских тканей являлся одной из важнейших статей торговли компании.



Первоначальные территориальные приобретения компания совершала в «скромной» форме аренды селений для устройства своих торговых факторий. Но при первой возможности, под благовидным предлогом самообороны, эти фактории превращались в крепости. Так, в 1640 г. была основана первая английская крепость в. Индии — форт св. Георгия (Мадрас).

Борьба за колонии в Вест-Индии

Континентальные владения Испании и Португалии в Северной и Южной Америке с покорённым и закрепощённым местным населением не представлялись такой лёгкой добычей для новых морских держав, как это было в Юго-Восточной Азии. В этой части мира усилия этих держав в XVII в. направляются на разрыв морских связей Вест-Индии с метрополией путём контрабандной торговли и пиратства. Разбойничьи набеги конца XVI в. Рэли, Дрейка и др. показали путь к лёгкой добыче. Острова, заброшенные испанцами после истребления коренного населения, сделались базой и убежищами своеобразных разбойничьих объединений, включавших выходцев многих наций. Остров св. Христофора, остров Тортуга стали центрами, откуда пираты производили нападения на испанские суда, а также на прибрежные поселения Центральной и Южной Америки.



Правительства Англии, Франции и Голландии широко пользовались услугами пиратов. В 1621 г. была основана голландская Вест-Индская компания, деятельность которой носила главным образом пиратский характер. За своё недолгое существование (1621—1674 гг.) компания захватила около 500 испанских кораблей. Эта компания пыталась, начиная с 1637 г., отнять у Португалии Бразилию. Но в Бразилии голландских завоевателей постигла неудача. Они были изгнаны; последний укреплённый пункт голландцев — Ресиф — сдался в 1654 г. Португальцам удалось, снарядив флот, отбить у голландцев и вернуть под власть Португалии в 1648 г. также африканские колонии Анголу и остров Сан-Томе, откуда в Бразилию вывозились негры-рабы.

Постепенно на заброшенных испанцами островах Вест-Индии возникают колониальные владения отдельных стран. Англичане обосновываются на Бермудских островах в 1609 г., а между 1614 и 1635 гг. занимают острова св. Христофора, Барбадос, Невис, Тортуга, Антигуа и Провиденс; в 1655 г. Кромвель снаряжает экспедицию, которая завоёвывает Ямайку. Голландцы в 1667 г. занимают Суринам (Гвиана). Французы захватывают часть острова Эспаньола (Сан-Доминго), Гваделупу, Мартинику, а также обосновываются на северо-восточном берегу Южной Америки — во Французской Гвиане.

Во всех этих пунктах трудом негров-рабов велось плантационное хозяйство. Возделывались сахар, хлопок, кофе, какао. Из сахарного тростника изготовлялся ром. Самым прибыльным видом торговли, а для правительства крупной статьёй дохода являлась работорговля. Негры-рабы выменивались или похищались на побережье Африки и продавались в Вест-Индию. Испания объявила торговлю неграми королевской монополией.

Громадные богатства, захваченные европейцами в результате ограбления новооткрытых стран и колониальной их эксплуатации, составили один из важнейших элементов первоначального накопления, ускорили исторический процесс разложения феодализма и перехода от феодального строя к буржуазному в Европе. Но в то время как в европейских странах происходит ускоренное развитие более прогрессивных по сравнению с феодальными капиталистических отношений, в азиатских странах вторжение европейцев и их колонизаторская деятельность способствуют консервации самых отсталых феодальных и даже рабских форм эксплуатации непосредственных производителей, ведут к нарушению экономических связей между этими странами, к подчинению местного производства интересам европейского торгового капитала.

 

Вопрос 21


генезис капитализма в западной европе в xvi-xvii в.в.

 

Развитие товарного хозяйства и товарно-денежных отношений, рост ремесла и торговли и новые формы их организации, развитие городов как экономических центров, усиление эконо- мической мощи и политической роли третьего сословия, изменение в способе хозяйствования в деревне в XIV-XV в.в. свидетельствовали о начавшемся разложении феодализма и появле- нии первых признаков вступления европейской цивилизации в новый этап развития. Этот этап охватывает период XVI-XVIII в.в. и условно определяется как "раннее новое время".

