Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава седьмая. Особенности регулирования хозяйственно-экономической деятельности в советский период (1917 – 1991 гг.)





В 1917г. Россия оказалась на очередной цивилизационной развилке. Анализ экономического развития советского государства на протяжении его более чем семидесятилетней истории позволяет выявить характерные черты социалистической экономики и причины, приведшие к ее краху в 90- е гг. XX века.

Обусловленная первой мировой войной Русская революция 1917г. обнажила глубинные социально-экономические, политические и духовные противоречия России начала XX в. В 1917г. Россия начинает переход к иной модели общественного устройства. Однако к Октябрю 1917 года в России еще не сложились предпосылки для перехода к экономике социалистического типа. Экономическая политика с октября 1917 до лета 1918 г. была «красногвардейской атакой на капитал».

Главными мероприятиями того периода являлись:

• организация рабочего контроля;

• национализация банков;

• проведение в жизнь Декрета о земле;

•национализация промышленности и организация государственной системы управления ею;

•введение монополии внешней торговли.

Русская революция 1917г. была в значительной степени «общинной революцией». Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 г., способствовали принятию Декрета о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. Частная собственность на землю была отменена, была запрещена ее купля и продажа, сдача в аренду и залог. Декрет закрепил общинное уравнительное землепользование. У крупных крестьян, имевших земли сверх норм уравнительного землепользования, часть земель была отобрана. Вместе с тем в сельском хозяйстве в первые месяцы советской власти провозглашалось подворное, хуторское, общинное, артельное землепользование. Местные органы самоуправления занимались распределением земли между трудящимися. Крестьяне получили более 150 млн. га земли и освобождались от ежегодных арендных платежей. В то же время делается неудачная попытка организации социалистического предпринимательства в деревне в форме коммун.



С первых же дней существования Советской власти начался процесс национализации, т.е. переход в собственность государства основных производственных фондов и природных ресурсов страны. Руководство государственным предпринимательством стал осуществлять ВСНХ. Он разрабатывал планы регулирования экономики страны и координировал работу наркоматов торговли, промышленности, продовольствия, земледелия и финансов. Кроме того, ВСНХ осуществлял конфискацию предприятий и имущества у частных лиц и организаций.



В декабре 1917 г. подписывается первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. При этом акцент изначально делался не на национализацию, а не на установление рабочего контроля над производством и распределением промышленных, торговых, торговых, сельскохозяйственных, транспортных и других предприятий. Целью этой меры было подавление саботажа фабрикантов и заводчиков, выступавших против новых порядков. Позднее был национализирован торговый флот, установлена государственная монополия внешней торговли, объявлена национализация всех банков в стране. Крупные вклады были конфискованы, аннулировались все внутренние и внешние займы, заключенные в дореволюционный период.

Советская власть уже в первый год своего существования столкнулась с огромными трудностями. Весной 1918 года Россия представляла собой конгломерат самоуправляющихся, фактически самостоятельных территорий. Только сильная центральная власть могла воссоздать единую страну, разорванные экономические связи, дисциплину и порядок. Известно, что глава Советского правительства В.И.Ленин не был сторонником полной государственной монополизации Советской властью производства и рынка. Весной 1918 года, во время кратковременной мирной передышки, им была написана работа «Очередные задачи Советской власти». В ней В.И.Ленин наметил план строительства основ социалистической экономикии определил пути и методы этого строительства. Прежде всего, он выдвигает задачу восстановления разрушенного войной хозяйства, овладение методами контроля, учета и управления обобществленным производством и госкапитализмом. До лета 1918 г. большевики пытались проводить политику расширения госсектора путем постепенных преобразований с опытом организации производства без особой ломки сложившихся структур, в том числе акционерных отношений. Например, Декрет от апреля 1918 г. о регистрации акций, облигаций и процентных бумаг Совнарком РСФСР отменил систему безымянных акций и подтвердил право владельцев акций на вознаграждение в случае национализации предприятия.



Известный враждебным отношением к В.И.Ленину Н.А. Бердяев писал: «В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих В.И.Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду и дисциплине, к ответственности, к знанию и учению, к положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит революционное фразерство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной».

