Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение потребности в материально-технических ресурсах

Определение потребности в материальных ресурсах -- центральное звено в планировании материально-технического снабжения предприятия. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды. При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источники покрытия могут быть собственными или заемными. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие обусловливаются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов.

Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса МТО предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: детерминированным -- на основе планов производства и нормативов расхода; стохастическим -- на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; оценочным -- на основе опытно-статистической оценки.

Планирование закупок материальных ресурсов

Наибольшую долю затрат большинства предприятий составляют расходы на создание материальных запасов. Одной из основных задач предприятия становится адаптация системы управления запасами к переменной величине материальной потребности, минимизация издержек в условиях зависимого спроса. В настоящее время для решения этой задачи часто используется модель экономичного размера заказа (EOQ):

Данная модель управления запасами предполагает ряд допущений: - операционные издержки на один заказ не зависят от размера заказа; - стоимость хранения единицы запаса -- величина постоянная; - цена материала не зависит от размера заказа.



Эти допущения зачастую оказываются неоправданно широкими - ведь при применении этой модели определить оптимальный размер заказа достаточно достоверно можно только при одинаковых размерах заказов и условий доставки, а также при равномерной периодичности осуществления заказов. Поскольку материальные затраты определяются исходя из всех расходов, связанных с созданием запаса, то все составляющие стоимости материала разделим по отношению к потребителю на «внешние» и «внутренние». К «внешним» составляющим стоимости материала можно отнести зависимость цены от размера заказа и зависимость стоимости доставки от размера заказа. К «внутренним» составляющим отнесем затраты на оформление и контроль выполнения заказа; расходы на приемку товаров, учет, складирование и оформление претензий; расходы на хранение, зависящие от степени загрузки склада; расходы, связанные с расчетами по оплате материалов; возможные потери от «замораживания» оборотных средств.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗДЕРЖЕК

Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек – затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, сборы, отчисления, штрафы, пеню, неустойки, обусловленные действующим законодательством, а так же финансирует текущие мероприятия по формированию и реализации стратегии и тактики своего развития. Сумма указанных затрат, вложенная в денежной форме за определенный период времени, образует издержки предприятия. Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

План по издержкам предприятия состоит из следующих разделов: 1. расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов; 2. калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);3. смета затрат на производство.

Исходными данными для разработки планов по издержкам являются: установленные тактическим планом размеры прибыли, а так же уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции; показатели производства и реализации продукции; эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций; прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана; показатели плана материально-технического обеспечения производства; прейскуранты цен;

 

36. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их калькуляция по статьям, элементам и другим признакам группировок, а так же калькуляционная единица продукции или работы определяется в соответствии с действующими нормативно-техническими и методическими материалами. Обоснованность плановой калькуляции во многом зависит от объекта калькулирования, который соответствует, как правило, единицам измерения конкретных видов продукции, принятым на предприятии.

Калькуляции могут быть сметные, плановые и отчетные. Сметные рассчитываются на новые виды продукции. В их основе лежат проектные нормы расхода материальных и трудовых ресурсов. Плановые калькуляции (годовые, квартальные, месячные) учитывают условия производства конкретного планового периода. Отчетные калькуляции отражают фактические затраты на выпуск и реализацию продукции. Полная себестоимость продукции может, например, включать следующие калькуляционные статьи расходов: 1. сырье и материалы; 2. возвратные расходы (вычитаются); 3. топливо для технологических целей; 4. энергия для технологических целей; 5. основная заработная плата производственных рабочих; 6. дополнительная заработная плата производственных рабочих; 7. отчисление на социальные нужды; 8. расходы на подготовку и освоение производства; 9. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;10. общепроизводственные расходы; 11. общехозяйственные расходы; 12. потери от брака (в пределах норм); 13. прочие производственные расходы; 14. внепроизводственные расходы. Кроме того, в зависимости от отраслевых особенностей производства в уставном порядке могут предусматриваться дополнительные статьи, например покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий и др.

 

 

37. Снижение себестоимости сравнимой товарной продукции определяется сопоставлением её со среднегодовой себестоимостью этой же продукции за предыдущий год. Она оценивается по плановой себестоимости и по среднегодовой себестоимости соответствующих видов продукции за прошлый год. Снижение себестоимости продукции по показателям: 1 снижение себестоимости сравнимой товарной продукции 2 снижение затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели могут определятся методом прямого счёта так и по факторам. Планируемое снижение себестоимости сравнимой товарной продукции: ^Сп=(Вп*Сф-Вп*Сп)/(Вп*Сф) *100% где: Вп -запланируемый объём выпуска продукции; Сп и Сф -полная себестоимость единицы продукции в плановом и отчётном периодах.