Начиная с рубежа XV-XVI в.в. происходят кардинальные изменения в жизни европейского сообщества, которые в целом знаменовали вступление цивилизации в период генезиса индуст- риальной цивилизации или генезиса капитализма.

Генезис - момент зарождения и последующий процесс развития посредством аккумулирова- ния количественных изменений, приведший к качественному скачку, переходу к начальным стадиям нового состояния общества.

Создание непосредственных предпосылок, условий для перехода к капитализму было в ре-

шающей степени предопределено социально-экономическим развитием Европы в XVI-XVII в.в.

Катализатором нового этапа в развитии европейской экономики стали Великие географиче- ские открытия и захват колоний в

начале XVI в. Они были вызваны кризисом средиземномор- ской торговли, вследствие турецких завоеваний, а также стремлением получить источники дра- гоценных металлов все более необходимых в условиях развития товарно-денежных отноше- ний.

Географические открытия, завоевание, освоение и последующее ограбление колоний, хлы- нувший в Европу поток золота оказали громадное влияние на экономическую жизнь Европы. Скачкообразное расширение спроса, рынков сбытапромышленной продукции способствовали быстрому обогащению и росту капиталов (свободных средств) у купечества, верхушки цехо- вых мастеров и предприимчивой части дворянства. Этому способствовала и начавшаяся рево- люция цен. Они быстро растут вследствие притока золота. Результатом стал быстрый рост от- раслей промышленности. Это подталкивало владельцев капиталов подчинять себе в качестве скупщиков и продавцов товаров и раздатчиков сырья большинство индивидуальных ремес- ленников, вплоть до организации их работы в одном помещении.

На место мелкого ремесленного производства начинает приходить крупное общественное производство - мануфактурное производство. Оно основано еще на ручном труде, но уже и на разделении технологического процесса на отдельные операции - специализации производства. Мануфактуры были двух типов. Рассеянная мануфактура, в которую объединены производи- тели, работающие в своих мастерских, но получающие сырье и сдающие свою продукцию хо- зяину мануфактуры. На более поздних этапах появляются централизованные мануфактуры, где производители работали под одной крышей.

Под влиянием развития промышленности и, соответственно, роста городов происходили серьезные изменения в сельском хозяйстве. Начавшийся рост спроса на сельскохозяйственную продукцию, совершенствование производимых в городе орудий труда способствовали бурному развитию т.н. аграрной революции.

В условиях роста спроса на сельскохозяйственное сырье и значительного увеличения про- изводства промышленных товаров, пользовавшихся спросом у господствующего слоя, части дворянства и зажиточного крестьянства, становится выгодно переходить к самостоятельному ведению хозяйства. Они сгоняют крестьян с земли и используют их уже в качестве наемных работников. К тому же, все большая часть крестьянства лишается земли в результате аграрного перенаселения, как следствия роста численности населения. Обезземеливание крестьянства, с одной стороны, и переход части дворянства, а также зажиточного крестьянства к ведению собственного крупного хозяйства с использованием труда наемных работников из числа быв- ших крестьян - с другой, и составляли существо аграрной революции.

Лишенная средств существования часть крестьянства в поисках работы шла, как мы уже го- ворили, в наемные работники к прежним хозяевам и, в значительной части, пытались найти работу в городе. Таким образом, возникает рынок свободных рабочих рук для промышленно- сти.

Бурное накопление капиталов и формирование класса их владельцев, с одной стороны, и образование массы людей свободных в двояком смысле слова: и от феодальной зависимости и от средств существования - с другой, составляет содержание процесса так называемого пер- воначального накопления капитала, завершившегося к середине XVIII в.

