Условия деятельности предприятий
Предпрнятия могут иметь разные режимы или условия деятел ьности разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. Типичными условиями деятельности частногопредприятия в рыночной среде можно считать:
а) самостоятельное осуществление воспроизводственного процщесса. Иными словами; предприятие должно собственными силами своими средствами обеспечивать свое воспроизводство свою жизнеспособность. Предприятие может воспользоваться и денежными ресурсами других субъектов — получить кредит, привлечь денежные средства путем продажи собственных облигаций, но происходит все это на заемной основе, эти ресурсы должны быть возвращены, причем с определенной платой за услугу;
б) полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Эта ответственность ложится главным образом на плечи владельцев предприятия. Распределение между ними этой ответственности определяется формой организационно-правового устройства предприятия;
в) прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия. Стремление к развитию является естественным для предприятия. Расширение предприятия приносит как правило, большие денежные доходы его владельцам. Реишающим источником денежного обеспечения такого развития для большинства предприятий выступает прибыль;
г) предприятие, как правило, конкурирует с другими, предприятиями. Конкуренция существенно влияет на поведение предприятия, его внутреннюю организациюцию;
д) экономическая помощь государства носит локальный, исключительно, выборочный характер. Эта помощь, направленная на поддержку воспроизводства предприятия, должна исходить прежде всего из интересов национальной экономики в целом. Государство не может и не должно быть щедрым спонсором. Оно должно быть в этих вопросах достаточно «скупым», но, в то же время, расчетливым и дальновидным в определении возможных макроэкономических последствий при «сбоях» в деятельности конкретных частных предприятий.
В приблизительно таких же условиях могут действовать и нек оторые государственные предприятия. Дифференциация режимов деятельности государственных предприятий, естественно, является прерогативой смамого государства. В результате, все же большая часть государственных. предприятий получает иной — некоммерческий или не совсем коммеорческий режим функционирования. Его основной отличительной особенностью является менее строгая экономическая ответственность в первую очередь управленцев, за результаты деятельности: предприятия, менее жесткие финансовые условия, большое количество ограничений, устанавливаемых правительственными структурами Многие государственные предприятия, например, коммунального хозяйства, электро- и газоснабжения, связи, транспорта работают при отсутствии конкуренции, выступают чистыми монополиями.
Для целей систематизации различного типа предприятий выделяют следующие факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы]:
- форма собственности;
- отраслевая принадлежность;
- организационно-правовая форма;
- размер предприятия;
- используемые ресурсы;
- местоположение;
- национальная принадлежность собственников предприятия.
По форме собственности различают предприятия, находящиеся в:
- государственной собственности;
- муниципальной собственности;
- частной собственности;
- собственности общественных организаций;
- иной форме собственности (смешанная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства)
По масштабу предприятия разделяют на малые, средние и крупные. Классификационными факторами, определяющими отношение предприятия к малому, среднему или крупному являются: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.
По организационно-правовой форме предприятия делятся на индивидуальные, партнёрства (хозяйственные товарищества и общества), корпорации (акционерные общества, госкорпорации).
По цели деятельности предприятия могут подразделяются на коммерческие и некоммерческие.
По отраслевой принадлежности предприятия подразделяются на:
- Промышленные предприятия, которые осуществляют производство товаров различного назначения;
- Торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;
- Транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;
- Предприятия в сфере услуг, оказывающие различные услуги, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие
- Предприятия сферы финансовых услуг:
- банки, которые собирают финансовые средства, предоставляют кредиты и оказывают другие виды финансовых услуг;
- страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков.
Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства [1]. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.
Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.
Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».
Хотя корпоративные права варьируются в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации:[1]
- Юридическое лицо
- Ограниченная ответственность
- Свободная продажа акций
- Централизованное управление советом директоров
Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — разработка (моделирование и т. д.), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.Менеджмент - это:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
- орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.
Менеджмент можно условно разделить на три основные институциональные сферы:
бизнес;
государственная социально-экономическая система;
некоммерческие институциональные организации.
Менеджмент можно разделить на три уровня:
- Менеджмент высшего звена;
- Менеджмент среднего звена;
- Менеджмент низшего звена.
Основные категории менеджмента - это объект, субъект, функции, виды, методы и принципы.
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Характеристику объектов менеджмента проводят с позиции трех аспектов: вида объекта, функциональных областей и уровней объекта/22/.
При этом различают следующие виды объекта управления:
- операция;
- проект;
- система.