Однако гражданская война и иностранная интервенция (1917 – 1922 г.) вынудили Советскую власть ввести политику «военного коммунизма».Политика «военного коммунизма», проводимая с лета 1918 – до весны 1921 года, означала проведение трех основных групп мероприятий:

• для решения продовольственной проблемы было организовано централизованное снабжение населения;

• торговля заменялась принудительным государственно-организованным распределением;

• в январе 1919 года была введена продовольственная раз-верстка: свободная торговля хлебом объявлялась государственным преступлением. Полученный по разверстке хлеб и другие продукты распределялись в централизованном порядке по классовому принципу.

• Национализировались и лишались хозяйственной самостоятельности все промышленные предприятия;

• Вводилась всеобщая трудовая повинность, предусматривавшая участие всех трудоспособных граждан от 16 до 50 лет в общественно полезной деятельности;

• Мобилизации по трудовой повинности приравнивались к мобилизации в армии, уклонение каралось по законам военного времени, вплоть до заключения в концлагеря.

Проявлением политики «военного коммунизма» стала сверхцентрализация экономики. В основе взаимоотношений были положены исключительно административные методы: бесплатно, без денежных расчетов производители получали от государства сырье и сдавали ему готовую продукцию. Рентабельность, себестоимость продукции не имели значения. ВСНХ приобрел ярко выраженный военный характер. Оперативное руководство предприятиями было сосредоточено – главках или центрах, подчинявшихся ВСНХ (Главнефть, Главсоль и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Такая система централизованного управления получила название главкизм.

Главной мерой «военного коммунизма» стала продразверстка, введенная с января 1919 г. Сокращение урожая к 1920 году втрое, поголовья скота – вдвое, по сравнению с предвоенными годами, привело к потере товарности сельского хозяйства (оно стало натуральным). Получить продовольствие для города оказалось возможным только силой: крестьяне принудительно должны были сдавать все, за исключением необходимого минимума, сначала по твердой государственной цене, а потом и вовсе бесплатно. Отмена товарно-денежных отношений – еще одна характерная черта «военного коммунизма». На практике это означало запрет частной торговли, отмену денег, натуральную оплату труда, бесплатность коммунальных услуг. После декрета от 21 ноября 1918 г. о переходе всей системы распределения в руки государства отпуск товаров производился только через потребительские коммуны и кооперативы. Бумажноденежная эмиссия в годы гражданской войны привела к увеличению массы денег в 44 раза и соответственно к инфляции. Так, стоимость бумажного рубля к 1920 году упала в 13 000 раз по сравнению с уровнем 1913 г. В результате денежный обмен сменился натуральным, произошла «натурализация» оплаты труда. В конце 1922г. деньги составляли 7% заработной платы. Ненужной стала банковско-кредитная система, и банки были закрыты. Гражданская война, поставившая большевистский режим на гране гибели потребовала максимальной реализации всех ресурсов, дальнейшей централизации власти и подчинению её контролю всего общества. Частичное совпадение задач, диктовавшихся чрезвычайной обстановкой с представлениями о социализме как бестоварном, централизованном обществе сформировали у большевиков психологию революционного штурма и привели к формированию феномена военного коммунизма. Политика «военного коммунизма» - это политика чрезвычайных обстоятельств военного времени. Неограниченные мобилизационные возможности административной экономики позволили обеспечить Красную Армию вооружением, продовольствием и добиться победы в гражданской войне.

В этот период государство сконцентрировало в своих руках почти все финансовые и материальные ресурсы и становилось единственным предпринимателем. Таким образом, в стране утверждается государственная система предпринимательства, исключающая товарно-денежные отношения. Массовая национализация промышленности и транспорта, негативное отношение к торговле и предпринимательству нанесли сильнейший удар по кадрам, по акционерным кампаниям. Были нарушены кооперативно-производственные, кредитно-финансовые связи, уничтожено большое число буржуазных специалистов и т.д. Однако по-прежнему функционировали «черный рынок», спекулянты, «мешочники» и др. Система «военного коммунизма» не смогла полностью подавить свободный рынок.

