Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпринимательство в России





 

Аннотация: В данной статье рассмотрены ключевые этапы развития предпринимательской деятельности в России с начала ХХ века до наших дней, а также проблемы и пути их решения.

 

Ключевые слова: Предприниматель, бизнес, предпринимательская деятельность, институциональная среда предпринимательства.

 

Сама история предпринимательской деятельности на Руси насчитывает порядка 1000 лет, но самое активное развитие происходило именно после отмены крепостного права в 1861 году манифестом Александром II. Политические, экономические, социальные процессы, происходящие в нашей стране, заставили российское предпринимательство пройти путь от вытеснения дворянского хозяйствования до развития бизнеса на мировом уровне.

 

Проблемы, с которыми сталкивалась Россия с развитием предпринимательства прямо или косвенно схожа с западным сценарием развития, но с отличительной спецификой. Становление предпринимательской деятельности в основном зависела от государства. До прихода большевиков к власти, темпы роста экономики в основном зависела от частной предпринимательской деятельности, например торговля и общественное питание, промышленность, были одними из самых развитых в мире. ВВП на душу населения способствовало дальнейшему стимулированию на экономику в целом, но из-за дестабилизации в государственном аппарате, а именно революция в 1914 году подорвало понятие предпринимательство. Переход от частного имущества к общему, способствовало ликвидации всех частных предприятий, а занятие коммерческой деятельности приравняли к уголовно-наказуемым.



 

 

Восстановить разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно. Одна из таких мер была новая экономическая политика введенная большевиками в 1921 г, но и она не смогла спасти ситуацию и долгие годы коммерция и предпринимательство были практически забыты. На смену пришел НЭП. Одним из успехов его состоял в том, что собственник в российской экономике были подорваны, но не уничтожены до конца. С воссозданием благоприятных условий они позволили возродиться реальному сектору экономики. Почти до конца 1980-х годов становление коммерческих отношений происходило как постепенное расширение прав предприятий при сохранении приоритета государственного плана. Основной проблемой внедрение рыночной экономики в России отчасти зависела не только от законодательной базы, но и менталитет взаимоотношения социального общества в стране. При непростой экономической ситуации предшествующей, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, было принято решение о переходе к рыночным отношением. Стоит заметить, что делался упор на особый характер социалистического рынка.



Законодательная база впервые после долгих лет пошла на встречу предпринимательской деятельностью. Но процесс преобразования её был достаточно плавным и подразумевал разделение в несколько этапов.

Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дало начало росту деловой активности в стране. Так же этому способствовали законы от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» и от 29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Все они были направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства.

Эффективность таких мер можно рассмотреть исходя из данных Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства они приводят следующие данные: На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания — 43%, строительство и промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно).



Возможно, это способствовало введение ряда указов президента РФ от 25 ноября 1991 г. «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», от 12 декабря 1991 г «О едином экономическом пространстве РСФСР» и от 29 января 1992 г «О свободе торговли».

События августа 1998 года заставили пересмотреть и предпринять дополнительные меры. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

Как отмечается в Федеральной программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2000—2001 гг., после августа 1998 г. от 25 до 35 % малых предприятий прекратили свою деятельность. В наиболее сложном положении оказались малые фирмы производственного профиля, не выдерживающие конкуренции с более крупными производителями. Не случайно, по данным Госкомстата, за 9 мес. 1999 г. малые предприятия инвестировали в основной капитал 11,5 млрд руб. — вдвое меньше в сопоставимых ценах, чем в январе-сентябре 1998 г., т.е. до кризиса.

Тем не менее, нельзя не признать, что за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике. Так, с учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве в последние годы занято более 13,5 млн человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25—27 млн россиян. Это, конечно, очень значительное достижение — ведь во времена СССР одной из отличительных черт народнохозяйственного комплекса было преобладание в нем крупных, неповоротливых «флагманов социалистической индустрии».

За двадцать лет, прошедших с начала реформ, отношение предпринимателей к существующей власти претерпело серьезные изменения: от практически единодушной поддержки ее действий, направленных на кардинальные преобразования общества на основах частнопредпринимательской инициативы и политической демократии в 1992г., до сдержанно негативистских оценок властных институтов в 2010 г.

