Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. ОСНОВНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ





СОВРЕМЕННОСТИ

1. Либерализм и неолиберализм.

2. Консерватизм и неоконсерватизм.

3. Социалистическая идеология и ее разновидности.

4. Национализм и другие радикальные идеологии.

 

1. Начать анализ основных идеологических течений в современном мире необходимо с либерализма и неолиберализма. В политической истории Запада возникновение либерализма связано со становлением индустриального общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций. Либерализм унаследовал передовые идеи античности и сформировался в конце XVII–XVIII в. на базе политической философии Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, А. Смита, А. Токвиля, Т. Джефферсона и др.

Ниже перечислены основные компоненты либерализма на теоретико-концептуальном уровне.

· Центральное место занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивает самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса.

· Признание естественных неотчуждаемых прав человека на жизнь, свободу и собственность. Дж. Локк: «Человек рождается с правом на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона».



· Разработана теория и практика правового государства: в основе законной власти могут лежать лишь принципы народного согласия, народовластия и политического плюрализма; все граждане должны быть равны перед законом, должен осуществляться принцип разделения властей.

· Ограничение регулятивного влияния государства на общественную жизнь. Государство – это всего лишь «ночной сторож», его функции ограничиваются охраной порядка, частной собственности и свободной конкуренции, защитой внешнеполитического суверенитета.

· В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику.

· Идея гражданского общества как общества экономического, основанного на частной собственности и рынке, независимого от государства и политических институтов.

· В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерализма – важнейший принцип жизнедеятельности.



В ХХ в., в условиях усиления государственного управления экономикой и возрастания роли социальных ценностей, возникла новая форма либеральной идеологии – неолиберализм. Он адаптировал классические (традиционные) ценности либерализма к политическим реалиям второй половины ХХ в. и переориентировал политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству). Начало практического воплощения идей неолиберализма было положено американским президентом Ф. Рузвельтом в рамках проводимого им «нового курса». В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

Назовем основные идейные установки неолиберализма.

· Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.

· Признается допустимость и необходимость вмешательства государства в экономическую сферу.

· Расширяется деятельность государства в социальной сфере (доступное медицинское обслуживание, бесплатное образование, расширение системы социального обеспечения).

· Особое значение уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве – принципу разделения властей, открытости принятия решений.

· Поддерживается плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность.



Носителями идеологии либерализма являются многие политические партии. Первые партии либералов возникли в ХІХ в. В 1947 г. 32 партии объединились в Либеральный интернационал. Самыми влиятельными являются созданная в 1832 г. Либеральная партия Великобритании, в 1828 г. – Демократическая партия США, в 20-е гг. ХХ в. –итальянская и швейцарская партии.

Именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т. д.

2. Консерватизм возник в конце XVIII в. в Англии как реакция на французское Просвещение и революцию, как ответ на вызов либерализма и радикализма. Интеллектуальная консервативная традиция была разработана ее «духовными отцами»: англичанином Э. Берком («Размышление о революции во Франции»), французами Ж. Местром и Л. Бональдом. Они выражали интересы аристократии, тех слоев, которых новое индустриальное общество лишало устойчивого социального состояния и сословных привилегий.

Важнейшие принципы консерватизма отражены на теоретико-концептуальном уровне.

· Традиционализм. Традиционные нормы жизни общества – главная движущая сила прогресса. Сохранение прошлого способно снять все напряжения настоящего и поэтому должно рассматриваться как моральный долг по отношению к будущим поколениям.

· Нравственный абсолютизм – признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, которые должны формироваться всеми способами государственного и общественного воздействия и «обуздывать» греховную природу человека.

· Власть в обществе должна принадлежать элите. Политика – сфера деятельности политических элит. Участие масс в политической жизни должно быть ограничено и находиться под контролем.

· Неприязнь революций, сдержанное отношение к реформам, социальным изменениям; позитивное только к тем из них, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не стихийно.

· Подлинной природе человека вообще чуждо понятие «свобода». Свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней.

· Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему сделать плохо. Отвергается вера в неизбежность общественного прогресса.

· Отрицательное отношение к идее социального равенства и вера в естественную иерархию. Существующее разделение труда требует сохранения различий в социальном положении людей.

· Частная собственность – гарант личной свободы, защиты социального порядка.