С окончанием гражданской войны стала наглядной неэффективность принятой экономической модели. Восстановить разрушенное войной народное хозяйство, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно. Надо было кардинально менять политику и переходить к материальной заинтересованности и рыночным отношениям. К концу 1920 г. В. И.Ленин увидел в странекризис военно-коммунистических методов строительства социализма, кризис той концепции социализма, которая господствовала в российском освободительном движении.

В 1921 г. был взят курс на новую экономическую политику (НЭП). Она включала комплекс социально-экономических мер при сохранении в руках государства «командных высот». В стране создается новый механизм управления экономикой на основе рынка и хозрасчета в банковский сфере, на крупных предприятиях и на железнодорожном транспорте; разрешаются рыночные отношения, свободное мелкое и среднее предпринимательство с наймом труда.[1]

В.Ленин определял НЭП как продолжение перехода от капитализма к социализму, прерванного гражданской войной, а сущность новой экономической политики - как налаживание союза рабочих и крестьян, уступкой крестьянству. Заявления, что новая политика вводилась «всерьез и надолго», но «не навсегда», оставляли партийцам надежду на возвращение к ад-министративным методам управления экономикой. А значительная часть большевиков воспринимала НЭП именно как уступку капитализму и капитуляцию перед буржуазией.

Сущность НЭП заключается в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Тактической целью НЭПа был выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, стратегической – построение социализма.

Основными элементами новой экономической политики являлись:

• продналог (подоходный прогрессивный);

• свобода торговли;

• разрешение аренды небольших частных предприятий и

найма рабочей силы;

• отмена карточной системы и нормированного снабжения;

• возврат платности всех услуг;

• перевод промышленности на полный хозрасчет и

самоокупаемость.

В стране произошли принципиальные изменения в промышленности. Разрешалось капиталистическое предпринимательство, т.е. создание предприятий с числом работавших до 20 человек, а также сдача в аренду государственных предприятий. Далее, была сделана попытка привлечь иностранный капитал, развивая концессии. Создавались специальные акционерные предприятия – российские, иностранные, смешанные. Однако удельный вес концессий к концу 20-х гг. не превышал в индустриальных отраслях 1,2%, в производстве предметов потребления – 0,3%. Советская власть с недоверием относилась к иностранцам.

Кроме того, производилась перестройка управления народным хозяйством и была ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решая вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. Трест объединял предприятия, укрупнял, кооперировал производство. Тресты были организованы по образцу капиталистической монополии. Для того чтобы не допустить неконтролируемой конкуренции и стихийности развития, трестам предписывалось объединяться в синдикаты – торговые монополии, внутри которых тресты уже не конкурировали между собой. К концу 1922 г. 80% промышленности было синдицировано.

Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная и вводилась сдельная оплата труда. Однако появилась и безработица. К концу 1922 г. в основном была отменена карточная система.

В восстановлении сельского хозяйства решающую роль сыграла замена продразверстки продналогом, который устанавливался до сева, что способствовало расширению производства, т.к. после уплаты налога остальное можно было продать. Продналог взимался по классовому принципу (мало - с бедняков и много- с кулаков).

Государство стимулировало подъем сельского хозяйства через восстановление производства промышленных товаров для деревни (инвентаря, машин): получить эти товары крестьяне могли лишь в обмен на свою продукцию. Но главным направлением государственной политики в деревне было развитие кооперирования крестьян. Именно со сбытовых, потребительских, машинных кооперативов началось это движение в годы НЭПа, в основном, охватив зажиточное крестьянство. Беднейшая часть крестьянства объединялась в производственные кооперативы – колхозы (коммуны, артели, ТОЗ - ы). В кооперативах в 1925 г. состояла четвертая часть крестьян, а в 1928 – 55%. Кооперативы играли главную роль в восстановлении товарооборота между городом и деревней.

В сфере торговли и финансов в годы НЭПа также произошли значительные изменения. Именно в торговле частный капитал завоевал наиболее сильные позиции: в частном секторе было сосредоточено 75% розничной торговли. Промышленность, объединенная в синдикаты, могла диктовать цены рынку.