Это позволяет нам разделить ключевые периоды на несколько этапов:

1. Период спада (1999-2001 гг.).

2. Период подъема (2002 - август 2008 г.).

3. Период спада (август 2008-2011 гг.).

В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики.

В дальнейшем государство приняло ряд законопроектов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Важным стало появление закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007г.). В нем определяются категории субъектов малого и среднего предпринимательства, даются основные цели и принципы государственной политики в отношении их развития и механизмы взаимодействия власти с ними. Другим важным документом стал Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Мировой экономический кризис 2008 года продемонстрировал проблемы российской экономики и бизнеса. Правда, последние заседания правительства и выступления прежнего и избранного президентов внушают большой оптимизм предпринимателям, что государство вновь обращает свое внимание на малое и среднее предпринимательство. Так, на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете мер по поддержке малого и среднего бизнеса, направленных, прежде всего на поддержку инновационных компаний.

В то же время правительство, с 1 января 2011 года увеличив процент социального налога до 34% для бизнесменов, фактически перечеркнуло многие позитивные сдвиги по взаимодействию государства и предпринимательства. Кроме того, предприниматели, успевшие вывести свои активы в законные, легальные схемы, уже сейчас сожалеют об этом. Обещанная на всю страну поддержка вновь обернулась жестоким обманом для законопослушного бизнеса.

Таким образом, недостаточная эффективность мер, направленных на развитие МСБ, а также стремление поддержать крупные предприятия, существенно уменьшает шансы на использование позитивных возможностей кризиса для малых и средних компаний. В этих условиях предприятия МСБ выбирают ограничительные стратегии: сокращают запасы товаров, ассортимент продукции, переходят исключительно на сдельную оплату, возвращаются к бартерным схемам, из-за резкого подорожания вследствие девальвации отказываются от закупки определенных позиций импортных товаров и комплектующих. В секторе малого предпринимательства преобладают стратегии специализации и сокращения издержек. Все это означает, что происходит примитивизация российской бизнес-среды.

Заключение: Малое и среднее предпринимательство в России находится в довольно тяжелом положении. Ключевым фактором его улучшения должно стать появление реальной заинтересованности у политической элиты в развитии малого и среднего бизнеса. Этому, по-видимому, препятствует далеко зашедший процесс «единения» власти именно с крупным бизнесом, жесткая ориентация политиков на стимулирование, прежде всего «флагманского» предпринимательства.

Стратегии стимулирования малого и среднего бизнеса подразумевают преодоление административных барьеров, изменения практики «своих отношений» между чиновниками и отдельными предпринимателями, развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в регионах, а также организацию производственно-сбытовых цепочек. Особое место целесообразно отвести поощрению предпринимательской активности за счет формирования благоприятного имиджа бизнесменов в обществе. Необходимость серьезных экономических изменений, частью которых должно стать развитие МСБ, может потребовать реструктуризации взаимоотношений в государственной вертикали и расширения возможностей для действий властей на местном уровне.

Библиографический список

1. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.

2. Еловацкая Т.А., Петрова О.В. Основы малого предпринимательства в России. Сборник научных статей «Актуальные проблемы экономики, предпринимательства, РГТЭУ.- Воронеж, 2004

3. Бышов Денис Викторович. Правовое поле предпринимательской деятельности в России: история и современность [текст] кандидат исторических наук, 07.00.02, г.Саранск 2005г.

5. Виленский А.В. Этапы развития малого предпринимательства в России 1996г. [текст]

6. Павлов С.А. , Голощапов А.И. К вопросу состояния малого предпринимательства в России. Международный сборник научных трудов. «Человек и общество на рубеже тысячелетий», ВГПУ. - Воронеж, 2003 г. [текст]

7. Петр Кирюшин МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В РОССИИ [текст] том 9, № 1(25). Январь–апрель 2011

8. Сайт Кремля. Всероссийский форум «Малый и средний бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке» 26 мая 2008г. [сайт] URL - http://kremlin.ru/events/president/news/222

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.