Следствием этого процесса стал быстрый рост централизованных мануфактур, во главе ко- торых стояли владельцы капиталов и средств производства (предприниматели-капиталисты), использовавшие труд не ремесленников, имевших собственные орудия производства, а наем- ных работников, лишенных средств производства и получавших оплату за свой труд у капита- листа. Начинается переход к капиталистической форме хозяйствования. Одна из важнейших черт ее - экономическое принуждение производителей к труду. Специализация производства, присущая мануфактуре вообще, экономическая заинтересованность наемного работника обу- словили прогрессивное экономическое значение капиталистической мануфактуры, выразив- шегося в резком увеличении производительности труда.

Несмотря на то, что в XVI-XVII в.в. в подавляющем большинстве стран Европы господ- ствовали феодалы, в условиях изменения способа производства формировалась и превраща- лась во влиятельный общественный класс буржуазия. Вместо горожан отдельных городов, создавался класс городской буржуазии в национальном масштабе с общими классовыми инте- ресами и одинаковыми политическими правами. Обычно этот класс был связан союзом с ок- репшей политической властью перед лицом крупных феодалов.

С другой стороны, обогащение буржуазии усилило внимание к ней королевской власти. На- метился ряд новых форм связи между ними: госзаймы, откуп налогов, протекционистская по- литика и др.

Однако, уже в XVI в. в некоторых странах Западной Европы буржуазия вступает в конфликт с феодально-абсолютистской властью. Как- бы то ни было, король - феодал и интересы феода- лов для него на 1-м месте.

В тесной взаимосвязи с появлением капиталистического уклада в недрах феодализма шел процесс освобождения личности и общества от всеобъемлющей власти католической церкви и развития светской идеологии как духовной основы борьбы растущего и крепнущего класса буржуазии.

XIV-XVI в.в. стали временем формирования антифеодального в своем существе светского и антиклерикального (антирелигиозного) мировоззрения - гуманизма.

В центре гуманистического мировоззрения стоит сам человек как гармоничная и раскре- пощенная личность, а не божественное, потустороннее, как в религиозной средневековой идеологии. Земное существование признается единственно реальным. Человеческое тело, человеческие страсти и потребности рассматривались не как нечто греховное, что надо подав- лять, а как самоценность. В противоположность религиозному аскетизму и пессимизму гума- низм проникнут верой в безграничные возможности человека, его воли и разума.

Корни нового мировоззрения и в то же время его наиболее полное и ясное воплощение - в расцвете интеллектуального движения XIV-XVI в.в., начавшегося в Италии, а затем охватив- шего и в другие страны, и вошедшего в историю под названием Возрождения (Ренессанс - фр.)

Сам термин указывал на связь новой культуры с античностью, ставшей ее фундаментом. В условиях расширения контактов с Востоком, в частности с Византией (крестовые походы, торговые отношения с Ближним Востоком и др.), знакомства с памятниками античной культу- ры и искусства в итальянском обществе пробудился интерес к античному наследию.

Но основе использования античной идеологии, творческой ее переработки и оформилось новое мировоззрение, противоположное феодальному, религиозному.

Непосредственными деятелями новой культуры стали представители зарождавшейся новой социальной группы - интеллигенции - людей умственного труда (врачей, учителей, инженеров) и занятых в литературе и искусстве.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 в.в. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Это было время Проторенес- санса.

XIV-начало XV в.в. - время раннего Возрождения.

Ко второй половине XV в. гуманистическая философия, литература и искусство, политиче- ская мысль и наука Возрождения широко распространились по странам Европы. XVI в. - время наибольшего их развития и превращения гуманизма в общеевропейское идейно-культурное движение.

Эпоха Возрождения стала временем подъема не только гуманитарных наук и искусства, но и началом блестящего развития точных математических и естественных наук. Опираясь на их достижения, стала складываться новая материалистическая и рационалистическая мысль, шла выработка нового научного метода познания. Мир пытаются объяснить исходя из него самого, его реальности и познаваемости, а его эволюцию как естественную и закономерную. Особую роль в этом процессе сыграли Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза (XVII в.).

Несмотря на развитие гуманистического движения, мировоззрение большинства европей- цев еще было проникнуто религиозными представлениями и понятиями. Развитие науки и распространение научных знаний было еще недостаточным для формирования у основной мас- сы населения светского мировоззрения.

