Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика философского мышления и структура философии





Понятие мировоззрения, его структура и функции

Мировоззрение – это комплекс знаний и представлений человека о мире и о месте человека в этом мире.

Черты мировоззрения:

· активность (определяет позиции своего носителя),

· всеобщность, универсальность.

Структура мировоззрения:

– познавательный элемент,

– ценностно – нормативный элемент.

Уровни мировоззрения:

1 – ый уровень – уровень обыденного сознания (опыт, практика, убеждения, верования, непосредственный контакт с реальностью);

2 – ой уровень – уровень обобщенных систем мировоззрения (обобщение, анализ, теоретизация, общезначимые ценности).

В силу своей способности интегрировать знания, определять жизненную позицию и духовный облик людей, мировоззрение играет исключительно важную роль в жизни общества и человека.

Мировоззрение имеет сложную структуру. В качестве его основных элементов можно выделить знания, убеждения, принципы и идеалы.

Без знаний нет мировоззрения. Вместе с тем истинное знание, воспринятое субъектом, еще не есть мировоззрение. Им оно становится в том случае, если превращается в убеждение. Следовательно, научным убеждением является не всякое, а только чувственно воспринятое и пережитое субъектом знание, ставшее побудителем его действий и поступков.



Убеждения выражают непоколебимую уверенность человека в правоте своих взглядов и идей, которые, овладев им, подчиняют себе его чувства и волю, определяя основную линию поведения.

Знания трансформируются в мировоззренческие принципы. Принципы – это фундаментальные базисные положения, в которых отражаются существенные стороны познавательной и практической деятельности и которыми человек руководствуется во всей своей многогранной деятельности. В качестве философских принципов можно выделить принцип материального единства мира, принцип первичности материи и вторичности сознания, принцип познаваемости мира.

Важное место в структуре мировоззрения принадлежит идеалам. Идеал выражает совершенное поведение личности в обществе. Различают личные и общественные идеалы, который создает образ совершенного общества, способствующего гармоническому развитию личности.



 

 


 

Исторические типы мировоззрения: сравнительный анализ мифологии, религии, философии

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология; религия; философия.

Генетически первой формой восприятия мира была мифология.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Миф удовлетворяет все интеллектуальные потребности человека, отвечая на вопросы: о происхождении Вселенной, Земли и человека; объясняя природные явления; жизнь, судьбу, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Для мифологического сознания характерны: образность, чувственность, поэтичность, непосредственность, спонтанность, конкретность, схематичность, единство реального и фантастического; сопряженность имени, символа и предмета.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

В качестве структурных компонентов религии принято выделять:

священное, вероисповедание, культ, нормы и ценности обыденного поведения, религиозные институты.

Для религиозного мировоззрения, как и мифологического, характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — рационально–теоретическое мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:



• основано на знании (а не на вере, либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.


Предмет и функции философии

Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир — человек».Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, как, например, в специальных науках. Главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предмет философии отличен от предмета частных наук, изучающих эмпирическую реальность, тем, что он представляет собой отношение человека к миру. Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия.

Философия выполняет множество функций, среди которых можно выделить следующие:

1. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия разрабатывает, создает систему понятий, категорий, принципов и законов, имеющих отношение к природе, обществу и мышлению.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия, изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, выступает в качестве предельного, самого общего метода исследования реальности.

3. Рационализаторская функция – заключается в переводе в логическую, понятийную форму суммарных результатов человеческого познания во всех его формах.

4. Прогностическая и эвристическая функция философии. Философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира.

5. Критическая функция философии. Философия критикует разного рода заблуждения. предрассудки. Она играет антидогматическую роль в развитии знания. При этом положительное значение имеет конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

6. Аксиологическая функция. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения различных ценностей: социальных. нравственных, эстетических, и т.п.

7. Социальная функция. Философия призвана решить двуединую задачу: объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

8. Гуманитарная функция. Тесно связана с социальной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, утверждению позитивного смысла жизни

Все функции взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные, и, так или иначе, включает их.


Специфика философского мышления и структура философии

Философское знание, включает в себя следующие разделы:

Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.

Гносеология изучает особенности процесса познания человеком внешнего мира, проблемы природы познавательного процесса.

Аксиология – философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, их иерархии, структуры, взаимосвязи.

Философская антропология – философское учение о человеке в многомерности его существования.

История философии рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов.

Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.

Эстетика – учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышления эстетики – прекрасное и безобразное.

Социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории, исследует проблемы ее движущих сил.

Логика – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой, хотя и не сводимы друг к другу.

Появление философии – это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio – обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска – через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки.


5. Типы философского мировоззрения

Философское мировоззрение можно разделить на два основных типа: материалистическое (материальное начало полагается основой мира) и идеалистическое (идеальная, духовная субстанция полагается основой мира).

Этот вопрос: что первично, а что вторично – материальное или идеальное, материя или сознание – называют основным вопросом философии (точнее, его первой стороной; вторая – вопрос о познаваемости мира). Материалистическое мировоззрение считает материальное первичным, а духовное вторичным. Идеалистическое мировоззрение, исходит из признания первичности сознания и вторичности материи.

