Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовый контроль на рынке ценных бумаг





Важнейшей функцией управления рынком ценных бумаг явля­ется финансовый контроль.

Финансовый контроль на рынке ценных бумаг представляет со­бой деятельность уполномоченных органов по обеспечению выпол­нения субъектами рынка установленных норм поведения, правил участия в деятельности рынка, законов и нормативных актов, регу­лирующих финансовые отношения на рынке ценных бумаг.

Необходимость финансового контроля обусловливается тем, что рынок ценных бумаг является важным элементом рыночной инфраструктуры, от состояния которого зависит развитие всей экономики. В то же время рынок ценных бумаг — это сфера эко-


комических отношений, в которой при отсутствии соответствую­щей законодательной базы и жесткого финансового контроля раз­виваются такие явления, как мошенничество, подделки, воров­ство. Доказательством тому служит опыт других стран, в частнос­ти, современный опыт развивающихся стран. Например, в 1992 г. на фондовой бирже Куала-Лампура в Малайзии было похищено 75 тыс. сертификатов на 75 млн акций. Выпуск фальшивых акций имел место в 1993 г. в Индонезии (на сумму 5 млн USD), в 1991 г. в Греции (несколько тысяч подделок акций компании «Titan Ce­ment»), в 1990 г. в Турции (поддельные сертификаты акций ком­пании «Curkurova»). В 1992 г. государственным банком Индии была обнаружена ошибка в учете операций с государственными ценными бумагами, в результате чего банк не досчитался миллио­нов долларов.



Такие факты ведут к утрате доверия потенциальными инвесто­рами к рынку ценных бумаг, подрывают основы его эффективного функционирования, не обеспечивают достаточную безопасность размещения сбережений.

Финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют все субъекты: участники торгов, организаторы торговли, саморегу­лируемые организации, государство.

В зависимости от субъекта, проводящего контроль, финансовый контроль на рынке ценных бумаг классифицируют на государствен­ный и негосударственный. Государственный контроль осущес­твляют служащие государственных организаций: лицензирующих, регистрирующих, контрольных. Контроль, проводимый всеми ос­тальными субъектами, относят к негосударственному.



В зависимости от цели, задач, объектов контроля финансовый контроль подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний контроль (аудит) осуществляют все участники ры­нка ценных бумаг в целях реализации своих уставных задач, инте­ресов каждого конкретного участника. Он входит составной частью во внутрихозяйственный финансовый контроль. Его объектами яв­ляются финансовые отношения данного субъекта с другими учас­тниками рынка, финансовое состояние данного субъекта.

Внешний контроль осуществляют государство, саморегулируе­мые организации, некоторые организаторы торгов. Его целью явля­ются защита интересов всех участников рынка ценных бумаг, под­держание стабильного положения, создание условий для динамич­ного его развития. Задачи внешнего контроля определяются ролью каждого из субъектов, осуществляющих этот контроль, и будут рас­смотрены ниже.

Объектами внешнего финансового контроля являются как мно­гообразные финансовые отношения, возникающие между участни­ками рынка ценных бумаг (эмитентами и инвесторами, эмитентами и профессиональными участниками, инвесторами и профессио­нальными участниками, государством и участниками и др.), так и н целом состояние рынка ценных бумаг.


Организацию внутреннего финансового контроля можно рас­смотреть на примере контроля в депозитарной системе.

Как правило, в организационной структуре депозитария имеет­ся специальное подразделение (например, отдел внутреннего кон­троля), на которое возложены контрольные функции. В его задачи входит, в частности, контроль организации документооборота в от­делах, операционный контроль, инвентаризация ценных бумаг, составление сводного отчета на конец дня.



Контроль организации документооборота осуществляется в виде проверки состояния журнала входящей документации, карто­теки поручений и административных распоряжений, журнала исхо­дящих писем. Проверяющие устанавливают, зарегистрированы ли в журнале все поступающие документы (поручения, запросы, пись­ма и др.), стоят ли на документах отметки об исполнении с указани­ем учетного номера, помещен ли документ в оперативный архив. Кроме того проводится сверка документов внутреннего учета. Свер­ка баланса производится по данным информационной системы, по выпискам из реестров владельцев и по счетам «Депо», по актам приемки-передачи и данным инвентарного учета.

Остатки на пассивных клиентских и операционных счетах со­поставляются с остатками на активных инвентарных счетах. Сверка баланса производится не реже одного раза в месяц. Выявленные расхождения остатков подлежат урегулированию. Все остатки по активным счетам проверяются на наличие документальных основа­ний для изменения состояния инвентарных счетов — выписок из ре­естра владельцев ценных бумаг о состоянии лицевого счета депози­тария-попечителя.

