Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Беларуси





Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь и её важнейшей составляющей – малого предпринимательства обусловили необходимость формирования организационной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности [11, с. 455].

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

На данном этапе важнейшими законодательными и нормативными актами, направленных на соблюдение принципа равных прав и обязанностей всех субъектов хозяйствования и регламентируемыми предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь являются Законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (1991 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (1996 г.); Указы Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействии инвестициям»; Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь», «Об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства» и др. [11, с. 465].



Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:

· органы управления;

· финансовые организации;

· общественные объединения.

К органам управления малым предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления (Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, министерства, ведомства, комитеты) и местные исполнительные и распорядительные органы.

Непосредственное регулирование малого предпринимательства в республике осуществляют:

· Министерство экономики и его структурные подразделения в регионах;

· Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и региональные фонды финансовой поддержки;



· центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры;

· общественные объединения предпринимателей (ассоциации, союзы и т.д.) [11, с. 455].

Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

Центром поддержки предпринимательства является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение обучающих курсов и маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности.

Инкубатором малого предпринимательства является юридическое лицо, имеющее на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности.



Помещения и имущество предоставляются инкубатором малого предпринимательства субъекту малого предпринимательства на условиях, определяемых заключенным между ними в соответствии с законодательством договором, на срок не более пяти лет.

Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно - экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, проведение обучающих курсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.

Инкубаторы малого предпринимательства в зависимости от целевого назначения могут быть многопрофильными или специализированными (однопрофильными).

Многопрофильный инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения и имущество субъектам малого предпринимательства, осуществляющим различные виды деятельности, специализированный (однопрофильный) инкубатор малого предпринимательства – субъектам малого предпринимательства, осуществляющим определенный вид деятельности.

Инкубаторы малого предпринимательства ежегодно в порядке и сроки, установленные законодательством, представляют областному (Минскому городскому) исполнительному комитету информацию о своей деятельности в качестве инкубатора малого предпринимательства.

Условия и порядок регистрации юридических лиц в качестве инкубаторов малого предпринимательства, особенности их деятельности определяются Советом Министров Республики Беларусь [17].

На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства и 15 инкубаторов малого предпринимательства. В 2012 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 102645 человек. По актуальной для предпринимателей тематике проведено 4985 курсов, семинаров, в которых приняли участие 52501 человек.

Вместе с тем, центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства в республике распределены неравномерно. Не выполняется рекомендуемый норматив – наличие не менее одного субъекта инфраструктуры поддержки малого и среднего на 50 тысяч населения [13].

Согласно статье 3 закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

· индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

· микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

· малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков:

· финансовая поддержка;

· имущественная поддержка;

· информационная поддержка.

Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством [15].

На протяжении ряда лет для оказания государственной финансовой поддержки малому предпринимательству выделялись незначительные объемы денежных средств. В 2012 году на реализацию программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства было затрачено 46617млн.бел.руб., в том числе: из республиканского бюджета - 3505,8млн.бел.руб., из местных бюджетов - 39895,6млн.бел.руб., оборотные средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей — 3215,6млн.бел.руб. Средства направлялись на финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства, совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, его информационному обеспечению и др. [15].

Для субъектов малого и среднего предпринимательства законодательством могут быть предусмотрены меры имущественной поддержки(например, передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений).

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем создания доступных условий для получения субъектами малого и среднего предпринимательства информации, необходимой для эффективного осуществления и развития предпринимательской деятельности.

Постановлением Совета Министров РБ от 29 декабря 2012г. №1242 «О программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы» на реализацию указанных в ней мероприятий в 2013г. предусмотрено 113326,6 млн. бел. руб., в том числе: из республиканского бюджета - 3500,1млн. бел. руб., из местных бюджетов -104650,5млн. бел. руб., оборотные средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей - 5176 млн. бел.рублей. Целями настоящей Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 30 процентов и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса и др. [17].

В целях стимулирования предпринимательства Министерство экономики Республики Беларусь ежегодно проводит конкурс "Лепшы прадпрымальнiк года".

Цель проведения Конкурса – повышение профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, создание положительного имиджа предпринимателя, стимулирование деловой активности населения для решения задач социально-экономического развития страны [12].

В соответствии с законом «О предпринимательстве в Республике Беларусь», принятым 28 мая 1991 г., предприниматель имеет право:

- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

- создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству;

- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

- самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);

- устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

- открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

- получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;

- пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

- приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Белорусской ССР;

-осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда.

Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях:

· неоднократного или грубого нарушения законодательства;

· признания предпринимателя банкротом;

· осуществления предпринимателем деятельности, занятие которой запрещено;

· осуществления предпринимателем деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения;

· нарушения норм экологической безопасности [18].

Важным шагом стало подписание Президентом 31 декабря 2010 года Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Данный документ является отправным при создании соответствующих условий не только для развития бизнеса и предпринимательства, но и для установления нового качества взаимодействия государства и бизнеса в целом. В Директиве подчеркнут такой важнейший принцип, как развитие конкуренции. Общий подход здесь выглядит так: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование – там, где это необходимо.

Директива № 4, фактически созданная для максимально быстрого перехода на новый уровень развития экономики, в то же время направлена и на соблюдение баланса интересов между властью и бизнесом. Давая предпринимателям возможность воспользоваться новыми условиями для работы, власть обязана гарантировать социальную защиту и равенство всех слоев населения. [12].

В то же время на протяжении последних 10 лет инфраструктура поддержки отечественного предпринимательства постоянно совершенствовалась. Кроме нормативно-правовых актов, регулирующих общие вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, были приняты и нормативные документы, касающиеся финансового регулирования предпринимательства. Это указ Президента от 28 марта 2006 года «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», 30 марта 2013 г. Совет Министров РБ принял документ – «О некоторых мерах по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь». Но на момент принятия эти документы по своей сути не были революционными, они только упорядочивали ранее действовавшие нормативные акты в сфере предпринимательства [19, с. 22].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь показывает, что его потенциал реализован не полностью и в настоящее время не оказывает столь существенного влияния на социально-экономическое развитие, как в ряде зарубежных стран.

2) Однако, развитию предпринимательства уделяется всё больше внимания, а инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства совершенствуется. Предпринимательство уже имеет довольно широкую правовую основу. Но всё же этих мер недостаточно для эффективного государственного регулирования.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.