Сделай Сам Свою Работу на 5

Элементы системы менеджмента





Основная статья: Система менеджмента

§ Миссия организации

§ Цели организации

§ Организационная схема подчиненности

§ Подразделения

§ Показатели оценки результативности деятельности (KPI)

§ Регламенты работы

§ Система измерений деятельности

[править]Составные части менеджмента

Крупная компания одновременно ставит и решает комплекс взаимосвязанных задач, для чего создается несколько подсистем в системе менеджмента:

§ Управление проектами, в т.ч.

§ Управление производством

§ Управление проектированием

§ Управление персоналом

§ Управление качеством

§ Маркетинг

§ Инновационный менеджмент

§ Финансовый менеджмент

§ Стратегический менеджмент

§ Инвестиционный менеджмент

§ Риск-менеджмент

§ Информационный менеджмент

§ Экологический менеджмент

26Стратегическое управление — деятельность, направленная на достижение стратегических целей с помощью стратегических инструментов.

Стратегическими целями могут быть — любые природные ресурсы, географические области, новое качество, лидерство по тем или иным ключевым конкурентным параметрам.

Стратегическими инструментами выступают — капитал и любой привлекаемый финансовый ресурс, любые материальные и нематериальные активы, организационно-кадровые и сырьевые ресурсы, внешняя и инвестиционная политики организации, оборудование, ключевые знания и технологии.



Особенностями стратегического управления являются специальные приемы и способы достижения стратегических целей, не очевидные с точки зрения линейного менеджмента. Например, сбережение ресурсов в условиях рыночного кризиса может потребовать принятия мер по сокращению издержек — увольнение квалифицированного персонала, переезд или перевод производства в менее затратное, но неудобное место, которые обычно вступают в противоречие с целями линейного менеджмента. Также, например, получение заемных средств в виде кредита или облигационной эмиссии является решением стратегического типа, поскольку представляет собой возмездное и срочное привлечение стратегического инструмента — финансового ресурса.

Ошибочная передача линейному менеджменту полного контроля над стратегическим инструментом часто приводит к неэффективному использованию ресурса, вплоть до его утраты.



В силу разности задач, практической реализацией Стратегического управления занимается специальный орган, объединяющий собственников, либо состоящий из уполномоченных собственниками лиц. Традиционное название этого органа — Совет Директоров, заимствовано из западной терминологии. Функционирование Совета Директоров обеспечивает отдельная и независимая от основной организации структура — владельческий офис, управляющая либо холдинговая компания.

В русскоязычной среде, термин «директор» в этом названии часто понимается неверно. Так, буквальные попытки сформировать Совет Директоров из, собственно, Генерального директора — руководителя исполнительного органа, его заместителей и руководителей подчиненных подразделений, именуемых часто «директорами», всегда обречены на провал. Парализующий эффект от конфликта интересов собственников и менеджеров будет неизбежен.

Наиболее точным термином, верно передающим суть органа стратегического управления, является: «Совет уполномоченных владельцами лиц». Совет несет ответственность перед собственниками за выработку и своевременное достижение стратегических целей, наделяется правами контроля над стратегическими инструментами, нанимает Генерального Директора на необходимый для достижения поставленных задач срок. В небольших компаниях владельцы обычно сами являются членами Совета, обладая правом голоса пропорционально долям собственности.



В крупных компаниях, как правило, в Совет входят приглашенные владельцами эксперты, называемые независимыми директорами. Это могут быть — профессиональные Члены Совета Директоров, обладающие необходимой Совету компетенцией для достижения Стратегических целей, представители органов власти, общественных организаций, заинтересованных в существовании компании (например — «градообразующее предприятие»).

27 Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений:

• основное требование, которое выдвигает рынок предприятию, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но чтобы выпуск обеспечивал получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
• на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, приходит требование - не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать, и дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.
• на смену существующим ограничениям предприятию со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность - возможность несостоятельности и банкротства предприятия, т. е. предприятие, может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка, и вынуждено покинуть его.

Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия.

Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой, которую можно представить в следующем виде:
блок 1 - предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов;
блок 2 - ресурсы на входе - трудовые, материальные, финансовые;
блок 3 - ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы - готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;
блок 4 - социальная среда, с которой взаимодействует предприятие, - государство, муниципальные органы, законодательство;
блок 5 - природная среда - потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;
блок 6 - взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;
блок 7 - соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Рассмотрим предложенную схему более детально. Выше отмечалось, что в условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить (какой ассортимент; в каком количестве), предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
• характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена для потребителя, каковы цели у конкурентов;
• общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
• каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
• конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
• законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
• уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10-15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке.

Как работает предприятие - прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, - в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности.

Что же скрыто в блоке 1 за процессом преобразования ресурсов? Для того чтобы осуществилось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства.

Структура предприятия:
• подразделения основного производства;
• подразделения обслуживающие, побочные и подсобные;
• подразделения вспомогательного производства;
• управленческие службы и подразделения.

Процессы, осуществляемые на предприятии:
• научные исследования;
• транспортировка;
• проектирование, конструирование;
• утилизация;
• изготовление;
• восстановление;
• ремонт и модернизация;
• консервация и упаковка;
• контроль и профилактика брака;
• очистка и обезвреживание;
• обслуживание;
• профилактика безопасности;
• хранение;
• управление.

Функции управления на предприятии:
• учет, статистика;
• мотивация;
• анализ;
• контроль исполнения;
• планирование, регулирование;
• принятие решений и их реализация.

Основные функции организации на предприятии:
• нормирование;
• ресурсообеспечение;
• координация во времени и пространстве;
• маршрутизация предметов труда;
• оперативное планирование;
• разработка планировки рабочих мест;
• диспетчирование;
• создание благоприятных условий труда;
• исполнение функций управления;
• реализация готовой продукции;
• разделение и кооперация труда;
• выявление резервов и рационализация производства.

28Управление персоналом (англ. human resources management, HRM, HR-менеджмент) — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.

В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом (англ. human capital management), кадровый менеджмент, менеджмент персонала.

Содержание управления персоналом

Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Управление персоналом подразделяется следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией иоплатой труда), стратегическая работа с персоналом.

К основным методам управления персоналом относят:

§ экономические методы — приёмы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена);

§ организационно-распорядительные методы — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер, они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, нормативно-документальном закреплении функций;

§ социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).

Специалист по работе с персоналом — HR-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированнымкадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе управления персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации.

Функции управления персоналом реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.

Организационные методы представляют собой установление и регулирование определенных связей и отношений между должностями персонала и элементами его управления. Эти методы носят пассивный характер. Они обеспечивают функционирование и развитие персонала, упорядочивают управление и представляют собой его базу. Они являются первичными по отношению к другим методам.

Административные методы — это управление и регулирование деятельности персонала на основе приказов, распоряжений, конкретных заданий исполнителям. При этом последним предоставляется минимальная самостоятельность в процессе выполнения порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями за успешную или неуспешную работу.

Принципиальная особенность данных методов — субъективность. Они поощряют исполнительность, а не инициативу. Их эффективность в значительной степени зависит от руководителей и почти не зависит от исполнителей.

Экономические методы представляют собой косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой: экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата.

Эти методы имеют свои недостатки. Например, они малоэффективны для людей интеллектуальных профессий в тех случаях, где требуется слишком длительный период для получения результата, в случаях выполнения стратегической деятельности.

Социально-психологические методы предполагают побуждение работников к эффективной деятельности и через психологическое моральное и социальное воздействие. Они нацелены нл формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между членами персонала. С другой стороны, они необходимы для раскрытия личного потенциала способностей каждого работника. Основная цель этой группы методов — самореализация всех членов коллектива предприятия.

Каждый из перечисленных методов может оказываться оптимальным в конкретных ситуациях. Поэтому вес они находят применение в той пли иной степени, в соответствии с развивающейся ситуацией. Причем следует подчеркнуть, что в управлении персоналом особое внимание необходимо уделять социально-психологическим методам управления. Это определяется тем, что сближение формальной и неформальной структур управления в значительной степени опосредуется данным методом.