В ходе операционного контроля проверяется соответствие каж­дой проведенной операции зарегистрированному в установленном порядке документу-основанию (поручению клиента, распоряже­нию администрации, запросу), фактическое поступление (изъятие) сертификатов ценных бумаг в хранилище депозитария и правиль­ность документального оформления указанных операций.

Инвентаризация документарных ценных бумаг обязательна при смене материально ответственных лиц (проводится на день приемки-передачи дел), после стихийных бедствий, пожаров, ава­рий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных форс-мажорны­ми обстоятельствами, вследствие установления фактов утрат и хи­щений, при ликвидации или реорганизации депозитария, перед сос­тавлением годовой бухгалтерской отчетности и в других предусмот­ренных законом случаях. Создается комиссия из числа работников депозитария с участием руководителя. Инвентаризация проводится путем сверки остатков сертификатов ценных бумаг с данными учет­ных документов в присутствии материально ответственного лица. После ее окончания составляются акты и сличительные ведомости, служащие основанием для отражения в учете результатов инвента­ризации. Выявленные излишки подлежат оприходованию и зачис­лению на инвентарные счета с последующим установлением причин


и виновных лиц. Недостача ценных бумаг относится на виновных лиц, если последние установлены, в противном случае убытки от недостач списываются на затраты депозитария.

Организация финансового контроля на рынке ценных бумаг оп­ределяется действующей концепцией государственного регулирова­ния этого рынка. В мировой практике известны две основные диа­метрально противоположные концепции. Согласно первой, приме­няемой во Франции, регулирование рынка осуществляется государ­ством, лишь небольшая часть полномочий по контролю передается саморегулируемым организациям.

Согласно второй концепции, действующей в Великобритании, основные функции по регулированию и контролю государство пе­редает саморегулируемым организациям. При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговор­ный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка. В то же время государство сохраняет за собой основные контроль­ные позиции, возможность в любой момент вмешаться в процесс са­морегулирования.

Системы контроля во Франции и Великобритании являются од­ноуровневыми: рынок контролирует либо государство (Франция), либо саморегулируемые организации (Великобритания). В других странах степень централизации и жесткость регулирования колеб­лются между этими двумя крайними концепциями, а системы регу­лирования и контроля являются двухуровневыми: первый уро­вень — это органы государственного регулирования и контроля; второй — саморегулируемые организации. Такие системы сущес­твуют в США, Японии, Германии и других странах. Рассмотрим особенности государственного и негосударственного контроля на рынке ценных бумаг.

Государство осуществляет контроль за финансовой устойчивос­тью и безопасностью рынка в целом, что определяет задачи государ­ственного финансового контроля на рынке ценных бумаг, к кото­рым относятся:

• выявление факторов недобросовестности и мошенничества,
определение и реализация мер защиты от них участников рынка;

• выявление факторов нарушений в ценообразовании на рынке,
их присечение, принятие мер воздействия к нарушителям;

• определение узких мест в законодательстве, регулирующем
финансовые отношения на рынке ценных бумаг, подготовка пред­
ложений по совершенствованию законодательства.

Структура государственных органов, регулирующих, контроли­рующих рынок, зависит от модели рынка (банковской, небанков­ской), степени централизации управления в стране и автономии ре­гионов. В странах с федеральным устройством часть полномочий государства на фондовом рынке передается территориям (напри­мер, штатам в США, землям в Германии).

В странах с развитыми рынками общей тенденцией янлжчгя создание самостоятельных ведомств, регулирующих, кои i рп/шруш щих рынок ценных бумаг. В то же время в некоторых ( ф.нич i mi

I,Ml


трольные, регулирующие функции возложены на Министерство финансов (Франция), банки (Германия) или имеет место смешан­ное управление.

Примером специального ведомства, регулирующего рынок цен­ных бумаг, является Комиссия по ценным бумагам и биржам в США. Комиссия с аналогичным названием функционирует и в Япо­нии. Отличие между ними в том, что в США эта комиссия является высшим, независимым от указаний правительства надзорным орга­ном, а в Японии подобная комиссия — это структурное подразделе­ние Министерства финансов: комиссия регулирует рынок, а Ми­нистерство финансов — участников рынка.

В американской Комиссии по ценным бумагам и биржам кон­трольные функции возложены на Управление по надзору за законо­дательством. Его сотрудники устанавливают факты нарушения за­конодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, определяют степень тяжести правонарушения, принимают меры воздействия к нарушителям.