Расчёты снижения себестоимости ведутся по группам факторов: 1 повышение технического уровня производства 2 внедрение вычислительной техники 3 улучшение организации производства и труда 4 изменение структуры и объёма производимой продукции 5 улучшение использования природных ресурсов 6 отраслевые и прочие факторы

Расчёты влияния факторов на себестоимость продукции: 1 определяются затраты на 1 рубль товарной продукции предыдущего года 2 рассчитывается себестоимость товарной продукции планового года исходя из затрат предыдущего года 3 определяется влияние каждого фактора на уровень затрат в ценах и условиях предыдущего года 4 из себестоимости продукции вычитается сумма экономии за счёт влияния факторов и определяется себестоимость планового года

38. Составление Плановой калькуляции себестоимости продукции. При составлении хозрасчетной калькуляции себестоимости продукции статьи расхода, зависящие от деятельности цеха принимаются на уровне фактических затрат, а статьи, не зависящие от деятельности цеха (цены на сырье и энергию) - на уровне плановых величин. Плановые калькуляции составляют для определения уровня себестоимости единицы продукции в планируемом периоде. Исходными данными для их составления служат плановые нормы расхода материальных ресурсов, планово-заготовительные цены на эти ресурсы, прогрессивные нормы затрат труда, плановые сметы накладных расходов. Определение плановых затрат, приходящихся на единицу продукции или на объем выполненных работ, осуществляется путем составления плановых калькуляций. Плановая калькуляция — это задание по себестоимости отдельных изделий, услуг и работ, определенное путем расчета затрат по отдельным статьям расходов исходя из передовых норм использования предметов труда, средств труда, затрат живого труда и проведения строгого режима экономии в расходах по управлению и обслуживанию производства. Калькулирование себестоимости изделий и услуг занимает ведущее место в системе плановых расчетов по себестоимости продукции.

39. Смета – это расчет предварительных затрат на выполнение опред. объема работ, она удерживает хозяйственную деятельность строительной организации в рамках произв-го плана. Расчет затрат на единицу продукции пред-ет собой установление норматива затрат. Смета является источником надежной информации о производственной деятельности организации. Она показывает объем деловой активности и уровень затрат, при которых организация осуществляет экономическую деятельность, а нормативы указывают уровень затрат, к которому необходимо стремиться. Основными целями составления смет затрат могут быть: - помощь в планировании ежегодных операций; - координация деятельности структурных подразделений; - доведение планов до руководителей подразделений; - стимулирование деятельности руководства по достижению целей организации;- управление производством; - оценка эффективности работы руководителей. Смета помогает менеджеру управлять затратами организации и контролировать их в том подразделении (центре затрат), за который он отвечает.Исходной информацией для составления сметы затрат является программа продаж – объем и ассортимент реализации, на основании которых определяют план производственной деятельности организации.

40.. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции. План по себ-ти продукции включает в себя следующие разделы: 1. Смета затрат на производство продукции. 2. Себестоимость всей товарной и реализованной про­дукции. 3. Плановые калькуляции отдельных изделий. 4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Важнейшими качественными показателями плана по себе­стоимости продукции являются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы важнейших видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; процент снижения себестоимости по технико-экономичес­ким факторам; процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Расчет себестоимости единицы продукции называется кальку­ляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные. Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке. Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную про­нной программой. Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления.

Методы планирования себестоимости продукции. На практи­ке наибольшее распространение получили два метода плани­рования себестоимости продукции: нормативный и планирова­ние по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

 

 

41. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров и их параметрических рядов, соотношения объемов выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, объема гарантий, качества сервиса, необходимости создания принципиально новых изделий или следования за фирмой-лидером их выпуска.

Планирование продаж - не прерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы.

Основными задачами планирования продаж являются:

определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;

оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;

принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;

изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;

прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;

проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями;

 

 

42. Определения объемов продаж начинается процесс тактического планирования. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе. На основе плана продаж осуществляется планирование производственной программы предприятия, своевременная подготовка сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания необходимых производственных запасов. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе, каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2-3 года. Соблюдение такого лага позволяет спланировать в тактическом плане все этапы производственного процесса, начиная с разработки проекта изделия, технологического процесса изготовления, опытно-экспериментальных работ и заканчивая запуском изделий в производство, а затем выходом на рынок с новой продукцией и прекращением производства старых изделий. Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов.

