Сделай Сам Свою Работу на 5

Китай эпохи Тан. Государственное устройство, социальная структура китайского общества в VIII-X веках.





Новая династия получила название Тан (618-907).Экономический подъем с/х продолжался и в первые два столетия Танской империи. Появились новые отрасли экономики. Распространение хлопководства привело к тому, что в стране стали выделывать х/б ткани. Города превратились в центры ремесла и торговли (ранее – город - укрепление и город – административный центр). Самый крупный – Чанъань (совр. Сиань) (пров. Шэньси) – столица. В ней проживало в первой половине VIII в. до 500. 000 чел. В административном отношении Танская империя представляла собой следующее: административный аппарат построен на принципе централизации управления и подчинения его низших звеньев высшим. Высшие правительственные органы – «3 палаты» - (сань шэн) – административная палата, палата императорских эдиктов, палата правительственных указов. Во главе первой палаты стоял ее управляющий, он же первый министр. У него было 2 помощника – правый – младший и левый – старший. Эта верховная коллегия пополнялась 2 гос.секретарями. Должностные лица этих учреждений составляли «гражданские чины» (вэньгуань) государства.

В административном отношении страна была поделена на области, округа, уезды, волости и деревни.



Организовано было и школьное дело. В столице было 3 высших училища.

Социальная организация строилась на принципе сословного деления.

Период расцвета Танской империи приходится на годы правления императора Сюань-цзуна (713-756). С 677 г.стали формироваться особые пограничные войска (цзюнь чжэнь). В 742 г. пограничных наместничеств было 10. Правители их – цзедуши, число надельных дворов, находившихся под контролем правительства, власть в государстве стала переходить к владельцам феодальных поместий.

Переход к новым формам феодальной земельной собственности привел к усилению политической раздробленности.

Наиболее яркое событие – восстание крестьян 875-884 гг. во главе с Хуан Чао. Восстание началось в провинциях Хэнань и Шаньдун. В этих местах с 50-х гг. IX в. было много правительственных войск. Содержание войск ложилось бременем на население. Беглые крестьяне объединились в отряды и нападали на феодалов. Толчком к восстанию послужил голод из-за засухи. После подавления восстания претендентами на императорский престол оказались Ли Кэ-юн и Чжу Вэнь.



В 907 г. он низложил императора, но до 960 г. в Китае шла борьба с кочевниками (уйгурами, киданями (китаями), в 929 г. образовалось государство Китаев – Ляо), и в 960 г. один из северных феодалов Чжао Куан-инь, одолев соперников, провозгласил себя императором и положил начало новой династии Сун (960-1279).

29. Особенности социально-экономического развития средневековой Индии. Кастовый строй. Община. Государство Гуптов.Упадок империи Гуптов в Индии явился рубежом, отделяющим древность от средневековья. Высший расцвет империи Гуптов относится ко второй половине IV- первой половине V вв. Развиты были горнорудные промыслы, выплавка металлов. Добывались – железо, медь, драгоценные и полудрагоценные камни, соль.

Основой социальной структурыИндии была система каст (каста – порт. слово – род, племя, Всей жизнью касты руководили старшины и кастовые советы (панчаяты). Обязанности – следили за выполнением ее членами всех кастовых правил и обычаев. Существовала иерархия каст: высшие 2 – брахманы, раджпуты (феодалы); ниже были касты торговцев и ростовщиков, прочие касты, исключая те, в которые входили представители высшей прослойки крестьянства; относились к шудрам. В свою очередь шудрянские касты имели свою внутреннюю иерархию – были высшие и низшие, к последним относились и рабы, общинные слуги и люди, занимавшиеся профессиями, которые считались «нечистыми»), восходящая к варнам. Принадлежность к касте была связана с рождением человека и определяла его статус на всю жизнь.



Еще одной специфической чертой Индии была община.Господствующим типом общины была соседская сельская община. Состояла из группы малых и больших патриархальных семей.Каждая семья обладала наследственной долей пахотной земли и вела на ней самостоятельное хозяйство. Общинники несли продуктовую ренту, трудовые повинности (виштхи), не связанные с с/х работами, + различные поборы.

Особенностью средневекового индийского города было то, что на протяжении всего средневековья сохранялся его аграрный характер. Ремесленники были объединены в профессиональные касты ткачей, ювелиров, башмачников, оружейников, резчиков по дереву и т.п. Торговцы тоже были объединены в касты.

Возникновение ислама и образование Арабского государства.

Разложение первобытнообщинных отношений, стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земельную собственность, скот и значительные доходы, поступавшие от караванной торговли, являлись основной предпосылкой политического объединения Аравии. Постоянные торгово-экономические связи мекканцев с другими аравийскими племенами способствовали распространению их влияния на эти племена. Мекканский храм — Кааба (и его святыня — «Черный Камень» (метеорит), который был вделан в стену храма) стал местом паломничества и почитания для многих, в том числе и кочевых племен. Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилищ Каабы, а это могло бы повредить политическому влиянию Мекки и ее торговым связям с арабскими племенами. Последователи Мухаммеда подвергались преследованиям, что вынудило их переселиться в оазис Ясриб (Медину). Переселение, по преданию, произошло в 622 г. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов. В ходе этой борьбы многие племена Аравии, враждебно настроенные по отношению к мекканским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами. Полное объединение Аравии и обращение (во многих случаях чисто внешнее) ее населения в ислам произошло уже после смерти Мухаммеда, в правление его ближайших преемников — первых двух халифов.