По американскому образцу строится регулирование и кон­троль на рынке многих развивающихся стран. Например, в Ин­дии надзорные функции выполняет Управление по ценным бума­гам и биржам; в Китае — Китайская комиссия по регулированию рынка ценных бумаг, а также министерства финансов и юстиции; в Мексике — Национальная комиссия по ценным бумагам; в Бра­зилии — Комиссия по ценным бумагам, Национальный монетар­ный совет, Центральный банк; в Чили — Комиссия по ценным бу­магам и страхованию; в России — Федеральная комиссия по рын­ку ценных бумаг.

Во Франции регулирование фондового рынка осуществляет Министерство экономики и финансов. В Германии основные кон­трольные функции возложены на Немецкий федеральный банк'и специальный контролирующий орган — Федеральную надзорную палату. Аналогично организован контроль в Австрии, Бельгии, других странах с банковской моделью рынка.

Государство на рынке ценных бумаг контролирует все виды деятельности, все виды операций: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и др. Оно осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами требо­ваний законодательных и нормативных актов, за финансовым состоянием инвестиционных институтов; контролирует государ­ственные и корпоративные ценные бумаги (соответствие количес­тва выпущенных и обращающихся ценных бумаг, размеры объяв­ленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала и др.).

Рассмотрим организацию государственного финансового кон­троля на примере контроля за эмиссией ценных бумаг. Этот кон­троль осуществляют регистрирующие органы на всех этапах эмис­сионного процесса: на этапе эмиссии ценных бумаг; в период их раз­мещения; на этапе подведения итогов эмиссии.


На этапе эмиссии проводятся следующие виды контрольных работ: проверка решений акционерных обществ о выпуске ценных бумаг, проверка проспекта эмиссии. Целью контроля является предупреждение нарушений законодательства, регулирующего ры­нок ценных бумаг, предотвращение незаконного ограничения прав отдельных субъектов финансовых отношений. Например, в некото­рых учредительских документах предусматривается возможность определения или изменения цены акций, порядка назначения цены по решению эмитента, оговариваются преимущества одних покупа­телей ценных бумаг перед другими. Как нарушение можно класси­фицировать и невыполнение эмитентом требований, предъявляе­мых к нему на этапе, предшествующем государственной регистра-'ции, в частности, запрета на размещение ценных бумаг и соверше­ние сделок с ними, проведение рекламной кампании.

На этапе размещения ценных бумаг проверяется соблюдение сроков, порядка, процедуры размещения. В случае установления нарушений контролирующий орган вправе приостановить размеще­ние до устранения нарушений, а также обратиться в суд с иском о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

На этапе подведения итогов выпуска ценных бумаг регистри­рующий орган проверяет отчеты об итогах их выпуска: правиль­ность, полноту заполнения всех пунктов отчетов, достоверность ин­формации, соответствие результатов эмиссии проспекту эмиссии. Например, регистрирующий орган может выявить факт размеще­ния эмитентом ценных бумаг сверх количества, объявленного к вы­пуску в проспекте эмиссии. В этом случае эмитенту будет пред­оставлена возможность выкупить и погасить все ценные бумаги, размещенные сверх объявленного количества. При невыполнении этого требования незаконно полученные эмитентом средства подле­жат взысканию с эмитента в судебном порядке.

Важная ро.ль в осуществлении финансового контроля отводится лицензирующим органам, которые контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (дилеров, бро­керов, депозитариев и др.) и могут принимать решения о приоста­новлении или отзыве лицензий при установлении нарушений в их деятельности. Отсутствие или недостаточность такого контроля сказывается на качестве работы: нарушается условие незамедли­тельного, полного выполнения поручений клиентов; распространя­ется практика торговли брокерами на свой счет (при этом отклады­вается выполнение торгового поручения клиента); извлекается при­быль людьми, имеющими доступ к конфиденциальным данным (ин­сайдерами); практикуется «опережающий бег».

Лицензирующие органы следят за соблюдением профессиональ­ными участниками требований законодательных и нормативных ак­тов, за соответствием размера собственного капитала требуемому; контролируют сроки допустимого неосуществления брокерско-ди-лерской деятельности; устанавливают факты отражения брокера­ми, дилерами в учетных и отчетных документах недостоверных или

18,4


вводящих в заблуждение данных; отслеживают совмещение броке­рами и дилерами недозволенных видов деятельности.

