Сделай Сам Свою Работу на 5

Ограничения прав и свобод





Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

• для обеспечения безопасности граждан,

• защиты:

· основ конституционного строя

· нравственности

· здоровья

· прав и законных интересов других лиц

• обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.



Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.

2. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. (СБСЕ/ОБСЕ)

Наряду с СЕ значит. место вопросы ПЧ занимают в деятельности ОБСЕ (до 1995 г. – СБСЕ). 1 из осн. разделов первого принятого Совещанием документа – Заключит. акта СБСЕ 1975 г. - относится к гуманитар. сотрудничеству гос-ств и ПЧ. Гос-тва-участники взяли на себя обязательства уважать ПЧ и основные свободы без различия расы, пола, языка и религии и развивать эффект. реализацию граж., полит., экон., соц., культ. прав. + договорились, что «при осуществлении св. суверенных прав, включая право устанавливать законы и администр. правила, будут сообразовываться со св.юрид. обязательствами по МП». Хельсинский заключ. акт явился той основой, на которой уже 35 лет развивается сотруд-тво гос-тв Европы,США и Канады в сф. ПЧ.



В Венском Итоговом документе СБСЕ 1989 г. деятельность СБСЕ в области защиты ПЧ получила название «челов. измерения». Гос-тва решили обмениваться информацией и отвечать на запросы др. гос-тв-участников СБСЕ по поводу нарушения основных прав и свобод чел. Ответ на такой запрос явл. обязательным. Они также согласились проводить двустор. встречи с др. гос-вами-участниками в целях изучения ?, относящихся к челов. измерению СБСЕ, включая ситуации и конкретные случаи. Уже в след. году, в Итоговом документе Копенгагенского совещания Конференции по челов. измерению СБСЕ, гос-ва-участники признали главенствующую роль м\н стандартов перед нац.регулированием ПЧ. В Итоговом документе также предлагалось введение института наблюдателей за ходом нац. выборов от государств-членов СБСЕ, в объеме, допускаемом законом, а также наблюдателей от гос-тв-участников и представителей неправител. организаций на суд. процессах, как это предусматривается в нац. законодательстве и МП. На Московском совещании Конференции по челов. измерению СБСЕ в 1991 г. гос-тва-участники решили: «?, касающиеся ПЧ, осн. свобод, демократии, верховенства закона, носят м\н хар-р», представляют «непосредствен. и закон. интерес для всех гос-тв и не относятся к числу исключ-но внутр.дел соответств. государства». Гос-тва согласились назначить 45 экспертов в Институт СБСЕ, из которых будет формироваться миссия в составе 3 экспертов для разрешения ?, относящихся к челов. измерению СБСЕ. Этот контрол. механизм получил название «Московского». Контрольный механизм ОБСЕ включает органы ОБСЕ общей компетенции, структур. подразделения (институты) и контрольные процедуры. К органам ОБСЕ общей компетенции: Постоян.совет, действующий председатель, Ген. секретарь. В рамках Организации действуют и органы спец. компетенции: Бюро по демократич. институтам и ПЧ (БДИПЧ), Верхов. комиссар по делам нац. меньшинств, миссии ОБСЕ, Представитель по свободы СМИ.



ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe — CSCE).

Основными органами организации являются:

· Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

· Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

· Постоянный совет под руководством действующего председателя (англ. Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене).

· Форум по сотрудничеству в области безопасности — регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене).

· Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

· Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ

· Парламентская ассамблея ОБСЕ

· Представитель по вопросам свободы СМИ — наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

 

БИЛЕТ 29.

1. Конституционное право российских граждан на участие в культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ и др. правовые акты)

право (конституционная возможность) на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры. Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что культурная Деятельность является неотъемлемым правом каждого человека; каждый имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. "О библиотечном деле" закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание. В соответствии с Основами законодательства РФ от 30 мая 1993 г. "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" (ст. 20) документы государственной части архивного фонда России и справочники к ним предоставляются для использования всем физическим и юридическим лицам. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. Органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций (школ искусств, студий, курсов), сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства. В частности, целям создания и развития музейного фонда и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", устанавливающий запрет на ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры.

Право на участие в культурной жизни - право (конституционное возможность) для внедрения в культурных ценностей во всех сферах культурной деятельности, доступе к публичной библиотеки, музеи, архивы и другие коллекции. Это право принадлежит всем, и ее осуществление в основном из-за доступности учреждений культуры. Основы законодательства России о культуре определить, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого человека, каждый человек имеет право на доступ к культурным ценностям, доступ к публичной библиотеки, музеи, архивы, на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей.

 

2. Ограничение прав человека в условиях чрезвычайного и военного положения.

Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.

Цель ограничения прав и свобод – защита:

1. основ конституционного строя;

2. нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3. обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным Конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.

Федеральный Конституционный закон «О военном положении» устанавливает правовое положение граждан в период действия военного положения.