Закономерно, что идеология, отвечающая складывающейся социально-политической об- становке, интересам новых, рождающихся классов, и противостоящая феодальным устоям, приобрела образ одного из направлений христианства, отколовшегося в XVI в. от католицизма

- протестантизма ("публично доказывающий" - лат.), основателем которого является немец

Мартин Лютер (1483-1546 г.г.).

В противоположность учению католицизма о "спасении человека через добрые дела" (в ко- торое включалось и выполнение обрядов-таинств, совершаемых профессиональными духов- ными лицами) развивалось учение о "спасении человека верой". Имелись в виду религиоз- ные переживания и настроения самого верующего. В новых взглядах выразился прежде всего религиозный индивидуализм. Религия - это отношение человека к Богу, не нуждающегося в посредничестве каких-либо духовных, "священных" лиц. В этом учении по сути содержался протест против опеки над личностью профессионального духовенства. Практически это озна- чало отрицание всей средневековой церковной организации.

К положению о том, что человек "спасается верой" в протестантизме добавляется учение о предопределении. Спасение людей зависит всецело от божественной воли. Бог заранее одних людей предназначил к спасению, других - к гибели. Все люди в мире разделены на две катего- рии – людей "избранных" и людей "отверженных". В конечном счете учение о предопределении превратилось в учение о "светском признании", согласно которому вся практическая деятель- ность человека является его "долгом", "призванием", осуществлением "божественного пла- на".

Учение о предопределении признавало происходившие в XVI в. социально-экономические перемены как нечто закономерное, предопределенное богом. Богатство, в противоположность средневековому аскетическому взгляду на него, рассматривалось не как нечто греховное, мешающее «спасению человека", а наоборот, как своего рода признак успеха человека, удосто- енного божественной милости. Протестантское верование толкало человека к активной эконо- мической деятельности.

Протестанты разработали и новую религиозно-буржуазную мораль, соответствующую эпохе первоначального накопления капитала. Бережливость, скупость, трудолюбие и накопление признавались в ней главнейшими добродетелями.

Идеи протестантизма стали основой мощного общественного движения в Западной и Цен- тральной Европе XVI в., принявшего форму борьбы за преобразование католической церкви - Реформации. Она началась в Германии в конце 2-го десятилетия XVI в., а затем 20-30-х г.г. XVI в. распространилось практически на все страны Европы.

Существо реформации: фактическое отрицание необходимости католической церковной структуры с ее иерархией и духовенства вообще, признание источником религиозной истины

только Священное писание (Библию) и отрицание католического Священного предания (т.е. церковной литературы), требование "дешевой церкви", отрицание прав церкви на земельные богатства.

В результате Реформации образовалось множество самостоятельных церквей и сект: люте- ранская (Германия), кальвинизм (Швейцария), англиканская, методисты, баптисты, адвентисты и др.

Вместе с тем, уже в ходе реформации в Германии выступили черты ее как ранней буржуаз- ной революции. Именно в среде бюргерско-буржуазной верхушки реформация приобретала антифеодальную направленность и массу сторонников. Наконец, ее идеи стали идейным зна- менем первых буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

В Голландии уже в середине XVI в. конфликт между новым буржуазным классом и фео- дальными устоями с политической надстройкой в виде абсолютизма, усугубившийся испанским владычеством, приобрел особую остроту и разрешился в ходе первой в мировой истории по- бедоносной буржуазной революцией. Она дала власть буржуазии, выступавшей руководителем борьбы широких масс населения, и обеспечила ей полное господство в экономической и поли- тической жизни страны. Революция освободила нидерландское буржуазное общество от стес- нявших его развитие феодально-абсолютистских пут. Однако, влияние революции в маленькой стране на исторический процесс было относительно невелико.

Несравненно более значительные последствия имела победа буржуазной революции в Анг- лии в середине XVII в. явившейся уже событием европейского масштаба. Именно она открыва- ет эпоху, когда генезис капитализма привел к новому состоянию европейского общества, ко- гда победа капитализма над феодализмом полностью предопределилась.