Функциональные области деятельности объекта:
- маркетинг;
- производство;
- финансы;
- кадры;
- НИОКР( Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы)
Уровни объекта управления:
- рабочее место;
- участок;
- цех;
- производство;
- предприятие;
- объединение.
По признаку содержания различают менеджмент:
- нормативный - предусматривающий разработку и реализацию философии организации, т.е. миссию ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурсной нише рынка и формирование общих стратегических намерений;
- стратегический - предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией;
- оперативный менеджмент - предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
«Маркетинг — выявление имеющихся нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов»; «Маркетинг — забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»; «Маркетинг — процесс планирования и управления разработкой товаров и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом»; «Маркетинг — система управления и организации деятельности компании и фирмы, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы»;
Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Функции можно разделить на четыре группы:
1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов. 2. Производственные — организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов. 3. Распределительно-сбытовые — организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама. 4. Управленческие — планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль
Содержание ценовой политики фирмы
Ценовая политика фирмы обычно отражает логическую увязку ее целей, возможностей и средств достижения целей. Она не связана жесткими временными рамками долгосрочного или краткосрочного периода. Ценовая политика – одна из главных составляющих маркетинговой деятельности фирмы: она должна устанавливать на свои товары и услуги такие цены и так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы достигать поставленных общих целей фирмы и целей маркетинга в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Ценообразование – единственный элемент системы маркетинга, не требующий значительных расходов (как, например, анализ рынка, рекламная кампания, организация сбытовой сети и т.п.). В то же время влияние ценовых решений на конечные результаты деятельности фирмы весьма велико: от их правильности зависит конкурентоспособность и объем продаж ее продукции и, следовательно, ее положение на рынке, размер дохода и прибыли, финансовая и деловая устойчивость. Принятие ценовых решений требует учета разнообразных факторов, знания законов ценообразования, необходимого практического опыта, т.е. это задача довольно сложная. В этой связи фирмы часто допускают ошибки при формировании своей ценовой политики, наиболее типичные из которых следующие:
ориентация ценообразования в основном на издержки производства и реализации;
недостаточно частое приспособление цен к изменениям рыночных условий;
отрыв ценообразования от других составляющих системы маркетинга;
недостаточная диверсификация цен в зависимости от варианта продукта и сегментов рынка.
Особенно сложной задачей является определение первоначальной цены товара или услуги как при освоении их производства, так и при внедрении на новые рынки.
При формировании ценовой политики фирмы следует учитывать внешние и внутренние факторы. При этом важное внимание уделяется таким рыночным факторам как:
ценность товара или услуги фирмы для потребителя в сравнении с предложениями конкурентов;
формы и каналы сбыта продукции фирмы;
различия между сегментами рынка или факторами, формирующими спрос потребителей;
возможные реакции конкурентов на ценовую политику фирмы;
реальные издержки и прибыль фирмы как результат производства и реализации продукции фирмы.
С точки зрения маркетинга, товар – это совокупность полезных свойств, способных удовлетворять определенные потребности потребителя товара. Поэтому цена товара будет зависеть от степени удовлетворения этих потребностей – при маркетинговом подходе к ценообразованию. С другой стороны, чтобы создать определенную совокупность свойств товара производитель вынужден будет понести соответствующие издержки: они, как правило, будут тем выше, чем лучше данная совокупность свойств удовлетворяет потребности покупателя. Поэтому при формировании ценовой политики следует ориентироваться как на маркетинговые решения, так и на состояние фирмы.
Процесс разработки ценовой политики фирмы включает в себя в общем случае ряд последовательных шагов:
определение целей и горизонта ценовой политики (стратегическая, тактическая, оперативная политика);
оценка потенциальной емкости рынка и его сегментов;
анализ и оценка конкурентов (действующих и потенциальных), в том числе цен продукции конкурентов;
анализ поведения покупателей в отношении продукции фирмы и конкурентов;
определение потенциального объема спроса на продукцию фирмы и влияющих на него факторов;
оценка издержек фирмы, их структуры, возможных путей снижения;
выбор метода (методов) определения цены (в том числе с учетом вида модели рынка);
принятие решения об уровне (или уровнях) цены;
определение возможных скидок с цены и условий их введения;
определение динамики цен в течение производственного и сбытового цикла и возможных резервов снижения цены.
Таким образом, процесс формирования и цели ценовой политики тесно взаимосвязан с маркетинговой политикой и ее целями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|