Граждане пользуются всеми установленными Конституцией Российской Федерации правами и свободами человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральным конституционным законом. При этом граждане обязаны выполнять требования указанного Федерального Конституционного закона «О военном положении», других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения. Также граждане обязаны:

1) выполнять требования органов государственной власти, военного управления и оказывать содействие таким органам и лицам;

2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, в военные комиссариаты образований, на территориях которых указанные граждане проживают;

3) выполнять требования федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;

4) участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования;

5) предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества.

БИЛЕТ 30.

1. Права человека и правовое государство. Основные признаки правового государства.

Правовое государство — это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права. Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей.

Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

1. предотвратить злоупотребление властью;

2. повысить профессионализм в государственном управлении;

3. осуществлять контроль за действиями государственных органов;

4. возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции.В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.

Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

2. Африканская система защиты прав человека. (Комиссия и суд по правам человека и народов)

В отличие от азиатского региона, где до сих пор нет региональных органов по ПЧ, африк. государства в рамках Организации Африканских Государств (ныне Африк. Союз) создали регион. систему защиты ПЧ, приняв в 1981 г. Хартию ПЧ и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задачи государств-участников. Африканская хартия предусматривает перечень гражд., политич., эконом., соц. и культ. прав. Особ-ть Хартии – в ней на 1й план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, соц-экон. и культ. развития, реализации суверенных прав народов. Хартия предусмотрела создание только Комиссии по ПЧ и народов. Государства-участники Хартии представляют в Комиссию доклады о законодат. и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в ней. В Хартии, в отличие от Европ. и Америк. конвенций, проводится различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений ПЧ и прав народов». Если в процессе рассмотрения сообщения Африканская комиссия приходит к выводу о наличии в той или иной стране системат. нарушений ПЧ и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств.Еще одна специфич. функция Комиссии - в проведении посещений территории государств-участников Хартии членами Комиссии. Каждый член Комиссии отвечает за опред. страны. Цель таких посещений - формулировка рекомендаций, направленных на улучшение гарантий прав государств-участников, закрепленных в Хартии.В 1998 г. был принят Протокол к Африк. Хартии, предусмотревший создание Африканского суда по ПЧ и народов. Суд наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушения ПЧ и народов, направляемых Комиссией, гос-вами-членами, африканскими межправит. организациями. В отнош. этих категорий споров юрисдикция Суда является обязательной. Факультат. юрисдикций Суд обладает в отнош.жалоб, представленных индивидами и неправител.организациями.Причем рассматриваются лишь те индивид. сообщения, которые “свидетельствуют о существовании многочисл. случаев массовых и грубых нарушений ПЧ и прав народов”. Кроме того, Суд наделен правом выносить консультативные заключения.

БИЛЕТ 31.

1. Права женщин: международные правовые акты о защите женщин

Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.) в своей Декларации и Программе действий впервые в истории человечества провозгласила, что «права человека, женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Поэтому полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества».

1)Конвенция о политических правах женщин 1952г.

*каждый чел. имеет право принимать участие в управлении гос-м

*право голосовать на всех выборах

*право быть избранным во все органы гос. власти, занимать должности в гос. службе

2)Конвенция о ликвидации все форм дискриминации в отношении женщин1979

*гос-ва обязаны пресекать все виды торговли против женщин , проституции

*обеспечить равенство с мужчинами во всех областях

*принцип равноправия

Одно из важнейших положений Конвенции 1979 г. - это раскрытие понятия «дискриминация в отношении женщин». Согласно ст. 1 Конвенции оно означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любой другой области».

3)Конвенция о согласии на вступление в брак в брачном возрасте и регистрации брака 1962

*не допускает заключение брака без согласия обеих сторон

*брак должен заключаться в присутствии властей и, свидетелей

4)Конвенция о м/унар организации труда

5)Конвенция об охране материнства 1952

*жен имеет право на отпуск по беременности

*мед помощь

6)Конвенция относительно равного вознаграждения муж и жен за труд равной ценности(Р)

*закрепляет принцип равного вознаграждения

*гос-ва должны закрепить это в з-ве, в кол-м договоре или иных актах

 

Декларация ООН 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин»

В этой Декларации впервые раскрывается понятие «насилия в отношении женщин». В ст. 2 Декларации содержится и более подробная расшифровка термина «насилие в отношении женщин». Подразумевается, что он охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

1) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

2) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

3) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило

 

2. Социальные нормы регуляции жизни первобытной общины (мононормы, мифология, табу)

Исторические факты, данные антропологии и этологии свидетельствуют о том, что регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами. Если попытаться выстроить такие нормы по степени очередности их возникновения, то картина будет выглядеть так: ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, нормы этикета.

Первым видом норм были ритуалы- форма символического внешнего поведения, предполагающая цепь последовательно совершаемых действий сигнально-знакового характера. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, отличающееся театрализованностью и массовостью. Ритуал - это и порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала - внушить определенные чувства. Он выполняет компенсаторную функцию, т.е. объясняет, внушает индивиду необходимость совершения определенных действий.