После Второй мировой войны консервативные идеи постепенно эволюционировали. Обозначилось явное стремление консерватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакционного толка (например, «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния неолиберальных идей.

Неоконсерватизм (представители: Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон, А. Бенуа и др.) – современный тип консерватизма, основными идеями которого являются:

– ограничение государственного вмешательства в рыночную экономику, регулирования экономической жизни и социальной сферы;

– развитие институтов гражданского общества, уважительное отношение к закону;

– приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Индивидуальная свобода, поведение человека не могут выходить за рамки традиционных ценностей общества;

– укрепление духовности, моральных основ общества, семьи, религии;

– политическая деятельность – не привилегия, а профессия, доступная каждому при наличии соответствующих способностей. Но демократия может быть только элитарной;

– суть социально-экономической политики заключается в том, чтобы создать условия, позволяющие рабочим делать сбережения, приобретать собственность. Социальные блага бесплатно следует предоставлять тем, кто в них действительно нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить («государство – не дойная корова», «иждивенчество – источник растущих притязаний»).

Носителями консервативной идеологии являются консервативные партии Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, партии христианско-демократической направленности в Европе (ХДС в Германии).

Теоретики неоконсерватизма стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. В этих условиях неоконсерватизм и предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи. Ему свойственны уважение права и недоверие к чрезмерной демократизации, крепкий государственный порядок и стабильность. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и каждом гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

3. Социализм связывает перспективы решения крупнейших общественных проблем с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Идеи социализма известны с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Первые попытки описать идеал этого общественного устройства предпринимались Т. Мором, Т. Кампанеллой, позже – Сен-Симоном, Оуэном и Фурье. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессом исторического становления отдалённого общества «всеобщего изобилия» – коммунизма. Социалистическая идеология, по сути, революционная доктрина. Она предполагает насильственное разрушение капиталистического социально-политического строя и построение методами и средствами диктатуры пролетариата социально-справедливого. В. И. Ленин попытался соединить эти идеи марксизма с рабочим движением в России, рассматривая социализм как непосредственную политическую цель деятельности партии «нового типа».

Политические идеи социалистической идеологии на формационном подходе к оценке развития общества.

· Коммунистическое общество – закономерный результат прогресса цивилизации. Капитализм создает предпосылки для социалистической революции и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри – это противоречие между общественным характером труда и частной собственностью на средства производства.

· Капитализм создает и своего социального могильщика – пролетариат, освобождение пролетариата – лейтмотив социальной революции. Освобождая себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – мобилизующий призыв к борьбе с эксплуататорами.

· Общественная собственность на средства производства.

· Принцип: от каждого по способностям, каждому по труду. Социалисты выступали против диспропорций в распределении материальных благ и ресурсов. Если социализм пытался воплотить принцип «От каждого по способностям, каждому по труду», то в коммунистической идеологии была обещана формула «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Согласно этой формуле материальные блага в обществе должны распределяться по потребностям, а не на каких-то иных основаниям. Лишь удовлетворив свои первичные потребности (в пище, воде, убежище, безопасности и т. д.), человек начинает принимать участие в общественной жизни. Однако подобного рода принцип может быть реализован лишь при условии высочайшего уровня развития экономики и избытка общественных богатств, поскольку в противном случае актуальным становится вопрос о критерии определения справедливого уровня потребностей и тех, кто этот уровень будет устанавливать.

· Построение социально-справедливого общества невозможно без классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата и коммунистической партии.

· Принципы социального равенства, коллективизма, всестороннее и гармоническое развитие личности в условиях свободы от эксплуатации. Социальное равенство понимается прежде всего как равенство результатов, а не равенство возможностей.

Развитие коммунистической формации проходит ряд этапов: переходный период, первая фаза и высшая. Социализм – переходный этап на пути к коммунизму – подлинно справедливому и свободному обществу. Коммунизм – это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов и установится социальное равенство.

Носителями социалистической идеологии являются коммунистические партии. В 1980-е гг. они действовали в большинстве стран мира.

Термин «социал-демократия» появился в конце ХХ в., но в самостоятельное политическое течение в рабочем движении социал-демократия выделилась в 1920-х гг. К началу 1990 г. оно превратилось в одно из самых авторитетных политических течений современного мира.

Социал-демократическая идеология – доктрина постепенного (мирного) реформирования, преобразования буржуазного общества в социалистическое путем утверждения демократии во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной и международной.

