Сделай Сам Свою Работу на 5

Детство как историческая категория.





Детство - всем хорошо известное, но малопонятное явление. Термин «детство» используется широко и многозначно. Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих «довзрослый» контингент общества.

Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент.

Понять детство вне его истории, вне контекста культуры невозможно. Изучая феномен детства в каждый исследователь, неизменно задает себе важнейшие вопросы: «Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?».

В современной культуре детство – это период, который продолжается от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.



Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его роста, представляет собой естественное, природное явление. Но длительность периода детства, когда ребенок не участвует в общественном труде, а только готовится к такому участию, зависят от общественно-исторических условий.

Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают, что чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.



Детское сообщество, как показывают историко-культурные исследования, является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребенка, поскольку первые детские объединения возникали уже в эпоху первобытности.

Известный антрополог Маргарет Мид в своих исследованиях выяснила, что, несмотря на биологическое единообразие людей, период детства у представителей разных культур протекает весьма неодинаково. При этом все же можно выделить некоторые его общие особенности:

  • детский и взрослый статусы в большинстве культур, как правило, четко разделены и точно определены;
  • роли взрослых четко очерчены;
  • общественные системы первобытных народов относительно просто структурированы, они основаны на традиции и почитании предков;

В архаичных обществах (например, в древних китайской, японской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная властная структура семьи (большей частью патриархальной формы) сохранялась и тогда, когда сыновья становились взрослыми.

В античной Греции детство постепенно формируется в недрах городской культуры среди свободных граждан. Именно в Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание – начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). Наряду с этим возникает поляризация молодой – старый, ребенок – взрослый (Аристотель). В милитаризированной Спарте дети оставались в семье до 7 лет. В возрасте от 7 до 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Строгая организация подрастающих членов общества осуществлялась в целях военного обучения. Основные требования – субординация и повиновение старшим. Любой взрослый играет роль воспитателя. Дети полностью подчинены господствующим нормам.



В демократичных Афинах дети и молодежь получали большую свободу действий. Дети и молодые люди, преимущественно мужского пола, были освобождены от работы, занимались образованием, осваивали искусства, спортивные игры и могли развивать новые идеи, к которым взрослые относились весьма снисходительно.

В средние века городская культура, сформировавшаяся по большей части на основе торговых поселений, становится решающей предпосылкой для возникновения особой детской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Специализация в области ремесла требовала удлинения сроков обучения; рыцарство тоже нуждалось в продолжительной, достаточно разносторонней подготовке (умение сражаться, слагать и петь баллады, поклоняться прекрасной даме и т.п.). Жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Идентификация ребенка с культурой общества осуществляется в соответствии с социальным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка.

Много интересных фактов было собрано французским демографом и историком Ф. Ариесом. Благодаря его работам, интерес к истории детства значительно вырос, а исследования признаны классическими.

Ф. Ариес исследовал каким было Детство в сознании художников, писателей и ученых в различные исторические эпохи.

При переходе к капитализму в результате возникновения буржуазной семьи и внедрения обучения, детство очерчивается более определенно. Современные представления о семье и детстве начинают формироваться к концу XVII века (ранее семья означала всю родню или всех лиц, живущих под одной кровлей, независимо от степени родства). Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Понятие детства как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения, в первую очередь, Ж.-Ж. Руссо. Своим известным трактатом «Эмиль, или о воспитании» Ж.-Ж. Руссо оказал огромное влияние на развитие интереса к душе ребенка.

В эпоху Просвещения так же врачам, благодаря развивающейся медицине, приходится сталкиваться с фактом своеобразия детства: учение о детских болезнях, учение об особенностях у детей в течении обычных болезней заставило впервые задуматься над особенностями детства. Детей нельзя лечить так, как лечат взрослых; самое развитие детского организма делает особенно сложным и тонким вопрос о вмешательстве в жизнь детского организма. Все это естественно выдвигало необходимость специального изучения ребенка.

Примерно до конца ХIХ века в общественном сознании существовало членение жизни на три этапа: детство как стадия зависимости, полная сил молодость и, наконец, старость, в которой ничего хорошего – осталась лишь печаль расставания с жизнью.

Лишь с конца ХIХ века с развитием урбанизации и индустриализации детство становится универсальным феноменом, охватывающим все слои населения. Статус ребенка, который был в основном привилегией мальчиков, в равной степени распространяется и на девочек, которые до этого, независимо от принадлежности к социальному слою, с раннего возраста привлекались к домашнему труду и семейным заботам.

Таким образом, до 17 века подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир.

Сегодня «Конвенция о правах ребенка», принятая Юнеско в 1989 году и принятая большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли, в каждой культуре.

В отечественной науке мысль об историческом происхождении и развитии детства впервые прозвучала в 30-х годах нашего столетия в трудах П.П. Блонского и Л.С. Выготского. Позднее появились работы, убедительно показывающие, что, будучи социокультурным, а не чисто биологическим феноменом, детство имеет свою историю и носит конкретно-исторический характер (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.С. Кон). Это значит, что различные типы общества имеют и разные типы детства, с неодинаковой длительностью и числом этапов, а главное, с разным содержанием процессов формирования психики ребенка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.