Огромной проблемой в стране была инфляция. Проведенная в 1922-24 гг. денежная реформа изменила ситуацию. Авторы реформы – нарком финансов Г.Сокольников и известный экономист профессор Л.Юровский (сторонники монетаризма) – определили приоритетами создание «твердых» денег и сокращение дефицита бюджета. В 1921 г. был восстановлен Госбанк РСФСР, с 1922 г. начался выпуск новых денег – червонцев, обеспеченных золотом. К 1924 г. червонцы вытеснили обесценившиеся совзнаки (обмен был по курсу 1: 60 000). Успех реформы заключался и в достижении конвертируемости рубля (по довоенному курсу царского рубля 1 американский доллар стоил 1,94 рубля).

Рассматривая итоги реализации новой экономической политики и причины отказа от нее в конце 20-х гг., можно отметить:

• К 1926 г. экономика была не только восстановлена после разрухи и кризисов «военного коммунизма», но и сложились благоприятные условия для ее дальнейшего роста. Действовали рыночные отношения и стимулы к развитию производства. Наряду с государственными предприятиями в условиях рынка работали частные, кооперативные предприятия, крестьянство вовлекалось в кооперативное движение. По основным видам промышленной продукции был, достигнут довоенный уровень и, стабилизирована финансовая система. Улучшились условия жизни городского и сельского населения.

• Восстановление товарно-денежных отношений продемонстрировало преимущество рыночных механизмов над командно-распределительными способами управления.

• Экономика того периода была не свободна от кризисов. Крестьян не могли удовлетворить государственные заготовительные цены, и они выжидали более выгодной конъюнктуры. Следствием становились срывы хлебозаготовок и невыполнение экспортных обязательств.

• Масштабные планы социалистического строительства, привлечение в промышленность большого числа рабочих (выходцев из деревни) увеличило платежеспособный спрос, не покрываемый товарной массой. Начались процессы эмиссии и девальвации рубля.

• С 1926 года активно вытесняется частный капитал: повышаются тарифы на перевозки частных грузов, прекращается государственное кредитование частных предприятий, вводится налог на сверхприбыль, прерываются договоры по сдаче в аренду госпредприятий.

• В конце 20-х гг. возрастает и военная угроза, что также способствовало свертыванию НЭПа.

По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие НЭПу противоречия. В экономике: для создания новых производств требовались значительные инвестиции. Однако таких средств у советской власти не было. Нельзя было рассчитывать и на приток капиталов извне. Индустриальный рост требовал увеличения товарности крестьянского хозяйства, однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупно-товарных хозяйств. В социально-политической сфере: усилилось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом. Нарастал антагонизм между политикой и экономикой. Эти противоречия, в конечном счёте, привели НЭП к гибели. Россия в период НЭПа временно совершила обратное движение от «государственного социализма» периода «военного коммунизма» к государственному капитализму с его товарно-денежными отношениями.

Под новые экономические отношения Советская власть стремилась подвести соответствующую правовую базу. Было издано огромное количество декретов, направленных на поощрение рыночных отношений, мелкого и среднего предпринимательства, проведена общая и частичная кодификация имущественных прав. В этом связи отметим, что годы НЭПа вошли в историю предпринимательства и права как годы разработки и принятия кодексов. Только в течение 1922-23 гг. было принято семь кодексов: Гражданский, Уголовный, Земельный, Лесной, КЗОТ, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, кроме того, завершена разработка проектов Хозяйственного, Торгового, Промышленного и Кооперативного кодексов. Однако по мере того, как верх брали командные методы управления, правовые подходы отступали на задний план, заменяясь волевыми, приказными требованиями. Государственные чиновники, распоряжающиеся собственностью стали превращаться в коллективных эксплуататоров, так как огосударствление промышленности не было подкреплено ни культурой труда, ни самостоятельностью трудящихся.

Одни историки считают НЭП моделью социалистической рыночной экономики. Сторонники другой точки зрения, анализируя противоречия и кризисы НЭПа, считают, что у нее отсутствовали перспективы для развития,особенно в условиях надвигающегося мирового кризиса и меняющегося соотношения сил на мировой арене.

