Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ





 

1. Сущность и структура политического процесса, его стадии и виды.

2. Государственная политика и управление.

3. Понятие, типология и функции политических партий.

4. Понятие партийных систем и их типы.

5. Политические партии в Республике Беларусь.

 

1. Политический процесс – это совокупность действий и взаимодействий субъектов политики, организуемая для достижения ими об­щих целей. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

Содержание политического процесса может быть самым разнообразным: разработка какой-либо концепции (перестройки, демократизации, приватизации, разгосударствления и т. д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т. д.

В структуру политического процесса, как правило, включают субъекта как носителя власти, объекта как направление воздействия и результат развития, а также средства, методы, ресурсы и исполнителей политических процессов. Для раскрытия сущности политического процесса необходимо осветить его динамику. Так, системный политический процесс в своем развитии проходит ряд режимов (стадий): первая – стадия функционирования; вторая – стадия развития; третья – стадия деградации и распад системы.



В режиме функционирования политического процесса воспроизводятся характерные для данной политической системы политические институты и признаки. Воспроизводство представительных органов власти осуществляется путем выборов, а исполнительных органов – путем ротаций, конкурсов, избраний. На данном этапе важной задачей правящих сил является обеспечение стабильности политической системы, избавление ее от социально-политических конфликтов и кризисов. Стабильность поддерживается средствами государственного насилия или мерами власть имущих по удовлетворению и гармонизации интересов различных общественных групп, а также идеоло­гическим воздействием на сознание и поведение граждан.

В условиях режима развития власть пытается вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений. Своевременные ответы на вызовы времени позволяют развитым государствам приспособиться к новым условиям, преодолеть кризисы.



Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграционными. Принимаемые властью решения не выполняются, сама власть теряет свою легитимность, доверие масс.

Любой политический процесс можно разделить на 5 фаз. Первая фаза – фаза формирования (вызревания) политических приоритетов. Вторая фаза – выдвижение политических приоритетов в политическую повестку дня. Третья фаза – формулирование политических проблем и принятие по ним политических решений. Четвертая фаза – приведение в действие механизма реализации принятых решений (политическая инструментализация). Пятая фаза – оценка результатов политических решений.

Существует множество типологий политических процессов. По значимости для общества политические процессы можно разделить на базовые и периферийные.

Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в непосредственные отношения с государством. Они несут в себе формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения. К таким требованиям можно отнести, например, требования повышения зарплаты, демократизации системы, другие требования, которые выходят на первый план всей политической жизни.



Периферийные процессы раскрывают динамику формирования и развития отдельных политических групп (партий, движений, кланов и т. д.), т. е. такие процессы, которые, на первый взгляд, не оказывают принципиального, непосредственного влияния на власть, находятся «на периферии». Сюда могут быть отнесены взаимоотношения между партиями, кланами, ситуации в самих партиях или кланах и др.

В зависимости от объекта политической воли участников политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические процессы происходят внутри страны. Внешнеполитические процессы происходят на международной арене, но их характер, направленность и динамика могут оказать влияние на внутриполитические процессы.

С точки зрения характера политического участия субъектов политики политические процессы подразделяют на ангажированные (санкционированные, т. е. разрешенные властями) и неангажированные (стихийные, инициативные, не связанные с разрешением властей).

При ангажированных политических процессах наблюдается явное преобладание продиктованных властями гражданам конкретных форм политических отношений и жестко централизованных методов принятия политических решений. Неангажированные политические процессы предполагают вольное, независимое участие граждан в отношениях с властью на стороне оппозиционных сил.

С точки зрения публичности можно выделить открытые и скрытые политические процессы. Открытый политический процесс предполагает свободное, открытое выявление интересов граждан. Скрытый процесс предполагает закулисные действия определенных структур, подготовка в тайне важных решений.

Глубокое понимание содержания, структуры, типов политических процессов позволяет раскрыть динамику политической жизни страны.

2. Прежде всего следует уяснить содержание понятия «Государственное управление». Государственное управление рассматривается в качестве целенаправленного воздействия государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей. Эта социальная деятельность осуществляется на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Субъектами государственного управления могут выступать центральные государственные органы и органы местного управления и самоуправления. Управляемыми объектами в зависимости от уровня социальной общности могут быть человек, коллективы и объединения людей, общество в целом; в зависимости от сферы общественной жизни можно выделить экономические, политические, социальные и духовно-идеологические объекты.

Государственное управление включает в себя административное, экономическое и политическое управление.

Административное управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля за работой всей системы. Экономическое управление – это процесс, через который система обеспечивает усиление хозяйственного потенциала в интересах человеческого развития. Политическое управление – это процесс постановки общенациональных задач развития, разработка политики, принятие решений на государственном уровне. В него вовлечены все органы государственной власти, политические и общественные институты, частный сектор и организации гражданского общества.