Ключевые идеи социал-демократии.

· Политический идеал – «демократический социализм», рассматриваемый как общество будущего. В политической сфере – наличие свободных выборов, возможность смены правительства мирным путем, гарантия прав личности и меньшинства, верховенство закона.

· В экономике – плюрализм, основанный на началах самоуправления, предполагаются элементы планирования и сохранения рынка. Многообразие форм собственности – гарантия эффективной экономики и повышения благосостояния общества.

· В социальной сфере – построение «государства всеобщего благоденствия»: борьба за более высокое качество жизни, социальные свободы, достойные условия труда, доступность образования, медицины и т. д., социальное партнерство.

· В международной сфере – мир и сотрудничество государств.

Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильного развития стала привлекательной программой политического движения во многих странах.

События последних десятилетий демонстрируют усиление значимости идеологий в развитии общественных процессов. Помимо отмеченных классических не перестают развиваться и быть востребованными национальные идеологии, набирают вес и влияние идеологии глобализма и антиглобализма.

4. Одной из широко распространенных идеологий глобального типа является национализм. Он представляет собой систему идей, взглядов и убеждений, основанных на абсолютизации роли конкретной нации (этноса) и пренебрежении к другим этнонациональным общностям, даже дискриминации их прав и свобод. Необходимо различать национализм, сеющий межнациональную рознь, от национального движения, способного отстаивать интересы своей нации, содействовать национально-государственному строительству, но без ущерба, наносимого другим нациям. Современные исследователи межнациональных отношений выделяют две основные формы национализма: этнический и государственный. Следует раскрыть сущность этих двух форм национализма. Этнический национализм исходит из того, что нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью. Государственный национализм направлен на обоснование легитимности и приоритетности национального государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко использует в целях консолидации нации (либо граждан страны) военные, политические и экономические средства давления на другие страны.

В 20–40-е гг. ХХ в. в странах Европы, а также в других регионах мира широкое распространение получила идеология фашизма (от лат. fascio – пучок, связка). Это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, утверждающее превосходство и исключительность определенной нации или расы и отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Несмотря на разгром нацистской Германии в 1945 г. и полный запрет фашистской идеологии, фашизм время от времени в виде неофашистских партий в различных странах поднимает голову. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные тенденции провоцируют неофашистские проявления, опасность которых нельзя недооценивать.

Из других радикальных идеологий следует выделить идеологии глобализма и антиглобализма. Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги. Под воздействием глобализационных процессов видоизменяются миропредставление, стандарты поведения, деятельность социальных институтов. Вместе с тем нельзя не видеть негативных последствий глобализации, поскольку она ведет к эксплуатации слабых сильными, нивелировке культур, игнорированию интересов отдельных этносов, политике двойных стандартов, вседозволенности однополюсного мира. В то же время нельзя отождествлять понятия «глобализация» и «интеграция». Важно подчеркнуть, что глобализация – очередная попытка Запада, с одной стороны, навязать миру свое фальсифицированное мировоззрение, с другой – укрепить свое, пока еще весьма ощутимое, господство над многими странами мира.

Антиглобализация – это своеобразная система протестных действий, направленных против политического, экономического, финансового и информационного диктата транснациональных корпораций, игнорирования национальных и культурных особенностей стран, безудержной эксплуатации их природных ресурсов, насаждения западного образа жизни. Самая известная мировой общественности антиглобалистская деятельность – это огромные протестные митинги, демонстрации и манифестации, которыми сопровождаются, в первую очередь, саммиты «большой восьмерки», Всемирного экономического форума, Европейского союза, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации. Под общим названием «антиглобалист» группируются неомарксисты, «зеленые», анархисты, представители профсоюзов, сторонники религиозных организаций и экзотических культов, безработные, студенты-хиппи. Антиглобалисты протестуют против глобализации на благо богатых и во вред бедным, против глобализации, разрушающей экологию планеты.

Контрольные вопросы

1. В чем разница между либерализмом и неолиберализмом?

2. Какие современные партии придерживаются либеральной идеологии?

3. Чем характеризуется неоконсерватизм?

4. Назовите существенные отличия между различными течениями в социалистической идеологии.

5. В чем разница между национальной и националистической идеологией?

6. В чем опасность фашизма?

7. В чем сущность глобализма и антиглобализма?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.