В 30 – е гг. складывается планово-административная экономика и советского хозяйственного права, законодательным запрещением частнохозяйственной деятельности и предпринимательских отношений, установлением монополии государства в экономике и складыванием административной системы. Постепенно сворачиваются законы, составляющие основы НЭПа. Необходимо учитывать, что советская экономика в нормальных условиях фактически не работала. Российская революция 1917 г., период «военного коммунизма», НЭП, индустриализация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства диктовали в той или иной мере закономерность мобилизационных административных методов.

Однако с середины 20 – х гг. происходит усиление централизации экономической жизни и административных методов хозяйствования. ВСССР стала проводиться форсированная индустриализация и коллективизация. Ликвидировалось кулачество как класс, подавлялись хозрасчет, рыночные институты, утвердилось централизованное плановое руководство экономикой страны, происходило сращивание государственного и партийного аппаратов. Собственность оставалась в руках государства.Постепенно сформировался тип советского директора-предпринимателя. Но они не были собственниками средств производства, а являлись управляющими государственной собственностью. Директора в известном отношении обладали правом юридического лица, во многом определяя кадровую и др. политику.

Мобилизационная модель экономики, созданная в СССР в 1930-е гг., оказалась эффективной лишь в экстремальных условиях форсированной модернизации, войны и во время восстановления разрушенного хозяйства. Однако в длительной перспективе мирного развития она явно проигрывала инновационной модели Запада. В условиях научно-технической революции, ставшей частью процесса перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, выявилось отставание СССР, прежде всего, в области инновационных технологий. Запаздывание с реформированием планово-директивной экономики и неспособность политической элиты перестраиваться в соответствии с вызовами времени, в конечном счете, оказались роковыми для советской системы.

Обозначившиеся уже к концу Отечественной войны 1941 -1945 гг. противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились в жесткое противостояние двух оформившихся общественно-политических систем. После окончания II мировой войны началась «холодная война», которая закончилась с распадом СССР в 1991 г. Соревнование двух разных систем развертывалось во всех сферах. Причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: во время II мировой войны экономический потенциал США значительно вырос. Потери США во время II мировой войны равнялись 1% потерь СССР, а их ВНП удвоился. Они получили мировое лидерство. В ходе становления социалистической системы хозяйствования предпринимались неоднократные попытки ее реформирования и пересмотра устаревших догматов. Но эффект от них был непродолжительным. С 1965 г. стала внедряться реформа по переводу предприятий и организаций в новые условия хозяйствования. Прежде всего, используется экономический инструментарий воздействия, вместо административных методов. Следует отметить, что с 60-х гг. стала развиваться и «теневая экономика», деятельность которой плохо контролировалась властью.

В результате за первую половину 70-х гг. XX в. народнохозяйственный потенциал страны удвоился. Страна достигла нового технического уровня, развились отрасли промышленности, которые только еще формировались в предшествующее десятилетие (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением в стране стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. В СССР сформировались единая энергосистема, транспортная система, единая система автоматической связи, нефте - и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако в целом административно-командная система управления, практика планирования и давления директивных органов над предприятиями сохранялись. Более того несоответствие между уровнем развития производительных сил и устаревшими формами производственных отношений заметно усилилось. Все более очевидной стала необходимость выработки новых подходов к экономическим и социальным проблемам.

Так, преуспев в запуске первого искусственного спутника Земли в 1957г., отправив первого в мире человека в космос, наша страна уступала передовым странам в области телевидения, транзисторов, компьютеров, радаров, полимеров, лазеров, станков с ЧПУ, роботов и т.д. Счет промышленным АЭС также открыла зарубежная индустрия.

Наконец лишь вначале 1970-х гг. впервые была поставлена задача перехода от отдельных, пусть даже блестящих завоеваний науки и техники к широкому освоению новинок НТР в народном хозяйстве и выхода советской индустрии на качественно новый технический уровень: «соединить достижения НТР с преимуществами социализма». Новые орудия и средства труда, новые источники энергии ознаменовали полномасштабное вступление в НТР тогда, когда произошел переход к стадии их технически и экономически целесообразной эволюции. Космические исследования способствовали развитию различных направлений науки и техники, постепенно приобретая прикладное значение. С начала 70-х годов средства на космонавтику стали выделяться тем же порядком, что и на развитие других народнохозяйственных отраслей. Даже на примере космонавтики, казалось бы, далекой от непосредственных нужд экономики сферы научно-технического прогресса, видно, как постепенно - и радикально - возрастала связь науки с практикой. НТР вызвала ускоренное развитие отраслей науки, непосредственно связанных с народным хозяйством. Внедрение в производство новых технологий и более совершенной техники приносило большой экономический эффект. Изменения охватили самые разные направления НТР. Научно-технический потенциал СССР был мощным и занимал второе место (после США) в мире.

