Сделай Сам Свою Работу на 5

Хозяйственный и общественный строй древних германцев по данным Цезаря и Тацита.





Хронология и периодизация истории средних веков.

Согласно периодизации (неизбежно условной), принятой мировой и отечественной наукой, у истоков средневековья в Западной Европе стоит крушение во второй половине V в. Западной Римской империи. Встреча двух миров — античного греко-римского и варварского (германского, кельтского, славянского) — стала началом глубокого переворота, который открыл новый, средневековый период в истории Западной Европы. Для истории Византии началом средневековья считается IV век, когда Восточная Римская империя обрела самостоятельность.

Необходимо отметить и новые тенденции в современной отечественной науке, которые вносят существенные коррективы в про-блему периодизации.

Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада.



II. II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства.

III. III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций.

 

Сущность феодализма.

Центральной проблемой истории раннего и классического средневековья с точки зрения исторического материализма является раскрытие сущности феодализма как способа производства, составляющего фундамент феодальной социально-экономической формации. Термин «феодализм» стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Произошёл он от латинского слова feodum — феод, которым в средние века во многих странах Западной Европы обозначалось условное, наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение какой-либо (обычно военной) службы.



Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно.

В первые десятилетия XX в. лишь немногие буржуазные медиевисты сохраняли традиции более комплексного понимания сложного и многостороннего подхода к феодализму. Так, известный бельгийский медиевист Анри Пиренн (1862—1935) продолжал придерживаться концепции, близкой к теории «двух феодализмов», и критиковал с этих позиций Допша.

В современной буржуазной медиевистике нет единого понимания сущности феодализма. Подавляющее большинство ученых придерживаются традиционной политико-юридической трактовки этого термина. Часть из них смотрят на феодализм крайне узко, как на вассально-ленную систему или даже только специфическую военную организацию, возникновение и функционирование которой объясняется исключительно потребностями военной защиты и не связано с развитием вотчины и даже государства.

Феодализм, таким образом, рассматривается как временное средство оздоровления прогнившей системы, функционирующее, пока не сложится новая, более совершенная система. Феодализм для них — это не закономерный и прогрессивный этап в развитии общества, а лишь случайный результат политического развития.



 

Сущность варварства. Эволюция термина «варвар».

Варварами в римской империи считали не граждан империи. Европейский феодализм зарождался в условиях столкновения и взаимодействия с родоплеменным обществом германских , кельтских, славянских и других народов в центральной ,северной и восточной европы. Многие варвары шли на договор с римской империи в виду того что более сильные племена гуннов сгоняли слабые племена, которые подписывали с Римом федеративный договор. Таким образом, вестготы в 376 г. Обратились к правительству восточно-римской империи с просьбой об убежище в качестве федератов (союзников) с обязательством охранять духовные границы в обмен на поставки продовольствия
Эволюция термина «варвар» заключалась в том, что отношения из кровно-родственных переходили в соседские. В результате усовершенствования орудий труда, излишек,неравенст.

 

Основные виды источников по истории средних веков.

Источники по периоду Средневековья условно подразделяются на пять типов:
природно-географические;
-этнографические;
-вещественные источники;
-художественно-изобразительные (архитектура, живопись, скульптура, прикладное искусство);
-письменные.
Письменные источники в свою очередь подразделяются на:
нарративные, то есть исторические повествования (анналы, хроники, биографии, генеалогии, истории и т. п.), агиографические сочинения, эпистолярные памятники, проповеди и наставления, научная и художественная литература;
-документальные;
-законодательные.

 

Кризис рабовладельческого строя и падение Западной Римской империи.

Рабовладельческое хозяйство было рентабельным до тех пор, пока дешевизна и стабильность притока новых рабов позволяла эксплуатировать их нещадно, не заботясь об их физическом износе. Однако со II в. н. э. приток новых рабов стал уменьшаться, а цена их расти. Отношение к рабам меняется. В рабе начинают видеть человека. Главный стимул для увеличения производительности рабского труда - предоставление рабу право на семью и некоторого имущества — пекулия (личные вещи и средства производства: рабочий инструмент, скот, мастерская, земля). Собственником считался рабовладелец, раб-держателем, пользователем.

Большую роль стала играть мелкая аренда, прекария. Прекарист первоначально, вообще не нес каких-либо повинностей в пользу собственника. В эпоху домината прекарий все чаще оформляется письменно.

Патронат заключался в самоотдаче одних граждан под покровительство других. Такой акт назывался коммендацией. Патроцинии III—V вв. — форма личной зависимости мелких, а также средних землевладельцев от землевладельцев крупных.

Колонны - с I в. н. э. так называли мелких арендаторов различного статуса. В IV—V вв. колоны делились на свободных и приписных.

Превращение рабовладельческой виллы в децентрализованную латифундию обозначило рост натурализации, ослабление рыночных связей. Это сопровождалось экономическим спадом. Спад был порожден кризисом рабовладельческого строя. Непосредственная причина - перестройка производственных отношений, вызвавшая нарушение хозяйственных связей и ориентиров и совпавшую по времени с неблагоприятными конкретно-историческими обстоятельствами.

Хозяйственный и общественный строй древних германцев по данным Цезаря и Тацита.

Северные соседи Римской империи — варварские, по оценке греков и римлян, племена германцев, кельтов, славян, фракийцев, сарматов - в IV—VI вв. все они в той или иной мере и форме обнаружили признаки складывания классов и государства, очевидной становилась феодальная направленность изменений. Главной отраслью хозяйства у германцев было скотоводство. В первые века нашей эры род все еще играл очень важную роль в жизни германцев. Члены его селились если не вместе, то компактно.

Социальный статус германца определялся статусом его семьи. Всё это определяло степень знатности человека, Рабство оставалось патриархальным, Часть рабов трудилась рука об руку с хозяином и делила с ним кров и пищу, трехчастное деление соплеменников на знатных, свободных и полусвободных, (лит)

Социально-политический строй древних германцев — это строй, характерный для высшей ступени варварства, военная демократия. Высшим органом власти было народное собрание или вече (тинг) племени.

Совет принцепсов - это было достаточно аморфное образование, объединявшее первых лиц племени. Наряду с коллективной властью народного собрания и совета старейшин у германцев существовала индивидуальная власть племенных вождей. По наблюдениям Тацита, конунг располагал весьма ограниченной властью и управлял соплеменниками, скорее убеждая и увлекая примером, нежели приказывая. Власть конунга была выборной. Внутри дружины существовала своя специфическая иерархия, положение в ней определялось не столько знатностью рода, сколько личной доблестью.

Реальной политической единицей древнегерманского мира являлось племя. Племенные объединения рубежа старой и новой эры были еще очень рыхлыми и непрочными. Сотня – Округ – Племя. Поскольку жизнь ставила перед племенем более разнообразные и сложные проблемы, чем перед округом или сотней, круг вопросов, обсуждавшихся на племенном собрании, был шире, а сами вопросы — серьезнее.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.