В зависимости от характера взаимоотношений центральной власти и органов административно-территориальных единиц выделяют координационное (характерное для федераций и конфедераций, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью) и субординационное (основанное на административном подчинении периферии центру, характерное для унитарных государств) управление.

По воздействию на объект и в зависимости от самого объекта управления выделяют отраслевое (предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия) и функциональное (осуществляется органами исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, оборона, безопасность и т. д.) управление.

В зависимости от масштаба временных рамок: стратегическое управление (определяет долгосрочную перспективу развития как по всем, так и по отдельным сферам и направлениям. Выделяют стратегии отраслевые – ресурсосберегающие технологии, энергосбережение и т. д., функциональные – подавление инфляции, привлечение инвестиций и т. д., общеполитические – стабилизация, перестройка и т. д.); тактическое управление (кратковременное управление, которое предполагает конкретные действия по реализации намеченных целей); оперативное управление (направлено на решение текущих задач и возникающих в процессе управления новых проблем).

Среди основных принципов организации государственного управления можно выделить принцип системности; научности (в основе управленческих действий лежат научные подходы и методы); организационно-структурный принцип, отражающий характер, закономерности и специфику конкретной структуры; принцип иерархичности (подчинение нижестоящих органов вышестоящим); принцип законности и контроля.

3. Важное место в современном обществе принадлежит политическим партиям (от лат. рars – часть, группа). Партии как особый элемент политической системы общества являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Кроме того, партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние.

Существуют различные подходы к определению понятия «политическая партия». Наиболее полным и точным является следующее: «Политическая партия – это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, имеющее определенную организационную структуру, пред­ставляющее общественные классы, социальные группы и слои, стремящееся к реализации своих интересов и целей путем завоевания или сохранения политической власти либо участия в ней».

На появление партий существенное влияние оказали распространение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти, развитие буржуазного сегмента общества, оформление рабочего класса, обострение противоречий между ними, рас­пространение либеральных идей.

Типология политических партий зависит от критериев, которые закладываются в основу классификации. Это – характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т. д.

Также классифицировать партии можно и в зависимости от способов организации их внутренней жизнедеятельности. Так, различают партии, не имеющие официально фиксированного членства, и партии, членство в которых оформляется официально. Типичными примерами партий без фиксированного членства в них являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия в Англии.

В зависимости от характера, направленности деятельности партии подразделяются на революционные, выступающие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; реформистские, защищающие умеренные изменения в разных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.

Также в зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правящие партии обладают большинством мест в парламенте, образуют правительство, отличаются большим консерватизмом. Для них характерно стремление сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозиционные партии, напротив, динамичны и подвергают критике существующее правительство и выступают за реформы.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные (разрешенные, зарегистрированы и действуют в рамках закона), полулегальные (не зарегистрированы, но и не запрещены) и нелегальные (запрещены государством и действуют незаконными традиционными методами).

В качестве критерия классификации можно предложить шкалу политического спектра, соответственно: «правые», «центристские», «левые». В современной политике «левыми» принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов, передачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. «Правые» партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему. Промежуточное место между «левыми» и «правыми» занимают партии «центра».

Основными функциям партий являются: идеологическая, политическая, управленческая, организаторская. Идеологическая функция заключается в том, что партия в своей программе стремится обосновать направление стратегии развития общества и конечную цель. Естественно партия выражает и объединяет общественные интересы, просвещает, мобилизирует граждан. Политическая функция призвана обеспечивать связь населения с государственными структурами, осуществляет отбор и рекрутирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Партия участвует и проводит избирательные кампании, осуществляет контроль над властью. Организаторская функция партии направлена на реализацию решений через органы власти, а также на совершенствование партийных структур, партийного строительства.

Политические партии остаются важным элементом политической системы, институциональной формой современной демократии.

4. Партийная система общества – это совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий с принципами их взаимоотношений. Внутри самих партийных систем нередко заключаются партийные соглашения, которые чаще всего называются блоками и коалициями.

На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии. Соответственно на числе партий, борющихся за власть. Выделяют многопартийную, двухпартийную, однопартийную системы.

Для многопартийной системы свойственно наличие реального шанса завоевания государственной власти двумя партиями. При указанной системе создается коалиционное правительство, опирающееся на большую часть членов парламента. Политические системы Италии, Бельгии, Голландии отличаются господством многопартийной организации политической жизни. Как правило, в многопартийных системах ни одна партия не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Они типичны для парламентской формы правления и в большинстве случаев имеют своим результатом коалиционные правительства или кабинеты министров. Здесь ни одна партия не способна выступить в качестве представителя всей нации или ее большинства и поэтому не может формировать правительство без привлечения поддержки представителей других партий. Нередко такая фрагментарность обрекает парламентские коалиции на неустойчивость, а правительства, основанные на них, – на постоянную нестабильность.