Настоящий переворот в производстве ЭВМ произошел на рубеже 60-70-х годов на основе новой элементной базы, появления микропроцессоров и сложных интегральных схем. Вычислительная техника третьего-четвертого поколений впервые соединила в себе компактность, быстродействие, относительную дешевизну. Она стала доступной значительному кругу учреждений, предприятий, организаций. Это было событие исключительного значения.

ЭВМ внесли революционные изменения, особенно на первом этапе НТР. В целом же микропроцессорная революция создала предпосылки для появления новой нематериальной отрасли общественного производства (программостроение, накопление «ноу-хау» и т.д.). Под воздействием НТР границы народного хозяйства все больше расходятся с границами традиционного понятия «общественное производство». Полностью соответствуют тезису «открытие без применения не дает революционного сдвига» представления о глобальности НТР. Были достигнуты большие успехи в развитии кибернетики, ядерной физики, астрофизики, в исследовании космоса, в изучении земной коры и морских глубин. В годы «холодной войны» в СССР создавались наукограды, работавшие почти исключительно на оборону. Разрастались номерные города-спутники. СССР был лидером в четвертом технологическом укладе: атомная промышленность и энергетика, космос, авиастроение, нефтехимия. СССР был биотехнологической сверхдержавой.

Необходимо отметить, что цены на наши энергоносители в 70-е гг. на западном рынке увеличились в 20 раз, что создавало ощущение стабильности и благополучия в СССР. В течение этого десятилетия в страну поступило около 180 млрд. долларов, которые были израсходованы не на структурные преобразования экономики, а на военные нужды, закупку продовольствия и товаров массового потребления. Но к середине 80-х гг. спрос на нефть и цены на нее снизились, и поток нефтедолларов начал иссякать, к 1986 году нефть стоила уже $ 25-30.

Но уже в 70-е гг. СССР стал терять ранее завоеванные позиции в сфере освоения космоса. США осуществили высадку на Луну, а в 80- е - первыми создали космический корабль многоразового использования. Далеко позади СССР оказался в области компьютеризации. Даже традиционная политика опережающего развития военных отраслей с максимальной концентрацией в них материальных и кадровых ресурсов в новых исторических условиях стала давать сбои, так как эти отрасли все больше зависели от общего технологического уровня народного хозяйства, от неэффективности экономики.[5]

Приоритетное положение в стране занимала оборонная промышленность. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда в стране не были выполнены. Все более очевидной становилась тенденция отставания во всех индустриальных отраслях. Огромные затраты,которые несли сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние двух систем решалось в экономической сфере. Более эффективная экономика Запада, позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР, не могла конкурировать с Западом. Это отразилось на политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.

В условиях научно-технической революции в мире внедрялись новые технологии (плазменная, лазерная) и полностью автоматизированные производства. Ведущие страны Запада в 60 – 70 гг. XX в. начали переход к постиндустриальному или информационному обществу. Для него было характерно увеличение роли непроизводственной сферы, свертывание традиционных отраслей и переход к наукоемким технологиям (микроэлектроника, кибернетика, информатика биотехнологии, телекоммуникации). На роль основного капитала выдвигалась уже не земля (как в аграрном обществе), не фабрики и заводы (как в индустриальном), а информация. Например, в США в 1985 г. уже каждая пятая семья имела персональный компьютер, ¾ населения работало в сфере услуг. У нас же в непроизводственных отраслях тогда было занято менее трети работников.