Материалистический и идеалистический типы мировоззрения возникли в древней Греции (основоположник материализма Демокрит со своей идеей атомистики – мир состоит из атомов, и даже душа человека состоит из маленьких, не видимых глазом атомов; Гераклит, Эпикур). Основоположник идеализма – Платон, противопоставивший два мира – мир становления и мир идей (вечных и неизменных сущностей как основы реального мира). В основе реального мира лежит, по Платону, мир вечных и неизменных сущностей (идей).

Идеализм, в свою очередь, подразделяют на объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает надличностное идеальное начало в качестве основы бытия (Мировой Разум Гегеля, Бог в религиозной философии); субъективный идеализм отрицает объективное существование мира (мир есть совокупность моих ощущений – Беркли, Юм).

Можно также иначе типологизировать философское мировоззрение (религиозное и атеистическое). А по критерию – что философы ставят в центр при объяснении мира и человека – можно выделить космоцентристское (античное мировоззрение), теоцентристское (средневековое мировоззрение), антропоцентристское (ренессансное мировоззрение), наукоцентристское (новоевропейское мировоззрение) и т.д.

Можно также выделить классический и неклассический типы философского мировоззрения, или типы философствования (здесь критерий – стилистика мышления).


Философия Древней Индии

Философия Древней Индии. В IV – III тыс. до н.э. в долине реки Инд складывается древнеиндийская цивилизация. В середине I тыс. до н.э. в Индии формируется брахманизм. Основу учения составляет принцип единства Брахмана (безличный Абсолют) и Атмана (индивидуальное духовное начало человека).

Древнейшим литературным памятником являются Веды. Возникновение философии в Др. Индии относится к середине I тыс. до н.э. и связано с появлением Упанишад. Философские школы делятся на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие Веды, считая их лживыми и многословными). Ортодоксальных школ шесть: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта. Они воспроизводят философские идеи Упанишад. К неортодоксальным школам относят: джайнизм, буддизм, локаята. Они используют понятия Вед, но их интерпретация не совпадает с принятой.

Буддизм (VI в. – V в. до н.э.)– одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и исламом. Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. Все учение Будды выстраивается вокруг Четырех Благородных Истин: 1. жизнь есть страдание, 2. причина страдания – жажда желания, 3. существует состояние, в котором нет страдания – Нирвана, 4. существует путь достижения этого состояния – восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного нового рождения. Восьмеричный путь – путь освобождения от колеса Сансары и Кармы. Карма – моральное воздаяние – сознательные поступки человека, определяющие его дальнейшие перерождения. Колесо Сансары – перерождение; проживание жизни за жизнью. После смерти Будды происходит разделение буддизма на Махаяну (большую колесницу - широкий путь спасения) и Хинаяну (малую колесницу - узкий путь спасения).

Джайнизм возникает в VI веке до н.э. Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины. Цель джайнизма – освобождение души от ее подчинения страстям и достижение мокши. Указанное освобождение достигается следованием особому образу поведения, включающему пять обетов. Главный принцип джайнизма - не причиняй вреда живому.

Локаятаотрицает существование любого другого мира, кроме материального. Мир состоит из первоэлементов и их сочетаний. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. После гибели они разлагаются на первоэлементы. Сознание существует реально и рассматривается как результат взаимодействия элементов, составляющих человека. Вера в богов, душу, загробный мир ложна.


 

Философия Древнего Китая

Философия Древнего Китая.Древнекитайская цивилизация формируется в середине 2 тыс. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». Школы и течения китайской философии объединяет единый корень - культура Дао.

Философские школы: Даосизм(основатель Лао цзы). Философские основания даосизма излагаются в трактате Дао дэ цзин. В центре даосского учения находится Дао - мистическая реальность, которую нельзя охватить умом. Хотя человек не может познать Дао, он может жить в согласии с ним. Жизнь в гармонии с Дао предполагает следование основным принципам: 1. переживание запредельного единства всех вещей, а не их разобщение, 2. у-вэй, т.е. несовершение действий идущих в разрез с природой, 3. социальная пассивность. Конфуцианство(основательКун Фу цзы). Конфуцианство сосредотачивается на добродетелях, следуя которым, люди могут жить в гармонии друг с другом и создавать справедливое и упорядоченное общество. Это Жэнь (человеколюбие, гуманность); Ли(правила, церемонии, обряд, этикет). Вэнь (воспитанность). Жэнь, Ли, Вэнь – черты идеальной личности, именуемой благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Моизм (основатель Мо-цзы). Суть учения моистов заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе. Легизм (основатель Хань Фэй) стремился создать централизованное государство. Спасение заключается исключительно в создании сильного и деспотического государства, где все дела осуществляются на основе награды и наказания. Для осуществления этих целей должна быть сильная армия и глупый народ. Школа Инь и Ян — школа натурфилософии. Разрабатывает вопросы сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека, на основе сил Инь и Ян и циклическом взаимодействии «пяти стихий. Школа имен ориентировалась на решение проблем языкового выражения действительности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.