В борьбе за власть партии объединяются в союзы, блоки. Причем составить конкуренцию таким объединениям представляется довольно сложным. Так, во Франции накануне президентских, парламентских, кантональных выборов обычно формируются два блока – «правых» и «левых» сил.

Двухпартийные системы предполагают наличие демократических традиций, а также опыта соперничества двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой. Причем каждая из них способна самостоятельно завоевать большинство в парламенте, создать свое правительство и стать, таким образом, правящей партией. Проигравшая партия приобретает статус оппозиционной.

Следует отметить, что однопартийные системы возникают в результате стремления государства слить все партии в одну, лояльную ему, а также монополизировать всю политическую власть. Так, Коммунистической партии Советского Союза на законодательном уровне была обеспечена монополия на руководящую и направляющую роль в государстве. При однопартийной системе партия не имеет конкурента, способного вместе с ней вести борьбу за государственную власть.

Следует выделять, как правило, два типа однопартийных систем. Первый тип связан с деятельностью лишь одной партии при отсутствии других партий. Второй тип не исключает деятельность партий, но признает руководящую роль главной партии. Однако прогресс общества зависит не от количества действующих партий, а от умения партийных элит своевременно решать проблемы общества и степени поддержки политики партии населением.

5. Многопартийная система в Беларуси оформляется еще в начале XX в. в рамках Российской империи. С 20-х гг. ХХ в. в СССР устанавливается однопартийная система в лице Коммунистической партии, а иные партии были объявлены вне закона и прекратили свою деятельность. Коммунистическая партия Беларуси являлась частью общесоюзной компартии. В тоже время КПБ-КПСС сыграла важную организаторскую, интегративную, мобилизационную роль в превращении БССР в индустриально развитое государство. Во второй половине 80-х гг. ХХ в., с вызреванием социально-экономического и политического кризиса, происходит падение авторитета, моральной поддержки КПБ-КПСС.

В результате развития демократических процессов к началу 90-х гг. ХХ в. многопартийная жизнь в Беларуси восстанавливалась в сложных условиях глубокого экономического и политического кри­зиса, недоверия общества к партиям, социальной апатии и др. В 1994 г. был принят Закон «О политических партиях», который устанавливал правовые нормы деятельности политических партий в Беларуси.

К концу 1997 г. в Беларуси было зарегистрировано 43 политические партии. В соответствии с декретом Президента Республики Бе­ларусь от 26 января 1999 г. была проведена перерегистрация по­литических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также их символики. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска. Некоторые мелкие партии слились, объединились в более крупные или наоборот поляризовались. В 2005 г. Национальным собранием Республики Беларусь были внесены дополнения и изменения в Закон «О политических партиях».

На 1 января 2015 г. зарегистрировано в Республике Беларусь 15 политических партий. По шкале политического спектра партии можно разделить следующим образом. К «правому» течению следует отнести Консервативно-Христианскую Партию – БНФ, Партию БНФ, Объединенную гражданскую партию.

К «центристским» партиям можно отнести Либерально-демократическую партию, Белорусскую социал-демократическую грамаду, Белорусскую социал-демократическую партию (Народная Грамада), Белорусскую аграрную партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию Народного Согласия, Республиканскую партию.

К «левому» направлению определяют – Белорусскую партию левых «Справедливый мир», Коммунистическую партию Белоруссии, Белорусскую патриотическую партию.

Белорусское общество находится на начальном этапе складывания многопартийности. С формированием многоукладной экономики в стране происходит структурирование интересов различных социаль­ных сил, что и является объективной предпосылкой организационного оформления заинтересованных социальных групп в политические партии. Следует признать, что рейтинг партий в обществе низкий и большая часть из них имеет формальных характер. Политические партии в Беларуси в своем большинстве не выходят за рамки выборов в парламент и пока не оказывают серьезного влияния на характер деятельности властных структур белорусского государства.

Контрольные вопросы

1. Что такое «политический процесс»?

2. Каковы режимы и фазы политического процесса?

3. Какова классификация политических процессов?

4. Что такое «государственное управление»?

5. Каковы типы, уровни и принципы организации государственного управления?

6. Что такое «политическая партия»?

7. Какие бывают типы политических партий?

8. Назовите основные функции политических партий.

9. Каковы основные типы партийных систем?

10. Классифицируйте по типам партии, официально зарегистрированные в Республике Беларусь.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.