Если достижениями первого этапа НТР, благодаря огромной концентрации ресурсов на немногих передовых направлениях, СССР в целом смог воспользоваться, то второй этап научно-технической революции, начавшийся в 60-е годы, почти не затронул советскую экономику. Исключением были отрасли военно-промышленного комплекса. В техническом прогрессе страны преобладали направления, не имевшие отношения к НТР: так называемая комплексная механизация и совершенствование традиционной техники. Без принципиальных изменений технологий простая замена станков являлась экономически неэффективной. К тому времени возможности традиционной техники, особенно в сфере механической обработки, уже были исчерпаны. В конце 70-х гг. XX века не менее трети продукции отечественного машиностроения нуждалась в снятии с производства или коренной модернизации. Морально устаревшее оборудование, отнюдь не прекращало свое существование (как это было в условиях рыночной экономики). Оно поддерживалось государственными средствами. Таким образом, СССР по-прежнему развивался в рамках индустриального общества с упором на традиционные отрасли, в которых также наблюдалось отставание. Экономика СССР, за исключением отраслей, обслуживавших ВПК и сырьевых отраслей, была неконкурентоспособной. Административно-командная экономика переживала системный кризис, и дальнейшее развитие зависело от глубоких политических и экономических реформ. Достигнув огромными усилиями стратегического паритета, СССР получил возможность медленной либерализации своей внутренней жизни. Однако началась политика «застоя». Ценой невиданного самопожертвования Советский Союз стал второй индустриальной державой мира.Но в СССР госаппарат был неэффективен. КПСС не была сугубо идеологической партией. Власть, элита России не сумела создать экономику, систему духовного воспроизводства, культуру, образ жизни достойнее передовых западных стран.

В 1985 г. в Советском Союзе началась «перестройка». Был взят курс на ускорение социально-экономического развития советского общества. Ключевым положением в экономической программе М.С.Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, главными факторами которого должны были стать: развитие научно-технического прогресса, машиностроения, активизация человеческого фактора. Целью экономической реформы 1987 г. был переход от административных методов к преимущественно экономическим методам руководства. Главной задачей стал переход к рыночной экономике в рамках социализма. Ключевыми ее идеями стали: расширение самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, самофинансирование и самоуправление. Она способствовала формированию частного сектора в экономике. Принимаются законы «О кооперации» и «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О государственном предприятии».Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий, вводилась система выборов руководителей предприятий. Колхозы и совхозы переводились на арендный подряд на селе. Таким образом, в стране возрождалось предпринимательство.Отдельные люди взялись за новое дело, несмотря на осуждение окружающих. У населения не было воспитано чувство законности частной собственности. Открывались видеосалоны, создавались частные страховые компании, издавались свои газеты. Перестройка задумывалась для обновления социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь как мера выхода из кризиса и создания более цивилизованной экономической модели. Однако на этом этапе происходит разрушение господства монополии партии в политике, появляются организации, альтернативные государственным.

Прообразом будущих частных предприятий стали кооперативы, которые вскоре вышли из-под контроля административной системы. Так, в 1986 - 1987гг. были опубликованы постановления правительства, разрешавшие заниматься четырьмя видами кооперативной деятельности: переработкой вторичного сырья, организацией общественного питания, производством народного потребления и бытовым обслуживанием населения. Благодаря либеральному закону «О кооперации» стал быстро развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуально-трудовая деятельность. В середине 1988г. были приняты законы, которые разрешали открывать частные предприятия по 30 видам производственной деятельности, ориентированным на развитие рыночных отношений, т.е. была проведена «номенклатурная приватизация». Таким образом, народное хозяйство лишилось административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. Однако и рыночных механизмов создано не было. Вскоре начался экономический спад. Это доказывало, что при предложенных мерах, социалистическая система функционировать не могла.

Идеологи «перестройки» и смены власти 90-х гг. не знали общества, в котором жили. В условиях информационно-пропагандистской агрессии и провокативной миссии исторических спекуляций, которые навязывали гражданам чувство вины, правящая тогда расколотая элита страны оказалась не в состоянии привлечь для проведения социально-политических и социально-экономических преобразований лучшие интеллектуальные силы общества. Парадоксальность российских преобразований проявилась в том, что их результаты зачастую оказались противоположными изначальным замыслам реформаторов. Решить вопрос о переходе к рыночной экономике в рамках социалистического выбора не удалось.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.