Вопрос 23

В условиях позднего Средневековья дальнейшее развитие получил кризис католического христианства, первые проявления которого имели место еще в XIV-XV вв. Всеобъемлющие перемены в жизни западноевропейского общества в конце XV - начале XVI вв. вступали в вопиющее противоречие с теорией и практикой ортодоксального римского католицизма и породили широкое общественное движение под лозунгом необходимости преобразования (reformatio) церкви.

Предпосылки возникновения реформационного движения. Реформационное движение идейно было подготовлено в среде интеллектуальной элиты западноевропейского общества. И Возрождение и Реформация были порождены развитием процесса вычленения отдельной человеческой личности из общинно-корпоративной феодальной среды и роста ее индивидуального самосознания. Однако, если христианские гуманисты Эразм Роттердамский (1462-1536 гг.), Томас Мор (1478-1535 гг.) бичевали пороки современных им “клира и мира”, добиваясь их внутреннего самоочищения до уровня “евангельской простоты”, то христианские реформаторы в конце концов пошли по пути радикального и открытого разрыва с догматикой и организационными принципами средневекового христианства в попытке преобразовать общество. Этот путь западноевропейской Реформации в конечном счете был предопределен наличием весьма широкой социальной базы, подготовленной к восприятию реформационной идеологии глубокими изменениями, происшедшими в массовом сознании европейцев прежде всего по отношению к трудовой деятельности.

Раннее Средневековье в значительной мере унаследовало от Античности и варваров-завоевателей в целом негативное отношение к физическому труду, который представлялся несовместимым со статусом свободного гражданина-воина и был жалким уделом раба. Однако, в условиях глубокой натурализации хозяйственной жизни и под воздействием христианизации западноевропейского общества трудовая деятельность начала восприниматься как неизбежное следствие несовершенства мирской жизни человека, обреченного Богом в силу греховности своих библейских прародителей “в поте лица своего добывать хлеб свой насущный”. В эпоху классического Средневековья труд для сословия, обязанного “работать за всех”, приобрел характер неизбежного и сурового наказания, но прилежное исполнение этой трудовой повинности в течении земного пути выражало истинно христианское смирение и благочестие, открывающие перспективу вечного райского блаженства в мире ином. По мере индивидуализации орудий труда, с ростом хозяйственной самостоятельности отдельной человеческой личности в условиях развития товарно-денежных отношений, наконец, под воздействием “революции цен” и начавшегося зарождения частной собственности, успешная трудовая и предпринимательская деятельность становится средством обретения материального благополучия, социального престижа и морального удовлетворения. Повседневные трудовые усилия в сознании социальных слоев, вовлеченных в новые формы экономической жизнедеятельности из “наказания Господнего” начинают превращаться в первый и, следовательно, - самый главный завет, который Бог дал прародителям рода людского. Его исполнение прежде всего остального должно выражать религиозную принадлежность к христианскому сообществу.