Государство на рынке ценных бумаг осуществляет также валют­ный контроль. Его объектом являются инвестиции зарубежных ин­весторов, а предметом контроля — специально вводимые в этих це­лях формы отчетности для лиц, покупающих акции за валюту. В Южной Корее, например, иностранные инвесторы обязаны запол­нить специальную идентификационную карту, используемую как для валютного контроля, так и для контроля за содержанием порт­феля ценных бумаг иностранца, налогового контроля.

Мировой опыт показал, что государственный контроль на рын­ке ценных бумаг является не самым эффективным. Более результа­тивен контроль саморегулируемых организаций.

Саморегулируемыми организациями профессиональных учас­тников рынка ценных бумаг в мировой практике признаются добро­вольные объединения профессиональных участников, устанавлива­ющие для своих членов формальные правила ведения бизнеса и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Они могут иметь статус ассоциации, профессионального союза, об­щественной организации. Известны международные (Международ­ная организация фондовых бирж), национальные (Национальная ассоциация инвестиционных дилеров в США) и региональные са­морегулируемые организации. В зависимости от того, кто из про­фессиональных участников учреждает саморегулируемые органи­зации, последние классифицируют:

• на организации регуляторов рынка;

• фондовых бирж;

• компаний по ценным бумагам;

• инвестиционных консультантов;

• трансферагентов;

• регистраторов;

• организации депозитариев и др.

В функции саморегулируемых организаций входят:

• регулирование деятельности членов организации;

• контроль:

 

— за соблюдением правил осуществления профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, стандартов проведения опе­
раций с ценными бумагами;

— выполнением правил, ограничивающих манипулирование
ценами;

— ведением документации, учета, отчетности;

 

• обеспечение прав клиентов (рассмотрение претензий, жалоб
клиентов);

• исполнение предписаний, санкций к членам организации, под­
держание высоких профессиональных стандартов;

• подготовка персонала;

• развитие инфраструктуры финансового рынка;


• проведение научных разработок и др.

Саморегулируемые организации создают предпосылки для фор­мирования обособленного рынка, доступ на который огражден тре­бованиями к профессионализму и этике, к объемам торговли и ка­питала, к их финансовому здоровью.

Эффективность финансового контроля, осуществляемого само­регулируемыми организациями, обусловливается тем, что наруше­ние правил, установленных саморегулируемой организацией, мо­жет привести к лишению членства в этой организации, что равноз­начно запрету на работу с ценными бумагами.

Саморегулируемые организации создаются двумя путями. В первом случае государство передает часть своих функций по регу­лированию и контролю отобранным им организациям профессио­нальных участников рынка ценных бумаг. Во втором случае про­фессиональные участники рынка ценных бумаг сами договаривают­ся о том, что созданная ими организация получает определенные права регулирования и контроля по отношению ко всем участникам данной организации.

В обоих случаях регулирование и контроль осуществляются по­этапно. На первом этапе — этапе формирования рынка ценных бу­маг и саморегулируемой организации — разрабатываются специ­альные правила и стандарты ведения профессиональной деятель­ности, операций на рынке, устанавливаются требования к его учас­тникам. На втором этапе — этапе функционирования рынка цен­ных бумаг — осуществляется контроль за соблюдением участника­ми организации установленных государством и саморегулируемой организацией правовых и этических норм и правил. Контроль ве­дется в форме проверок, в ходе которых выявляются нарушения ус­тава (кодекса), правил ведения бизнеса, других нормативных доку­ментов, разработанных организацией.

Как отмечалось выше, в наибольшей степени концепция саморе­гулирования развита в Великобритании. Главной саморегулируе­мой организацией Великобритании является Совет по ценным бума­гам и инвестициям. Формально он подчиняется Казначейству, но на практике является независимой организацией. Совету подчиняются более специализированные организации, такие, как Совет по цен­ным бумагам и фьючерсам, Ассоциация финансовых посредников и брокеров, Организация инвестиционных управляющих, уполномо­ченные биржи и др.

К органам саморегулирования в Великобритании относится так­же частная организация, образованная группой юридических и фи­зических лиц, — Лондонский совет по вопросам слияний и погло­щений. Совет контролирует выполнение требований двух разрабо­танных им сводов правил: «Кодекса по слияниям и поглощениям» и «Правил приобретения крупных пакетов акций». К примеру, кон­тролируется соблюдение прав всех акционеров, предусмотренных кодексом, в части получения информации о слияниях и поглощени­ях, в части предоставления необходимого времени для принятия ре-


шения; проверяются реальные возможности покупателя совершить покупку; защищаются интересы владельцев небольших пакетов ценных бумаг. «Правила приобретения крупных пакетов акций» разработаны с целью ограничить возможность агрессивной неожи­данной скупки акций и для раскрытия информации о предложении на покупку. Их выполнение добровольно, однако если в ходе прове­рок Совет устанавливает нарушения, он сообщает об этом в соответ­ствующую саморегулируемую организацию, которая может при­нять определенные меры воздействия — вплоть до исключения на­рушителя из членов.