 

29Антикри́зисное управле́ние — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Причиной всех кризисов является управление (неадекватное, непрофессиональное, злоупотребление или откровенное мошенничество в результате воровства или рейдерства, манипуляций, действий по сговору, коррупция) направленное на преследование целей за пределами задач проекта (государство, министерства, корпорация, фирма, учреждение). В учебниках ещё встречаем: власть - неформальные взаимоотношения, что по человечески понятно, а на профессиональном языке обозначает - коррупция. Поэтому квалификация коррупции не нуждается в обнародовании, если субъекты коррупции возглавляют саму коррупцию под лозунгом борьбы с этим явлением.

Кризисные факторы

К возникновению кризиса на уровне хозяйствующих субъектов приводят следующие факторы:

§ внешние факторы — несбалансированная денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика, неудовлетворительная структура доходов и расходов населения, нестабильность функционирования базовых политико-правовых институтов, отставание в научно-техническом развитии, конкуренция;

§ внутренние факторы — ошибки в производственной, финансовой, маркетинговой стратегии, нерациональное использование ресурсов, непрофессиональный менеджмент, низкий уровень организационной и корпоративной культуры;

§ информационные факторы — несоответствие действительности информации, используемой при управлении объектом вследствие политических факторов, маркетинговой стратегии контрагентов и/или конкурентов либо управления подсистемами объекта, направленного на преследование целей за пределами задач проекта.

Направления антикризисного управления

Основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия; разработка протоколов, гарантирующих целостность информационных потоков на предприятии; разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий; сокращение постоянных и переменных издержек; повышение производительности труда; привлечение средств учредителей; усиление мотивации персонала.

К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.

Предлагаю почитать это :http://studentbank.ru/view.php?id=67318&p=1

 

 

30Маркетинговая деятельность. Маркетинг происходит от английского слова— рынок. На первый взгляд, может показаться, что маркетинг — это теория сбыта. Но такое толкование не является правильным.
Принципиальное отличие между обычным сбытом и маркетингом заключается в том, что для сбыта важнейшим является при любых условиях реализовать созданный товар, а для маркетинга - удовлетворить потребности потребителей и подчинить производство потребностям.
Следовательно, маркетинг - это деятельность, направленная на изучения потребностей потребителей и их наилучшее удовольствие.
Определение потребностей опирается на маркетинговые исследования. Основной целью такого исследования является всестороннее изучение рынка, а основным инструментом (средством) исследования - сегментация рынка.

Целью сегментации является выяснение особенных потребностей или особенностей продажи в пределах каждого сегмента. Согласитесь, что питание детей до одного года должно существенно отличаться за содержанием от того, что потребляют старшие дети. А продажа товаров в обычных магазинах отличается от продажи в специализированных.
Так что маркетинг играет значительную роль в предпринимательской деятельности.

Маркетинг
(от лат. market — рынок)
     
Управление коммерческой деятельностью предприятия на основе информации о по­требностях потребителей и со­ответствия этим потребностям товаров и услуг с целью обе­спечения их конкурентоспо­собности и получения макси­мальной прибыли   Комплексная система организации про­изводства и сбыта продукции, ориентиро­ванная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и про­гнозирования рынка, изучения внутрен­него и внешнего состояния предприятия-экспортера, разработки стратегии и так­тики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ
         

 

 

Схема проведения маркетинговых исследований
Определение проблем и фор­мулировка целей ð Отбор источников информа­ции ð Сбор инфор­мации ð Анализ собранной информа­ции ð Пред­ставление полученных результатов

 

 

Функции маркетинга
       
Комплексное изучение рынка     Планирование и сбыт продукции
   
       
Выявление потенциального спро­са и неудовлетворенных потреб­ностей     Разработка мер для наиболее полного удовлетворения суще­ствующего спроса
   
       
Планирование товарного ассор­тимента и ценовой политики     Информирование покупателя, стимулирование потребления
   
       
Разработка системы мероприятий по совершенствованию управления и организации производства

 

 

Концепции маркетинга
         
Японская — рассматривает жела­ния потребителей как требования, которые необходимо удовлетворять без рассуждений   Американская — манипулирует покупателями посредством угово­ров и убеждений с целью реализа­ции необходимых товаров и услуг

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.