Однако официальная католическая церковь исходила из несколько иных представлений о земном долге истинных христиан. Опираясь на постулат о греховности людской природы, главной задачей верующего человека его кратковременного жизненного пути в порочном земном мире церковь считала приобщение к мистической, спасающей бессмертную человеческую душу от вечных адских мук в мире ином, силе т.н. “Божественной благодати”, основы учения о которой были заложены еще Августином Блаженным (354-430 гг.). Согласно ему, обрести доступ к “благодати” верующий мирянин мог только через церковь и при ее посредничестве, приобщаясь к церковным таинствам. Наличие древнего канонизированного учения о “Божественной благодати”, которое превращало церковную организацию в единственное связующее звено между Богом и людьми, вовсе не означает, что католическая догматика в этом вопросе оставалась абсолютно неизменной на протяжении всего Средневековья. Так, под воздействием экономических и социально - политических процессов, протекавших в западноевропейском обществе в XI-XIII вв. в католицизме резко возрастает значение денежных приношений в пользу церкви, которые начинают вытеснять духовно-нравственное покаяние верующих, - епитимью. Всеобщая “коммерциализация” жизни общества Западной Европы в эпоху “осени Средневековья” нашла свое выражение в возникновении и распространении учения о т.н. “сверхдолжном избытке заслуг” святых и мучеников христианства, которые своими духовными подвигами настолько приумножили первоначально дарованный свыше объем “Божьей благодати”, что предоставили церкви возможность по своему усмотрению распоряжаться образовавшимися излишками. В 1343 г. (по другим данным в 1350 г.) папа Климент VI (1291-1352 гг., папа с 1342 г.) догматически обосновал возможность прямой торговли церковным отпущением грехов и, следовательно, покупки “благодати” мирянами. С этого времени практика продажи католической церковью т.н. “индульгенцией” (от лат. Indulgere - “оказывать снисхождение”), - грамот, которые удостоверяли и юридически оформляли акт приобретения частицы “Божественной благодати”, - получает широкое распространение. В 1477 г. папа Сикст IV (1414-1484 гг., папа с 1471 г.) постановил, что посредством приобретения индульгенций можно либо сократить срок, либо полностью освободить души умерших от пребывания в чистилище. Таким образом, с ортодоксальной точки зрения формального соблюдения церковной обрядности и “рыночного” приобретения “Божественной благодати” у той же церкви было вполне достаточно для гарантированного избавления от посмертных мук душ любых, самых закоренелых грешников и преступников законов Божеских и человеческих. И, следовательно, в своей повседневной жизни и деятельности люди, называвшие себя христианами, могли быть свободны от соблюдения элементарных этических норм. Глубокая аморальность подобного “развития” христианского вероучения проистекала из попыток поверхностной адаптации к новым социально-экономическим условиям принципиально чуждой им по своей природе догматики. Модернизаторские потуги феодальной церковной организации никоим образом не изменяли ее паразитической сущности, столь очевидно проявлявшейся в открытой торговле церковными должностями и доходами (т.н. симония), откровенном тунеядстве многочисленного монашества, вызывающей роскоши высших иерархов и циничной коррупции значительной части духовенства. Все это в своей совокупности вызывало лишь растущее отчуждение и даже враждебность различных слоев формирующегося в ходе мучительного процесса т.н. “первоначального” накопления капитала нового западноевропейского общества.


Начало Реформации в Германии. Лютеранство. 31 октября 1517 г. монах ордена августинцев, профессор теологии Виттенбергского университета в Саксонии (Германия) Мартин Лютер (1483-1546 гг.) выставил у дверей местной церкви свои 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями. Первоначальные намерения М. Лютера не шли далее организации заурядного богословского диспута. Но его поступок в напряженной обстановке “феодальной реакции”, до последних пределов обострившей сложный комплекс экономических и социально-политических противоречий в позднесредневековом немецком обществе, явился исходным пунктом массового реформационного движения сначала в Германии, а затем и в других западноевропейских странах, переживавших аналогичные по своему происхождению исторические процессы. Совсем еще недавно малоизвестный провинциальный теолог оказался центром сплочения всех, по тем или иным причинам оппозиционных существующим порядкам разнородных социальных сил Западной Европы, - от крестьян до монахов, - представители которых в богословских построениях Мартина Лютера увидели не только обоснование правомерности своего недовольства, но и конструктивную программу преобразования общества в соответствии со своими идеалами.