Обряды (религиозные).Если ритуалы позволяли выразить самые примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды - более тонкие регуляторы. Через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и т.д. Многим народам был известен обряд захоронения. У разных народов он применялся по-разному. Но всегда он отражал скорбь и печаль по умершему. Развитым был и древний обряд поминовения.

Мифы, или мифологическая нормативная система -одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами и ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о всех географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления. Главное в мифах - их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества.

Обычай- правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения, складывающиеся в течение нескольких десятков поколений. Таким для древнего общества был обычай кровной мести.

Будучи разными по форме выражения, нормы первобытного общества вместе с тем выступали компонентами единой системы нормативного регулирования. Все они детально регулировали различные стороны общественной жизни членов общины. Можно говорить о засилье таких норм. В нормах первобытного строя еще не было разделения на права и обязанности. Специфическими являлись способы обеспечения норм. Они преимущественно исполнялись добровольно. Каких-то особых институтов принуждения первобытное общество (во всяком случае, до начала своего распада) не знало. Санкции существовали в виде: общественного порицания, укора и жестких (жестоких) наказаний - изгнания из общины (остракизма), равносильного смерти; нанесения телесного повреждения; смертной казни.

Господствующим и наиболее расхожим считается мнение о том, что социальные нормы первобытного общества не дифференцированы, они слитны, едины, это - мононормы. Подразделения норм на правовые и моральные не существовало. По утверждению сторойников этой позиции (историков прежде всего), в догосударственном обществе правила поведения не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к категории моральных норм; они имеют характер мононорм, т.е. единых, специфических, еще не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества.

БИЛЕТ 32.

1. Буржуазно-демократические революции и права человека. (Великая Хартия вольностей и др. документы)

Буржуазно-демократическая революция - общественный переворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования. Победа революции укрепляет именно политические позиции буржуазии. Примеры: Нидерландская революция, Английская революция, Синьхайская революция, Великая французская революция и другие.

В осуществлении революции участвуют народные массы, выступающие самостоятельно и выдвигающие свои требования. В ранних буржуазных революциях буржуазия выступала руководителем, но позднее в буржуазно-демократических революциях революционную роль перешла к передовой части народных масс.

· Общественно-политическое устройство общества, опирающееся исключительно на бюрократическую централизацию.

· Феодальная эксплуатация, которая все больше вооружает против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорируются государством.

· Полная потеря кредита доверия правящей верхушки.

Философско-теоретической основой прав и свобод человека явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства , высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. Эти философско-правовые положения юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени – английской Великой Хартии Вольностей 1215 г., Петиции о праве 1628 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и других юридические документах. Так, в Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие ученые-юристы называют «перлом» Английской юриспруденции записано : «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны» . Невозможно отрицать их важную роль в развитии современной юриспруденции и права.

Первые попытки воплотить эти идеи в реальность предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина , а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США) . Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой

мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России.

Наверное, впервые наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г ., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью".

2. Международная защита прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребёнка принята в 1989 г. ГА ООН. 1й и основ. м\н-пр. документ, в кот. права ребёнка рассматривались на уровне МП. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивид. права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и др. форм злоупотреблений.

Комитет по правам ребенка был создан в 1991 г. в соотв. со ст. 43 К., состоит из 18 экспертов, обладающих выс. нравств. качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой К. Члены Комитета выступают в личном качестве, избираются на 4 года и м.б. переизбраны. Заседания Комитета проходят ежегодно в Нью-Йорке. Доклады о деятельности Комитета 1 раз в 2 года представляются Ген. Ассамблее через ЭКОСОС. В соотв. с К., гос-тва-участники обязуются представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. Первонач. доклад д.б. представлен в теч. 2 лет после вступления Конвенции в силу для соответств. государства-участника, а впоследствии ч\з каждые 5 лет. Согл. Конвенции, гос-тва-участники д. обеспечивать шир. гласность св. докладов в своих собств. странах. На основании изучения докладов Комитет может вносить предложения и рекомендации общего характера, которые препровождаются заинтерес. государству и сообщаются Ген. Ассамблее наряду с замечаниями государств, если таковые имеются.

а) Международную организацию труда (МОТ); б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ); в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по народонаселению; е) Программу Развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).
Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

-каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

-Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями.

- ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

- Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка

- Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

- Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

 

БИЛЕТ 33.

1. Права и свободы человека: сходства и различия понятий.

Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.

Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.(религиозные убеждения)

Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

2. Межамериканская система защиты прав человека. Межамериканская комиссия и суд по правам человека.

Действующая в рамках Орг-ции Америк. Государств система защиты ПЧ обладает рядом особ-стей по сравн. с регион. системой СЕ. В основе ее функционирования 3док-та: Устав ОАГ 1948г., Америк. декларация прав и обяз-тей чел. 1948 г., Межамерик. конвенция о ПЧ. 1969 г. В Амер. декларации, помимо шир. перечня основополаг. гражд., полит., с

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.