Саморегулируемые организации создаются и функционируют также в странах с государственной системой управления. Напри­мер, во Франции регулирование и контроль осуществляют следую­щие организации:

— Комиссия по биржевым операциям, которая контролирует
соблюдение стандартов раскрытия информации эмитентами и ис­
пользование инсайдерской информации;

— Совет фондовых бирж, который осуществляет общий надзор
за деятельностью фирм по ценным бумагам (это основная саморегу­
лируемая организация Франции);

— Общество французских бирж, контролирующее повседнев­
ные операции на рынке, распространение информации среди инвес­
торов, заявки на листинг.

Наряду с государством и саморегулируемыми организациями финансовый контроль на рынке ценных бумаг осуществляют орга­низаторы юрговли, в частности, фондовая биржа. Она берет под наблюдение процесс проведения торгов. Для этого в ее организаци­онной структуре имеется специальное подразделение — как прави­ло, отдел внутреннего аудита. Контрольные функции могут быть возложены и на специалистов других отделов. Основной объект контроля — цены. Фондовая биржа предотвращает манипулирова­ние ценами, использование служебной информации, несанкциони­рованный доступ к информации, ошибки в работе торговых систем. С этой целью проверяются данные о ценах договоров, количестве ценных бумаг, предлагаемых по ним, ценах фактической куп­ли-продажи ценных бумаг и др. Кроме того проводятся проверки соблюдения участниками торговли и их уполномоченными лицами правил и процедур сбора, обработки, раскрытия и распространения информации о ценах. Контролируется также правильность и полно­та отражения договоров купли-продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли.

На некоторых биржах, например, в России, создаются специ­альные дисциплинарные комиссии. Целью их деятельности явля­ется снижение рисков по сделкам в рамках торговой системы. Ко­миссии проводят проверки соблюдения правил и внутренних опе­рационных процедур участниками торговли. Разрабатывается ко­декс мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушении ими правил функционирования биржи и законо-


дательных актов. В качестве санкций дисциплинарные комиссии, как правило, выносят порицание участникам торговли, объявля­ют официальное предупреждение, налагают штрафы, отменяют регистрацию уполномоченных лиц участника, вносят предложе­ния в органы управления биржи по применению иных мер воздей­ствия к нарушителям.

Финансовый контроль на рынках ценных бумаг развитых стран автоматизирован по важнейшим направлениям контроля. ЭВМ внедряются также на многих развивающихся рынках (России, Ма­лайзии, Кореи и др.).

В США информационная база для финансового контроля на рынке ценных бумаг формируется в электронных регистраторах те­кущих сделок, объединенных в единую сеть. Создана специальная программа, формирующая банк данных, содержащий все детали каждой сделки. Информация банка используется для анализа и последующего контроля на длительном интервале времени. Кроме того непосредственно для автоматизации контроля разработаны специальные программы, которые:

— фиксируют ежедневные колебания курсов ценных бумаг, не­
типичные всплески в их движении;

— контролируют изменения в оборотах торговли и регистриру­
ют внезапные отклонения в их динамике;

— отмечают осуществление оптовых сделок, своевременность
поступления от участников сведений о заключаемых сделках;

— устанавливают факты мошенничества путем выявления коле­
баний в курсах и оборотах до и после опубликования важных сведе­
ний о фирмах, котирующихся в системе электронных торгов.

Практически это происходит следующим образом. Служащие биржи отслеживают аномалии в движении курсов акций. При вне­запном изменении цены или обьема продаж тех или иных акций компьютер издает звуковой сигнал. При отсутствии объективных причин таких изменений (объявления о выплате дивидендов, от­крытой публикации информации о планах компании и др.) может быть приостановлена торговля этими акциями.

Мировой опыт показал, что даже при высокой степени компью­теризации надзора до 50 % случаев махинаций, манипуляций и дру­гих нелегальных действий на рынке ценных бумаг остаются вне по­ля зрения контролеров. Одна из причин этого, по мнению амери­канских специалистов, в том, что в американских корпорациях ос­лаблены контрольные функции наблюдательных советов, так как их члены часто занимают посты в правлении компаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.