Сделай Сам Свою Работу на 5

Представительские расходы и ревизия представительских расходов





Тема. РЕВИЗИЯ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Экспертиза состава дебиторской и кредиторской задолженности

Инвентаризация расчетов с покупателями

Проверка внутренней системы контроля дебиторской задолженности

Командировочные расходы и ревизия командировочных расходов

Хозяйственные расходы и ревизия хозяйственных расходов

Представительские расходы и ревизия представительских расходов

 

1. Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности предприятия подразумевает проверку его расчетов с покупателями и постав­щиками. Взаимоотношения с покупателями и поставщиками оформляются договорами, поэтому, в ходе ревизии задолженности последовательно, по мере необходимости анализируют заключенные с ними договора.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности начинается с изучения расчетов по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Наличие дебиторской задолженности в конце месяца на счете 601 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» означает, что предприятие произвело предоплату своим поставщикам, а они не поставилипродукцию (товары, работы, услуги). Кредиторская задолженность на этом счете характеризует долг предприятия своим поставщикам запоставленные, но не оплаченные ценности. Обычно суммы кредиторской задолженности по счету 60 больше сумм дебиторской задолженности.



Дебиторская задолженность по счету 62 «Расчеты с покупателя ми и заказчиками» свидетельствует о задолженности покупателейпродукции (товаров, работ, услуг) предприятия. Суммы кредиторской задолженности по счету 62 — это авансы, полученные предприятием в счет будущей поставки своей продукции (товаров, работ, услуг).

Кроме того, при ревизии расчетов с покупателями и поставщиками ревизор должен исследовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», который часто подвергается искажениям в процессе учета. Здесь рекомендовано вести расчеты попретензиям и посредническим договорам.

Учет дебиторской задолженности ведется в ведомости отгрузки и реализации готовой продукции № 16. Ведомость является регистром аналитического учета одновременно по двум счетам — счету 90 «Продажи» (в части отгрузки гр. 2—5 ведомости) и счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».



Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции позволяет:

■ определить объем выручки от реализации;

■ установить дебиторскую задолженность за каждым покупателем и время ее образования;

■ отразить бухгалтерские проводки по счетам синтетического учета, в том числе по списанию дебиторской задолженности (гр. 14,15 ведомости).

Суммы в ведомости отгрузки и реализации готовой продукции должны регулярно сверяться с сальдо счета 62 — сальдо «контрольного счета».

На основании ведомости № 16 необходимо составить перечень покупателей-дебиторов с просроченной задолженностью, а затем рас­положить покупателей в порядке приоритетности получения от них оплаты. Следует провести анализ каждого конкретного случая плате­жа для выявления причины неоплаты. Подобный список должен со­ставляться ежемесячно. Любые задержки платежа должны классифи­цироваться следующим образом:

· менее одного месяца;

· более одного месяца, но менее двух;

· более двух месяцев, но менее трех;

· более трех месяцев.

Ревизор обязан проанализировать состав и структуру дебитор­ской и кредиторской задолженности, при необходимости проследить динамику таких задолженностей. Анализ проводят в разрезе видов дея­тельности (продукции). Рейтинг покупателей-дебиторов составляют для выявления предприятий с наибольшей задолженностью. Это может быть основанием для соответствующих выводов о платеже­способности таких предприятий, если оценить задолженности по да­там возникновения. Анализ кредиторской задолженности по датам воз­никновения осуществляют для выявления просроченных задолженно­стей, задолженностей по которым истек срок исковой давности (три года). Все данные анализа должны быть представлены в табличной форме.



Ревизор проводит анализ состава и динамики дебиторской задол­женности, а также выявляет объемы просроченной и безнадежной за­долженности подрядной строительной организации. При этом следу­ет сравнить динамику дебиторской задолженности с динамикой объ­емов реализации. Превышение роста дебиторской задолженности над ростом объемов реализации свидетельствует чаще всего о низком уров­не контроля дебиторской задолженностью.

Для анализа дебиторской задолженности по перечню дебиторов исходя из размера дебиторской задолженности, приходящегося на каж­дого дебитора, целесообразно применять следующую группировку де­биторской задолженности:

1) задолженность более 5% общей суммы задолженности;

2) задолженность 2—5%;

3) остальные дебиторы.

Важным аналитическим показателем является средний срок пога­шения дебиторской задолженности, т.е. срок, в течение которого выстав­ленные покупателям счета будут превращены в денежные средства. Ещеодним показателем является коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности,рассчитываемый делением объема продаж на дебитор­скую задолженность. Продолжительность оборачиваемости дебиторской задолженностиисчисляется отношением числа дней в периоде, например в году (360 дней), к коэффициенту ее оборачиваемости. Так, если коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности равен 6 оборотам, то продолжительность ее оборачиваемости составляет 60 дней (360:6).

Дебиторскую задолженность принято делить на неистребованную и истребованную. Неистребованнойявляется дебиторская задолженность, по которой организация-кредитор не приняла меры к ее возврату. Согласно п. 1 постановления от 18 августа 1995 г. № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг», неистребованная дебиторская задолженность обязательно списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации - кредитора по истечении четырех месяцев со дня фактического получении организацией-должником товаров, работ или услуг. Сумма списанной неистребованной дебиторской задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.

Если меры к взысканию принимались кредитором, но погашения задолженности не произошло, то она называется истребованнойи списывается по истечении срока исковой давности. Согласно ст. 196 ГК РФ, срок исковой давности составляет три года. Срок исковой давности начинается не с момента возникновения дебиторский задолженности, а только с момента, установленного договором для оплаты товаров, работ или услуг.

Истребованную дебиторскую задолженность списывают с баланса по истечении срока исковой давности следующей записью:

Д 91-К62 (76).

В целях налогообложения финансовый результат деятельности организации в этом случае уменьшается. При поступлении оплаты ПО списанной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете делают

запись:

Д51-К91.

Полученная сумма является внереализационным доходом орга­низации и увеличивает налогооблагаемую прибыль.

Согласно ст. 167 НК РФ, если покупатель не исполнил свои обяза­тельства по договору, то датой оплаты товаров признается наиболее ранняя из следующих дат:

1) день истечения срока исковой давности;

2) день списания дебиторской задолженности.

Тем самым списанная в убыток дебиторская задолженность признается погашенной, и НДС по ней у организаций, считающих налоги «по оплате», подлежит перечислению в бюджет.

Списать дебиторскую задолженность на убыток можно только на основании оформленного приказа или распоряжения руководителя организации по результатам проведенной инвентаризации дебитор­ской задолженности и резервов сомнительных долгов. Списанную дебиторскую задолженность учитывают на забалансовом счете 007 «Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов» в те­чение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в слу­чае изменения имущественного положения должника.

По сложившемуся порядку предприятие сначала должно написать претензию дебитору. Претензия — это письменное уведомление, кото­рое один участник договора направляет другому в случае, если тот на­рушил свои обязательства по договору.

Претензия, как правило, состоит из двух частей. В первой, содер­жательной, части подробно излагается история возникновения долга и перечисляются первичные документы (акты, накладные и пр.), кото­рые служат основанием и подтверждением факта задолженности. Вто­рая, претензионная, часть должна содержать конкретные требования к должнику: сроки погашения задолженности, предложение выплатить штраф, пени или неустойку в соответствии с договором или на основа­нии Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если не удается уладить разногласия с помощью претензии, пред­приятие кредитор предъявляет иск в арбитражный суд не позднее че­тырех месяцев с момента отгрузки продукции (товаров, работ, услуг). Ответчику (дебитору) направляется копия искового заявления с при­ложением к нему необходимых документов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.