Порядок формирования портфеля заказов в рыночной и плановой экономике различен. В плановой экономике основу портфеля составляют задания государственных плановых органов по производству, поставке и реализации продукции, составляемые на базе проводимого ими детального анализа сбалансированности всей номенклатуры выпускаемых изделий с учетом спроса и предложения со стороны предприятий и отраслевых министерств.

 

43. Предприятия промышленности формируют производственную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Этапы расчета производственной программы:
1. Анализируется портфель заказов;
2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый к качестве базы;
3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде;
4. Планирование улучшения использования производственной мощности в планируемом периоде;
5. Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей;
6.Дается экономическая оценка проекта плана производства;
Производственная программа является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной продукции.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределятся по более коротким периодам.
Цехи вспомогательного производства формируют свою программу исходя из их назначения и потребности выполнить работу как по заказу предприятия, так и для сторонних организаций.

 

44. Конъюнктура представляет собой совокупность признаков и показателей, которые характеризуют текущее состояние экономики.

Изучение конъюнктуры рынка предполагает анализ ситуации на рынке и ее прогнозирование. Конечным итогом такого исследования является получение ответов на следующие вопросы: в какой момент и по каким ценам следует продавать или покупать товар.

Для изучения конъюнктуры рынка и подготовки прогнозов его развития необходимо прежде всего выяснить, в какой фазе своего цикла находится экономика страны. Затем дать комплексную характеристику экономики за предыдущий год, выявить и проанализировать все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, и сделать обоснованный конъюнктурный прогноз.

Выделяют стратегические и оперативные цели конъюнктурного анализа и прогнозирования рынка.

Стратегические цели конъюнктурного анализа требуют выявления и моделирования закономерностей рыночного механизма. Это позволяет прогнозировать развитие рынка и обосновывать применение экономических механизмов регулирования.

Оперативные цели конъюнктурного анализа сложившейся ситуации ориентированы на удовлетворение потребностей маркетинга и менеджмента.

Для реализации стратегических и оперативных целей основными задачами конъюнктурного анализа являются:

1) оценка состояния рынка;

2) характеристика масштаба (емкости) рынка;

3) оценка и анализ основных пропорций (долей) рынка;

4) анализ и прогнозирование тенденций развития рынка;

5) анализ сезонности и цикличности развития рынка;

6) оценка региональных особенностей и различий;

7) анализ деловой активности;

8) оценка коммерческого (рыночного) риска;

9) характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

45. Исследование конъюнктуры рынка в процессе планирования продаж начинается с анализа продаж в предшествующем планируемому периоде. Основными задачами такого анализа являются изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей и клиентов, увеличения объема продаж продукции, максимально возможного использования производственной мощности предприятия, материальных и трудовых ресурсов, повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности
В процессе анализа продаж производится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.
Объем реализованной продукции в процессе анализа продаж может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема продаж продукции оценивают в стоимостных показателях.
В практической деятельности анализ продаж продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми и предшествующими периодами. Рассчитываются: процент выполнения плана; абсолютные отклонения от плана; темпы роста и прироста (уменьшения) за анализируемый отрезок времени; абсолютное значение одного процента прироста (уменьшения) объема продаж. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок продукции в целом по предприятию, в разрезе отдельных покупателей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка выполнения договорных обязательств.
Особое внимание при анализе продаж должно уделяться выполнению обязательств по кооперированным поставкам и экспорту продукции.

 

46. Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу и выбора целевых сегментов рынка.

Сегментирование рынка — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга. Критически важный аспект маркетинга, предназначенный для превращения различий между товарами в стоимостные различия, которые могут быть сохранены на протяжении всего жизненного цикла продукта.

Процесс сегментирования состоит из следующих:

Создание картины рынка

Кто покупает? (профилирование потребителей)

Создание списков «Что, где, когда и как куплено»

Кто что покупает? (потребители и их покупки)

Почему это куплено? (потребности потребителей)

Формирование сегмента (объединение похожих потребителей)

Проверка сегмента

Критерии привлекательности

Взвешивание критериев

Параметры критериев

Оценка сегментов (расчёт привлекательности)

Сегмент рынка — группа реальных или потенциальных потребителей, которые, как ожидается, могут одинаково реагировать на выдвинутое предложение.

Сегментация может быть произведена как на потребительском, так и на промышленном рынке (рынке организаций).

Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков.

 

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.