Учению ортодоксального католицизма о спасении бессмертной человеческой души посредством обретения у церкви тем или иным способом частицы “Божественной благодати”, Мартин Лютер противопоставил свою концепцию “оправдания верой”. Согласно ей человек достигает спасения не вследствие формального участия в церковных обрядах и, тем более, не при помощи материальных приношений в пользу церкви, а в результате своей сугубо индивидуальной и искренней веры в искупительную жертву Христа, веры, которая на протяжении всего жизненного пути христианина должна ежечасно подтверждаться его благочестивым образом жизни. Классическое средневековое христианство видело истинное благочестие в уходе из грешного мира и, следовательно, - в максимально возможном отказе от всякой мирской деятельности. Лютер же, выражая систему ценностей, формировавшуюся в условиях позднего Средневековья, утверждал, что “человек рожден для труда, как птица для полета” и только добросовестным повседневным исполнением своего мирского призвания верующий искупает как греховность, унаследованную от прародителей рода людского, так и греховность, неизбежно обретаемую им в несовершенном мире. Самоотверженно снося тяготы своего “мирского креста” верующий человек очевидно свидетельствует о себе как о последователе Христа и тем самым оправдывает себя в качестве христианина. Душеспасающая же сила “благодати” исходит только от Бога и непосредственно нисходит на того, кто достойно несет бремя мирских трудов. Таким образом, в религиозной доктрине М. Лютера повседневная трудовая деятельность отдельного человека обрела значение высшей духовной ценности, а сама человеческая личность возвысилась до возможности установления вполне индивидуальных взаимоотношений с Богом без всякого посредничества со стороны церкви.

Центральное место, занятое благодаря новым социально-экономическим условиям отдельной человеческой личностью в реформационной догматике, потребовало кардинального пересмотра бытовавших до тех пор представлений о церкви и ее взаимоотношениях с обществом и государством. Лютеровская интерпретация учения о “Божественной благодати” свела к минимуму значение культовой обрядности и лишила церковь монопольного положения уникального связующего звена между Богом и людьми. Единственным источником религиозной истины Мартин Лютер провозгласил Священное Писание, отдавая в нем приоритет Евангелию (Новому Завету). Тем самым была уничтожена вероучительная функция духовенства, поскольку после перевода Евангелия на немецкий язык, осуществленного М.артином Лютером в 1521 г., любой элементарно грамотный верующий человек оказался способен не только без посредничества церкви обрести душеспасающую “благодать”, но и вполне самостоятельно приблизиться к постижению слова Божьего. В следствие этого необходимость в церкви как феодальной корпорации духовенства, существовавшей за счет общества, полностью отпала. Ее место должна была занять самообеспечивающаяся церковь - община, объединяющая единоверцев во главе с равным мирянам в духовном смысле, но профессионально подготовленным проповедником - пастором (“наставником”), заменившим несшего “благодать” католического патера (“отца”). Наконец, исходя из представлений о совершенстве царства Божьего и несовершенстве земных царств, руководствуясь новозаветным принципом “Богу - богово, а кесарю - кесарево”, М. Лютер провозгласил тезис о несомненном авторитете мирских владык в решении мирских вопросов. Из нового качества церкви - общины и всевластия государей вполне логично следовал вывод о том, что земные богатства, неправедно присвоенные католической церковью подлежат секуляризации (“омирществлению”) светскими властями с целью их перераспределения среди мирян на благо всего общества. Так был реализован актуальный в эпоху т.н. “первоначального” накопления капитала общественный идеал “дешевой церкви”.

Объективно учение М. Лютера в наиболее полной мере отразило мировоззрение позднесредневекового бюргерства и социально близкой ему зажиточной части крестьянства, только втягивавшихся в раннекапиталистические отношения. Однако в исторических условиях Германии первой четверти XVI в. “бюргерское” по своей природе лютеранство явилось катализатором появления иных в социальной основе направлений в реформационном движении.

Большинство немецкого крестьянства, страдавшего как от “феодальной реакции”, так и от первых проявлений процесса т.н. “первоначального” накопления капитала, равно как и значительная часть городского плебса, терявшего в новых экономических условиях прежний относительно стабильный общественный статус, воспринимали выступление М. Лютера как призыв к началу борьбы против всех форм эксплуатации, за создание общества абсолютной справедливости. Выразителем идеалов этого “крестьянско-плебейского” направления в реформационном движении явился Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.), призывавший к немедленному созданию на основе общности всех имуществ “царства Божьего на земле”. Угроза всем формам собственности, исходившая от мюнцеровской примитивно-коммунистической идеологии, в конечном счете привела к сплочению всех собственнических слоев населения Германии. Их совместными усилиями крестьянско-плебейское движение, вызвавшее Великую крестьянскую войну 1524-1525 гг., было подавлено с невиданной жестокостью.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.