Образование халифата. Правление первых четырех халифов.

После смерти Мухаммеда правители государства выбирались из его сподвижников и родственников, которые получали титул халифов («заместителей» пророка). Таких выборных правителей-халифов-было четыре: Абу Бекр (632—634), Омар (634—644), Осман (644- 656), Али (656—661).Первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии сепаратистские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Эти восстания отражали социальные противоречия в арабском обществе между рядовыми членами племен и феодализирующей знатью. Восстания были подавлены, но острые социальные противоречия оставались. Международная обстановка благоприятствовала арабским завоеваниям. Длительная война между Византией и Ираном (602- 628) истощила силы этих двух крупнейших держав того времени. Собрав огромное войско, арабы сумели начать войну одновременно с Ираном и Византией. К 640 г. они завоевали Палестину и Сирию, затем Египет (640—642) и, продолжая наступление далее на запад по Северной Африке, к 649 г. дошли до Карфагена. В 634—651 гг. был полностью подчинен Иран, некогда могучая Сасанидская держава перестала существовать. В результате неоднократных военных вторжений в середине VII в. в вассальную зависимость от арабов были поставлены Армения и часть Грузии. За Кавказом арабские войска доходили до земель хазар. До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям, зороастрийцам.

Халифат Омейядов.

При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В ней расселились те арабские племена, на которые опирались омейядские халифы. В конце VII- первом десятилетии VIII в. арабы прочно обосновались в Северной Африке. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию. В начале VIII в. были окончательно покорены Армения, Картли и Албания. В Средней Азии в 705—715 гг. были завоеваны Хорезм и области за Амударьей Победа арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд.

Социально-экономические отношения в халифате. Африканские и азиатские провинции Византии, Иран, страны Закавказья, Средняя Азия и Испания ко времени арабского завоевания находились на стадии раннего феодализма.

Верховным собственником всех земель считалось государство.

Основной формой земельной собственности при Омейядах оставался мюльк — частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду.

Огромный фонд составляли земли, принадлежащие непосредственно халифу.

В халифате существовала четко разработанная налоговая система (подушная подать — джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане — харадж)).

Омейяды начали чеканить собственную монету.

Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Их главы — эмиры — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Они имели двух заместителей:

один отвечал за финансы, другой — кади — был главным судьей и представителем духовной власти халифа.

Важным последствием арабского завоевания было распространение ислама на территории халифата.

Еще в 680 г., после смерти первого омейядского халифа Муавийи, шииты во главе с Хусейном, сыном Али и дочери пророка Фатимы, подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Было также несколько выступлений хариджитов. Кульминацией всех выступлений явилось восстание в Харасане, войска Омейядов были разбиты восставшими. В результате гражданской войны к власти пришла новая династия — Аббасиды.

Халифат Аббасидов.

Халифы из рода Аббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати дикхан. Столицей-Аббасидов стал новый город — Багдад (762 г). В отличие от Омейядов Аббасиды не проводили активной завоевательной политики. Продолжались военные действия на Кавказе и в Средней Азии.

Развитие феодальных отношений. В халифате Аббасидов получили дальнейшее развитие феодальные отношения. Верховная собственность на землю, как и раньше, принадлежала государству. В то же время сохранялось частное (мюльк) и условное (икта) землевладение.

В IX в. появился новый вид феодального владения — вакф — земли, пожалованные государством или частным собственником различным мусульманским учреждениям.

Рост вакуфного и условного (икта) землевладения привел к сокращению доходов казны.

Крестьянская община в ряде районов быстро разлагалась, превращаясь в тяглую. В VII—IX вв. в халифате все еще было много рабов, которых использовали не только в услужении, но и в производстве.

В странах халифата была значительно развита торговля.

Государственное устройство халифата Аббасидов. Халифат Аббасидов представлял централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом. Верховным правителем был халиф, располагавший светской и духовной властью. Его главным помощником в светских делах был великий везир. Судопроизводство в халифате вершилось на основе мусульманского религиозного права — шариата.

Народные движения в халифате Аббасидов. Крупным потрясением для страны было восстание зинджей. Зинджи — чернокожие рабы, труд которых широко применялся в халифате. Восставшие в течение четырнадцати лет (869—883) удерживали в своих руках большой район Южного Ирана и Хузистана. Созданное рабами государство копировало халифат Аббасидов. Другим крупным потрясением для халифата явилось движение карматов. В конце IX-Х в. оно охватило бедуинов, ремесленников и крестьян Сирии, Ирака, Бахрейна, Йемена и Хорасана. В начале Х в. на Бахрейне карматам удалось даже создать свое государство, которое просуществовало более полутора столетий.

В течение IX — первой половине X в. Аббасидский халифат распался на отдельные эмираты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.